Рабочая программа по истории 7 класс

В помощь учителю истории. Готовая рабочая программа по истории 7 класса                Авторы программы  Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Лисейцев Д.В Год издания      2011  год    Издательство «Баласс» Количество учебных часов 68 Учебно-методический комплект:       Название Автор Издательство Год  издания Учебники История России. XYI- XYIII века. Учебник для 7 класса основной школы Д.Д.Данилов, Д.В.Лисейцев, Н.С.Павлова, В.А.Рогожкин «Баласс» 2010 Всеобщая история История нового времени. Учебник 7 класса основной школы Д.Д.Данилов, А.В.Кузнецов, С.С.Кузнецова, А.В.Репников, В.А.Рогожкин «Баласс» 2010
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Юнны

муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

на заседании ШМО

учителей школы

РуководительШМО _______/___________/

Протокол № ____

«__» _________ 2014 г.


Заместитель директора по УВР

_____/Рахматуллина Г.Х./

«__» __________ 2014 г.



Директор школы

_____/Миннигулова Ф.А./

Приказ по школе

№__ от «__»______2014г.

Рабочая программа по истории

для 7 класса

учителя истории Рахматуллиной Г.Х.

на 2014 - 2015 учебный год




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___________

от «____» __________2014 г.


Пояснительная записка


Авторы программы Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Лисейцев Д.В

Год издания 2011 Издательство «Баласс»

Количество учебных часов 68

Учебно-методический комплект:

Название

Автор

Издательство

Год издания

Учебники

История России. XYI- XYIII века. Учебник для 7 класса основной школы

Д.Д.Данилов,

Д.В.Лисейцев,

Н.С.Павлова,

В.А.Рогожкин

«Баласс»

2010

Всеобщая история История нового времени. Учебник 7 класса основной школы

Д.Д.Данилов, А.В.Кузнецов,

С.С.Кузнецова,

А.В.Репников,

В.А.Рогожкин

«Баласс»

2010

Содержание тем учебного курса


Модуль 1. Российская история: Московское царство в XVI-XVII вв.

Вводная тема. Северная Евразия к середине XVI в.

Как Россия стала евразийской державой? Народы и государства на территории нашей страны к рубежу XV-XVI вв. (уровень социально-экономического развития, государственность, культурно-цивилизационные связи). Завершение объединения русских земель в Российское государство, его многонациональный характер.

Тема 1. Россия в 1533-1618 гг.

Россия в XVI в. - вопрос о сохранении аграрного общества и зарождении признаков Нового времени. Основы хозяйства (вотчины, поместья, оброки, барщина, Юрьев день, развитие ремесел и торговли). Слои населения (бояре, дворяне, духовенство, посадские люди, крестьяне, казачество).

Становление органов власти и государственных порядков Российского государства (власть государя, Боярская дума, развитие приказов, местничество, государево тягло, роль православной церкви). Вопрос о преемственности традиций Запада и Востока и идея исключительности («Москва - третий Рим»). Государственная символика России (герб, Московский Кремль).

Правление Ивана IV (1533-1584) и черты его личности. Венчание на царство в 1547 г. «Избранная рада». Реформы середины XVI в: Судебник 1550 г., организация приказной системы, начало созыва Земских соборов, Стоглавый церковный собор, организация стрелецкого войска.

Присоединение Казанского ханства (1552 г.) и Астраханского ханства (1554-1556 гг.): цель и значение для России и народов Поволжья. Успешное начало Ливонской войны (1558-1583 гг.): цели и результаты.

Формирование самобытной культуры Российского государства (шатровый стиль, книжная культура, бытовые правила и «Домострой»). Иван Федоров и начало книгопечатания (1564 г. - «Апостол»).

Опричнина (1565-1572 гг.): цели, методы, результаты. Вопрос о пределах царской власти.

Окончание Ливонской войны и ее итоги. Разорение страны. Поход Ермака (1581-1582 гг.) и присоединение Западной Сибири: цели, значение для России и сибирских народов. Пресечение династии московских Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова и его политика. Социально-экономические трудности и движение к крепостному праву.

