План-конспект урока по истрии России Либеральные реформы 60-70-х г. г. 8 класс

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сл №1-2

Цель: обобщить и закрепить знания учащихся о реформах Александра II, полученные на последнем уроке.

Задачи:

  • повторить, обобщить, систематизировать изученный материал по данной теме, обратить внимание на роль личности в истории;

  • Закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения периода правления Александра II: комплексный анализ, историческое мышление и т.д.;

  • На примере работы земств показать необходимость и важность существования подобных учреждений, самоотверженную работу людей, стремившихся сделать жизнь крестьян лучше и легче. Продолжать воспитывать чувство уважения, интереса к истории своей страны, к людям, творившим эту историю.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, портреты АлександраII,

Д.А.Милютина, М.Т.Лорис-Меликова, А.В.Головнина.

« Государственное устройство России требует коренной реформы снизу доверху… все отжило свой век, все должно получить новые формы, согласно с великими реформами, совершенными в 60-х г.г. Но такая реформа не по плечам теперешним нашим государственным деятелям, которые не в состоянии подняться выше точки зрения полицмейстера или даже городового»

Д.А.Милютин



Ход урока:

I.Орг.момент: Сл.№3.

-Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Я рада, что мы с вами встретились сегодня на уроке истории Отечества. На уроке нашей главной задачей будет обобщение и закрепление знаний о либеральных реформах 60-70-х годов правления императора Александра II, о значении этих реформ для нашего государства XIX века. Сл.№4.

Но делать это мы будем в необычной форме. Наверное, многие видели по телевизору интеллектуальную игру «Звездный час». В форме этой игры будет наш урок. Сл.№5.

В игре 6 туров. На каждый вопрос вам предлагается 3 варианта ответа, Вы должны выбрать правильный и поднять нужную букву. Ответивший правильно - получает звезду. У кого будет больше звезд к концу урока - тот победит, т.е. получит «5». Хрулев Миша у нас будет советник. Он отмечает правильные ответы.

II.Основной этап урока. Игра.

I.Тур. Разминка. Сл.№6.



  1. «Царь - освободитель»-это

А)Николай I, б)Александр I, в) Александр II.

2. 19 февраля 1861г.-

А) подписание «Положений» об отмене крепостного права

Б) подписание закона о местном самоуправлении

В)Подписание закона о военной реформе

3. Министр народного просвещения - это

А)Д.А.Милютин б)А.В.Головнин в)М.Т.Лорис-Меликов

4.Кому принадлежат эти слова « Лучше уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собою уничтожаться снизу»?

А) Николай I, б)Александр I, в) Александр II.

5. Либералы называли время его правления «диктатурой сердца», а ведущий критик Михайловский Н.К. политикой «пушистого лисьего хвоста» и «волчьей пасти». Кто это?

А) Д.А.Милютин б) А.В.Головнин в) М.Т.Лорис-Меликов

Сообщение о Д.А.Милютине (Хрулев М). Сл №7.

II.Тур. Терминологический. Сл.№8.

  1. Временнообязанные крестьяне - это

А) крестьяне, не выплатившие в банк кредита

Б) крестьяне, которые до выкупа надела несли повинности в пользу помещика

В) крестьяне, обязанные служить в армии

2.Мировые посредники

А) должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками

Б) помещик, определяющий местонахождение надела

В) купец, владелец средних и мелких промышленных предприятий

3.Земства - это

А) органы местного самоуправления

Б) органы городского самоуправления

В) органы государственного управления

4. реформа - это

А) письменное прошение

Б) преобразование в какой - либо сфере государства

В) основной закон государства

5.Присяжные заседатели - это

А) должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками

Б) крестьяне, которые до выкупа надела несли повинности в пользу помещика

В)выборные от населения лица, выносящие о виновности или невиновности обвиняемого.

Сообщение о М.Т.Лорис-Меликове (Морозова М.) Сл.№9.

III Тур. Познавательный. Сл.№10.

  1. Какая реформа поощряла получение образования?

А) Судебная б) Военная в) реформа образования

2. В чем заключалась главная слабость земств?

