- Преподавателю
- История
- Рабочая программа Историческая психология
Рабочая программа Историческая психология
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Беляева М.И. |
Дата | 22.08.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования РФ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Н.И. Бореева»
Рассмотрена на заседании МО
протокол № ___
от ___________
Согласована заместитель директора по УВР
______ М.В.Люманова
Утверждена
приказом директора
от _________ № ____ __________Е.С.Парамонова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
68 часов (2 часа в неделю)
Учитель: Беляева М.И.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы курса платных образовательных услуг по истории «Историческая психология» для обучающихся 10-11 классов.
Выбор темы курса объясняется интересами исторической психологии и потребностью учащихся и их родителей.
Рабочая программа включает коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявления материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Выбранный курс предполагает обеспечение социальной адаптации обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций. Это определяет направленность целей курса на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности в информационном обществе.
Курс «Историческая психология» рассчитан на 68 часов, срок реализации программы 1 год.
Цель курса. Формирование у учащихся научных представлений о возникновении и динамике развития психологических знаний в мировой и российской истории.
Задачи курса:
1. Изучение основных этапов и условий становления психологического знания в контексте развития науки и культуры определенного исторического периода.
2. Анализ творческих идей и научного наследия известных зарубежных и российских ученых, внесших вклад в развитие исторической психологии.
3. Знакомство с основными направлениями развития современной исторической психологии.
Рабочая программа строится на принципах
- научности,
- доступности,
- опережающей сложности,
- вариативности.
Методы и формы обучения.
В процессе проведения занятий могут использоваться различные формы деятельности: написание сочинений-рассуждений, конспектирование, составление обобщающих таблиц, алгоритмов, кроссвордов, решение тестовых задач, дискуссии.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
● работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
● самостоятельная работа;
● работа в группах, парах;
● индивидуальная работа.
Контроль учебных достижений: практикум, контрольная работа, тест.
Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Своеобразие и специфика данной рабочей программы состоит в том, что изучаемый материал достаточно равномерно распределён в течение года и дополняет темы изученные учащимися ранее.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Историческая психология» обучающиеся должны:
-
иметь представление о наиболее значимых событиях, фактах и персоналиях в исторической психологии;
-
знать историю научных школ и научных направлений, особенности развития исторической психологии в различные хронологические периоды и в разных этно-культурных регионах;
-
владеть основами историко-сравнительного исследования.
Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.
Формы контроля
Контроль уровня сформированности знаний осуществляется на трёх уровнях:
1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);
2. промежуточный (проводится в форме творческих и самостоятельных работ);
3. итоговый (в конце курса) проводится в форме итоговой контрольной работы.
Содержание программы
Предмет исторической психологии (5 ч.)
Феномен ментальности. А. Я. Гуревич о ментальных явлениях. Развитие исторической психологии как науки. Трудности реконструирования ментальностей. Пути их разрешения. П. Берк об исследовании интересов, категорий, метафор. Источники по исторической психологии. Методы анализа источников. Место исторической психологии в системе исторических знаний. Массовые психические эпидемии.
Психология первобытного строя. (6 ч.)
Психологическое объяснение антропогенеза. Б.Ф. Поршнев о происхождении сознания. Символическое сознание пещерных гоминидов. Магия первобытного человека. Архетипы. Первобытная мифология. К. Леви-Стросс о структуре мифов. Мифологическое время. Мировое дерево - первобытная картина мира. Личностная самоидентификация первобытного человека. «Люди («настоящие люди») - «не-люди». Человек и мир вещей. В. И. Абаев, Л. Б. Вишняцкий о происхождении речи и языка.
Менталитет человека Древнего Востока. (5 ч.)
Восприятие времени. Взаимоотношения человека, социума и природы. Отношение к миру вещей. Личностная самоидентификация человека. Анонимность и авторское начало в древневосточной культуре. Значение семейно-родовой группы для человека. Кризис идентичности личности в конце II - начале I тысячелетия до н. э. Социальный идеал древневосточного человека. Послушание непокорность.
Мир представлений человека Древней Греции. (8 ч.)
Самоценность личности древнего грека. Особенности природных условий и своеобразие греческого характера. Влияние строя древнегреческого полиса на психологический склад греков. Дух агона и диалогичность. Сознание свободы и чувство долга перед полисом. Отношение греков к жизни и смерти. Восприятие времени. Счет поколений. Особенности летосчисления и деления суток. Психологическая слитность с природой. Своеобразие древнегреческой религиозности («религия видения»). Эллинство и полисный патриотизм. Представления о физическом и интеллектуальном труде. «Культура стыда» - «культура вины» и оценки поведения древних греков. Аретэ - идеал греков.
Особенности древнеримского менталитета. (5 ч.)
Римский характер. Римская мифология. Активизм и фатализм римлян. Формирование личности римского гражданина. Роль латинского языка. Отношение римлян к смерти. Войны, гладиаторские игры и римский характер. Жизненные предпочтения римлян. Иерархия обязанностей. Ценность свободы. Отношение к деньгам и богатству. Прагматизм и консерватизм мышления римлян. Отражение в баснях Федра и Бабрия общественных нравов и социокультурных ценностей римлян. Этническое самосознание римлян.
