• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока по Всеобщей истории на темуОбразование державы Маурьев в Индии ( 5 класс)

Конспект урока по Всеобщей истории на темуОбразование державы Маурьев в Индии ( 5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Образование державы Маурьев в Индии. ( 5 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала.


Цели: формирование целостного представления о развитии Индии в эпоху железа, знакомство с образованием державы Маурьев.


Задачи:
• Воспитывать уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям.

• обеспечить усвоение учащимися понятия «варны», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.
• Расширять кругозор учащихся. Воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга.
• Продолжить формировать умения самостоятельно делать выводы, работать по исторической карте, с текстом учебника, выделять главное.

Оборудование: карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс.до н.э - III.в.н.э.»; карточки для самоконтроля, рабочие листы к уроку, листы самооценки, атласы, аудиозаписи индийских песен, презентация.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

( до урока обучающиеся делятся на 4 группы и расходятся по своим рабочим местам)

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я приглашаю вас, посетить туристическое агентство «История- тур».

Добро пожаловать. Я - ваш экскурсовод, вы - туристы.

Наше туристическое агентство предлагает туры по государствам древнего Востока. Но я уверена что вы, изучая историю, уже побывали в некоторых из них.

Узнали о многих красивых городах, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени.

Актуализация знаний по теме «Западная Азия в век железа»


Устный опрос.

Вспомните ребята: назовите и покажите по карте.


Какие новые государства появились в Западной Азии в первом тысячелетии до нашей эры?

В состав каких крупных государств они позднее вошли?

Что такое держава? Как она появляется?


Почему могущественные державы могли образоваться только в железном веке?

Изучение нового материала

- Ну что ж, вы действительно побывали во многих государствах Древнего Востока. Но есть еще одна страна, в которой вы точно не были. Чтобы понять о какой стране сегодня пойдет речь, посмотрите видеозагадку.

ВИДЕО МАТЕРИАЛ об Индии (национальный колорит)



О, древняя и мудрая страна!
Страна слонов, тибетских гор, священных вод и великолепных храмов.
Загадочными танцами и песнями пленяешь ты сердца,
И манишь ароматом лотоса и чая.
Мне не забыть тебя, страна, где по земле твоей ходил Священный Будда.

- Итак, о каком же государстве мы сегодня с вами будем говорить? Ответ учащихся

Какие слова, предметы, явления помогли раскрыть тайну… Ответ учащихся: архитектура, джунгли, горы, одежда, животные, музыка .

Правильно! Наш путь лежит в Индию - страну, которую многие века считали страной сказочных богатств, необычайной природы, туда мечтали попасть мореплаватели из разных стран.

А что вы знаете о Древней Индии? параграф 10 ( страница 61-62)

Возможные ответы учащихся

-Первые государства в Индии образовались за 2 тысячи лет до нашей эры.

-Цивилизация в Индии возникла в долине реки Инд, от названия этой реки и возникло название страны.

- Мы узнали о древнейших городах Индии- Хараппа и Мохенджо-Даро.

-Узнали о письменности в этой стране, которую не смогли расшифровать.

Постановка учебной задачи.

А что вы хотели бы узнать об Индии ?

Возможные ответы учащихся:

- Где расположена страна Индия; какие реки в Индии; Кто живет в этой стране; Чем занимаются жители этой страны; Кто был правителем Индии; Как называется религия Индии.

Учитель: Так Вы определили задачи нашего урока.

Не случайно в начале урока , я вам задавала вопрос об Ассирийской и Персидской державах. Возникновение единого государства в Индии произошло не сразу.

Поэтому термин «держава» относится и к Индии.

А теперь давайте с вами сформулируем тему урока.

- А теперь запишите в свои рабочие листы название нашего путешествия.

Образование державы Маурьев в Индии.

(Дети записывают тему. Учитель объявляет начало путешествия, обращает внимание детей, на этапы путешествия).

Во время работы на уроке, вам необходимо записывать полученные знания в таблицу.

Начинаем наше путешествие. Соберитесь! Мы отправляемся в путь!

У каждого путешественника есть маршрут.

У нас с вами тоже есть маршрут - это план нашего путешествия. План путешествия раздаётся каждой группе.

Давайте зачитаем по пунктам.

План: (слайд).

1. Географическое положение Древней Индии 2. Занятия жителей Древней Индии 3. Группы населения Древней Индии 4. Религия Древней Индии 5. Правители Древней Индии

Во время нашего путешествия , вы должны оценивать успехи своего пути в листе самооценки.