Смута начала XVII в: причины, участники, основные вехи (1604 г., 1610 г., 1612 г.). Самозванцы (Лжедмитрий I). Внешняя экспансия Польши и Швеции (1609-1618 гг.): цели и результаты. Объединение разнородных сил для спасения страны. Ополчение К. Минина и Д.М. Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 года и избрание династии Романовых.

Тема 2. Россия в 1618-1689 гг.

Ликвидация последствий Смуты (восстановление хозяйства, государственного управления, международного положения). Развитие торговых связей (ярмарки и другие признаки формирования всероссийского рынка). Мануфактуры. Активизация связей с Западной Европой. Вопрос об отставании России от Запада.

Правление первых Романовых - Михаила Федоровича (1613-1645) и Алексея Михайловича (1645-1676) - от сословно-представительной монархии к самодержавию (прекращение созыва Земских соборов, рост значения приказов, ростки регулярной армии).Соборное уложение 1649 г.: цели, выработка, значение, юридическое оформление крепостного права. Народные движения второй половины XVII века: причины и последствия Соляного бунта 1648 г., Медного бунта 1662 г.

Внешняя политика России в XVII в.: борьба за статус европейской великой державы, вхождение в состав России Левобережной Украины на правах автономии (гетман Б. Хмельницкий, решения и договоры 1653-1654, 1667 гг.), присоединение и освоение Сибири.Положение различных народов в многонациональном Российском государстве.

Значение православия в жизни страны. Церковный раскол (середины XVII в.): реформы в церкви и причины раскола, позиции Никона и Аввакума, возникновение старообрядчества, последствия раскола. Конфликт Никона и царя. Восстание под предводительствомСтепана Разина: причины, участники и итоги.

Соотношение традиций и новых европейских элементов в культуре России XVII в.: развитие образования (школы и Славяно-греко-латинская академия) и научных знаний, усиление светских элементов в литературе, архитектуре, живописи. Единство и особенности быта и нравов знати и простых сословий допетровской Руси.

Модуль 2. Российская история: Становление Российской империи. XVIII в.

Тема 3. Преобразования Петра I. Россия в 1682-1725 гг.

Петр I (1682-1725): воспитание, образование и черты характера, устремления, трудный путь к престолу. Вопрос о причинах начала преобразований. Первые европейские реформы: календарь, внешний вид подданных, правила этикета.

Северная война (1700-1721 гг.): причины, участники, основные события (1700 г. - Нарва, 1703 г. - Санкт-Петербург, 1709 г. - Полтава, 1714 г. - Гангут). Создание регулярной армии и флота: цели и средства, рекрутские наборы. Заводское строительство. Положение простого народа: рост повинностей, подушная подать. Ништадский мир 1721 г. и образование Российской империи. Укрепление международного положения.

Абсолютизм Петра Великого: положение императора, Сенат, коллегии, губернаторы. Табель о рангах как реформа дворянства и чиновничества. Подчинение церкви государству.

Светский, рациональный характер культуры: европеизация науки (Академия наук, первый музей, первая библиотека), образования (система школ, учебники) и искусства (регулярное градостротельство, Петропавловский собор, светский портрет).

Тема 4. Российская империя. 1725-1801 гг.

Дворцовые перевороты (1725-1762 гг.): причины и значение, роль дворянской гвардии. Фаворитизм - роль в истории страны (фавориты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны). Расширение прав и привилегий дворянства: причины, основные вехи, указ о вольности дворянской 1762 г.

Вопрос о соотношении крепостничества и капитализма. Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины, крепостной труд на мануфактурах) и зарождение капиталистических отношений (развитие торговли, включение в мировой рынок, развитие мануфактурной промышленности).

Просвещенный абсолютизм Екатерины II (1762-1796), черты личности и цели императрицы, «Уложенная комиссия» (цели и результаты). Социальные движения и восстание Е.И. Пугачева: причины, состав участников, итоги и значение для страны.

