Урок Царь Алексей Михайлович

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конструктор урока № 8

в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: Царь Алексей Михайлович

Класс: 7

Предмет: история

Тип урока: комбинированный

Цели урока: - достичь образовательных результатов:

-Личностный результат - Воспитание чувства уважения к истории нашего Отечества.

-Метапредметный результат - учащиеся получат навыки работы с учебником, исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.

- Предметный результат - Познакомить обучающихся с личностью царя Алексея Михайловича и охарактеризовать внутреннее положение России в первые годы его царствования.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на моем уроке!

Мигель де Сервантес писал: «История - это сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Для меня история, это как машина времени, которая позволяет совершать путешествие в прошлое, открывать много нового и интересного. И сегодня я приглашаю вас в такое путешествие».

- На прошлом уроке мы с вами говорили о Михаиле Федоровиче Романове.

Демонстрируют свое настроение после приветствия учителя.

Записывают число в тетради.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Изучение новой темы:

Обучающиеся самостоятельно определяют тему урока при помощи подсказок учителя.
Подсказка 1.
Посмотрите на слайд (Приложение 1, слайд 2)
и скажите, что изображено на представленной иллюстрации? Что символизируют эти предметы?
Посмотрите на слайд (Приложение 1, слайд 3)
и ответьте, по какому принципу образована представленная схема? Почему вы так решили? (Принцип: отец, сын)
Подсказка 3. В схеме написано имя того, с кем мы сегодня познакомимся более подробно, и о ком речь не шла еще на уроках истории. О ком я говорю? (Алексей Михайлович)
А теперь сопоставим все три подсказки (Приложение 1, слайд 4) и сформулируем тему нашего урока.
Обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока «Царь Алексей Михайлович Романов» (Приложение 1, слайд 5).

Определяем проблему сегодняшнего урока: Сегодня на уроке мы рассмотрим страницу главы истории Российского государства времен правления Алексея Михайловича.

План урока

1. Личность царя

2. Соляной бунт

3. Соборное Уложение 1649 года

Царь Алексей Михайлович получил прозвище Тишайший. Оно рождено демонстративным христианским смирением в его поведении, добродушным, «тихим» нравом, умением слушать своих приближенных. А с другой стороны, годы правления Алексея Михайловича названы «бунташным веком». Действия и решения царя были таковы, что они нередко приводили к бунтам и восстаниям, которые жестоко подавлялись.

Задания группам:

1 группа. Найдите в тексте слова, которые могут быть непонятны нашим современникам (человеку XXI века) и запишите их на листе. Дайте им объяснение.

2 группа. Выделите фразы и предложения, которые больше всего запомнились или произвели впечатление (не более 5 фраз) и запишите их на листе.

3 группа. Сформулируйте вопросы для своих одноклассников и запишите их на листе.

  1. Какие задачи стояли перед М.Ф. Романовым?

  2. Что было им сделано для подавления очагов Смуты

  3. Составьте исторический портрет царя.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний ………..

«Осмысление»

Сегодня мы познакомимся со вторым царем династии Романовых - Алексеем Михайловичем, который правил с 1645-1676 гг. и рассмотрим внутренне положение России в первые годы его царствования.
Современники прозвали его Тишайшим. А как вы думаете, почему он получил такое прозвище? Варианты детей.
Предлагаю обратиться к слайду (Приложение 1, слайд 6)и посмотреть, что по этому поводу писал историк В.О. Ключевский.
Задание:
Ребята, выделите ключевые слова, которые объясняют характер царя.
Алексей Михайлович был добрым, незлобным, строгим, но справедливым человеком. Иногда у него случались вспышки гнева, но, остынув, он спешил на встречу обиженному со словами примирения. К царствованию Алексея готовили заранее: в 5 лет стали учить читать, в 7 - писать. В зрелые годы он не только писал многие документы, но сочинял вирши (стихи). Всю жизнь собирал библиотеку и часы, проведенные за книгой, сделали его одним из образованнейших людей своего времени.
Большое влияние на юного государя оказывал его воспитатель (дядька) - боярин Борис Иванович Морозов, который практически и управлял страной первые три года.
Алексей Михайлович был человеком набожным (Приложение 1, слайд 7). Выстаивал долгие часы церковной службы, привечал богомольцев, нищих и обездоленных.
Любимым занятием царя была соколиная охота. На книге, посвященной соколиной охоте он сделал надпись, которая впоследствии стала известной русской пословицей (Приложение 1, слайд 8). Назовите пословицу, с помощью моей подсказки: по словарю Даля, охота - одно из названий слова потеха (Приложение 1, слайд 9). А какую же надпись сделал Алексей Михайлович на книге? Выслушиваются варианты детей, ответ появляется на слайде 9 по щелчку мыши: «Делу - время, потехе - час».
Ребята, как современники прозвали Алексея Михайловича? Но, несмотря на его прозвание, в годы его правления произошли важные события XVII века: Соляной бунт, Медный бунт, восстание под предводительством С.Разина, Соборное уложение, церковная реформа патриарха Никона (Приложение 1, слайд 10).
И сегодня на уроке мы поговорим об одном из событий. Как вы думаете, о каком? Почему вы так решили?

Учащиеся записывают в тетрадь основные положения:

1645-1676 правил Алексеем Михайловичем

1648: «Соляной бунт» начался в Москве и прокатился по всей стране. Причина возмущения - установление высокой пошлины на соль. После бунта пошлина была отменена.

1649: Принято царем Соборное Уложение - новые основы законодательства России. Произошло окончательное государственное закрепощение крестьян. Законодательно утверждена абсолютная, единоличная власть царя.

Какие сборники законов были известны на Руси до 17 века? («Русская правда», Судебник 1497, Судебник 1550)

- Алексей Михайлович принял решение о составлении свода законов- Уложение.

Этот крупнейший документ действовал до 30-х годов 19 века. Уложение было принято в 1649 году. Его подписали 277 выборных земских. Уложение состояло из 25 глав и 967 статей. До Петра1 листы таких документов не накладывались, а склеивались между собой, образуя свиток. Длина свитка с Уложением 1649 года, поныне хранящегося в особом ковчеге, составляет 309 метров.

В Соборном Уложении были затронуты очень важные вопросы жизни страны. Давайте рассмотрим какие, пользуясь учебником (пункт 3 ) и заполним таблицу в опорном листе.

Читают учебник стр. 47

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Сегодня на уроке мы рассмотрели только страницу главы истории Российского государства времен правления Алексея Михайловича.

Что вы запомнили?


Анализ объектов, подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Исследование какой темы вели на уроке? Какие получили результаты?

Подведение итогов урока.

Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Выставление оценок за урок.

VI Инструкция по выполнению дом. задания

Параграф № 8 выучить определения, подготовиться к тесту.

Дают ответы.

Ребята дают оценку своим знаниям.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)





© 2010-2022