- Преподавателю
- История
- Адаптированная программа по истории россии 8 класс
Адаптированная программа по истории россии 8 класс
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Переверзева И.В. |
Дата | 10.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории России для обучающихся 8 «А», 8 «Б» классах составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов. Сборник 2. Под редакцией В.В. Воронковой - М.,ВЛАДОС, 2011 г
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
-
Федеральный компонент стандарта образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.
-
Учебный план ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска, рассчитанному на шестидневную рабочую неделю.
-
Базисный учебный план специальных (коррекционных) школ VIII вида (приложение к приказу Министерства Образования Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п),
-
Устав ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска,
При проведении занятий по СБО осуществляется деление классов на подгруппы согласно списку класса, через одного учащегося. -
Положение о разработке, принятии и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска.
Целью данной программы является воспитание гражданина России, патриота своей родины, знающего и любящего свою страну, свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры) и желающего принять активное участие в ее развитии; формирование у обучающихся целостных представлений о судьбе России, начиная с древнейших времен до настоящего времени, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Задачи курса:
-
ознакомление с историей и современной жизнью своей страны;
-
формирование представлений о различных сторонах жизни соей страны, его населения, показ его сложной структуры;
-
изучение проблем развития России;
-
развитие умения сочетать панорамный взгляд на Россию с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности;
-
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России, формирование личностно-ценного отношения к своей стране, краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
-
укрепление семейных связей;
-
высказывания своего отношения к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте;
-
формирование у воспитанников коррекционной школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной адаптации;
-
формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации;
-
развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью;
-
развитие воображения, умения элементарно анализировать изучаемые события, формулировать вопросы, составлять развернутые ответы, используя зрительную опору, воспроизводить изученный материал;
-
развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;
-
повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об истории страны;
-
Воспитание позитивных качеств личности.
Программа истории России составляется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
На уроках истории учитывается дифференциация обучающихся.
I группа. Обучающиеся данной группы способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводить его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного класса усвоены успешно.
II группа. Обучающиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоении профессиональных приемов, но только в связи с двигательными дефектами воспитанников; работоспособность средняя.
III группа. Обучающиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. Некоторые технико-технологические знания усвоены на уровне конкретных представлений. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняют с ошибками; темп работы низкий.
В основу критериев и норм оценки учебной деятельности обучающихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной системе для всех установлены следующие общедидактические критерии.
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей обучающихся, необходимо учитывать:
-
правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;
-
самостоятельность ответа;
-
умение переносить полученные знания на практику;
-
степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Оценка «5» при выполнении 100% заданий - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания.
Отметка «4» при выполнении от 60 до 90% заданий - ответ полный, правильный, но нарушена последовательность изложения, не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается.
Отметка «3» если верно выполнено от 40 до 60% заданий - ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.
Отметка «2» - ответ неправильный, основное содержание не раскрыто, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, неумение работать с учебным материалом.
Выставление отметки за четверть выставляется как среднеарифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла.
Годовая отметка выставляется как среднеарифметическое отметок по четвертям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений обучающихся на конец года.
Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год
Учебно - методический комплект
Рабочая программа по истории России составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида : 5-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011 г. (раздел «История» авторы О.И. Бородина, В.М. Мозговой).
-
Класс
Название учебника
Наличие рабочей тетради
8
Пузанов, Б. П. , Бородина, О. И. , Сековец, Л. С. , Редькина, Н. М. История России// Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 312 с.: ил.
Рабочих тетрадей нет
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ РОССИИ
Программа по истории является компесаторно-адаптационной. Она представляет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушением интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
Важной составной частью курса «История моей Родины» являются историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до нашего времени.
На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино, диафильмов.
Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным инее слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель показать его взаимосвязь с изучением ранее.
Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.
Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).
Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают лента времени, игры, викторины с использованием исторических дат.
Созданию ярких, отчётливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведённые экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.
При характеристике определённой исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличие от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.
Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.
Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.
В зависимости от задач урока могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя).