Великодержавная политика России и вопрос о причинах и значении роста территории империи. Россия в войнах второй половины XVIII в.: русско-турецкие войны, присоединения в Причерноморье и на Кавказе, участие в разделах Польши. А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков: талант военачальника, черты личности. Положение различных народов Российской империи.

Просветительские реформы Екатерины II: губернская, образования и их значение. Оформление сословного строя: «Жалованные грамоты» дворянству и городам, сословное самоуправление.

Светский, рациональный характер культуры: наука и образование (Московский университет, 1755 г.), литература (Г.Р. Державин и другие) и искусство (Академия художеств, европейские художественные стили в России - барокко и классицизм). Вопросы овзаимосвязи и взаимовлиянии российской и мировой культуры в XVIII в. М.В. Ломоносов: судьба и вклад в российскую культуру.

Модуль 3. Всеобщая история: Рождение западной цивилизации (конец XV - начало XVII в.)

Вводная тема. Рубеж Средневековья и Нового времени

С чего началось Новое время? Понятие аграрного общества и признаков его разрушения. Раннее и позднее Новое время.

Европа на пороге Нового времени: особенности средневековой католической цивилизации (роль католической церкви, рост городов и торговли, науки и образования и т.д.); европейские страны между раздробленностью и централизацией, империя Карла V Габсбурга и угроза со стороны Османской империи.

Тема 1. Начало Нового времени в Европе. Конец XV - начало XVII в.

Великие географические открытия: их причины, основные события и герои (Колумб - 1492 г., Васко да Гама - 1498 г., Магеллан - 1519-1522 гг.), последствия (крах средневековой картины мира, начало создания мирового рынка).

Начало колониальных захватов: причины, основные события (конкистадор Кортес - 1519 г.) и последствия (образование колоний и колониальных империй). Судьба американских индейцев и других жителей захваченных европейцами территорий.

Эпоха Возрождения: основные черты, деятели (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир), достижения (новые темы и идеи искусства Нового времени, его культурное наследие). Смена средневекового аскетизма идеями гуманизма.

Реформация: причины, основные события и лидеры: 1517 г. - М. Лютер (основные идеи и судьба), Ж. Кальвин (основные идеи и судьба). Крестьянская война в Германии и королевская реформация. Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и их основные отличия от католицизма.

Контрреформация: причины, роль Тридентского собора. Значение И. Лойолы и ордена иезуитов. Начало религиозных войн и изменение политической карты Европы: борьба протестантских и католических стран.

Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI-XVII веков и перерождение средневековой католической цивилизации в западную цивилизацию Нового времени. Зарождение капиталистических отношений между новыми классами: капиталистами (буржуазией, предпринимателями) и наемными рабочими, развитие торговли, мануфактурной промышленности. Технический прогресс в Новое время. Начало создания научной картины мира (Коперник, Галилей и др.). Влияние перемен на искусство (стиль барокко) -культурное наследие Нового времени.

Тема 2. Страны западной цивилизации. Конец XVI - начало XVIII в.

Испанский абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция (конец XVI в.): причины (развитие капиталистических отношений), основные события и результаты. Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Нидерландах.

Утверждение абсолютизма в Англии: роль Елизаветы I, победа над испанским флотом в 1588 г., абсолютный монарх и парламент, Карл I.

Английская буржуазная революция: причины (развитие капиталистических отношений), основные события и лидеры (1640 г., 1649 г., гражданская война и Кромвель, 1688 г.), итоги (создание парламентской монархии). Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Англии (Великобритании).

Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других европейских стран (Германия, Италия, Речь Посполитая). Разные темпы разрушения аграрного общества.

Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618--1648 гг.): причины и значение.

Модуль 4. Всеобщая история: Новые времена Востока и Запада. XVI-XVIII вв.

Тема 3. Новые времена за пределами Европы. XVI-XVIII вв.

Международные отношения в Новое время: рост колониальных империй и борьба между ними. Освоение европейцами Америки (различие северных и южных, рабовладельческих колоний). Проникновение европейцев в страны Востока, знакомство с культурным наследием и традициями исламской, индийской и дальневосточной цивилизаций. Первые попытки европеизации в Османской империи и Иране. Империя Великих Моголов и Индии, ее крушение и начало завоевания Индии англичанами (1757 г.). Маньчжурская империя Цин в Китае и закрытие от европейцев Китая и Японии.

