- Преподавателю
- История
- Эссе. «Мое мнение о Концепции нового УМК по отечественной истории РФ»
Эссе. «Мое мнение о Концепции нового УМК по отечественной истории РФ»
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Cтатьева М.Н. |
Дата | 02.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Эссе.
«Мое мнение о Концепции нового УМК по отечественной истории РФ»
Представленная Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя Историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Историко-культурный стандарт представляет собой научное ядро содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и профильному уровню изучения истории. Историко-культурный стандарт сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии учителей и объективные сложности в преподавании.
Реализация Концепции предполагает не только подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений, но и формирование единого научно-образовательного пространства в сети Интернет.
Успешная реализация Концепции возможна лишь в случае проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие исторического информационного пространства, насыщения его научно-обоснованными материалами как для учителей, так и для обучающихся общеобразовательных учреждений.
В связи с чем, и возникает ряд предложений и замечаний.
Первое: включить в задачи учебно-методического комплекса, помимо обозначенных, задачу воспитания у подрастающего поколения чувства гордости за своих предков и чувство ответственности перед будущим. Для реализации этой цели - учебник должен быть написан живым, образным языком, так, что бы при его чтении у школьников не пропал интерес к истории, как науки.
С целью усиления роли истории в системе гуманитарных дисциплин, можно на форзаце поместить цитаты отечественных мыслителей о значении истории в жизни простых людей.
Второе: Некое опасение вызывает идея увеличения часов на самостоятельную подготовку, в ущерб аудиторным занятиям. А как быть с теми обучающимися, у которых не возникнет желания искать дополнительную информацию, ни приведет ли это к общему снижению уровня исторического образования? Не следует так же забывать и о разных технических возможностях городских и сельских школ.
Третье: Не совсем понятна идея: исключить из школьного учебника готовые понятия. Дискуссия и анализ - это здорово, но школьники должны иметь четкое представление о тех категориях, которыми апеллирует историческая наука, без справочника сделать это им будет сложно.
Четвертое: Настораживает и предложение включения регионального компонента. Сама идея великолепна, но реализовать ее возможно при условии, что уроки по истории будут ни менее 3 раз в неделю. Ведь, как следует из контекста задач будущего учебника, учитель должен не только сформировать общие представление об истории России, но и провести сравнительный анализ с мировой. Как все это можно успеть сделать за 80 мин. в неделю? Не приведет ли в таком случае расширение объекта изучения к ситуации, которую хорошо описал
А.С. Пушкин:
Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь...
Учитывая все это, может стоить ввести факультатив по истории, в рамках которого можно было бы не только обращаться к региональному компоненту, но и к отечественным фильмам на исторические темы. Их просмотр и анализ, особенно сравнение советского и современного кинематографа позволили бы не только посмотреть на изучаемую проблему с разных позиций, но и сформировать представление об основных культурных ценностях советской эпохи и современного периода. В этом же плане интересен был бы и анализ художественной литературы, а так же полотен художников. С одной стороны изучение культуры, с другой рассмотрение ее как носителя информации о своей эпохе.
Пятое: Не вызывает возражения предложенная структура курса. Логичность непрерывного изучения истории России не однократна была апробирована временем. Можно согласиться и с перечнем примерных тем. Вместе с тем, следовало бы акцентировать внимание на позитивной роли Руси, Московии, Российской империи в мировой истории. Ведь, как известно, именно Россия препятствовала складыванию монополярного мира, может, поэтому у нее так много было недругов.
В заключении, авторам учебника по истории хотелось бы пожелать не забывать напутствия известного историка царской России А.И. Нечволодова:
«Изучение истории не только высокопоучительно, но и совершенно необходимо. Оно показывает нам, от каких смелых, мудрых и благородных предков мы происходим; какие великие труды были положены ими на создание нашей Родины, и как обильно орошена их кровью каждая пядь Русской земли. Вместе с тем, изучение истории показывает нам и путь, по которому мы должны идти, чтобы исполнить священную обязанность перед потомством - сохранить для него в полной неприкосновенности святое наследие наших предков - Русскую землю».