В рабочей программе история России предусмотрены следующие уроки:
-
Беседы
-
Практические работы
-
Экскурсии
-
Сюжетно-ролевые игры
Межпредметные связи:
-
история - русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;
-
история - математика /математический расчёт/;
-
история - география /знакомство с географическим расположением мест сражений/;
-
история - трудовое обучение /выполнение практических заданий/.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Социально-бытовая ориентировка» входит в образовательную область «Коррекционная подготовка» учебного плана ОКСКОУ «С (к) о школа-интернат VIII вида №3» г. Курска
№
п/п
Класс
Количество учебных недель
Количество часов
в неделю
в год
1
8 «А» класс
35
2 часа
70 часов
2
8 «Б» класс
35
2 часа
70 часов
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Личностными результатами изучения истории являются:
-
Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
-
Воспитание элементов трудовой культуры: умение пользоваться учебником, ориентироваться в тексте;
-
Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
-
Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Предметные результаты
Требования к уровню подготовки обучающихся в 8 классе:
1. Обучающиеся должны знать:
-
когда началось и закончилось событие (по выбору),
-
как протекало конкретное событие,
-
великих русских поэтов, писателей, ученых.
2. Обучающиеся должны уметь:
-
пользоваться лентой времени,
-
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий,
-
выделять главную мысль в отрывке исторической статьи,
-
оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
п/п
Наименование
раздела, темы
Краткое содержание раздела (темы)
Количество
часов
Из них (количество часов)
Теория
Практические
работы
Экскурсии
Мониторинг
уровня
обученности
1.
«Единая Россия (конец XV века - XVII век)»
Иван III Великий - глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т. д. Влияние православной церкви на Великого князя и его окружение. Значение создания единого Российского государства.
Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Малюта Скуратов - гроза бояр и правая рука царя.
Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война - попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю.
Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.
Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия - наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Начало правления династии Романовых. Первый Романов - Михаил. Второй Романов - Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь.
Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа укрепления православной веры. Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах Симеон Полоцкий.
23
20
1
2
2
«Великие преобразования России в XVIII веке»
Воцарение Петра I: борьба с сестрой - царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I - первый российский император. Личность Петра I Великого.
Александр Меньшиков - друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение детей дворян за границей и т. д.
Первая женщина-императрица - Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Дворцовые перевороты.
Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова.
Царствование Екатерины П. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екатерины II в области культуры и просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт благородных девиц - первое высшее учебное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление губернского управления в стране.
Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства. Памятники культуры XVIII века в родном городе, крае.
20
19
1
3
«История нашей страны в период XIX века»
Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812г. Михаил Илларионович Кутузов - главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона.
Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.
Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение телесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III - миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.
XIX век - век развития науки и культуры. А. С. Пушкин - великий русский поэт. Л. Н. Толстой - великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший русский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры.
25
22
3
4
Резервный урок
Повторение за год
2
1
1
Итого
70
62
1
7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Содержание (разделы, темы)
Кол-во часов
Даты проведения
Элементы содержания
Форма контроля
Требования к уровню подготовки обучающихся
Домашнее задание
план
факт
8 а
8б
8а
8б
Раздел 1. Единая Россия (конец XV века - XVII век)
1.
Иван III Великий - глава единого государства Российского.
Дать представление о деятельности Ивана III, его дипломатичных, военных, организационных способностях.
Анализ картины по вопросам.
Иван IIIсоздал централизованную систему государственного управления.
Стр.6-11, читать отвечать на вопросы
2.
Расширение государства Российского при Василии III.
Проследить процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.
Умение составлять ответы на вопросы с опорой на текст, умение дополнить ответ учащегося.
Завершение окончательного объединения русских земель: Псковская, Смоленская, Рязанская земли, Василий III- достойны сын Ивана III.
Стр.12-16, читать отвечать на вопросы
3
Русская православная церковь в Российском государстве.
Рассказать о роли Русской православной церкви в Российском государстве.
Умение делать вывод после предварительного анализа текста.
Русская православная церковь - помощник Великого князя; митрополит - глава церкви.
Стр. 17-20, читать, отвечать на вопросы
4
Первый русский царь Иван IV Грозный.
Рассказать как управлялось Московское государство при Иване IV.
Составление характеристики исторического деятеля.
1547 г.- венчание на царство, создание системы государственного управления.
Стр. 21-29, читать отвечать на вопросы, .
5
Опричнина Ивана Грозного.
Дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях для страны.
Анализ текста по вопросам, соотношение информации с иллюстрацией.
Опричник - дворянин в охране Иване Грозного; цель борьбы - расправа с боярами.
Стр.30-34, читать отвечать на вопросы
6
Присоединение к Российскому государству Поволжья.
Дать учащимся сведения о вхождении в состав Российского государства народов Поволжья.
Умение подобрать из текста факты, раскрывающие утверждение.
Расширение границ Российского государства в 16 веке.
Стр.35-38, читать отвечать на вопросы
7
Покорение Сибири.