А) не хватало авторитета Б) не хватало времени В) не хватало средств

3.Вынесенный кем оправдательный вердикт являлся решающим?

А) адвокатом б) присяжными заседателями в) прокурором

4.Чтобы отвадить студентов от забастовок, некоторые министры предлагали АлександруII…

А) женить студентов б) сечь розгами в) отдавать в солдаты

5.Главным достижением военной реформы является-

А) всеобщая воинская повинность

Б) рекрутский набор

В) обучение солдат грамоте и счету

Сообщение о Ф.Н.Плевако (Тванков С.)

Физкультминутка.

IV Тур. Хронологический. Сл.№11.

  1. 1874 год

А) военная реформа б) судебная реформа в)городская реформа

2. 1870 год

А) военная реформа б) судебная реформа в)городская реформа

3.конец 1864 года

А) военная реформа б) судебная реформа в)городская реформа

4.19 февраля 1861 года

А) «Временные правила» о цензуре

Б) «Манифест» по отмене крепостного права

В) создание Редакционных комиссий

5. 1 марта 1881 года

А) убийство Александра II

Б) «Манифест» по отмене крепостного права

В) создание Редакционных комиссий

Сообщение о работе земств.(Одинокова Л.) Сл.№11.

V Тур. Философский. Сл.№12.

  1. Какое событие имел ввиду А.Н.Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

Порвалась цепь великая, порвалась - расскочилася:

Одним концом по барину, другим по мужику!..

А) смерть Николая I

Б) отмена крепостного прав

В) убийство Александра II

2.Что из перечисленного относится к судебной реформе 1864 г ?

А) состязательность, гласность, бессословность, независимость

Б) наказание розгами виновных

В) переодическая сменяемость судей

3. Кто был наставником великого князя Александра Николаевича?

А) Ф.Лагарп б) В.А.Жуковский в) С.С.Уваров

4. Земские учреждения не решали вопросов…

А) строительства дорог

Б) строительства школ и больниц

В) развития торговли и промышленности

5. Во главе какого городского органа стоял городской голова?

А) городской думы

Б) городской управы

В) нет правильного ответа

Сообщение о А.В.Головнине (Фомина Л.) Сл.№13.

VI Тур. Художественный. Сл.№14.

  1. Как называется картина, которую вы видите? Сл.№15.

А) «Сельская больница»

Б) «Заседание волостного суда»

В) «Земство обедает»

2. Кого вы видите на фотографии? Сл.№16.

А) Врачи сельской больницы

Б) Учителя сельской школы

В) Присяжные заседатели после суда

3. Кто это? Сл.№17.

А) офицер главного штаба

Б) мировой судья

В) городской голова

4. Кто это? Сл.№18.

А) Э.Тотбелен б) И.В.Гурко в) Ф.Н.Плевако

5. Как называется это здание? Сл.№19.

А) Здание городской управы

Б) Здание университета

В) Здание купеческого собрания

Задание «Значение Реформ 60-70-х г.г.»

-Вспомним, каковы значения этих реформ?

-За правильный ответ - еще 2 балла.

( Значения:

Реформы 60-70-х г. открыли эпоху бурного капиталистического развития России:

1.крестьяне получали гражданские права и становились полноправными сословиями;

2.при освобождении крестьяне получали земельный надел;

3.создавалось местное самоуправление на началах выборности, всесословности, вводился буржуазный имущественный ценз для участия в выборах;

4.произошло разграничение сфер влияния общества и государства;

5.появилась более демократичная судебная система;

6. вводились новые принципы комплектования, организации и управления армии.

Реформы способствовали развитию буржуазных отношений, создавали условия для продолжения промышленного переворота и проведения индустриализации.

Однако в аграрном секторе они носили ограниченный характер. Это проявлялось в сохранении общинного землевладения, в характере наделения крестьян землей, в сохранении временнообязанных отношений, в порядке исчисления выкупных платежей. В ограничении права собственности на землю.

Большая викторина.

1.Какой пост занимал Д.А.Милютин, когда приступил к разработке военной реформы?

2.Перечислите льготы для освобождения от действительной службы.