Изучение нового материала. Слово учителя.

- А какое же путешествие без карты?

У каждого путешественника должна быть карта для того, чтобы не заблудиться. Нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты.

Учитель: Карта, необходимая нам, находится в атласе на странице 6

***Отвечаем на вопрос, где находится Индия?

-Самостоятельно сформулируйте местоположение Индии.

Возможный вариант ответа учащихся: Индия находится в южной Азии, где крупные реки Инд и Ганг текли по полуострову Индостан. На севере расположены Гималайские горы. С севера, запада и юга омывает полуостров Индийский океан, а также Аравийское море.

Карта выводится на экран.

Задание на формирование картографических умений

1. Назовите две главные реки Индии. Укажите их на карте.
2. Покажите на карте Гималайские горы.
3. Назовите и покажите моря и океан, омывающие Индию.

Словарная работа.

Индия - страна, расположенная на юге Азии, занимающая полуостров Индостан.

Продолжить путешествие по Индии нам поможет информация о жителях и их занятиях , правителях этой страны.

Каждая ваша группа сейчас отправиться по своему индивидуальному маршруту, во время которого вы должны найти ответы на вопросы:

РАБОТА В ГРУППАХ

Вопросы к тексту:

1 группа- Что было главным богатством кочевников-ариев? Чем это можно доказать? Как стали называть жителей Индии?

2 группа- Почему в долине Ганга цивилизация возникла только в железном веке?

3 группа- Назовите главные занятия жителей Индии. Какие культурные растения выращивали в Индии?

4 группа- Как и когда появилось объединенное государство в Индии ?

Текст для 1 группы:

В середине 2 тысячелетия до н.э. часть племён ариев из Мидии отправилась на восток, в Индию.

Тех, кто добрался до Индии, принято называть индоариями. Одни племена оседали в долинах рек, другие медленно, в течение жизни многих поколений, продвигались дальше.

Кочевникам всегда требуются новые пастбища, ведь их главное богатство - скот. И в наше время денежная единица Индии называется рупия, что значит «овца».

Между племенами нередко возникали кровопролитные столкновения из-за пастбищ и стад. Не зря на языке переселившихся в Индию индоариев слово война означало «стремление добыть коров», а вождь назывался «защитником коров».

Они подчинили себе местное население, вытеснив часть в южные районы Индии , а с другой частью смешались, образовав народ- индийцы.

Текст для 2 группы:

Ко времени прихода ариев древнейшая цивилизация бронзового века в долине Инда угасла. Теперь древняя история Индии словно бы началась заново. В начале 1 тысячелетия до н.э. индийцы научились выплавлять и обрабатывать железо и полностью освоили берега второй великой реки Индии - Ганга.

Долину Ганга покрывали джунгли - непроходимые тропические леса.

Железный топор справился с джунглями и долина Ганга была освоена.

Текст для 3 группы:

В Индии индоарии перешли к оседлому земледелию и скотоводству.

Индийцы вырубали в джунглях деревья и кустарники, выкорчёвывали пни, выжигали джунгли огнём, расчищая участки для поселений и посевов.

Выращивали пшеницу и ячмень, а на заболоченных местах - рис. Индия - родина сахара, а также хлопчатника, из которого индийцы изготовляли тонкие и прочные ткани.

Текст для 4 группы:

Первые государства в Индии возникли во II тысячелетии до н.э.

В I тыс. до н.э. в Индии было множество небольших государств, раджами (царями), войском, чиновниками и знатью, которые воевали между собой.

В III веке до н.э. почти вся Индия , включая долины Инда и Ганга, была впервые объединена под властью царей из династии Маурьев.

Царь Ашока - царь, при котором держава Маурьев достигла наибольшего расцвета

Словарная работа.

Джунгли - непроходимые тропические леса.

Раджа - индийский царь.

Учитель: Как вы думаете, откуда все это стало известно современному человеку?

Ответы детей: Из письменных источников.

Задание: Что вы знаете о письменности древних жителей Индии?

Ответы учащихся: При раскопках древнейших городов Индии были найдены прямоугольные каменные печати с надписями. Вот только разгадать эти надписи ученые пока не могут печати

Сообщение ученика:

Да, у индийцев имелась своя письменность (важный признак цивилизации), но писали они в основном на пальмовых листьях, которые не могли сохраниться во влажном климате Индии. Из пальмовых листьев вырезали прямоугольные листы. Их сушили, разглаживали и, проколов отверстия и продернув шнурок, скрепляли в пачки. Писали чернилами из сока сахарного тростника и сажи. Письмо индийцев было создано на основе финикийского алфавита, что свидетельствует о культурных связях древних народов.