Раскрыть значение вхождения Западной Сибири в состав России.
Умение работать с исторической картой, работать самостоятельно с текстовым отрывком.
Присоединение Западной Сибири в состав России, Ермак Тимофеевич.
Стр.39-42, читать отвечать на вопросы
8
Быт простых и знатных людей.
Углубить знания детей о быте простых и знатных людей.
Составление рассказа по плану.
Сословия, разные слои населения, жизнь и быт разных сословий.
Стр.43-49, читать отвечать на вопросы
9
Москва - столица Российского государства.
Доказать, что Москва - центр торговли, ремесла, культуры.
Составление рассказа - описания.
Москва - столица государства Российского, Московский Кремль - памятник русской национальной культуры.
Стр.50-56, читать отвечать на вопросы
10
Путешествие А. Никитина в Индию.
Рассказать о достижениях русской культуры 15 века.
Составление рассказа по опорным словам.
А.Никитин - русский путешественник.
Стр.57-61, читать отвечать на вопросы
11
Великий иконописец А. Рублев.
Познакомить с творчеством А.Рублева, которое проникнуто высоки гуманизмом, национальной гордостью.
Рассказ - описание, словесный штурм.
А.Рублев - иконописец 15 века, икона «Троица».
Стр.62-66, читать отвечать на вопросы
12
Первопечатник И. Федоров и первое издание книг в России.
Рассказать о достижениях русской культуры 15-16 века.
Тест, умение устанавливать причинно - следственные связи.
И.Федоров - первопечатник 1564 г.- первое издание книг в России.
Стр.67-70, читать отвечать на вопросы
13
Правление Б. Годунова.
Познакомить с причинами перехода царского престола, показать, что годы правления Б.Годунова открывают смутное время.
Анализ деятельности исторической личности.
Прекращение существования династии Рюриковичей, царь Б.Годунов.
Стр.71-73, читать отвечать на вопросы
14
Смутное время.
Подвести к тому, что смена царя, ухудшение положения в стране привели к борьбе за власть.
Умение выделить основные черты исторического события.
Смутное время - борьба за власть в начале 17 века.
Стр.74-78, читать отвечать на вопросы
15
Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков.
Дать сведения о бедственном положении России - семибоярщине, рассказать о борьбе а Москву, о ее освобождении.
Тест, составление рассказа по опорным словам и иллюстрации.
Семибоярщина - власть бояр, 1612 г. - освобождение страны от иноземных захватчиков. К.Минин - организатор ополчения, Д.Пожарский возглавил войско.
Стр.79-84, читать отвечать на вопросы
16
Начало правления династии Романовых.
Дать представление о правлении Российским государством первых двух царей династии Романовых.
Составление характеристики ист.деятеля.
1613 г. - начало правления династии Романовых, укрепление царской власти.
Стр.85-88, читать отвечать на вопросы
Итого за 1 четверть - 16 часов
17
Крепостные крестьяне. Крестьянская война под руководством С. Разина.
Дать представление о положении крепостных крестьян
Умение анализировать информацию с опорой на план.
Крепост.крестьяне - крестьяне, которые прикреплены к земле, к барину; барщина, оброк - повинности крестьян.
Стр.89-94, читать отвечать на вопросы
18
Крестьянская война под руководством С. Разина.
Дать представление о крестьянской войне 17 века под руководством С. Разина.
Тест, умение уточнять факт событиями.
1670 г. - крестьянская война под руководством Разина.
Стр.89-94, читать отвечать на вопросы
19
Повторительно - обобщающий урок по теме «Освобождение страны от иноземных захватчиков»
Контрольный тест, собеседование
Индивидуальные задания
20
Раскол в русской православной церкви.
Раскрыть суть раскола в русской православной церкви.
Сравнение фактов с опорой на текст.
Раскол в православной церкви, патриарх Никон, староверы - раскольники, Аввакум.
Стр.95-99, читать отвечать на вопросы
21
Экскурсия в музей по теме: «Изба крестьянина - старообрядца»
Дать общие представления о жизни крестьян в 17 веке.
Умение применить знания в действительности.
Индивидуальные задания
22
22. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Рассказать о продвижении русского народа в Сибирь в конце 16 - начале 17 века.
Умение выделять главную мысль в текстовом отрывке.
Начало 17 века - освоение Сибири и Дальнего Востока, русские землепроходцы и мореплаватели.
