- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории 7 класс
Рабочая программа по истории 7 класс
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рахматуллина Г.Х. |
Дата | 19.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Юнны
муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан
«Рассмотрено»
«Согласовано»
«Утверждаю»
на заседании ШМО
учителей школы
РуководительШМО _______/___________/
Протокол № ____
«__» _________ 2014 г.
Заместитель директора по УВР
_____/Рахматуллина Г.Х./
«__» __________ 2014 г.
Директор школы
_____/Миннигулова Ф.А./
Приказ по школе
№__ от «__»______2014г.
Рабочая программа по истории
для 7 класса
учителя истории Рахматуллиной Г.Х.
на 2014 - 2015 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___________
от «____» __________2014 г.
Пояснительная записка
Авторы программы Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Лисейцев Д.В
Год издания 2011 Издательство «Баласс»
Количество учебных часов 68
Учебно-методический комплект:
Название
Автор
Издательство
Год издания
Учебники
История России. XYI- XYIII века. Учебник для 7 класса основной школы
Д.Д.Данилов,
Д.В.Лисейцев,
Н.С.Павлова,
В.А.Рогожкин
«Баласс»
2010
Всеобщая история История нового времени. Учебник 7 класса основной школы
Д.Д.Данилов, А.В.Кузнецов,
С.С.Кузнецова,
А.В.Репников,
В.А.Рогожкин
«Баласс»
2010
Содержание тем учебного курса
Модуль 1. Российская история: Московское царство в XVI-XVII вв.
Вводная тема. Северная Евразия к середине XVI в.
Как Россия стала евразийской державой? Народы и государства на территории нашей страны к рубежу XV-XVI вв. (уровень социально-экономического развития, государственность, культурно-цивилизационные связи). Завершение объединения русских земель в Российское государство, его многонациональный характер.
Тема 1. Россия в 1533-1618 гг.
Россия в XVI в. - вопрос о сохранении аграрного общества и зарождении признаков Нового времени. Основы хозяйства (вотчины, поместья, оброки, барщина, Юрьев день, развитие ремесел и торговли). Слои населения (бояре, дворяне, духовенство, посадские люди, крестьяне, казачество).
Становление органов власти и государственных порядков Российского государства (власть государя, Боярская дума, развитие приказов, местничество, государево тягло, роль православной церкви). Вопрос о преемственности традиций Запада и Востока и идея исключительности («Москва - третий Рим»). Государственная символика России (герб, Московский Кремль).
Правление Ивана IV (1533-1584) и черты его личности. Венчание на царство в 1547 г. «Избранная рада». Реформы середины XVI в: Судебник 1550 г., организация приказной системы, начало созыва Земских соборов, Стоглавый церковный собор, организация стрелецкого войска.
Присоединение Казанского ханства (1552 г.) и Астраханского ханства (1554-1556 гг.): цель и значение для России и народов Поволжья. Успешное начало Ливонской войны (1558-1583 гг.): цели и результаты.
Формирование самобытной культуры Российского государства (шатровый стиль, книжная культура, бытовые правила и «Домострой»). Иван Федоров и начало книгопечатания (1564 г. - «Апостол»).
Опричнина (1565-1572 гг.): цели, методы, результаты. Вопрос о пределах царской власти.
Окончание Ливонской войны и ее итоги. Разорение страны. Поход Ермака (1581-1582 гг.) и присоединение Западной Сибири: цели, значение для России и сибирских народов. Пресечение династии московских Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова и его политика. Социально-экономические трудности и движение к крепостному праву.
Смута начала XVII в: причины, участники, основные вехи (1604 г., 1610 г., 1612 г.). Самозванцы (Лжедмитрий I). Внешняя экспансия Польши и Швеции (1609-1618 гг.): цели и результаты. Объединение разнородных сил для спасения страны. Ополчение К. Минина и Д.М. Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 года и избрание династии Романовых.