3.Какую реформу считают наиболее прогрессивной и последовательной?

4.Через какой срок проходили выборы в городское самоуправление?

5.

III. Подведение итогов.

-Итак, ребята, прошли 6 туров. Сейчас наш советник посчитает кто сколько набрал баллов. (Максимум 30 баллов).

-А вы пока скажите, что вам понравилось на этом уроке?

-Итак, звездный час сейчас наступил для ………!

-Остальные тоже молодцы! Спасибо за работу.

-Выставляем оценки: «5»-30-25 баллов, «4»-25-15 баллов, «3»-10-15 баллов,

+ 5 Баллов за сообщение.

Д/З: творческое задание по пар.21-24. Сл.№20.













Приложение 1. «Рабочая карта игрока».



I.







II.







III.







IV.







V.







VI.







Приложение 2. «Ключ».



I.


В.

А.

Б.

В.

В.

II.


Б.

А.

А.

Б.

В.

III.


Б.

В.

Б.

Б.,в.

А.

IV.


А.

В.

Б.

Б.

А.

V.


Б.

А.

Б.

В.

А.,б

VI.


В.

А.

Б.

Б.

В.





План-конспект урока по истрии России Либеральные реформы 60-70-х г.г. 8 класс



Д.А.Милютин





План-конспект урока по истрии России Либеральные реформы 60-70-х г.г. 8 класс



М.Т.Лорис-Меликов





План-конспект урока по истрии России Либеральные реформы 60-70-х г.г. 8 класс



Александр II

План-конспект урока по истрии России Либеральные реформы 60-70-х г.г. 8 класс

Головнин Александр Васильевич





План-конспект урока по истрии России Либеральные реформы 60-70-х г.г. 8 класс



Сообщение о А.В.Головнине.

Судьба Александра Васильевича Головнина была определена его

встречей с великим князем Константином Николаевичем, чьим

секретарем он и стал. Образованный, знавший в совершенстве

французский, английский, немец­кий и итальянский языки, А. В.

Головнин явился посредником между своим шефом и ведущими

реформаторами эпохи. Заняв в 1862 г. пост министра народного

просвещения, он сумел поставить свое ведомство в один ряд с

важнейшими министерствами империи. Необходимо отметить, что

работа­ли в его министерстве отнюдь не опытные педагоги, а заслуженные

е про­шлом командиры воинских частей и соединений. И все же

министерство А. В. Головнина сделало очень много. Сельские училища,

учительские семи­нарии (педагогические училища), комитет грамотности

и Педагогическое общество, новые уставы гимназий и университетов -

таковы .его любимые детища. А как ругали его! Сколько нападок

пришлось перенести этому не­преклонно-твердому человеку. «Человек

самого тонкого ума, горячий патриот», - писал о нем известный историк

М. И. Семевский.

Деятельность земств.

Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно

хозяйственными во­просами местного значения. В ведении земств

находились: устройство и содержание местных путей сообщения,

земской, почты, земских школ, больниц, богаделен и приютов,

попечение о местной торговле и промышленности, ветеринарная,

служба, взаимное страхование, местное продовольственное дело, даже

постройка церквей и содержание местных тюрем и домов для

умалишенных. Причем исполнение земст­вами местных хозяйственно-

административных, функций рассматривалось самим правительством не

как право земств, а их обязанность: ранее этим занималась уезд­ная и

губернская администрация, а теперь заботы о местных делах и расходы на

них перекладывались на земства. Члены и служащие земств

привлекались к судебной ответственности, если они выходили за рамки

своей компетенции.

Земства сыграли огромную роль в решении местных хозяйственных и

культур­ных задач: в организации мелкого кредита путем образования

крестьянских ссудосбсрегательных товариществ, в устройстве почт, в

дорожном строительстве, в разви­тии страхования, в медицинской и

ветеринарной' помощи на селе, в деле народного просвещения. К 1880 г.

