Наука и образование в XVIII веке

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней №144 МОН ДНР


Наука и образование в XVIII веке



Фарафонова Наталия Александровна

учитель истории высшей категории, старший учитель





Донецк 2015 год

Паспорт

открытого урока


1.Класс - 7

2.Продолжительность - 45 минут

3.Место проведения - кабинет истории

4.Дисциплина: история

5.Тема - Наука и образование в 18 веке

6. Тип урока: Изучение нового материала

7.Цель урока: знакомство обучающихся с особенностями развития российской науки и образования в 18 веке

8.Задачи

8.1 Образовательные:

- Дать представление о развитии точных и естественных наук в России в данный период

- Охарактеризовать развитие просвещения и системы образования в России в 18 веке

- Определить роль М.В.Ломоносова в развитии Российской науки

8.2 Развивающие:

- Формировать умения самостоятельной работы, анализа исторических документов, презентации, карты

Универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные):

- Развивать монологическую и диалогическую речь обучающихся (К)

- Формировать умения работать в малых группах (К)

- Формировать умения извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, карта, иллюстрация) (П)

- Формировать умение строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать (К)

- Давать оценку результатам своей работы (Р)

8.3 Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к Отечественной науке и образованию,

Универсальные учебные действия

Воспитывать чувство гордости за свою страну на примере русских учёных и изобретателей (Л)

Способствовать эстетическому воспитанию учащихся (Л)

Формировать личностную мотивацию учебной деятельности (Л)

9. Основной дидактический метод - Индивидуальный, групповой, частично - поисковый, ситуационного моделирования, опережающее обучение.

10. Частные методы и приемы - дидактическая игра, работа с текстом, метод иллюстрации, метод стимулирования и мотивации изучения исторического материала

11.Дидактические средства обучения: тестовые задания, карточки, презентация к уроку, компьютер, проектор, экран, учебник, раздаточный материал, учебная доска.

12. Список использованных источников:

1.А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России конец XVI - XVIII века. М. Просвещение, 2014г

2.Е.Н.Сорокина. Поурочные разработки по истории России (Конец XVI - XVIII век) , 7 класс, М. ВАКО, 2015г

3. К.А. Соловьев, В.Н.Серов. Поурочные разработки по истории России конец XVI - XVIII век к учебному комплекту

4. А.А.Данилова, Л.Г.Косулина История России, 7 класс, М.ВАКО, 2006г


План урока

1.Организационный момент

1.1.Приветствие учащихся и гостей

1.2. Настрой на урок

2. Постановка цели и задач

2.1 Вступительная беседа

2.2. Создание проблемной ситуации

3. Открытие новых знаний

3.1 Академия наук

3.2. М.В.Ломоносов (1711 - 1765)

3.3. Естественные науки

3.4 Гуманитарные науки (история и филология)

3.5. Академические экспедиции

3.6. Выдающиеся техники и изобретатели

3.7. Система образования

4. Первичное закрепление нового материала

5. Подведение итогов урока

5.1. Оценивание работы на уроке

5.2.Рефлексия

6.Задание на дом

6.1.Пояснение домашнего задания

Ход урока.


  1. Организационный этап.

  • Взаимное приветствие учителя и учащихся

  • Определение отсутствующих

  • Проверка внешнего состояния классного помещения

  • Проверка подготовленности учащихся к уроку

  • Организация внимания



  1. Подготовка обучающихся к активному усвоению нового материала.

Плакат - эпиграф:

Век восемнадцатый - России просвещение,

Расцвет в науке, шаг в литературе,

Образования явилось вдруг знаменье,

И настоящий человек заложен в той натуре…..

( О. Гайдукова )

Цель: настроить обучающихся на усвоение материала по данной теме.

-Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Да, речь сегодня пойдет о развитии науки и образования в России в 18 веке. Мы с вами изучили экономическое и политическое развитие России, внешнюю политику и восстания в России в 18 веке. А теперь переходим к изучению темы развитие культуры в 18 веке. Тема эта включает вопросы развития науки и образования, художественной культуры (литература, живопись, архитектура, скульптура, музыка, театр, быт, обычаи). Об этом мы будем говорить на последующих уроках.

Запись темы урока в тетради.

- 18 век в России - время становления российской науки. Крупнейшими событиями этого времени стало открытие Академии наук и Московского университета. Российские учёные, путешественники, мореходы в это столетие сделали ряд важнейших открытий. Проводились академические экспедиции для изучения новых, ещё не известных науке территорий. 18 век стал эпохой прорыва в научно - технической мысли России. А.К. Нартов, К .Д. Фролов, И.П. Кулибин - выдающиеся техники и изобретатели. Этими славными именами по праву гордится Россия, но особая роль в развитии российской науки принадлежит М.В. Ломоносову - величайшему учёному своего времени.

Сегодня мы рассмотрим как развивались наука и образование в России 18 веке и определим роль М. В. Ломоносова в развитии науки. А сейчас мы должны записать план урока, согласно которому мы проведём урок в форме путешествия в музей «Наука и образование».

Запись плана урока в тетради.

План урока.

1.Академия наук.

2.М.В.Ломоносов (1711- 1765) .

3.Естественные науки.

4.История и филология.

5. Академические экспедиции.

6. Выдающиеся техники и изобретатели.

7.Образование.

Прежде чем начать наше путешествие, вы должны подумать над вопросами:

- Почему Академия наук, Московский университет, люди науки, изобретатели составляют богатство страны? На этот вопросы вы должны будете ответить в конце знакомства с этой темой.


  1. Сообщение новых знаний.

Мы у станции «Научная» (отдел «Наука» в музее)

(Выступление с электронной презентацией)

3.1. Создание и деятельность Академии наук.

3.2. Учёные Академии наук; М.В. Ломоносов. Г. Миллер, Э. Эйлер.

3.3. Главные открытия русских учёных в сфере естественных наук: М. И. Шеин, М.В. Ломоносов, Г. В. Рихман. (работа с текстом учебника)

Вопросы: Назовите крупнейшие достижения русских учёных в области естественных наук.

Вопросы классу про М.В. Ломоносова:

• Какому знаменитому россиянину А.С. Пушкин посвятил эти строки?

Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;

Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!

Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:

Будешь умы уловлять, будешь помощник царям

  • Кто из этих поэтов был ученым-естествоиспытателем?

А. Г. Державин. Б. В. Жуковский. В. М. Ломоносов. Г. К. Батюшков.

• Какой русский ученый родился в деревне Денисовка в семье помора?

• В Архангельской или Мурманской области родился М.В. Ломоносов?

• Что, если верить М.В. Ломоносову, питает очень моло­дых мужчин? («Науки юношей питают»)


  1. Гуманитарные науки (история, филология) (работа с учебником и иллюстрациями)

Вопрос: Какую практическую пользу принесло развитие филологии для образования? (Утверждение нового литературного языка, в основу которого положен принцип «Писать, как говорят, и говорить, как пишут»)

1783 г. - открытие российской Академии - научный центр для изучения русского языка и литературы.

Вызвать к доске для чтения одного.

М.Н. Татищев - историк, создавший труд «История Российская» - освещение истории нашей страны (работа с документом В.Н. Татищев «Из трактата «Разговор двух приятелей о пользе науки и учения)

Вопрос: Какие качества ценили в детях в 18 веке? Какое значение в жизни ребёнка В.Н. Татищев придаёт учёбе? (доброта, разум, способности)

3.5. Станция «Путешественников и мореходов» (Выступление с электронной презентацией)

- Академические экспедиции: восточное и северное направление

- Исследователи - В. Беринг, Крашенинников.

