Урок по истории Древнего мира В афинских школах и гимнасиях (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПУТЯТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Урок в 5 классе по истории Древнего мира

«В афинских школах и гимнасиях»

Учитель истории «МОУ Путятинская СОШ»: Стрельникова Н.В.





Учебный предмет: история.

Учитель - Стрельникова Н.В.

Класс: 5.

Тема урока: В афинских школах и гимнасиях.

Цель: познакомить учащихся с системой образования в Афинском полисе, способствовать пониманию важности образования в жизни человека, содействовать формированию взглядов на гармонично развитую личность на примере афинских школ и гимнасиев.

Задачи:

1) образовательные: - сформировать представление об Афинских школах и гимнасиях, их значении в жизни афинского общества; - объяснить значения исторических терминов.

2) развивающие: - развивать умение работы с разными источниками информации (текстом, схемами, иллюстрациями); - самостоятельное решение проблем поискового характера; - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; - сотрудничество с учителем и группой; - формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3) воспитывающие: - воспитание уважения к культуре других народов; - освоение гуманистических традиций и ценностей образования.

Тип и вид урока: урок «открытия новых знаний»

Личностные результаты: освоение гуманистических традиций и ценностей образования.

Планируемые предметные результаты: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания в современном обществе.

Метапредметные результаты: способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, рассказ, презентация и др.); готовность к сотрудничеству, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении.

Основное содержание темы: Рабы-педагоги. Занятия в школе. Учились только мальчики. Восковые дощечки и стиль. Обучение чтению, письму, счёту, рисованию, поэзии, музыке. Палестра. Занятия гимнастикой, борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Статуи атлетов Мирона, Поликлета. В афинских гимнасиях. Занятия для взрослых афинян. Выступления известных учёных: Перикла, Аристотеля, Антифонта. Обучение красноречию.

Основные понятия и термины: Педагог. Школа. Стиль. Палестра. Мирон. Поликлет. Дискобол. Копьеносец. Гимнасий. Красноречие. Аристотель.

Образовательные ресурсы: Учебник. Карта «Древняя Греция». Учебные картины: «Педагог ведёт ребёнка», «В афинской школе», «В палестре». Статуи: «Копьеносец», «Дискобол».

Организационная структура урока



Фронтальная беседа, словесный, слово учителя (1мин.)

До начала урока организует деление на три группы

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку, отсутствующих.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм

II. Актуализа

ция знаний





Урок по истории Древнего мира В афинских школах и гимнасиях (5 класс)

Слайд 1



Фронтальная беседа, словесный, слово учителя

(5 минут)

В начале урока проведем небольшую игру, где проверим ваши знания по истории Древней Греции. Нашу с вами игру, мы назовём -

« Историческая разминка».

Главный бог в греческой мифологии? (Зевс)

Объясните полис - это…? ( Город-государство )

Илоты - это…? ( Рабы в Спарте.)

Демократия - это…? (Власть народа)

Как называлось главная площадь Афин? ( Агора)

Назовите главный порт Афин? (Пирей)

Имя полководца греческих войск в Марафонской битве? ( Мильтиад)

Как древние греки называли свою Родину?

( Эллада)

Кто автор поэмы « Одиссея»? ( Гомер)

Кто автор поэмы «Илиада»? (Гомер)

Назовите имя спартанского полководца в битве у Фермопил? ( Леонид)

Амфоры? ( сосуды с двумя ручками для вина и масла)

В каком году было Саламинское сражение? (480г.до н.э.)

Марафонская битва? (490 г.до н.э.)

Где обучались афиняне?(проблемный вопрос, ребята ещё не изучали)



- Ребята, вспомните какие качества ценились у граждан Древней Греции? Где они могли продемонстрировать эти качества?



-А чему учили детей в Спарте? Почему именно военное дело, физическое развитие было главным?



-А как вы думаете, где древние афиняне могли овладеть знаниями и умениями? Где вы получаете знания?

-Ребята, хотелось бы вам встретиться со своими сверстниками, жившими в Древних Афинах?

- Как вы думаете, о чём вы могли бы поговорить?

-Сегодня нам с вами удастся это сделать.

Итак, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?


Вспоминают изученный материал






Вспоминают об ораторском искусстве эллинов, Олимпийских играх. Говорят об особенностях спартанского воспитания.

Предполагают, что в Греции существовали учебные заведения, о которых мы и узнаем на уроке и какое значение образование играло в жизни древних греков, сравним образование в Древних Афинах с современным образованием.


Быстрые ответы учащихся на вопросы





Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне небольшого текста); слушают и понимают речь других.



Ответ предполагает ответ одним словом



Рассказ, беседа по вопросам

III. Формулирование темы и составление плана ее изучения

Фронтальная беседа, словесный, слово учителя (3 мин.)