было открыто 12 тыс. земских школ. За это время в земских школах

получили образование до двух миллионов крестьянских детей. Земства

подготовили за свой счет 45 тыс. учителей и значительно подняли

материальный и общественный статус народного учителя. Земские

школы считались лучшими. По образ­цу их стали действовать и школы

Министерства народного просвещения. Медицинские учреждения на селе,

хотя еще и малочисленные и несовершенные, целиком были созда­ны

земствами. На средства земств были созданы фельдшерские курсы

специально для села.. Благодаря усилиям земских врачей показатель

смертности среди крестьян сокра­тился с 3,75 до 2,8%.

Велика была роль земств в статистическом изучении народного

хозяйства, в пер­вую очередь крестьянского. Российская земская

статистика считалась лучшей в мире по богатству, точности и ценности

собранных ею сведений..И поныне изучение эко­номики пореформенной

России.невозможно без привлечения ее материалов.

ЛОРИС-МЕЛИКОВ Михаил Тарие-лович (1825 или 01.01.1826-12.12. 1888 гг.)

- граф (1878 г.), военный и государственный деятель, генерал-адъютант (1865

г.), генерал от кава­лерии (1875 г.), член Государствен­ного совета (1880 г.).

М. Т. Лорис-Меликов родился в Тифлисе. Он был сыном состоя­тельного

купца-армянина, который вел торговлю с Лейпцигом. В 10 лет его определили

в Лазаревский ин­ститут восточных языков в Моск­ве. С 1839 г. он учился в

Школе гвардейских подпрапорщиков и ка­валерийских юнкеров в Петербурге.

С 1843 г.- корнет лейб-гвардейско­го Гродненского гусарского полка. В 1847 г.

по собственной просьбе его перевели на Кавказ, где он служил офицером

особых поручений при на­местнике на Кавказе князе М. С. Во­ронцове, Лорис-

Меликов сражался с горцами в Чечне и Дагестане. 1853-1855 гг., в годы

Крымской войны Лорис-Меликоз командовал передовым конным отрядом

«охот­ников», отличился во многих боях. С августа 1855 г.- офицер особых

поручений при главнокомандую­щем Кавказской армией генерале Н. Н.

Муравьеве. После взятия Карса (ноябрь 1855 г.) Лорис-Меликов был назначен

начальником Карской области, с 1858 г. - начальником войск в Абхазии и

инспектором ли­нейных батальонов Кутаисской гу­бернии. В 1859-1863 гг. он -

воен­ный начальник Южного Дагестана, градоначальник Дербента. С марта 1863

г. Лорис-Меликов - началь­ник Терской области и наказной ата­ман Терского

казачьего войска.

В мае 1875 г. Лорис-Меликову по болезни пришлось оставить пост на­чальника

области, он был прико­мандирован к наместнику Кавказа великому князю

Михаилу Николае­вичу и уехал на лечение за границу. Во время русско-

турецкой войны 1877-1878 гг. руководил военными действиями русских войск

на Кав­казе.

В 1879 г. Лорис-Меликов был вре­менным астраханским, саратовским и

самарским генерал-губернатором.

Он смог ликвидировать эпидемию чумы в Астраханской губернии и этим

прославился на всю Россию. В апреле 1879 г. его назначили вре­менным

харьковским генерал-гу­бернатором. Он ужесточил репрес­сии против

революционного движе­ния, но старался привлекать на сто­рону властей

либеральную часть об­щества.

После взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г. Лорис-Меликов стал главным

начальником Верхов­ной комиссии по охране государст­венного порядка. В

апреле Лорис-Меликов представил государю до­клад, в котором предлагалась

про­грамма дальнейших преобразований в России. Он предлагал расширить

права земских учреждений, пере­смотреть паспортную систему, раз­работать

рабочее законодательство, привлечь «сведущих людей» (выбор­ных от

дворянства, земств и городских дум) к обсуждению государст­венных

законопроектов, т. е. создать общероссийский совещательный ор­ган.

8 августа 1880 г. Верховная комис­сия по охране государственного по­рядка

была упразднена вместе с Тре­тьим отделением, вместо которого в

Министерстве внутренних дел был образован Департамент государст­венной

полиции, а Лорис-Меликов был назначен министром внутрен­них дел и шефом

жандармов. В сен­тябре 1880 г. по его инициативе бы­ли начаты сенаторские

ревизии в гу­берниях. В ноябре 1880 г. при под­держке Лорис-Меликова

министру финансов А. А. Абазе удалось до­биться отмены соляного налога.