!!!!!!

- Вы у меня - просто умницы! Мы с вами прошли уже половину пути, а все путешественники должны отдыхать.

И, сейчас я проведу с Вами физкультминутку. (Учитель проводит физкультминутку).

Звучит индийская музыка.

Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

1.Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, закрываем глаза - открываем (несколько раз).

2. Идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).

3. Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо).

4. Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).

5. Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).

6. Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

- Отдохнули, мои маленькие друзья? Продолжим путешествие. Мы с Вами отправляемся к следующему этапу нашего путешествия, который познакомит Вас с группами населения Индии.

***Отвечаем на вопрос, на какие группы делилось население Индии?

3. Индийские варны.

Учитель: По представлениям индийцев, весь мир был создан высшим богом Брахмой .

В Древней Индии очень рано появилось неравенство между людьми, но особенностью Индии было то, что её население разделялось на неравноправные группы .

Задание: Используя текст документа , определите на какие группы было разделено население Индии, заполнив таблицу.

Работа учащихся в группах: учащиеся читают текст о варнах и составляют таблицу. (Приложение. Слайд №)



Название варны

Из какой части тела бога Брахмы произошли

Жрецы (брахманы)

Из уст Брахмы

Знатные воины (кшатрии)

Из могучих рук

Крестьяне-земледельцы (вайшьи)

Из бедер

Слуги (шудры)

Из ног

Каждая группа представляет свои результаты.

Текст для групп.

В Древней Индии очень рано появилось неравенство между людьми, но особенностью Индии было то, что её население разделялось на четыре неравноправные группы - Варны. Варна на древнем языке ариев (санскрите) означает «цвет». Индийцы верили, что бог Брахма создал людей из частей своего тела, и этим объясняли происхождение Варн.

По преданию, из своих уст Брахма создал варну жрецов - брахманов, а потому только они могут говорить от имени богов. Из могучих рук Брахмы возникла вторая Варна - знатных воинов. Раджи обычно происходили из этой Варны. Из бёдер Брахмы была создана третья Варна - крестьян-земледельцев. Наконец, из ног Брахмы возникла низшая Варна - слуг, называемых шудрами. Члены всех четырёх Варн считались свободными людьми, но были ещё и рабы, полностью зависимые от хозяина.

Чем выше Варна человека, тем больше у него прав. Изменить свою Варну человек не мог и умирал тем, кем родился.

Словарная работа.

Брахма-бог.

Варны- неравноправные группы людей в Индии.

Закрепление:

- Что такое варна?
- Какие варны существовали в Индии?
- Как индийцы объясняли варн?
- Из каких частей тела бога Брахмы были созданы эти варны?

- Как вы думаете, деление на такие группы справедливо?

Предполагаемые ответы учащихся

А) правильно, т.к. каждый знает, что ему можно, что нельзя;
Б) неправильно, т.к. у людей должны быть равные возможности;
В) справедливо для того времени;
Г) несправедливо для любого времени;
Д) безнравственно.

***Отвечаем на вопрос, какая в Индии была религия?

4. Верования древних индийцев.


Учитель: Чтобы узнать о религии Индии, проведем вместе с вами мини-исследование.

Я буду приводить факты, а Вы должны делать выводы из информации, содержащейся в фактах.

Факт 1. Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Вишну, Брахме и другим.

Вывод: индийцы поклонялись многим богам, значит, они были язычниками.

Факт 2. Бог Ганеша был с головой слона, других богов индийцы представляли в образе льва или хитроумной обезьяны; с особым почтением индийцы относились к корове, в связи с чем не ели говядины, а того, кто убивал корову, считали самым страшным преступником, с которым и разговаривать никто не смел.

Вывод: особенное отношение у индийцев было к животным, даже некоторым животным они поклонялись как божеству.

Корова в Индии- это священное животное.

Как вы думаете, почему, так люди относились к корове?


Ответ учащихся : Корова - кормилица, она дает молоко, творог, простоквашу.

Еще в древности именно корова помогала племенам выжить во время неурожаев. И сегодня корова - почитаемое животное в Индии. Современные законы Индии запрещают убивать это животное.

Факт 3. Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестаёт жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное -человеком.

Вывод: индийцы не просто верили в загробную жизнь, а верили в переселение душ.

Сделаем общий вывод о религии древних индийцев.

