Урок-обобщение в 5 классе «Жизнь первобытных людей»

Интерес к активными методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, то есть за счёт мастерства педагога, а не перегрузки учащихся.   В педагогической науке понятие игры понимается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра применяется, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно.    Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра дает свободу, так как она не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра наряду с трудом и учением выступает в качестве одного из основных видов деятельности человека. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игру как метод обучения и передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса игровая деятельность используется в следующих случаях: ·           в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; ·           как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; ·           в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); ·           как технологии внеклассной работы; Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и игровых ситуаций, которые и выступают в качестве средства побуждения, стимулирования участников к учебной деятельности. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фунда­ментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самооп­ределении, саморегуляции, самореализации. Игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереа­лизуемых интересов» (А.Н.Леонтьев). Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения. Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-обобщение в 5 классе «Жизнь первобытных людей»

Форма:

Нетрадиционный урок

Вид:

Игра-путешествие

Тип урока:

Повторительно-обобщающий урок по истории древнего мира.

Цели и задачи:

1. Повторить и обобщить знания, учащихся по первому разделу истории древнего мира «жизнь первобытных людей» о жизни первобытных людей в период каменного века, их внешнем облике, основных хозяйственных занятиях, изменениях, происходящих в образе жизни древнего человека, причинах, последствиях и значении этих изменений.

2. Продолжить формирование работы учащихся в группе, используя игровую технологию в форе игры-путешествия.

3. Сформировать положительное отношение учащихся к коллективному труду, осознание значения труда в процессе эволюции человечества.

Средства:

Игровое поле игры «по тропе истории», «Древо познания». «Плод», плакаты-схемы, «Охотники и собиратели», «Земледельцы и скотоводы», два «сундука с сюрпризом», DVD-проигрыватель, телевизор и диски «Прогулки с динозаврами», «Прогулки с пещерным человеком».

Технология:

Урок построен на основе игровой технологии в форме игры-путешествия с использованием наглядных пособий и технических средств дополнительной визуализации. Урок состоит из следующих этапов:

  1. Организация рабочего пространства.

  2. Вводное слово учителя.

  3. Организация группы.

  4. Работа в группах.

  5. Подведение итогов и анализ результатов.

Условия:

Ограничение по количеству учащихся в группе: не более 5-6 человек в каждой группе. С точки зрения содержания основным условием является использование настоящей работы по окончанию изучения раздела «история древнего мира».

Реализация:

Учитель:

В начале учебного года мы приступили к изучению раздела курса «Истории древнего мира» и начали знакомство с самым удаленным от нашего времени периодом истории человечества - эпохой каменного века. Мы говорили о том, как зародилось человечество на планете Земля, как развивался и совершенствовался человек. Этот период отделяет от нас более двух млн. лет, он труден для изучения, ведь так мало сохранилось исторических источников, да и человечество тогда тоже было немногочисленно. Наверное, каждый из нас мечтал хоть раз в жизни побывать в той далекой эпохе. Как бы было здорово отправиться в каменный век и увидеть все своими глазами, правда, ребята?

Конечно жаль, что у нас нет машины времени, но зато у нас есть другой замечательный инструмент - наше воображение. Человек умеет фантазировать и порой его фантазия, воображение играют для него роль машины времени. Представьте, что она у нас есть, но отправиться в прошлое могут только самые умные, самые находчивые и трудолюбивые. Сегодня две экспедиции отправятся через древний лес со всеми его опасностями и препятствиями к поселению древних людей. Та экспедиция, которая наберет по сумме всех этапов игры наибольшее количество очков, получит право изучать жизнь древних людей.

Внимание учащихся обращается на игровое поле игры «По тропе историй», представляющее собой два пути конечной точкой которых является поселение древних людей. На «пути» каждой команды встречаются различные препятствия, преодоление которых оценивается определенным количеством очков, которые суммируются в конце игры. В качестве препятствий используются вопросы «Дерева познания», сундук с сюрпризом, «лесной завал», переправа через реку на плоту и т. д.

Команды, принимающие участие в игре формируются заранее. Способ формирования команд может быть различным. Это может быть простая жеребьёвка, или по принципу на «первый-второй рассчитайсь». Остальные учащиеся получают листы с перечнем вопросов, на которые они должны ответить по ходу игры и в конце урока сдать для проверки (см. приложение 1).

Подсчёт баллов и подведение итогов игры.