Бы­ла ослаблена цензура, прекратились гонения против либералов.

28 января 1881 г. Лорис-Меликов представил Александру II доклад, в котором предлагал сформировать при Государственном совете времен­ные комиссии из чиновников раз­личных ведомств и выборных пред­ставителей от земских собраний и городских дум для обсуждения го­сударственных вопросов. Этот про­ект стали называть «конституцией Лорис-Меликова». Утром 1 марта I 1881 г. император Александр II одобрил доклад Лорис-Меликова и назначил на 4 марта его рассмотрение в Совете министров, но через не­сколько часов был убит народоволь­цами На заседании Совета министров 8 марта 1881 г. император Алек­сандр III уклонился от утверждения проекта. Манифест императора Александра III «О незыблемости са­модержавия» от 29 апреля Лорис-Меликов воспринял отрицательно и на следующий день подал в отстав­ку. Последние годы жизни провел за границей - в Висбадене и Ницце.

Сообщение о Д.А.Милютине.

Все последнее десятилетие в России прошло под разговоры о военной реформе. Необходимость перевести слова в дело давно назрела и перезрела, но российская армия все еще остается по сути советской. Между тем у России есть опыт успешных военных реформ, самой радикальной из которых была реформа 1864-1874 годов. Ее проводил человек поистине выдающийся и вполне заслуженно именовавшийся "умнейшим министром Александра II", - Дмитрий Алексеевич Милютин.

Своим путем

Карьера военного в России во все времена делалась одинаково. Главную роль здесь играли влиятельные родственники, удачно заведенные знакомства, умение понравиться начальству. Кроме того, в XIX веке практически единственный путь к высшим армейским должностям лежал через гвардию. Что требовало не только аристократического происхождения, но и богатства, поскольку специфический образ жизни гвардейских офицеров предполагал огромные затраты: мундир с золотым шитьем, породистые лошади, квартира в Петербурге, почти ежедневная игра в карты.

Возможности служить в гвардии у Милютина не было. Будущий реформатор, родившийся 28 июня 1816 года в Москве, принадлежал к небогатой, обремененной долгами и не слишком родовитой дворянской семье. В семье помимо Дмитрия росли еще двое сыновей - Николай и Владимир. Воспитанием их занималась мать, Елизавета Дмитриевна, урожденная Киселева: отец, Алексей Михайлович, был слишком поглощен жизнью хлебосольного русского барина с псовой охотой, конским заводом, разъездами по соседним поместьям.

Начальное образование Милютин получил дома. Затем благодаря помощи брата Елизаветы Дмитриевны, влиятельного сановника Павла Дмитриевича Киселева, три брата поступили в Благородный пансион при Московском университете - одно из привилегированных средних учебных заведений тогдашней России, почти столь же престижное, как Царскосельский лицей. Благородный пансион давал возможность поступать как в военную, так и в гражданскую службу. Честолюбивого Дмитрия Милютина мало прельщала штатская рутина. Вместе с тем он, стремясь сделать успешную военную карьеру, не прочь был и продолжить свое образование. Закономерно, что выбор его пал на Императорскую Военную академию, которая дала бы ему возможность в будущем попасть на службу в Генеральный штаб и войти, таким образом, в круг высшей военной элиты России.

Созданная незадолго до того Военная академия была учебным заведением нового для России типа, предназначенным для воспитания военных интеллектуалов профессиональных штабных офицеров и преподавателей. Хотя диплом академии вел к вершинам военной карьеры, такой путь был во времена Милютина не слишком популярен в среде русского офицерства. Среди выходцев из гвардии, составлявших армейскую верхушку, установилось презрительное отношение к выпускникам Военной академии как к "умникам" и выскочкам, не знавшим будней строевой службы. Милютину впоследствии не раз приходилось сталкиваться с таким отношением.

