Рабочая программа Историческая психология

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования РФ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Н.И. Бореева»


Рассмотрена на заседании МО
протокол № ___

от ___________

Согласована заместитель директора по УВР

______ М.В.Люманова

Утверждена

приказом директора
от _________ № ____ __________Е.С.Парамонова







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ


68 часов (2 часа в неделю)













Учитель: Беляева М.И.










2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе программы курса платных образовательных услуг по истории «Историческая психология» для обучающихся 10-11 классов.

Выбор темы курса объясняется интересами исторической психологии и потребностью учащихся и их родителей.

Рабочая программа включает коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявления материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Выбранный курс предполагает обеспечение социальной адаптации обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций. Это определяет направленность целей курса на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности в информационном обществе.

Курс «Историческая психология» рассчитан на 68 часов, срок реализации программы 1 год.

Цель курса. Формирование у учащихся научных представлений о возникновении и динамике развития психологических знаний в мировой и российской истории.

Задачи курса:

1. Изучение основных этапов и условий становления психологического знания в контексте развития науки и культуры определенного исторического периода.

2. Анализ творческих идей и научного наследия известных зарубежных и российских ученых, внесших вклад в развитие исторической психологии.

3. Знакомство с основными направлениями развития современной исторической психологии.

Рабочая программа строится на принципах

- научности,

- доступности,

- опережающей сложности,

- вариативности.

Методы и формы обучения.

В процессе проведения занятий могут использоваться различные формы деятельности: написание сочинений-рассуждений, конспектирование, составление обобщающих таблиц, алгоритмов, кроссвордов, решение тестовых задач, дискуссии.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

● работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);

● самостоятельная работа;

● работа в группах, парах;

● индивидуальная работа.

Контроль учебных достижений: практикум, контрольная работа, тест.

Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Своеобразие и специфика данной рабочей программы состоит в том, что изучаемый материал достаточно равномерно распределён в течение года и дополняет темы изученные учащимися ранее.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Историческая психология» обучающиеся должны:

  • иметь представление о наиболее значимых событиях, фактах и персоналиях в исторической психологии;

  • знать историю научных школ и научных направлений, особенности развития исторической психологии в различные хронологические периоды и в разных этно-культурных регионах;

  • владеть основами историко-сравнительного исследования.

Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.

Формы контроля

Контроль уровня сформированности знаний осуществляется на трёх уровнях:

1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);

2. промежуточный (проводится в форме творческих и самостоятельных работ);

3. итоговый (в конце курса) проводится в форме итоговой контрольной работы.

Содержание программы

Предмет исторической психологии (5 ч.)

Феномен ментальности. А. Я. Гуревич о ментальных явлениях. Развитие исторической психологии как науки. Трудности реконструирования ментальностей. Пути их разрешения. П. Берк об исследовании интересов, категорий, метафор. Источники по исторической психологии. Методы анализа источников. Место исторической психологии в системе исторических знаний. Массовые психические эпидемии.

Психология первобытного строя. (6 ч.)

Психологическое объяснение антропогенеза. Б.Ф. Поршнев о происхождении сознания. Символическое сознание пещерных гоминидов. Магия первобытного человека. Архетипы. Первобытная мифология. К. Леви-Стросс о структуре мифов. Мифологическое время. Мировое дерево - первобытная картина мира. Личностная самоидентификация первобытного человека. «Люди («настоящие люди») - «не-люди». Человек и мир вещей. В. И. Абаев, Л. Б. Вишняцкий о происхождении речи и языка.

Менталитет человека Древнего Востока. (5 ч.)

Восприятие времени. Взаимоотношения человека, социума и природы. Отношение к миру вещей. Личностная самоидентификация человека. Анонимность и авторское начало в древневосточной культуре. Значение семейно-родовой группы для человека. Кризис идентичности личности в конце II - начале I тысячелетия до н. э. Социальный идеал древневосточного человека. Послушание непокорность.

Мир представлений человека Древней Греции. (8 ч.)

Самоценность личности древнего грека. Особенности природных условий и своеобразие греческого характера. Влияние строя древнегреческого полиса на психологический склад греков. Дух агона и диалогичность. Сознание свободы и чувство долга перед полисом. Отношение греков к жизни и смерти. Восприятие времени. Счет поколений. Особенности летосчисления и деления суток. Психологическая слитность с природой. Своеобразие древнегреческой религиозности («религия видения»). Эллинство и полисный патриотизм. Представления о физическом и интеллектуальном труде. «Культура стыда» - «культура вины» и оценки поведения древних греков. Аретэ - идеал греков.

Особенности древнеримского менталитета. (5 ч.)

Римский характер. Римская мифология. Активизм и фатализм римлян. Формирование личности римского гражданина. Роль латинского языка. Отношение римлян к смерти. Войны, гладиаторские игры и римский характер. Жизненные предпочтения римлян. Иерархия обязанностей. Ценность свободы. Отношение к деньгам и богатству. Прагматизм и консерватизм мышления римлян. Отражение в баснях Федра и Бабрия общественных нравов и социокультурных ценностей римлян. Этническое самосознание римлян.

торговцев и городов». Концепция исторического времени в христианстве. Трудовая мораль и ее эволюция в средние века. Место знаний в системе ценностей. Средневековый идеал личности. Образ Иисуса Христа. Культ Дамы в рыцарской среде. Идеальные личности-современники. Ренессансный идеал человека. Восприятие времени. Ценности богатства, труда, знаний. Культурно-психологический тип возрожденческой личности.