Тема 4. Запад в эпоху Просвещения. XVIII в.

Эпоха Просвещения: основные идеи (рациональность, естественные права, общественный договор, вера в прогресс), основные идеологи (Вольтер и другие), Энциклопедия. Формирование основ научной картины мира: открытия Ньютона и других ученых. Культурное наследие эпохи Просвещения: стиль классицизм в архитектуре и искусстве.

Реформы «просвещенного абсолютизма» в европейских странах: цели и результаты. Борьба великих держав за господство в Европе, разделы Речи Посполитой.

Начало перехода от аграрного к индустриальному обществу в Англии: начало промышленного переворота (паровая машина Уатта - 1784 г., прялка Дженни - 1765 г. - как показатели технического прогресса, замена мануфактур на фабрики). Социальные последствия промышленного переворота: противоречия капиталистов и рабочих, рост образования, политической активности.

Война за независимость (1775--1783 гг.) и образование США: причины, основные события и лидеры (1776 г., Дж. Вашингтон), последствия - установление республики (Конституция США).

Великая французская революция: причины и начало (1789 г., созыв Генеральных штатов и их судьба, взятие Бастилии, «Декларация прав человека и гражданина»). Основные этапы и рубежи революции: свержение монархии (1792 г.), якобинская диктатура (1793-1794 гг., Робеспьер, террор и реформы), термидорианский переворот. Революционные войны: от защиты революции к ее экспорту. Установление диктатуры Наполеона Бонапарта (черты личности). Итоги и мировое значение революционных преобразований.

Требования к уровню подготовки учащихся

1-я и 2-я линии развития. Умение объяснять разнообразие современного мира.

  • Учиться добывать, сопоставлять и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе из Интернет, СМИ и т.д.).

  • Определять и объяснять временные границы ранней Новой истории всего человечества и истории России, разделять российскую историю раннего Нового времени на этапы и объяснять выбранное деление.

  • Различать в общемировой культуре и культуре России наследие и традиции аграрного общества и черты, сложившиеся в ходе его разрушения в Новое время, определять уровень развития общества, используя данные понятия.

  • Отличать черты западной цивилизации Нового времени от традиций цивилизаций Востока; определять и доказывать собственное мнение о месте России XVI-XVIII вв. в системе мировых цивилизаций Запада и Востока.

  • В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления), развившиеся в эпоху раннего Нового времени: в экономике - капиталистические отношения, промышленный переворот; в общественном делении - классы, гражданское равноправие; в государственной жизни - абсолютизм, революция, реформы, конституционная монархия, республика; в культуре - гуманизм и Возрождение, идеи Просвещения и т.д.

3-я линия развития. Умение рассматривать общественные процессы в развитии.

  • Определять основные причины и следствия разрушения аграрного общества в странах Запада и в России, а также реформ, революций и войн, сопровождающих этот сложный процесс.

  • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Колумб, Кромвель, Робеспьер, Иван Грозный, Петр Великий, Пугачев и др.), так и представителей различных общественных слоев и цивилизаций раннего Нового времени.

4-я линия развития. Нравственное самоопределение.

  • Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ и революций, колониальных войн, народных восстаний, распространения идей гуманистов и просветителей.

  • При оценке таких явлений выявлять гуманистические нравственные ценности.

5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.

  • Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по защите своей родины, изменению общественных порядков.

  • Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.

  • Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи раннего Нового времени (европейские колонизаторы и жители Востока, феодалы и «третье сословие», помещики и крестьяне, сторонники традиций и поборники перемен и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.

Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения урока по плану

Фактическая дата проведения урока

1


2

3


4


5


6


7

8


9



10

Россия: хозяйство и сословия.

Россия: власть и подданные.

Венчание первого российского царя.

Победы Российского царства.

Самобытная культура России .

Самодержавие Ивана Грозного.

Наследие Ивана Грозного.