Тема 2. Россия в 1618-1689 гг.
Ликвидация последствий Смуты (восстановление хозяйства, государственного управления, международного положения). Развитие торговых связей (ярмарки и другие признаки формирования всероссийского рынка). Мануфактуры. Активизация связей с Западной Европой. Вопрос об отставании России от Запада.
Правление первых Романовых - Михаила Федоровича (1613-1645) и Алексея Михайловича (1645-1676) - от сословно-представительной монархии к самодержавию (прекращение созыва Земских соборов, рост значения приказов, ростки регулярной армии).Соборное уложение 1649 г.: цели, выработка, значение, юридическое оформление крепостного права. Народные движения второй половины XVII века: причины и последствия Соляного бунта 1648 г., Медного бунта 1662 г.
Внешняя политика России в XVII в.: борьба за статус европейской великой державы, вхождение в состав России Левобережной Украины на правах автономии (гетман Б. Хмельницкий, решения и договоры 1653-1654, 1667 гг.), присоединение и освоение Сибири.Положение различных народов в многонациональном Российском государстве.
Значение православия в жизни страны. Церковный раскол (середины XVII в.): реформы в церкви и причины раскола, позиции Никона и Аввакума, возникновение старообрядчества, последствия раскола. Конфликт Никона и царя. Восстание под предводительствомСтепана Разина: причины, участники и итоги.
Соотношение традиций и новых европейских элементов в культуре России XVII в.: развитие образования (школы и Славяно-греко-латинская академия) и научных знаний, усиление светских элементов в литературе, архитектуре, живописи. Единство и особенности быта и нравов знати и простых сословий допетровской Руси.
Модуль 2. Российская история: Становление Российской империи. XVIII в.
Тема 3. Преобразования Петра I. Россия в 1682-1725 гг.
Петр I (1682-1725): воспитание, образование и черты характера, устремления, трудный путь к престолу. Вопрос о причинах начала преобразований. Первые европейские реформы: календарь, внешний вид подданных, правила этикета.
Северная война (1700-1721 гг.): причины, участники, основные события (1700 г. - Нарва, 1703 г. - Санкт-Петербург, 1709 г. - Полтава, 1714 г. - Гангут). Создание регулярной армии и флота: цели и средства, рекрутские наборы. Заводское строительство. Положение простого народа: рост повинностей, подушная подать. Ништадский мир 1721 г. и образование Российской империи. Укрепление международного положения.
Абсолютизм Петра Великого: положение императора, Сенат, коллегии, губернаторы. Табель о рангах как реформа дворянства и чиновничества. Подчинение церкви государству.
Светский, рациональный характер культуры: европеизация науки (Академия наук, первый музей, первая библиотека), образования (система школ, учебники) и искусства (регулярное градостротельство, Петропавловский собор, светский портрет).
Тема 4. Российская империя. 1725-1801 гг.
Дворцовые перевороты (1725-1762 гг.): причины и значение, роль дворянской гвардии. Фаворитизм - роль в истории страны (фавориты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны). Расширение прав и привилегий дворянства: причины, основные вехи, указ о вольности дворянской 1762 г.
Вопрос о соотношении крепостничества и капитализма. Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины, крепостной труд на мануфактурах) и зарождение капиталистических отношений (развитие торговли, включение в мировой рынок, развитие мануфактурной промышленности).
Просвещенный абсолютизм Екатерины II (1762-1796), черты личности и цели императрицы, «Уложенная комиссия» (цели и результаты). Социальные движения и восстание Е.И. Пугачева: причины, состав участников, итоги и значение для страны.
Великодержавная политика России и вопрос о причинах и значении роста территории империи. Россия в войнах второй половины XVIII в.: русско-турецкие войны, присоединения в Причерноморье и на Кавказе, участие в разделах Польши. А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков: талант военачальника, черты личности. Положение различных народов Российской империи.