Менталитет Нового времени. (10 ч.)

Восприятие жизни в XVII-XVIIIвв. Психология и поведение аристократии. «Письма к сыну» Честерфилда: портрет джентльмена. Сдвиги в представлениях о любви и дружбе. Дон Жуан. Прево «Манон Леско». Французская революция XVIII в.: образ героя, гения «частного человека». И. В. Гете «Фауст». Психология предпринимательства. Отношение к богатству и наживе в XVII и XVIII вв. Дж. Бэньяи «Жизнь и смерть мистера Бэдмена». Э. Томпсон о «моральной экономии» народных низов. М. Вебер «Протестантская этика и дух капитализма». Рационализация жизни в эпоху промышленного капитализма. В. Зомбарт о «человеке экономическом» Критерии оценки человека. Психология денег. Хозяйственное поведение «новых буржуа» Урбанизация и городская ментальность.

Жизненные предпочтения горожанина. «Контрценности» пролетариата. Изменения в восприятии времени. Иррациональные компоненты в нововременном сознании: коллективные страхи.

Массовое сознание в XX в. (8 ч.)

Изучение психологии толпы. Г. Лебон, Г. Тард, 3. Фрейд, X. Ортега-и-Гассет, С. Московичи. Психология тоталитарных движений и режимов. Т. Адорно об авторитарной личности. Э. Фромм о некрофильной ориентации личности. Психологические комплексы социальной неполноценности. Мотивация вступления в фашистские организации. Роль социально-психологических традиций, пропагандистских мифов и стереотипов в нацистской идеологической индоктринации населения Германии. Психологические особенности "рыночной личности". Массовая культура и ментальность.

Национальная психология. (3 ч.)

Национальная самоидентификация. Современная историография национализма. Становление английского национального самосознания. Структура японского национального характера.

Психология личности. (5 ч.)

Личность как объект исторической психологии. Роль бессознательного в деятельности исторической личности. Наследственность, окружение детства и психология исторического поведения личности. "Кризис идентичности" личности и история общества. Культурно-исторические типы личности.


Тема

Всего часов

Теория

Практика

Предмет исторической психологии

5 ч.

5 ч.

Психология первобытного строя

6 ч.

5 ч.

1 ч.

Менталитет человека Древнего Востока

5 ч.

4 ч.

1 ч.

Менталитет человека Древней Греции

8 ч.

6 ч.

2 ч.

Особенности древнеримского менталитета

5 ч.

4 ч.

1ч.

Психология Средневекового общества

11 ч.

9 ч.

2 ч.

Менталитет Нового времени

10 ч.

8 ч.

2 ч.

Массовое сознание в ХХ в.

8 ч.

6 ч.

2 ч.

Национальная психология

3 ч.

3 ч.

Психология личности

5 ч.

4 ч.

1 ч.

ЛИТЕРАТУРА

Литература для учащихся:

  1. Боброва Е.Ю. Основы исторической психологии. СПб., 1997.

  2. Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-на-Дону, 1994; 2. изд. М.,

Литература для педагога:

  1. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978.

  2. Зомбарт В. Буржуа. М., 1994 .

  3. История и психология. М., 1971.

  4. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

  5. Московичи С. Век толпы. М., 1998.

  6. Нации и национализм. М., 1991.

  7. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

  8. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы: этнопсихологические очерки. М., 1996.

  9. Психология толп. М., 1998.

  10. Райх В. Массовая психология фашизма. М., 1992.

  11. Фрейд 3., Буллит У. Томас Вудро Вильсон. 28-й президент США. Психологическое исследование. М., 1992.

  12. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

  13. Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001.

  14. Эриксон Э. Юный Лютер. Психоаналитическое и историческое исследование. М., 1996.




































Календарно - тематическое планирование историческая психология (68 ч)


Восприятие жизни в XVII-XVIII вв.

1 ч.



    Психология и поведение аристократии

    1 ч.



      Образ героя во Французской революции XVIII в.

      1 ч.



        Психология предпринимательства

        1 ч.



          Отношение к богатству и наживе в XVII-XVIII вв.

          1 ч.



            Рационализация жизни в эпоху капитализма

            1 ч.



              Психология денег

              1 ч.



                Хозяйственное поведение «новых буржуа»

                1 ч.



                  Жизненные предпочтения горожанина

                  1 ч.



                    Коллективные страхи в Новое время

                    1 ч.



                      Изучение психологии толпы

                      1 ч.



                        Психология тоталитарных движений и режимов

                        1 ч.



                          Т. Адорно об авторитарной личности

                          1 ч.



                            Э. Фромм о некрофильной ориентации личности

                            1 ч.



                              Мотивация вступления в фашистские организации

                              1 ч.



                                Роль социально-психологических традиций в нацистской идеологии населения Германии

                                1 ч.



                                  Психологические особенности «рыночной личности»

                                  1 ч.



                                    Массовая культура и ментальность

                                    1 ч.



                                      Национальная самоидентификация

                                      1 ч.



                                        Становление английского национального самосознания

                                        1 ч.



                                          Структура японского национального характера

                                          1 ч.



                                            Личность как объект исторической психологии

                                            1 ч.



                                              Роль бессознательного в деятельности исторической личности

                                              1 ч.



                                                Наследственность, окружение детства и психология исторического поведения личности

                                                1 ч.



                                                  «Кризис идентичности» личности и история общества

                                                  1 ч.



                                                    Культурно-исторические типы личности

                                                    1 ч.




                                                    © 2010-2022