Учитель:

Наверное, неплохо не только представить мысленно жизнь наших далеких предков, но и увидеть это. Давайте совершим небольшое путешествие в прошлое! Учащимся предлагаются видеосюжеты из жизни австралопитеков неандертальцев, людей разумных (отрывки из фильмов «Прогулки с динозаврами», «Прогулки с пещерным человеком»).

На доске крепится «Дерево познания». К нему прикреплены вырезанные из бумаги плоды. Учитель задает классу вопрос: Какими видами хозяйственной и духовной деятельности овладел человек к концу каменного века? По ходу ответов, учащихся виды деятельности (собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, ремесла, искусство, религия) вписываются маркером на плодах.

Учитель задет вопрос:

Что помогло древним людям достигнуть таких результатов? (Ответ: коллективный труд). Ответ вписывается маркером на бумажную полосу, прикрепленную в основании «Дерева познания».

Учитель:

Мы сегодня тоже потрудились, хотя наш труд был умственным, а не физическим. Это особенность развития современного человеческого общества: повышение роли умственного труда. Мы продолжаем совершенствоваться, мы развиваем в себе те качества, которые открыл в себе наш далекий предок.

Выставляются оценки за урок.

Приложение

Перечень вопросов и заданий к игре «В гостях у древнего человека»

Перечень вопросов для учащихся:

1. Когда на земле появились первые люди?

2. Каковы самые первые виды хозяйственной деятельности человека?

3. От какого занятия произошло земледелие?

4. От какого занятия произошло скотоводство?

5. Какие ремесла появились у древних людей?

6. Какие виды человекоподобных существ жили на Земле?

7. Благодаря чему человек выжил и развивался?

  1. «Дерево познания».

На обратной стороне листьев дерева содержатся вопросы, на которые по очереди отвечают все члены команд. Листья крепятся в прорезях на ветвях дерева. У каждой команды свое «Дерево познания».

Вопросы «Дерева познания»

Первая команда:

1) Когда появились первые люди на Земле?

2) В чём заключается главное отличие древнего человека от обезьяны?

3) назовите имя учёного, который первым доказал, что люди произошли от особого вида обезьян?

4) Перечислите орудия труда, которые люди делали из камня?

5) Как называется самый первый человеческий коллектив?

6) Какие ремесла появились в эпоху неолита?

7) От какого занятия произошло скотоводство?

Вторая команда:

1) Что являлось самым первым жилищем человека?

2) Из чего была сделана первая одежда людей?

3) Как называется пещера во Франции, где впервые были обнаружены останки «человека разумного»

4) Что являлось самым первым оружием первобытного охотника?

5) Какое новое оружие изобрели люди в эпоху мезолита?

6) Кого чаще всего изображали люди в пещерных рисунках?

7) Какой был самый первый металл, который люди научились обрабатывать?

  1. «Сундук с сюрпризом»

Командам предлагается угадать, что в коробке.

Первая команда:

Здесь находится природный материал, который дал название самой первой эпохе в развитии человечества.

(Камень)

Вторая команда:

Здесь находится изделие из природного материала, изготовленное ленточным способом. Изготовление таких изделий привело к возникновению одного из видов ремесла.

(Глиняный сосуд)

  1. «Лесной завал».

Команды получают листы с предложениями. Учащиеся должны определить, какие из них правильны, а какие ошибочны.

Первая команда:

1. Антропология - это наука, которая изучает жизнь древних людей по дошедшим до нас вещественным источникам.

2. Останки древних людей были найдены в Азии и Африки.

3. У «человека разумного» внешний вид был таким же, как у современного человека.

4. Нижний палеолит закончился 45-85 тыс. лет назад.

5. Первым видом земледелия было пахотное земледелие.

6. Серп - это орудие труда, которое появилось у земледельцев.

Вторая команда:

1. Этнография - это наука, которая изучает обычаи и традиции народов мира.

2. Археологи делят историю человечества на эпохи: эпоху камня, эпоху бронзы и эпоху железа.

3. Первый коллектив людей назывался человеческим стадом, потому что люди не умели говорить.

4. Самой сложной охотой была загонная охота на динозавров.

5. Первым домашним животным, которое приручил человек, была лошадь.

6. Гончарное ремесло - это изготовление посуды из глины.

  1. «Плот» работа в форме кроссворда

На игровом поле - река, через которую нужно переправиться. Учащимся предлагается выстроить плот. Ключевое слово написано по вертикали. По горизонтали на бревнах плота вписываются слова, содержащие буквы ключевого слова (Археология, этнография).


© 2010-2022