торговцев и городов». Концепция исторического времени в христианстве. Трудовая мораль и ее эволюция в средние века. Место знаний в системе ценностей. Средневековый идеал личности. Образ Иисуса Христа. Культ Дамы в рыцарской среде. Идеальные личности-современники. Ренессансный идеал человека. Восприятие времени. Ценности богатства, труда, знаний. Культурно-психологический тип возрожденческой личности.
Менталитет Нового времени. (10 ч.)
Восприятие жизни в XVII-XVIIIвв. Психология и поведение аристократии. «Письма к сыну» Честерфилда: портрет джентльмена. Сдвиги в представлениях о любви и дружбе. Дон Жуан. Прево «Манон Леско». Французская революция XVIII в.: образ героя, гения «частного человека». И. В. Гете «Фауст». Психология предпринимательства. Отношение к богатству и наживе в XVII и XVIII вв. Дж. Бэньяи «Жизнь и смерть мистера Бэдмена». Э. Томпсон о «моральной экономии» народных низов. М. Вебер «Протестантская этика и дух капитализма». Рационализация жизни в эпоху промышленного капитализма. В. Зомбарт о «человеке экономическом» Критерии оценки человека. Психология денег. Хозяйственное поведение «новых буржуа» Урбанизация и городская ментальность.
Жизненные предпочтения горожанина. «Контрценности» пролетариата. Изменения в восприятии времени. Иррациональные компоненты в нововременном сознании: коллективные страхи.
Массовое сознание в XX в. (8 ч.)
Изучение психологии толпы. Г. Лебон, Г. Тард, 3. Фрейд, X. Ортега-и-Гассет, С. Московичи. Психология тоталитарных движений и режимов. Т. Адорно об авторитарной личности. Э. Фромм о некрофильной ориентации личности. Психологические комплексы социальной неполноценности. Мотивация вступления в фашистские организации. Роль социально-психологических традиций, пропагандистских мифов и стереотипов в нацистской идеологической индоктринации населения Германии. Психологические особенности "рыночной личности". Массовая культура и ментальность.
Национальная психология. (3 ч.)
Национальная самоидентификация. Современная историография национализма. Становление английского национального самосознания. Структура японского национального характера.
Психология личности. (5 ч.)
Личность как объект исторической психологии. Роль бессознательного в деятельности исторической личности. Наследственность, окружение детства и психология исторического поведения личности. "Кризис идентичности" личности и история общества. Культурно-исторические типы личности.
Тема
Всего часов
Теория
Практика
Предмет исторической психологии
5 ч.
5 ч.
Психология первобытного строя
6 ч.
5 ч.
1 ч.
Менталитет человека Древнего Востока
5 ч.
4 ч.
1 ч.
Менталитет человека Древней Греции
8 ч.
6 ч.
2 ч.
Особенности древнеримского менталитета
5 ч.
4 ч.
1ч.
Психология Средневекового общества
11 ч.
9 ч.
2 ч.
Менталитет Нового времени
10 ч.
8 ч.
2 ч.
Массовое сознание в ХХ в.
8 ч.
6 ч.
2 ч.
Национальная психология
3 ч.
3 ч.
Психология личности
5 ч.
4 ч.
1 ч.
ЛИТЕРАТУРА
Литература для учащихся:
-
Боброва Е.Ю. Основы исторической психологии. СПб., 1997.
-
Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-на-Дону, 1994; 2. изд. М.,
Литература для педагога:
-
Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978.
-
Зомбарт В. Буржуа. М., 1994 .
-
История и психология. М., 1971.
-
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
-
Московичи С. Век толпы. М., 1998.
-
Нации и национализм. М., 1991.
-
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.
-
Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы: этнопсихологические очерки. М., 1996.
-
Психология толп. М., 1998.
-
Райх В. Массовая психология фашизма. М., 1992.
-
Фрейд 3., Буллит У. Томас Вудро Вильсон. 28-й президент США. Психологическое исследование. М., 1992.
-
Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
-
Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001.
-
Эриксон Э. Юный Лютер. Психоаналитическое и историческое исследование. М., 1996.
Календарно - тематическое планирование историческая психология (68 ч)
Восприятие жизни в XVII-XVIII вв.
1 ч.
Психология и поведение аристократии
1 ч.
Образ героя во Французской революции XVIII в.
1 ч.
Психология предпринимательства
1 ч.
Отношение к богатству и наживе в XVII-XVIII вв.
1 ч.
Рационализация жизни в эпоху капитализма
1 ч.
Психология денег
1 ч.
Хозяйственное поведение «новых буржуа»
1 ч.
Жизненные предпочтения горожанина
1 ч.
Коллективные страхи в Новое время
1 ч.
Изучение психологии толпы
1 ч.
Психология тоталитарных движений и режимов
1 ч.
Т. Адорно об авторитарной личности
1 ч.
Э. Фромм о некрофильной ориентации личности
1 ч.
Мотивация вступления в фашистские организации
1 ч.
Роль социально-психологических традиций в нацистской идеологии населения Германии
1 ч.
Психологические особенности «рыночной личности»
1 ч.
Массовая культура и ментальность
1 ч.
Национальная самоидентификация
1 ч.
Становление английского национального самосознания
1 ч.
Структура японского национального характера
1 ч.
Личность как объект исторической психологии
1 ч.
Роль бессознательного в деятельности исторической личности
1 ч.
Наследственность, окружение детства и психология исторического поведения личности
1 ч.
«Кризис идентичности» личности и история общества
1 ч.
Культурно-исторические типы личности
1 ч.