Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс) ФГОС

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ


РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического

совета МБОУ СОШ № 42

г. Ставрополя

Протокол №____

от «___»____________20___г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

____________/___________/

«____»____________20___г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ СОШ № 42 г. Ставрополя

_____________ Н.В. Воронина

Приказ № ____

от «___»___________ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории

5 класс

2016-2017 учебный год

Составлена на основе:

Программы по истории к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. (М.: Просвещение, 2015).

Программу составил:

Кондрашова А.А.

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 42 г. Ставрополя

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Предметными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения:

Овладение исторической картиной мира:

- умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину:

  • Определять по датам век, этапы, место исторического события и т.д.

  • Разделять целое на части, выявлять главное, обобщать, группировать, сравнивать.

Формирование открытого исторического мышления:

- умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия):

  • Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность.

  • Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох.

- умение объяснять разнообразие современного мира:

  • Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.

  • Определять и доказывать, какое человеческое общество находится на ступени первобытности, а какое - взошло на ступень цивилизации.

  • Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.

  • Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни - орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении - раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни - государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре - религия, наука, искусство, философия.

- умение рассматривать общественные процессы в развитии:

  • Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.

  • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.

Нравственное самоопределение:

  • Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства.

  • При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.

Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение:

  • Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей Родины (Греко-персидские войны, завоевательные войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи).

  • Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Раздел 1. Жизнь первобытных людей

Введение (1 час)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Пред­ставление о письменных источниках.

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа)

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собира­тельство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Кавказ - прародина человека. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирате­лей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа)

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении произ­водящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла - гончарное дело, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледель­цев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «ста­рейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земле­дельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представле­ние о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появ­ление городов, государств, письменности).

Тема 3. Счет лет в истории (1 час)

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Раздел 2. Древний Восток

Тема 4. Древний Египет (7 часов)

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодо­родие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оро­сительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фара­он», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фара­онов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города - Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рель­еф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для пись­ма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (мате­матика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.

Произ­ведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папи­рус», «свиток».

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на оро­шении; каменное строительство; скульптурный портрет; письмен­ность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представле­ние о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Тема 5. Западная Азия в древности (8 часов)

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, пло­дородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для пись­ма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «рос­товщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые шко­лы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказа­ния о Гильгамеше.

Города Финикии - Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побере­жья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. По­нятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Егип­та). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские преда­ния о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царст­во и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библия об истории Древнего Израиля. Иудея в VI-I вв. до Рождества Христова.

Начало обработки железа. Последствия использования желез­ных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покорен­ных областей). Город Персеполь.

Тема 7. Индия и Китай в древности (5 часов)

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяй­ство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Рели­гиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; ве­ра в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буд­дизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость - в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение наро­да. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шел­ковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Раздел 3. Древняя Греция

Тема 8. Древнейшая Греция (5 часов)

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жиз­ни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Ми­кены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фре­ска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская кре­пость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселе­ние островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским цар­ством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и геро­ях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Тема 9. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов)

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфа­вита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Воз­никновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприят­ные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и вино­града. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение дол­гового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание вы­борного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта - военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два ца­ря - военных предводителя, народное собрание. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колони­зации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с ме­стным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада». Греческая колонизация Северного Причерноморья. Боспорское царство.

Олимпийские игры - общегреческие празднества. Виды состя­заний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на во­енную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трех­сот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сраже­ние в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Тема 10. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии (5 часов)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Поло­жение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Пале­стра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу че­ловека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Тра­гедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспи­тательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Со­вет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение пла­ты за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Тема 11. Македонские завоевания в IV веке до н.э. (4 часа)

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына Филиппа. Ма­кедонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни. Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Де­мосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обо­жествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвраще­ние в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Ма­кедонское, Сирийское царства. Александрия Египетская - круп­нейший торговый и культурный центр Восточного Средиземно­морья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Гре­ческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Раздел 4. Древний Рим

Тема 12. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа)

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. На­селение древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов - Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим - город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «вестал­ка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. На­шествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Вой­на с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный три­бун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. При­нятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Орга­низация войска. Понятие «легион».

Тема 13. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа)

Карфаген - крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македо­нии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «про­винция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания - главный источник раб­ства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Тема 14. Гражданские войны в Риме (4 часа)

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный за­кон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх - продолжатель де­ла брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения вос­ставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. За­воевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (пере­ход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республи­канских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Тема 15. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов)

Территория империи. Соседи Римской империи. Римская экспансия на Кавказ. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Об­раз жизни германских племен. Предки славянских народов. Поня­тие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Се­нека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рас­сказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей пе­ред Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие коло­ната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим - столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет. Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Тема 16. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (4 часа)

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Призна­ние христианства. Основание Константинополя и перенесение сто­лицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства - Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в про­винциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийст­во Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен - вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе. Вторжение гуннов на Кавказ.