В 1837 году будущий реформатор успешно (с серебряной медалью) закончил Военную академию и поступил на службу в Генеральный штаб. Однако штабная рутина не удовлетворяла деятельного и энергичного Милютина. Он понимал, что настоящему военному профессионалу необходим боевой опыт. Приобрести такой опыт было где - на Кавказе уже не первый год шла война с горцами. Милютин подал рапорт с просьбой о командировке в эту "горячую точку".

Вскоре будущий военный министр под командованием генерала Павла Христофоровича Граббе принял участие в операциях русских войск в горной Чечне. Кавказский опыт впервые заставил Милютина задуматься о преобразованиях в армии. Особенно значимым для него стал эпизод, происшедший во время одной из попыток взять штурмом аул Ахульго, укрепленную резиденцию имама Шамиля. Тогда из-за неумелого управления (атаковавшая Ахульго колонна несколько часов стояла в ущелье под огнем горцев, не получая никаких приказаний) среди солдат началась паника, которая привела к беспорядочному бегству, многократно увеличившему русские потери. Всю жизнь Милютин, участвовавший в штурме, вспоминал этот день, по его собственному выражению, с "удручающим чувством".

Повоевав в Чечне, он написал несколько докладных записок, в которых предлагал внести изменения в тактику действий войск на Кавказе, экипировку солдат и систему укреплений с учетом условий горной войны.

План-конспект урока по истрии России Либеральные реформы 60-70-х г.г. 8 класс

Нарасхват

Командировкой на Кавказ Милютин свое образование не закончил. В 1840 году он отправился в Европу - изучать политическое устройство и военное дело в Англии и Франции. Это путешествие не только способствовало профессиональному росту будущего военного министра, но и, по сути, определило его судьбу. Посещение заседаний парламентов европейских стран потрясло Милютина. Во Франции он попал на парламентские слушания, посвященные законопроекту об авторском праве. Для Милютина, интеллектуала, автора многих научных статей, эта тема была поистине больной: в современной ему России отсутствовало само понятие такого права. Из Европы он вернулся убежденным либералом. Это в эпоху Великих реформ и привело его в лагерь реформаторов.

Милютину не исполнилось еще тридцати лет, когда он был приглашен на должность профессора в Военную академию. До этого он успел еще раз побывать на Кавказе и жениться. Это не понравилось его высокопоставленному дяде, Павлу Дмитриевичу Киселеву, который был уверен, что племянник, женившийся по любви на Наталье Михайловне Понсе, поторопился. Милютин утратил своего единственного покровителя. Дальше ему предстояло рассчитывать только на свои силы. Хотя, по большому счету, покровители ему уже не требовались.

Профессионалы такого уровня, как Дмитрий Милютин, в те времена в русской армии были редки. Он сочетал в себе сразу несколько качеств. Во-первых, способности блестящего ученого. За время работы в Военной академии Милютин практически с нуля создал в России принципиально новое направление военной науки - военную статистику, изучавшую ресурсы государства. Причем он не только издал теоретический труд "Опыты военной статистики", но и приложил немало усилий к созданию многотомного военно-статистического описания Российской империи. Помимо этого Милютин приобрел известность в качестве военного историка. Его пятитомная работа по истории Итальянского похода Суворова 1799 года, которую Императорская академия наук удостоила Демидовской премии, была переведена на несколько европейских языков.

Во-вторых, за годы службы в действующей армии на Кавказе (а Отдельный кавказский корпус заслуженно имел репутацию самого боеспособного в России) будущий военный министр приобрел довольно богатый опыт боевого офицера, чего так не хватало многим его штабным коллегам.

Неудивительно, что, когда Россия вновь оказалась перед угрозой большой войны, таланты Дмитрия Милютина оказались востребованы. Летом 1853 года,, накануне Крымской войны, военному руководству страны стало очевидно, что воевать придется не с одной Турцией, а с целой коалицией европейских государств, и профессор Милютин был привлечен к работе в военном министерстве. Стоит отметить, что близкое знакомство с высшими эшелонами военного и государственного управления России не давало Милютину особенных поводов для оптимизма. Работал он, разумеется, на совесть, но в личном дневнике делал довольно мрачные прогнозы. Многим из которых, в частности, относительно падения Севастополя, суждено было сбыться.