Просветительские реформы Екатерины II: губернская, образования и их значение. Оформление сословного строя: «Жалованные грамоты» дворянству и городам, сословное самоуправление.
Светский, рациональный характер культуры: наука и образование (Московский университет, 1755 г.), литература (Г.Р. Державин и другие) и искусство (Академия художеств, европейские художественные стили в России - барокко и классицизм). Вопросы овзаимосвязи и взаимовлиянии российской и мировой культуры в XVIII в. М.В. Ломоносов: судьба и вклад в российскую культуру.
Модуль 3. Всеобщая история: Рождение западной цивилизации (конец XV - начало XVII в.)
Вводная тема. Рубеж Средневековья и Нового времени
С чего началось Новое время? Понятие аграрного общества и признаков его разрушения. Раннее и позднее Новое время.
Европа на пороге Нового времени: особенности средневековой католической цивилизации (роль католической церкви, рост городов и торговли, науки и образования и т.д.); европейские страны между раздробленностью и централизацией, империя Карла V Габсбурга и угроза со стороны Османской империи.
Тема 1. Начало Нового времени в Европе. Конец XV - начало XVII в.
Великие географические открытия: их причины, основные события и герои (Колумб - 1492 г., Васко да Гама - 1498 г., Магеллан - 1519-1522 гг.), последствия (крах средневековой картины мира, начало создания мирового рынка).
Начало колониальных захватов: причины, основные события (конкистадор Кортес - 1519 г.) и последствия (образование колоний и колониальных империй). Судьба американских индейцев и других жителей захваченных европейцами территорий.
Эпоха Возрождения: основные черты, деятели (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир), достижения (новые темы и идеи искусства Нового времени, его культурное наследие). Смена средневекового аскетизма идеями гуманизма.
Реформация: причины, основные события и лидеры: 1517 г. - М. Лютер (основные идеи и судьба), Ж. Кальвин (основные идеи и судьба). Крестьянская война в Германии и королевская реформация. Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и их основные отличия от католицизма.
Контрреформация: причины, роль Тридентского собора. Значение И. Лойолы и ордена иезуитов. Начало религиозных войн и изменение политической карты Европы: борьба протестантских и католических стран.
Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI-XVII веков и перерождение средневековой католической цивилизации в западную цивилизацию Нового времени. Зарождение капиталистических отношений между новыми классами: капиталистами (буржуазией, предпринимателями) и наемными рабочими, развитие торговли, мануфактурной промышленности. Технический прогресс в Новое время. Начало создания научной картины мира (Коперник, Галилей и др.). Влияние перемен на искусство (стиль барокко) -культурное наследие Нового времени.
Тема 2. Страны западной цивилизации. Конец XVI - начало XVIII в.
Испанский абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция (конец XVI в.): причины (развитие капиталистических отношений), основные события и результаты. Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Нидерландах.
Утверждение абсолютизма в Англии: роль Елизаветы I, победа над испанским флотом в 1588 г., абсолютный монарх и парламент, Карл I.
Английская буржуазная революция: причины (развитие капиталистических отношений), основные события и лидеры (1640 г., 1649 г., гражданская война и Кромвель, 1688 г.), итоги (создание парламентской монархии). Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Англии (Великобритании).
Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других европейских стран (Германия, Италия, Речь Посполитая). Разные темпы разрушения аграрного общества.
Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618--1648 гг.): причины и значение.
Модуль 4. Всеобщая история: Новые времена Востока и Запада. XVI-XVIII вв.
Тема 3. Новые времена за пределами Европы. XVI-XVIII вв.
Международные отношения в Новое время: рост колониальных империй и борьба между ними. Освоение европейцами Америки (различие северных и южных, рабовладельческих колоний). Проникновение европейцев в страны Востока, знакомство с культурным наследием и традициями исламской, индийской и дальневосточной цивилизаций. Первые попытки европеизации в Османской империи и Иране. Империя Великих Моголов и Индии, ее крушение и начало завоевания Индии англичанами (1757 г.). Маньчжурская империя Цин в Китае и закрытие от европейцев Китая и Японии.