1725 - I Камчатская экспедиция

1728 - Камчатская экспедиция В.Беринга

1733 - 1743 - Великая Северная экспедиция В.Беринга

  1. - открытие Аляски В.Берингом

Вопросы - задания для класса:

а) Академик, выдающийся историк, создавший фундамен­тальное описание Сибири, имеющее научное значение по сей день:

- Л. Эйлер - В. Беринг - Г. Миллер - Г. Рихман

б) Вот строки из стихотворения Михаила Васильевича Ло­моносова:

Там влажный флота путь белеет

И море тщится уступить.

Колумб российский через воды

Спешит в неведомы народы.

- Кого Ломоносов называл российским Колумбом? (В.Беринга)


Станция «Техников и изобретателей» (Выступление с электронной презентацией)

- Выдающиеся техники и их изобретения: А.К. Нартов , К.Д. Фролов, И.П. Кулибин , И.И. Ползунов, И. и М. Моторины.

Работа с историческими документами:

- «Школьные товарищ».


Вопросы - задания для класса:

- Зачем были открыты на Урале горнозаводские школы?

- Как учились в школе Фролов и Ползунов, какова была их маль­чишеская мечта?

- Как они ее осуществили?

- «Кулибин испытывает модель арочного моста»

Вопросы.

- Почему мост назывался «арочным», в чем заключалась его необычность?

- Какие результаты дало испытание модели моста? ( Его не надо было разводить при переходе судов по р. Неве, длина 300 м, но мост не был построен)

2. Заполните таблицу в рабочей тетради.

Техники и изобретения

Дата

Имя

Открытия и достижения


А.К. Нартов



И. и М. Моторины



К.Д. Фролов



И.П. Кулибин



И.И. Ползунов


3. Укажите, кого из изобретателей Г.Р. Державин назы­вал «Архимедом наших дней»:

М.В. Ломоносова И.И. Ползунова И.П.. Кулибина К.Д. Фролова

4. Допишите фамилии выдающихся русских уче­ного-физика и изобретателя.

Б


Бернулли

П


Ползунов


  1. Станция «Образовательная» (Выступление с электронной презентацией

- Характеристика системы образования, зарождение общеобразовательной школы, появление закрытых учебных заведений.

- Просветители: И.И. Шувалов, Е. Р. Дашкова, Н.И. Новиков.

Вопросы - задания для класса:

Работа с карточками

1. Отметьте правильный ответ.

Инициатором открытия Московского университета явля­ется:

а) Е. Р. Дашкова; б) М. В. Ломоносов; в) В. Н. Татищев; г) Г.Р. Державин;

д) Г.Миллер.

2. Новым явлением в системе образования в 18 в. стало:

а) приглашение специалистов из других стран;

б) зарождение общеобразовательной школы;

в) переход к светскому образованию;

г) переход ко всеобщему начальному образованию.

3. Отметьте знаком «+» учебные заведения, созданные во второй половине 18 в.

Уездные училища


Цифирные школы


Смольный институт


Бестужевские курсы


  1. Выберите среди перечисленных в табличке и обведите в кружок дату открытия Художественной академии.

1755

1757

1764

1767


5. Укажите, какого факультета не было в Московском университете:

1) юридического 2) философского 3) богословского 4) медицинского


  1. Закрепление изученного материала

Беседа по вопросам:

- Для чего и в каком году была основана Академия наук?

- Как вы оцениваете вклад российских учёных в мировую науку?

- Каковы масштабы и итоги научных экспедиций?

- Доступным ли было образование и наука для всех российского общества?

И последний вопрос, поставленный заранее: Почему Академия наук, Московский университет, люди науки, изобретатели составляют богатство страны?


18 столетие вошло в Россию как век просвещения и рождения российской науки. Её гордостью стал учёный - естествоиспытатель мирового значения М.В. Ломоносов.

  1. Подведение итога урока

Оценивание работы на уроке.

Рефлексия

  1. Задание на дом: п. 30 прочитать, ответить на вопросы, составить таблицу «Наука и образование в России 18 века».




© 2010-2022