Резерв (2 часа).

III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа)

2

Древнейшие люди. Р/К Кавказ - прародина человека

ОДНКНР Человек - творец и носитель культуры

1 час

Изложение нового материала с

элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Демонстрационный материал: схемы, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§1. Вопросы к параграфу

3

Родовые общины охотников и собирателей

ОДНКНР Бережное отношение к природе

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: схемы, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§2. Задания в рабочей тетради

4

Возникновение искусства и религиозных верований

1 час

Комбинированный с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: схемы, презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§3. Вопросы к параграфу

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа)

5.

Возникновение земледелия и скотоводства

ОДНКНР В труде красота человека

1 час

Комбинированный с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: схемы, презентация

Устный опрос. Письменный контроль

§4. Задания к параграфу

6.

Появление неравенства и знати

ОДНКНР Люди труда

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: схемы, презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§5. Вопросы к параграфу

7.

Обобщение и контроль по разделу: «Жизнь первобытных людей»

1 час

Обобщающий урок с контролем, оценкой и коррекцией знаний

Демонстрационный материал

Устный и письменный опрос. Задания с кратким ответом

Повторение. Основные понятии и термины

Тема 3. Счет лет в истории. (1 час)

8.

Счет лет в истории

1 час

Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Демонстрационный материал

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

Прочитать с.29-31

Раздел 2. Древний Восток (20 часов)

Тема 4. Древний Египет. (7 часов)

9.

Государство на берегах Нила

ОДНКНР Бережное отношение к природе

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§6. Вопросы к параграфу. Контурная карта

10.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1 час

.

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос.

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§7. Задание в рабочей тетради

11.

Жизнь египетского вельможи

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§8. Задания в рабочей тетради

12.

Военные походы фараонов

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, схемы, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§9. Вопросы к параграфу. Контурная карта

13.

Религия древних Египтян

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§10. Вопросы к параграфу

14.

Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§11, §12. Основные понятия и термины

15.

Обобщение и контроль по разделу: «Древний Египет»

1 час

Повторительно-обобщающий урок с контролем, оценкой и коррекцией знаний

Демонстрационный материал

Тестирование. Задания с кратким и развернутым ответами

Повторение изученного материала

Тема 5. Западная Азия в древности (8 часов)

16.

Древнее Двуречье

1 час

Изложение нового материала с

элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Демонстрационный материал: карта, схема, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§13. Вопросы к параграфу. Контурная карта

17.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1 час

Урок-лекция с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§14. Вопросы к параграфу

18

Финикийские мореплаватели

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§15. Вопросы к параграфу

19.

Библейские сказания

ОДНКНР Роль религии в развитии культуры

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§16. Вопросы к параграфу

20.

Древнееврейское царство

ОДНКНР Иудаизм и культура

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, схемы, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§17. Вопросы к параграфу.

21.

Ассирийская держава

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос.

Демонстрационный материал: карта, схемы, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§18. Вопросы к параграфу. Задание в рабочей тетради

22.

Персидская держава «царя царей»

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, схемы, презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§19. Вопросы к параграфу. Контурная карта. Основные термины и понятия

23.

Обобщение и контроль по разделу: «Западная Азия в древности»

1 час

Урок контроля, оценки и коррекции знаний, фронтальный опрос

Демонстрационный материал

Письменный опрос. Тестирование

Повторение

Тема 7. Индия и Китай в древности (5 часов)

24.

Природа и люди Древней Индии

ОДНКНР Культурные традиции буддизма

1 час

Урок-лекция с элементами беседы

Демонстрационный материал: карта, схемы, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§20. Вопросы к параграфу. Контурная карта

25.

Индийские касты

ОДНКНР Семья - хранитель духовных ценностей

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом.

§21. Вопросы к параграфу. Задание в рабочей тетради

26.

Чему учил Китайский мудрец Конфуций

ОДНКНР Забота государства о сохранении культурных ценностей

1 час

Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся.

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос.

Задания с развернутым ответом.

§22. Вопросы к параграфу. Задания в рабочей тетради

27.

Первый властелин единого Китая

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, схемы, презентация

Устный опрос.

Задания с кратким ответом.

§23. Вопросы к параграфу

28.

Обобщение и контроль по разделу «Древний Восток»

1 час

Повторительно-обобщающий урок с контролем, оценкой и коррекцией знаний

Демонстрационный материал

Тестирование.

Задания с развернутым и кратким ответом

Повторение

Раздел 3. Древняя Греция (21 час)

Тема 8. Древнейшая Греция (5 часов)

29.

Греки и критяне

1 час

Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Демонстрационный материал: карта, схемы, презентация

Устный опрос.

Задания с кратким ответом

§24. Вопросы к параграфу

30.