Урок по истории Древнего мира В афинских школах и гимнасиях (5 класс)

Слайд 2


Урок по истории Древнего мира В афинских школах и гимнасиях (5 класс)

Слайд 3

-Тема нашего урока «В афинских школах и гимнасиях»

-Подумайте, как мы будем работать на уроке?

Учащиеся предлагают план изучения темы и с помощью учителя формулируют основные вопросы:

Где?

С какого возраста?

Чему учились?

Какое значение имело образование для развития Древней Греции?

Надо сравнить обучение и воспитание в современной школе и афинской школе.

Регулятивные: вместе с учителем формулируют и принимают учебную задачу

Познавательные: проявляют познавательную инициативу.

Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушают и понимают речь учителя

Рассказ, беседа по вопросам

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Фронтальная беседа, словесный, работа с текстом (5мин.)

Урок по истории Древнего мира В афинских школах и гимнасиях (5 класс)

Слайд 4

Создает для учеников проблемную ситуацию - противоречия, порождающего удивление.

-Ребята, кто такие педагоги? Как выглядят учителя, которые вас учат?

-А в древних Афинах педагогом называли состарившегося или увечного раба. Почему такое происходило?

Предлагает прочитать п. 1 параграфа 38 и рассказать, кто были педагогами в Древних Афинах.

-Что имел в виду афинский стратег Перикл, который, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот ещё одним педагогом стало больше»?


Чтение, рассказ о прочитанном

Коммуникативные: вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие - проговаривают и осознают его, принимают участие в работе; контролируют действия других учеников

Пересказ прочитанного

IV. Реализация построенного проекта.

Групповая, словесный, наглядный. Работа с текстом, картиной, схемой, беседа, рассказ (10 минут)




Урок по истории Древнего мира В афинских школах и гимнасиях (5 класс)

Слайд 5


Урок по истории Древнего мира В афинских школах и гимнасиях (5 класс)

Слайд 6

Урок по истории Древнего мира В афинских школах и гимнасиях (5 класс)

Слайд 7

Урок по истории Древнего мира В афинских школах и гимнасиях (5 класс)

Слайд 8

Организует работу в группах с текстом учебника и источников, картинами, схемами, вопросами.

-Сегодня мы будем работать в группах. Каждая группа получает задание по темам:

1. Школа.

2. Палестра

3. Гимнасий.

Группы получают задания:

1 группа:

Изучите п. 1-2 параграфа 38, дополнительный материал и иллюстрации составьте опорную схему и выступите с рассказом «Чему учили в афинской школе?» Что вам понравилось, а что нет? Чем древнегреческая школа похожа на современную?Чему учили

Кого обучали

Школа

С какого возраста

Кто обучал

С какого возраста?

2 группа:

Изучите п. 3 параграфа 38, дополнительный материал и иллюстрации составьте опорную схему и выступите с рассказом «Чему учили мальчиков в палестрах?» Каким видам спорта уделялось внимание? Какое значение в жизни человека имеют занятия спортом? Подготовьте «древнегреческую» физминутку.


Чему учили

Кого обучали

Палестра

С какого возраста

Кто обучал

3 группа:

Изучите п. 4 параграфа 38, дополнительный материал и иллюстрации составьте опорную схему и выступите с рассказом «Как проходили занятия в гимнасиях?»Чему учили

Кого обучали

Гимнасия

С какого возраста

Кто обучал

Регулятивные: принимают способы деятельности; планируют способы достижения поставленной цели

Познавательные: овладение навыками смыслового чтения; определяют основную и второстепенную информацию; используют знаково-символические средства

Коммуникативные: умеют работать в группе, контролируют действия партнеров

Задания на листочках, беседа

V. Первичная проверка понимания

Фронтальная, групповая. Словесный, наглядный. Рассказ, беседа

(12 минут)

Учитель предоставляет слово представителям от групп, предлагает оценить выступление каждого оратора.

Рассказывают, опираясь на наглядно-демонстрационный материал, владеют терминами, слушают и понимают ответы других учащихся, записывают новые термины

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне небольшого текста); слушают и понимают речь других.

Рассказ, задания на листочках

VI. Самостояте

льная работа с историчес

ким текстом

Фронтальная беседа. Словесный. Беседа, работа с историческим документом - стр. 183

(4 минут)

-Ребята, а как вы думаете: все дети в то время учились хорошо?

-Попробуем исследовать текст в учебнике «Жалоба раздраженной матери учителю на прогульщика сына», чтобы ответить на этот вопрос.

«Спроси-ка его, почтеннейший. Где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходится вносить за него деньги, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если и возьмёт в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день… А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там, как обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся, словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел!»