Картина, представшая перед Милютиным, буквально вызывала отчаяние. Было очевидно, что крупнейшая в Европе армия Российской империи, в течение нескольких десятилетий считавшаяся непобедимой, изрядно прогнила. Ее отличали чрезмерная централизация военного управления, когда все вопросы, вплоть до покупки фуража для кавалерийского полка, стоявшего где-нибудь под Кишиневом, решались исключительно в Петербурге, и техническая отсталость, влекшая за собой громадные потери. Вероятно, тогда в уме Милютина и стали возникать контуры всеобъемлющей военной реформы.

Работа в военном министерстве в годы Крымской войны не только далз. Милютину новый опыт. Именно тогда будущий военный реформатор попал на глаза будущему царю-освободителю. Милютин фактически руководил особым комитетом, занимавшимся организацией обороны российских границ на Балтике, должность председателя которого занимал наследник престола великий князь Александр Николаевич, через год ставший императором.

Фёдор Ники́форович Плева́ко (13 апреля 1842-1908, Санкт-Петербург, похоронен в Москве) - российский адвокат, юрист, судебный оратор.

Выступал защитником на крупных политических процессах:

  • Дело люторических крестьян (1880)

  • Дело севских крестьян (1905)

  • Дело о стачке рабочих фабрики Товарищества С. Морозова (1886) и других.

Окончил курс на юридическом факультете Московского университета. Состоял в Москве кандидатом на судебные должности. В 1870 году Плевако поступил в сословие присяжных поверенных округа московской судебной палаты.

Адвокатская деятельность Плевако прошла в Москве, которая наложила на него свой отпечаток. И звон колоколов в московских храмах, и религиозное настроение московского населения, и богатое событиями прошлое Москвы, и нынешние её обычаи находили отклик в судебных речах Плевако. Они изобилуют текстами Св. Писания и ссылками на учение св. отцов. Природа наделила Плевако чудесным даром слова.

Не было в России оратора более своеобразного. Первые судебные речи Плевако сразу обнаружили огромный ораторский талант. В процессе полковника Кострубо-Корицкого, слушавшемся в рязанском окружном суде (1871 г.), противником Плевако выступил присяжный поверенный князь А. И. Урусов, страстная речь которого взволновала слушателей. Плевако предстояло изгладить неблагоприятное для подсудимого впечатление. Резким нападкам он противопоставил обоснованные возражения, спокойствие тона и строгий анализ улик. Во всем блеске и самобытной силе сказалось ораторское дарование Плевако в деле игуменьи Митрофании, обвинявшейся в московском окружном суде (1874 г.) в подлогах, мошенничестве и присвоении чужого имущества. В этом процессе Плевако выступил гражданским истцом, обличая лицемерие, честолюбие, преступные наклонности под монашеской рясой. Обращает на себя также внимание речь Плевако по слушавшемуся в том же суде, в 1880 г., делу 19-летней девушки, Качки, обвинявшейся в убийстве студента Байрошевского, с которым она находилась в любовной связи.

Нередко Плевако выступал в делах о фабричных беспорядках и в речах своих в защиту рабочих, обвинявшихся в сопротивлении властям, в буйстве и истреблении фабричного имущества, будил чувство сострадания к несчастным людям, «обессиленным физическим трудом, с обмершими от бездействия духовными силами, в противоположность нам, баловням судьбы, воспитываемым с пелёнок в понятии добра и в полном достатке». В своих судебных речах Плевако избегал эксцессов, полемизировал с тактом, требуя и от противников «равноправия в борьбе и битве на равном оружии». Будучи оратором-импровизатором, полагаясь на силу вдохновения, Плевако произносил наряду с великолепными речами и относительно слабые. Иногда в одном и том же процессе одна речь его была сильна, другая - слаба (например, по делу Меранвиля). В молодые годы Плевако занимался и научными работами: в 1874 г. он перевёл на русский язык и издал курс римского гражданского права Пухты. По своим политическим воззрениям он принадлежал к «Союзу 17 октября».



© 2010-2022