Начало Смуты: гражданская война.

Окончание Смутного времени: спасение Отечества.

Повторение. «Россия в 1480-1618 гг.»

1


1

1


1


1


1


1

1


1



1

2.09


6.09

9.09


13.09


16.09


20.09


23.09

27.09


30.09



4.10


11

12

13


14


15

16

17


18


Восстановление после Смуты.

Самодержавие Алексея Тишайшего.

Расширение Российского царства.

Раскол в умах и сословиях.

Традиции и новшества в культуре России 17 века.

Повторение. «Россия в 1613-1689 гг.».

2


1


1


2


1


1

7.10

11.10

14.10


18.10


21.10

25.10

28.10


8.11


19

20

21

22

23

24

25

26


27

28

Начало реформ Петра 1.

Начало Северной войны.

Победа великой державы.

Абсолютизм Петра Великого.

Европейский переворот в культуре при Петре1.

Повторение. «Реформы 1682-1725 гг.».

1

2


2


2


1


2

11.11

15.11

18.11

22.11

25.11

29.11

2.12

6.12


9.12

13.12


29


30

31

32

33


34

35

36

37

38


39

40

41


42


Эпоха дворцовых переворотов.

Крепостничество и капитализм.

«Просвещенная государыня» и «русский бунт».

Гром побед Российской империи.

«Золотой век» Екатерины Великой.

Закат «просвещенного абсолютизма».

«Просвещенная» культура России.

Повторение. «Россия в 1725-1801 гг.».

Обобщающее повторение. «История России. XYI-XYIII века».

1


2


2



2


2


1


2


1


1


16.12


20.12

23.12

27.12

30.12


17.01

20.01

24.01

27.01

31.01


3.02

7.02

10.02


14.02



43


44


45


46


47


48


49


Великие географические открытия мира.

Новый колониальный порядок.

Возрождение- новый взгляд на человека.

Реформация- новое отношение к Богу.

Контрреформация и новая карта Европы.

Судьба европейской цивилизации.

Повторение. «Европа. Конец 15-середина 17 века».

1


1


1


1


1


1


1

17.02


21.02


24.02


28.02


3.03


7.03


10.03


50

51


52

53

54


55



Нидерландская революция.

Английская монархия.

Английская революция.

Лидеры Западной Европы.

Пограничье Европы.

Борьба за господство в Европе.

Повторение. «Страны Европы. Конец 16- начало 18 века».

1

1


1

1

1


1



14.03

17.03


21.03

4.04

7.04


11.04



56


57


58


59


60


Борьба европейцев за колонии.

Исламский мир- сосед Европы.

Индия: от империи к колонии.

«Закрытый» Дальний Восток.

Повторение. «Америка и Восток. 16-18 века».

1


1


1


1


1


14.04


18.04


21.04


25.04


28.04


61

62


63

64


65


66


67


68


69


Идеи эпохи Просвещения.

«Просвещенный абсолютизм».

Англия- лидер Запада.

Революция в Америке- образование США.

Франция: от абсолютизма к революции.

Франция: от монархии к республике.

Франция: от террора к диктатуре.

Повторение. «Страны Запада. 18 век».

Обобщающее повторение. «История нового времени».

1

1


1

1


1


1


1


1


1

2.05

5.05


9.05

12.05


16.05


19.05


23.05


26.05


30.05



Список литературы


1.Д.Д.Данилов, Д.В.Лисейцев, Н.С.Павлова, В.А.Рогожкин. История России. XYI- XYIII века. Учебник для 7 класса основной школы.-М:Баласс,2010.-304 с.

2. Д.Д.Данилов, А.В.Кузнецов, С.С.Кузнецова,А.В.Репников, В.А.Рогожкин. Всеобщая история. История Нового времени. Учебник для 7 класса основной школы.-М.:Баласс,2010.-304 с.

3.История России. 7 класс. Дидактическое материалы.- Саратов: Лицей, 2007.-80 с.

4.Э.В.Уткина. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы.-М.:Айрис-пресс,2004.-224 с.



© 2010-2022