-Выскажите свои мысли по поводу прочитанного.

Работа с документом.

Регулятивные: принимают способы деятельности.

Познавательные: овладение навыками смыслового чтения;

Коммуникатив

ные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне небольшого текста); слушают и понимают речь других.

Беседа

VII Закрепление первичных знаний.

Групповая

Слайды с заданиями

Урок по истории Древнего мира В афинских школах и гимнасиях (5 класс)

Урок по истории Древнего мира В афинских школах и гимнасиях (5 класс)

Урок по истории Древнего мира В афинских школах и гимнасиях (5 класс)

Урок по истории Древнего мира В афинских школах и гимнасиях (5 класс)

Урок по истории Древнего мира В афинских школах и гимнасиях (5 класс)

Урок по истории Древнего мира В афинских школах и гимнасиях (5 класс)

- Мы с вами побывали в школах Древней Греции. Попробуем проверить, как вы поработали. Я предлагаю вам поучаствовать в аукционе. На аукцион выставлены задания разного уровня сложности по теме урока. Чем сложнее задание, тем большее количество баллов вы сможете заработать. Но если группа не полностью выполнит задание, то в качестве поощрения за работу вы получите только один балл

Выбирая вопрос, отвечают на него.

Регулятивные:

самопроверка

Ответы на вопросы

VIII.

Рефлексия

Групповая

(3 минуты)

Урок по истории Древнего мира В афинских школах и гимнасиях (5 класс)

Слайд 17



-Как мы можем ответить на вопрос нашего урока?

В течение урока мы с вами выполняли различные задания.

Я хочу предложить вам оценить свою работу сегодня. На экране вы видите разные варианты начала предложения. Выберите любое из них и закончите фразу. (Рефлексия).

Говорят о значении знаний, спорта и в целом образования в жизни древних греков и своей.

Сравнивают современную систему образования с системой образования в Афинах.

Оценивают свою работу, эмоциональное состояние, общее впечатление

Регулятивные: самооценка

Беседа

VIII.

Информа

ция о д/з

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

(2 минуты)

Комментирует задание.

§ 38 - читать, пункты 2-4 пересказ, задание на выбор:

- стр. 185 - объяснить значение слов;

- стр. 185 - составьте рассказ

Воспринимают задание, уточняют, задают вопросы

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения д/з

Задания в тетради, пересказ



Приложение 1

1 группа:

Изучите п. 1-2 параграфа 38, дополнительный материал и иллюстрации составьте опорную схему и выступите с рассказом «Чему учили в афинской школе?» Что вам понравилось, а что нет? Чем древнегреческая школа похожа на современную?Чему учили

Кого обучали

Школа

С какого возраста

Кто обучал

2 группа:

Изучите п. 3 параграфа 38, дополнительный материал и иллюстрации составьте опорную схему и выступите с рассказом «Чему учили мальчиков в палестрах?» Каким видам спорта уделялось внимание? Какое значение в жизни человека имеют занятия спортом? Подготовьте «древнегреческую» физминутку.Чему учили

Кого обучали

Палестра

С какого возраста

Кто обучал

3 группа:

Изучите п. 4 параграфа 38, дополнительный материал и иллюстрации составьте опорную схему и выступите с рассказом «Как проходили занятия в гимнасиях?»Чему учили

Кого обучали

Гимнасия

С какого возраста

Кто обучал



Приложение 2

Кроссворд 5 баллов.

1.Школа для спортивной борьбы и упражнений

2.Взрослые афиняне, желавшие продолжить образование, посещали - центры интеллектуальной жизни, где были места для отдыха, занятия спортом и библиотеки. Некоторые оставались там до глубокой старости.

3. Специальная палочка с заострённым концом для письма на табличках, натёртых специально воском.

4. Место, где обучались сыновья свободных греков с 7 лет.

5. В переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребёнка»





Текст с ошибками.

Исправьте не менее 5 ошибок в тексте:

Афинскую школу посещали мальчики с 8 лет. Образование было бесплатным. Педагоги проводили занятия. В школе учились чтению, музыке, архитектуре. В палестрах мальчики занимались гимнастикой и домоводством . А в гимнасиях слушали выступления известных стратегов, ученых, которые излагали свои взгляды по различным наукам.

«Третье лишнее»

Зачеркни лишнее понятие.

  1. Школа, гимнасия, институт.

  2. Стиль, глиняная дощечка, деревянная дощечка.

  3. Мирон, Поликлет, Перикл.

«Логическая цепочка» 3

Продолжи цепочку:

  1. Школа, палестра, …гимнасия

  2. Бег, борьба, метание диска, метание копья, кулачный бой

3. Музыка, чтение, счет, …письмо



© 2010-2022