Стр.100-105, читать отвечать на вопросы
23
Повторительно-обобщающий урок по теме «Единая Россия конец XV века - XVII век»
Закрепить и обобщить знания обучающихся о жизни простых и знатных людей, о крепостных крестьянах, помещиках;
Контрольный тест, собеседование
Индивидуальные задания
Раздел 2. Великие преобразования России в XVIII веке
24
Начало правления Петра I.
Показать, что правление Петра Iознаменовалось важными преобразованиями в хозяйственной и государственной жизни.
Оценка деятельности ист.личности.
Детство Петра I, 1690 г.- создание Российского флота, поход на Азов.
Стр.1006-112, читать отвечать на вопросы
25
Начало Северной войны и строительство Санкт- Петербурга.
Показать, что выход в Балтийское море необходим для России; отметить прогрессивный характер Северной войны, создать представление о строительстве С.-П.
Умение применять в речи словарные слова.
1700 г.- начало Северной войны, причины Северной войны, 703 г.- основание С.-П.
Стр.113-118, читать отвечать на вопросы
26
Полтавская битва.
Раскрыть значение Полтавской битвы в ходе Северной войны; довести до понимания учащихся причины победы русской армии под Полтавой.
Тест, умение сравнивать и делать вывод.
1709 г. - битва под Полтавой, причин победы над шведами, редуты.
Стр.119-122, читать отвечать на вопросы
27
Победа русского флота. Окончание Северной войны.
Раскрыть значение морских сражений для победоносного окончания войны, показать важность победы в Северной войне.
Тест, описание события по плану.
Гангутское сражение, 1721 г.- окончание С.в., значение победы.
Стр.123-127, читать отвечать на вопросы
28
Петр I- первый российский император.
Создать представление о личности Петра, внешности, характере; на конкретном материале показать деятельность Петра.
Тест, оценка деятельности исторической личности.
Петр I- первый российский император.
Стр.128-133, читать отвечать на вопросы
29
Преобразования Петра I.
Рассказать о важных преобразованиях в хоз-й, гос-й, культ-й жизни России, отметить прогрессивную деятельность Петра.
Установление причинно - следственных связей.
Реформа гос. управления, экон-я, денеж., налог-я реформы.
Стр.134-140, читать отвечать на вопросы
30
Эпоха дворовых переворотов.
Дать представление о дворцовых переворотах.
Тест, умение делать вывод после предварительного анализа текста.
Последовательность правления царей.
Стр.141-147, читать отвечать на вопросы
31
Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова.
Познакомить с деятельностью Ломоносова.
Тест, составление характеристики истор.личности.
М.В.Ломоносов - первый русский ученый, Шувалов - покровитель науки.
Стр.148-151, читать отвечать на вопросы
Итого за 2 четверть - 15 часов
32
Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.
Показать вклад первого Российского университета в развитие науки и техники.
Умение конкретизировать утверждение фактами.
1755 г.- основание Московского университета, 1759 г. - открытие Академии художеств.
Стр.152-156, читать отвечать на вопросы
33
Правление Екатерины II.
Раскрыть сущность политики Екатерины II.
Умение составлять ответы на вопросы.
Время правления Екатерины II- просвещенный абсолютизм.
Стр.157-160, читать отвечать на вопросы
34
«Золотой век дворянства»
Рассказать о расширении привилегий дворянства.
Тест, анализ т-та и синтез с целью обобщения.
Привилегии дворян.
Стр.161-166, читать отвечать на вопросы
35
Положение крепостных крестьян.
Дать сведения о положении крепостных крестьян в годы правления Екатерины II.
Тест, соотношение т-та и иллюстраций.
Крепостное право тормозило развитие с/хоз-ва и пром-ти.
Стр.167-171
читать отвечать на вопросы
36
Восстание под руководством Е. Пугачева. Краевед.м-л
Показать размах войны, её стихийный характер, причины поражения, историческое значение.
Анализ события по плану.
1773-1775 г.г.- крестьянская война под руководством Пугачева.
Стр.172-176, читать отвечать на вопросы
37
Русско - турецкие войны второй половины 18 века.
Познакомить с важными победами русских войск и флота в Северном Причерноморье.
Тест, умение формулировать ответ на вопрос с помощью текста.
1768-1774 г.,1787- 1791 г. -русско-турецкие войны, русские полководцы: Румянцев и Суворов.
Стр.177-183, читать отвечать на вопросы
38
Знаменитый полководец А. Суворов
Показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Суворова.
Тест, составление характеристики ист.личности.
Суворов - выдающийся полководец, воинское звание - генералиссимус.