Микены и Троя

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§25. Вопросы к параграфу. Задание в рабочей тетради

31.

Поэма Гомера «Илиада»

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§26. Вопросы к параграфу

32.

Поэма Гомера «Одиссея»

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§27. Вопросы к параграфу. Задание в рабочей тетради

33.

Религия древних греков

1 час

Урок-лекция с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§28. Вопросы к параграфу

Тема 9. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов)

34.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, схемы, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§29. Вопросы к параграфу. Задание в рабочей тетради

35.

Зарождение демократии в Афинах

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, схемы, презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§30. Вопросы к параграфу

36.

Древняя Спарта

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, схемы, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§31. Вопросы к параграфу. Задание в рабочей тетради

37.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Р/К Греческая колонизация Северного Причерноморья. Боспорское царство

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, схемы, презентация

Устный опрос

§32. Вопросы к параграфу

38.

Олимпийские игры в древности

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, схемы, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§33. Вопросы к параграфу. Задание в рабочей тетради

39.

Победа греков над персами в Марафонской битве

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, схемы, презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§34. Вопросы к параграфу. Контурная карта

40.

Нашествие персидских войск на Элладу

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, схемы, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§35. Вопросы к параграфу. Задание в рабочей тетради

Тема 10. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии (5 часов)

41.

В гаванях Афинского порта Пирей

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, схемы, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§36. Вопросы к параграфу

42.

В городе богини Афины

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§37. Вопросы к параграфу

43.

В афинских школах и гимнасиях

1час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§38. Вопросы к параграфу. Задание в рабочей тетради

44.

В театре Диониса

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§39. Вопросы к параграфу. Основные понятия и термины

45.

Афинская демократия при Перикле

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§40. Вопросы к параграфу. Задание в рабочей тетради

Тема 11. Македонские завоевания в IV веке до н.э. (4 часа)

46.

Города Эллады подчиняются Македонии

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§41. Вопросы к параграфу. Задание в рабочей тетради

47.

Поход Александра Македонского на Восток

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§42. Вопросы к параграфу. Контурная карта

48.

В Александрии Египетской

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, схемы, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§43. Вопросы к параграфу. Задание в рабочей тетради

49.

Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Древняя Греция»

1 час

.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Демонстрационный материал

Устный опрос. Тестирование

Повторение изученного материала

Раздел 4. Древний Рим (19 часов)

Тема 12. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа)

50.

Древнейший Рим

1 час

Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Демонстрационный материал: карта, схемы, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§44. Вопросы к параграфу

51.

Завоевание Римом Италии

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, схемы, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§45. Вопросы к параграфу. Задание в рабочей тетради

52.

Устройство Римской республики

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: схемы, презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§46. Вопросы к параграфу. Основные понятия и термины

Тема 13. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа)

53.

Вторая война Рима с Карфагеном

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§47. Вопросы к параграфу. Задание в рабочей тетради

54.

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§48. Вопросы к параграфу

55.

Рабство в Древнем Риме

1час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§49. Вопросы к параграфу. Задание в рабочей тетради

Тема 14. Гражданские войны в Риме (4 часа)

56.

Земельный закон братьев Гракхов

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§50. Вопросы к параграфу

57.

Восстание Спартака

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§51. Вопросы к параграфу. Задание в рабочей тетради

58.

Единовластие Цезаря

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§52. Вопросы к параграфу

59.

Установление империи

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, схемы, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§53. Вопросы к параграфу. Задание в рабочей тетради

Тема 15. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов)

60.

Соседи Римской империи. Р/К Римская экспансия на Кавказ

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§54. Вопросы к параграфу

61.

В Риме при императоре Нероне

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§55. Вопросы к параграфу. Задание в рабочей тетради

62.

Первые христиане и их учения

ОДНКНР Культурное наследие христианской Руси

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§56. Вопросы к параграфу. Задание в рабочей тетради

63.

Расцвет империи во II веке

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с развернутым

§57. Вопросы к параграфу

64.

«Вечный город» и его жители

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом.

§58. Вопросы к параграфу. Задание в рабочей тетради

Тема 16. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (4 часа)

65.

Римская империя при Константине

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§59. Вопросы к параграфу

66.

Взятие Рима варварами. Р/К Вторжение гуннов на Кавказ

1 час

Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос

Демонстрационный материал: карта, презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§60. Вопросы к параграфу

67.

Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Древний Рим»

1 час

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Демонстрационный материал

Письменный опрос. Тестирование

Повторение

68.

Обобщающий урок. Семь чудес света. Общий взгляд на историю Древнего мира

1 час

Урок обобщения, закрепления и систематизации знаний

Демонстрационный материал

Работа с раздаточным материалом (устно и письменно)

Прочитать С. 294-298

69-70.

Резерв

2 часа


Учитель: Кондрашова А.А.

«____» _________________ 2016 г.


© 2010-2022