Проект урока истории по теме Культура Древней Руси (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Институт дополнительного профессионального образования

Центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей





Воспитание у учащихся патриотизма, гражданственности, толерантности на уроках отечественной истории.

На материале урока ¨Культура Древней Руси¨



Итоговое практическое задание по программе повышения квалификации

«Современный подход к преподаванию истории на основе историко-культурного стандарта и с учетом внедрения ФГОС»

Выполнил(а):

Иваненко И.А.

учитель истории и обществознания,

МКОУ «Шишкинская СОШ »

______________ (подпись) Задание защищено:

«_23__» ___10_____ 2015г

Барнаул - 2015

Введение.

Введение

Формирование гражданственности, патриотизма и толерантности - важное направление в гражданско - патриотическом образовании. И здесь главная роль принадлежит образовательным учреждениям, которые могут внести значительный вклад в создание условий для воспитания социально - активного, нравственного полноценного и физически здорового человека.

В ФГОС определены личностные характеристики выпускника «портрет выпускника школы», гражданско патриотического качества, в котором играют определяющую роль:

- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом , государством, человечеством.

Таким образом, гражданско патриотическое образование и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Не маловажное значение в решении этой задачи отводится историко-культурному стандарту.

Стандарт, прежде всего, направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательский компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Задачи историко - культурного стандарта:

- создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;

- сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства;

- показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;

- раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян.соответствии с требованием ФГОС:

Цель урока - создать условия для достижения образовательного процесса в личностные (продолжить формирование чувства патриотизма, эстетического восприятия мира);

метапредметные: (учить устанавливать причинно-следственные связи, принимать решения в практических ситуациях, обнаруживать пробелы в знаниях, восполнять их);

предметные (познакомить учащихся с высоким для своего времени уровнем развития русской культуры, с самобытными культурными традициями, сложившимися на Руси в результате слияния культуры восточных славян, Византии и других соседей)

Урок _системно-деятельностного типа.

Схема урока

1. Организационный момент, включающий:

• постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);

• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

• описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание



Учащиеся высказывают свое мнение

Демонстрация ленты времени на интерактивной доске.

Учитель: Посмотрите на ленту, скажите о каком временном отрезке истории Руси шла речь на предыдущем уроке?

Учитель обобщает ответы учащихся.

Учитель: До сих пор мы говорили о самых тяжёлых временах на Руси, о ратных подвигах, воинском мастерстве, о деятельности первых русских князей.

Давайте проверим, как вы усвоили изученный материал.



УУД - формирование умения строить высказывание

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

• описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание


Учащиеся выполняют тестовые задания.


Учащиеся проверяют работы по ключу, который проецируется на интерактивную доску и оценивают друг друга.

Учитель предлагает выполнить учащимся тест «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром».

Учитель: А теперь давайте проверим, как вы выполнили тесты. Поменяйтесь друг с другом тетрадями и оцените ответы товарища.




УУД - формирование умения оценивания

3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть, достигнут учащимися на данном этапе урока);

определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Перед детьми на интерактивной доске макет электронной книги Учащиеся отвечают на вопрос.

Учащиеся выполняют задание «Закончить фразу «Культура - это…» и озвучивают свой вариант.



Учащиеся фиксируют определение исторического термина в тетради.


Учащиеся высказывают предположения.




Дети высказывают свое мнение.


Учащиеся составляют в группах план работы с информацией и представляют результаты своей работы.






Работа учащихся в группах с полученным материалом и составление эскиза своей страницы.

Представление проекта страницы.


Обсуждение учащимися каждого предложенного проекта.

Оформление учениками страницы в электронной книге на интерактивной доске.


Учащиеся знакомятся с демонстрирующейся на интерактивной доске электронной книгой.



Учитель: Перед вами электронная книга. Как она называется?

Учитель: Какой смысл вы вкладываете в термин «культура»?

Учитель контролирует выполнение учащимися задания.

Учитель фиксирует ответы учащихся на доске.

Учитель: Какое определение «культуры» ближе по значению, данному культурологами.

(Определение высвечивается на интерактивной доске)

Учитель: В этой книге обратите внимание на страницы. Они пустые. Как вы думаете, что мы должны сегодня сделать на уроке?

Учитель, обобщая ответы ребят: Эту книгу напишем мы с вами вместе. Постепенно она заполнится иллюстрациями, которые рассказывают о достижениях древнерусской культуры.

Постарайтесь быть внимательными, запоминайте новые слова.

Учитель: Как вы думаете, с чего автор начинает работу над книгой?

Учитель: Действительно, он собирает материал. Подумайте, каким образом он будет работать с информацией?


Учитель вместе с учениками после обсуждения групповых проектов, фиксирует на доске.

1.Сбор и анализ информации.

2. Презентация информации.

3.Оформления книжной страницы.

Учитель: Сейчас вы побываете в роли соавторов, работающих над определенной страницей книги по разработанному нами плану.

Учитель распределяет материал по группам:

1. письменность и литература;

2. зодчество;

3. изобразительное искусство;

4. художественное ремесло.

Учитель контролирует и корректирует выполнение работы учащимися.

Учитель уточняет, дополняет ответы учащихся, обращая внимание на исторические термины и их толкование, привлекая интерактивную доску.

Учитель: Итак, наша книга почти закончена. Давайте посмотрим, что у нас получилось?

Учитель: Культура Древней Руси - блестящая страница летописи нашей национальной культуры. Прочесть её должен каждый, кому дорога жизнь и деяния наших предков, славное прошлое Родины.


УУД - формирование системы лингвистических понятий


УУД - формирование системы лингвистических понятий

УУД - формирование умения строить высказывание




УУД - формирование системы лингвистических понятий

УУД - учить планировать свои действия






УУД - учить сотрудничать, учитывая разные мнения; стремиться к координации различных позиций

УУД - формирование системы лингвистических понятий

УУД - формирование системы лингвистических понятий, используя знаково-символические средства, в том числе создание модели




4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

• описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

• Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся высказывают предположения.


Учащиеся фиксируют на листочках ответы.

Учитель: Ребята, как вы думаете, кто же стал героем нашего урока?

Учитель: Действительно, вы правы, героями сегодняшнего урока стали вы. Чему каждый из вас научился сегодня на уроке.

УУД - формирование умения строить высказывание


УУД - рефлексия деятельности.

5. Задание на дом, включающее:

• постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

• определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

• определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание



Учащиеся фиксируют в дневниках домашнее задание.

Учитель: Мне жаль, друзья, но урок подошёл к концу. Я благодарна вам за активную творческую работу.

Но я хочу предложить вам продолжить работу над нашей книгой и дома составить индивидуальную страницу.







Авторы стандарта исходят из того, что российская история - это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи. Поэтому учителям истории в преподавании курса необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирование современной патриотической и толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфиссионального многообразия мира.

Важнейшим образовательным приоритетом является Многоуровневое представление истории.

Целью настоящей итоговой работы является приведение в соответствие с содержанием историко - культурного стандарта урока истории России по теме «Культура Древней Руси» для 6 класс в МКОУ «Шишкинская СОШ» Тальменского района.

Задачи:

- привести содержание урока в соответствие с историко-культурным стандартом;

- выявить ключевые понятия темы урока, через которые она раскрывается.

Источниками для подготовки работы послужила концепция нового УМК по Отечественной истории. Также привлекались базовые исторические источники в рамках тематики урока ( фрагмент текста Слова о полку Игореве, повести временных лет, историческая карта).



© 2010-2022