Стр.184-188, читать отвечать на вопросы
39
Просмотр в/ф Знаменитый полководец А. Суворов
Показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Суворова.
Тест, составление характеристики ист.личности.
Суворов - выдающийся полководец, воинское звание - генералиссимус.
Составить рассказ о биографии А. Суворова
40
Русские изобретатели и умельцы.
Познакомить с жизнью и изобретениями русских умельцев.
Умение анализировать, соотношение данных с современностью.
Кулибин - изобретатель-самоучка, Ползунов - изобретатель паровой машины.
Стр.189-193, читать отвечать на вопросы
41
Развитие литературы и искусства в 18 веке.
Дать представление о 18 в.- эпохе культурного развития, выявить закономерности и особенности развития.
Тест, умение работать с доп.источниками.
Расцвет литературы, живописи, скульптуры, архитектуры.
Стр.194-197, читать отвечать на вопросы
42
Быт русских людей в 8 веке.
Познакомить с бытом и нравами русских людей 18 века.
Рассказ - описание по иллюстрации с опорой на текст, умение использовать словарные слова.
Изменение облика, одежды, интересов русских людей.
Стр.198-203, читать отвечать на вопросы
43
Повторение раздела «Великие преобразования России в 18 веке»
Закрепить и обобщить знания по разделу.
Собеседование, умение работать в группе.
Индивидуальные задания на карточках
Раздел 3. История нашей страны в 19 веке.
44
Россия в начале 19 века.
Дать общее представление о проведении реформы в России в начале 19 века.
Тест, умение выделить из т-та факты в соотв-ии с заданием.
Российский император Александр I, реформа государственного управления.
Стр.204-207, читать отвечать на вопросы
45
Начало Отечественной войны 1812 г.
Дать представление о начальном этапе Отечественной войны.
Тест, описание события по плану умение работать с исторической картой.
24 июня 1812 г. - нашествие Наполеона на Россию.
Стр.208-212, читать отвечать на вопросы
46
Бородинская битва.
Дать представление о бородинском сражении.
Описание события по плану умение работать с исторической картой.
26 августа 1812 г.- Бородинское сражение, Кутузов - главнокомандующий
Стр.213-217, читать отвечать на вопросы
47
Оставление Москвы.
Подвести учащихся к пониманию предложения Кутузова на военном совете.
Умение устанавливать причинно- следственные связи, восстанавливать цепочку событий с опорой на иллюстративный материал.
Решение военного совета в Филях, 14 сентября 1812 г. - оставление Москвы.
Стр.218-221, читать отвечать на вопросы
48
Народная война против армии Наполеона.
Дать сведения о мужестве и героизме всего народа в ОВ.
Анализ поступков ист. личностей.
Помощь партизан, народная война.
Стр.222-225, читать отвечать на вопросы
49
Отступление и гибель французской армии.
Формировать представление о заключительном этапе ОВ.
Оценка подвига русского народа.
Декабрь 1812 г.- отступление и гибель французской армии, значение победы.
Стр.226-230, читать отвечать на вопросы
50
Обобщающий урок по теме: «Отечественная война 1812 года»
Закрепить и обобщить знания по разделу.
Собеседование, умение работать в группе.
Индивидуальные задания
51
Правление Александра I
Объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра Iв послевоенный период.
Умение находить факты, подтверждающие утверждение.
Основные направления политики Александра I.
Стр.231-234, читать отвечать на вопросы
Итого за 3 четверть - 20 часов
52
Создание тайных обществ в России
Показать причины зарождения общественного движения в стране в 20-е годы XIX в
Умение находить факты, подтверждающие утверждение.
Северное и Южное общество; «Конституция» Н. Муравьева
Стр.235-237, читать отвечать на вопросы
53
Повторение по теме «Россия в начале XIX века»
Закрепить и обобщить знания по разделу.
Собеседование, умение работать в группе.
Индивидуальные задания
54
Восстание декабристов.
Рассказать о ходе восстания декабристов- первом открытом выступлении против политики царского правительства.
Тест, описание события по плану, умение устанавливать причинно- следственные связи.
14 дек. 1825 г.
Стр.238-242, читать отвечать на вопросы
55
Император Николай I.
Познакомить с личностью императора, основными направлениями его политики.
Умение делать вывод после предварительного анализа.
Политика Николая Iпривела к увеличению количества чиновников и к установлению контроля над обществом.
Стр.243-245, читать отвечать на вопросы
56
«Золотой век» русской культуры.
Выявить общие закономерности и особенности развития культуры в первой половине 19 века.
Тест, установление причинно-следственных связей.