Ответ учащихся: Религия в Индии- многобожие - язычество

Управлять объединенной страной было непросто. Стремясь сплотить её многочисленное население, Ашока отказался от учения брахманов и принял другую религию - буддизм. Основателем этой религии был индийский мудрец Гаутама, прозванный Буддой (просветлённым). Он жил на рубеже VI (6) и V (5) веков до н.э. Будда не признавал деления людей на Варны и учил, что всё зависит от личных качеств и воли человека, а не от его происхождения.

Столицей объединенного государства стал город Паталипутра,

Словарная работа.

Ашока-царь , объединивший Индию в III веке до н.э.

Паталипутра- столица Индии.

Буддизм -религия, возникшая в Древней Индии в 6-5 вв. до н. э.

Гаутама ( Будда)- основатель новой религии.

Сообщение ученика:

Легенда о Будде. (если останется время до закрепления)


Юный царевич Гуатама с детства жил в необычайной роскоши во дворце, окруженном чудесным садом. Родители его так любили, что ограждали от всех тяжелых сторон жизни, от всего, что могло его опечалить. Гуатама никогда не выходил из своего дворца и сада. Он думал, что повсюду жизнь так же прекрасна и легка, и даже не подозревал, что существуют страдания, болезни, старость, смерть. Гуатама был уже взрослым, когда однажды вышел за ворота сада и увидел дряхлого старика, некоего больного и покойника.

Он был потрясен увиденным и навсегда ушел из дворца, желая наедине поразмышлять о том, что это такое - жизнь человеческая. Гуатама долго странствовал, много думал. Наконец он достиг «просветления» и стал Буддой (просветленным). Он создал свое религиозное учение о мире, объясняющее, как следует жить человеку. У Будды появилось множество учеников. Когда он умер, ученики сожгли его тело. Таков был древний индийский обычай. Это произошло около 480 года до н. э.

Учитель: Держава Маурьев просуществовала недолго.

Вскоре после смерти царя Ашоки она распалась, но даже временное объединение Индии имело большое значение для развития её хозяйства и культуры.

Современный мир многим обязан древним индийцам. Они изобрели цифры, которыми мы пользуемся и сейчас, хотя неточно называем их арабскими. Шахматы придумали тоже индийцы. Фигуры на доске живо напоминают древнеиндийскую армию с её пешими воинами, конницей, боевыми слонами

Закрепление

- Ребята! Сегодня Вы узнали много полезной и интересной информации.

Мне с Вами приятно общаться, но я хочу узнать, насколько Вы были внимательны во время путешествия!

Давайте еще раз повторим то, о чем узнали.

Вопросы :
1. При какой династии Индия впервые объединилась? Маурьев
2. Назовите имя царя, при котором держава Маурьев достигла расцвета? Ашока
3. Какую религию принял Ашока? Буддизм
4. Кто был основателем религии? Индийский мудрец Гаутама( Будда)
5. Что произошло с державой Маурьев после смерти Ашоки? Она распалась
6. Что получил мир в наследство от древних индийцев? шахматы, цифры
7. Объясните значение слов: раджа, джунгли, брахман, шудра, буддизм.

Проверка усвоения новой темы

- Наше путешествие почти подошло к своему завершению.

Понравилось ли вам со мной путешествовать?

Сейчас я хочу узнать, насколько хорошо вы поняли тему.

Задание : Дополните предложения. Работа по карточкам самопроверки.

Впишите недостающие слова.

1.Индия расположена на юге полуострова _______________ .

2.Северной границей Индии служат высокие горы в мире. Их

название ________ .

3.Берега Индии с запада, востока и с юга омывает __________

океан.

4.Самые многоводные реки Индии - это _______________.

5.В __________ веке до нашей эры почти все индийские царства объединились под властью царя______ .

Рефлексия

Наше путешествие подошло к завершению.

Весь ли намеченный маршрут мы прошли , т.е. на все ли вопросы, поставленные в начале нашего урока ответили ?

Я попрошу вас дома рассказать о нашем путешествии, а поможет вам в это текст § 19.

Рассказывая о путешествии, вы, конечно, будете называть то, что вам запомнилось в Индии.

Давайте попробуем сделать это сейчас. Можно я начну: «чай».

А что запомнилось вам?

Теперь я хотела бы, чтобы вы оценили сою работу на уроке. Для этого попрошу Вас взять "Лист самооценки" и подвести итоги работы на уроке.

Подведение итогов урока. (Учитель, объявляет оценки детям, благодарит их за работу).

Домашнее задание.

§ 19 - пересказывать

(!) Для любознательных - подготовить сообщение о шахматах.


© 2010-2022