Тема 4. Запад в эпоху Просвещения. XVIII в.
Эпоха Просвещения: основные идеи (рациональность, естественные права, общественный договор, вера в прогресс), основные идеологи (Вольтер и другие), Энциклопедия. Формирование основ научной картины мира: открытия Ньютона и других ученых. Культурное наследие эпохи Просвещения: стиль классицизм в архитектуре и искусстве.
Реформы «просвещенного абсолютизма» в европейских странах: цели и результаты. Борьба великих держав за господство в Европе, разделы Речи Посполитой.
Начало перехода от аграрного к индустриальному обществу в Англии: начало промышленного переворота (паровая машина Уатта - 1784 г., прялка Дженни - 1765 г. - как показатели технического прогресса, замена мануфактур на фабрики). Социальные последствия промышленного переворота: противоречия капиталистов и рабочих, рост образования, политической активности.
Война за независимость (1775--1783 гг.) и образование США: причины, основные события и лидеры (1776 г., Дж. Вашингтон), последствия - установление республики (Конституция США).
Великая французская революция: причины и начало (1789 г., созыв Генеральных штатов и их судьба, взятие Бастилии, «Декларация прав человека и гражданина»). Основные этапы и рубежи революции: свержение монархии (1792 г.), якобинская диктатура (1793-1794 гг., Робеспьер, террор и реформы), термидорианский переворот. Революционные войны: от защиты революции к ее экспорту. Установление диктатуры Наполеона Бонапарта (черты личности). Итоги и мировое значение революционных преобразований.
Требования к уровню подготовки учащихся
1-я и 2-я линии развития. Умение объяснять разнообразие современного мира.
-
Учиться добывать, сопоставлять и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе из Интернет, СМИ и т.д.).
-
Определять и объяснять временные границы ранней Новой истории всего человечества и истории России, разделять российскую историю раннего Нового времени на этапы и объяснять выбранное деление.
-
Различать в общемировой культуре и культуре России наследие и традиции аграрного общества и черты, сложившиеся в ходе его разрушения в Новое время, определять уровень развития общества, используя данные понятия.
-
Отличать черты западной цивилизации Нового времени от традиций цивилизаций Востока; определять и доказывать собственное мнение о месте России XVI-XVIII вв. в системе мировых цивилизаций Запада и Востока.
-
В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления), развившиеся в эпоху раннего Нового времени: в экономике - капиталистические отношения, промышленный переворот; в общественном делении - классы, гражданское равноправие; в государственной жизни - абсолютизм, революция, реформы, конституционная монархия, республика; в культуре - гуманизм и Возрождение, идеи Просвещения и т.д.
3-я линия развития. Умение рассматривать общественные процессы в развитии.
-
Определять основные причины и следствия разрушения аграрного общества в странах Запада и в России, а также реформ, революций и войн, сопровождающих этот сложный процесс.
-
Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Колумб, Кромвель, Робеспьер, Иван Грозный, Петр Великий, Пугачев и др.), так и представителей различных общественных слоев и цивилизаций раннего Нового времени.
4-я линия развития. Нравственное самоопределение.
-
Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ и революций, колониальных войн, народных восстаний, распространения идей гуманистов и просветителей.
-
При оценке таких явлений выявлять гуманистические нравственные ценности.
5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
-
Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по защите своей родины, изменению общественных порядков.
-
Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.
-
Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи раннего Нового времени (европейские колонизаторы и жители Востока, феодалы и «третье сословие», помещики и крестьяне, сторонники традиций и поборники перемен и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Тема урока
Количество
часов
Дата проведения урока по плану
Фактическая дата проведения урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Россия: хозяйство и сословия.
Россия: власть и подданные.
Венчание первого российского царя.
Победы Российского царства.
Самобытная культура России .