Первая половина 19 века - развитие культуры.
Стр.246-252, читать отвечать на вопросы
57
Великий русский поэт А.Пушкин.
Познакомить учащихся с эпизодами жизни поэта и писателя, который через свое творчество знакомил и прививал любовь россиян к истории России.
Анализ произведений - иторич. факты в произведении.
Великий русский поэт - А.С. Пушкин.
Стр.253-256, читать отвечать на вопросы
58
Развитие науки и географические открытия в первой половине 19 века.
Проследить развитие науки в первой половине 1 века.
Тест, оценка важности событий.
Шиллинг - телеграф, Черепановы - паровая машина, первая железная дорога. Географические открытия - Крузенштерн, Беллинсгаузен.
Стр.257-260, читать отвечать на вопросы
59
Крымская война 1853 - 1856 г.
Дать общее представление о Крымской войне.
Анализ события по плану.
1853 - 1856 г. - Крымская война. 1854- 1855 г. - оборона Севастополя, герои войны - Нахимов, Корнилов.
Стр.261-266, читать отвечать на вопросы
60
Отмена крепостного права.
Сформировать представление о крестьянской реформе 1861 г.
Анализ события по плану.
1861 г. - отмена крепостного права, Александр II- царь - освободитель, значение отмены крепостного права для России.
Стр.267-273, читать отвечать на вопросы
61
Реформы Александра II.
Дать общее представление о реформах.
Тест, оценка событий - реформ.
Суть реформ.
Стр.274-278, читать отвечать на вопросы
62
Правление Александра III (самостоятельно).
Умение объяснить выражение с помощью фактов.
Стр.279-283, читать отвечать на вопросы
63
Развитие российской промышленности.
Рассказать об изменениях в экономике России.
Умение делать вывод, после предварительного анализа.
Политика частного предпринимательства, реформы Витте.
Стр.284-289, читать отвечать на вопросы
64
Появление революционных кружков в России.
Дать представление о первых революционных кружках.
Умение применить в речи словарные слова.
Революционная деятельность в конце 19 века.
Стр.290-292, читать отвечать на вопросы
65
Наука и культура во второй половине 19 века. (самостоятельно)
Оценка событий.
Стр.293-299, читать отвечать на вопросы
66
Жизнь и быт русских купцов.
Дать общее представление о жизни и быте русских купцов.
Установление причинно-следственных связей.
Третьяков, Морозов - русские купцы - меценаты.
Стр.300-305, читать отвечать на вопросы
67
Быт простых россиян 19 века.
Дать представление о быте простых россиян в 19 веке.
Тест, сравнение обстоятельств с помощью текста-описания.
1897 г. - перепись населения.
Стр.306-309, читать отвечать на вопросы
68
Повторение раздела «История нашей страны в 19 веке».
Систематизировать знания.
К. тест, собеседование.
Индивидуальные задания
69
Резервный урок
70
Резервный урок
Итого за 4 четверть - 19 часов
Итого за год - 70 ч.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.
2.Учебные пособия для обучающихся:
Карточки-задания,
Тесты
Кроссворды
3.Методические пособия для учителя:
Пузанов, Б. П. , Бородина, О. И. , Сековец, Л. С. , Редькина, Н. М. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 - 216 с. - (Коррекционная педагогика).
Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России Х1Х в. 8 кл. - М.: ВАКО, 2004.
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история: 1800-1913: 8 кл. М.: Просвещение, 2002
Соловьёв К.А. Поурочные разработки по новой истории: 8 кл. - М.: ВАКО, 2006.
Кочетов Н.С. Новая история. 1800 - 1913. 7 кл.: поурочные планы по учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А. - Волгоград: Учитель, 2006
Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История 7-9 кл. - Волгоград: Учитель, 2004
Парецкова С.В., Варакина И.И. История. 5-9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах. - Волгоград: Учитель, 2007
Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX века. - М.: Школьная пресса, 2003
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам.
Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты).
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы уроков.
Видеофильмы соответствующего содержания.
Слайды соответствующего содержания.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Оборудование класса
Ученические столы одноместные и двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски.
Подставки для книг, держатели схем и таблиц
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный портал "Российское образование" edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru
Учительский портал uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов window.edu.ru
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики moi-sat.ru
Сеть творческих учителей it-n.ru/
Социально- бытовая ориентировка pedsovet.su/load/330
Блог- портфолио учителя коррекционной школы Жестовской О.Б. 3sbo75.blogspot.ru/p/blog-page_2304.ht