Самодержавие Ивана Грозного.
Наследие Ивана Грозного.
Начало Смуты: гражданская война.
Окончание Смутного времени: спасение Отечества.
Повторение. «Россия в 1480-1618 гг.»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2.09
6.09
9.09
13.09
16.09
20.09
23.09
27.09
30.09
4.10
11
12
13
14
15
16
17
18
Восстановление после Смуты.
Самодержавие Алексея Тишайшего.
Расширение Российского царства.
Раскол в умах и сословиях.
Традиции и новшества в культуре России 17 века.
Повторение. «Россия в 1613-1689 гг.».
2
1
1
2
1
1
7.10
11.10
14.10
18.10
21.10
25.10
28.10
8.11
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Начало реформ Петра 1.
Начало Северной войны.
Победа великой державы.
Абсолютизм Петра Великого.
Европейский переворот в культуре при Петре1.
Повторение. «Реформы 1682-1725 гг.».
1
2
2
2
1
2
11.11
15.11
18.11
22.11
25.11
29.11
2.12
6.12
9.12
13.12
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
Эпоха дворцовых переворотов.
Крепостничество и капитализм.
«Просвещенная государыня» и «русский бунт».
Гром побед Российской империи.
«Золотой век» Екатерины Великой.
Закат «просвещенного абсолютизма».
«Просвещенная» культура России.
Повторение. «Россия в 1725-1801 гг.».
Обобщающее повторение. «История России. XYI-XYIII века».
1
2
2
2
2
1
2
1
1
16.12
20.12
23.12
27.12
30.12
17.01
20.01
24.01
27.01
31.01
3.02
7.02
10.02
14.02
43
44
45
46
47
48
49
Великие географические открытия мира.
Новый колониальный порядок.
Возрождение- новый взгляд на человека.
Реформация- новое отношение к Богу.
Контрреформация и новая карта Европы.
Судьба европейской цивилизации.
Повторение. «Европа. Конец 15-середина 17 века».
1
1
1
1
1
1
1
17.02
21.02
24.02
28.02
3.03
7.03
10.03
50
51
52
53
54
55
Нидерландская революция.
Английская монархия.
Английская революция.
Лидеры Западной Европы.
Пограничье Европы.
Борьба за господство в Европе.
Повторение. «Страны Европы. Конец 16- начало 18 века».
1
1
1
1
1
1
14.03
17.03
21.03
4.04
7.04
11.04
56
57
58
59
60
Борьба европейцев за колонии.
Исламский мир- сосед Европы.
Индия: от империи к колонии.
«Закрытый» Дальний Восток.
Повторение. «Америка и Восток. 16-18 века».
1
1
1
1
1
14.04
18.04
21.04
25.04
28.04
61
62
63
64
65
66
67
68
69
Идеи эпохи Просвещения.
«Просвещенный абсолютизм».
Англия- лидер Запада.
Революция в Америке- образование США.
Франция: от абсолютизма к революции.
Франция: от монархии к республике.
Франция: от террора к диктатуре.
Повторение. «Страны Запада. 18 век».
Обобщающее повторение. «История нового времени».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2.05
5.05
9.05
12.05
16.05
19.05
23.05
26.05
30.05
Список литературы
1.Д.Д.Данилов, Д.В.Лисейцев, Н.С.Павлова, В.А.Рогожкин. История России. XYI- XYIII века. Учебник для 7 класса основной школы.-М:Баласс,2010.-304 с.
2. Д.Д.Данилов, А.В.Кузнецов, С.С.Кузнецова,А.В.Репников, В.А.Рогожкин. Всеобщая история. История Нового времени. Учебник для 7 класса основной школы.-М.:Баласс,2010.-304 с.
3.История России. 7 класс. Дидактическое материалы.- Саратов: Лицей, 2007.-80 с.
4.Э.В.Уткина. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы.-М.:Айрис-пресс,2004.-224 с.