Разработка урока по теме Освоение целины

Цель: создание условий для формирования целостного представления о значении целины, закрепление материала. Задачи:Образовательная: определить общие подходы и тенденции в освещении проблемы и дать объективную оценку событиям. Развивающая: развивать навыков выявления причинно-следственных связей, индивидуальной и коллективной форм работы, моделирования исторических фактов. Воспитательная: воспитывать чувства ответственности перед лицом истории. Оборудование: интерактивная доска (видеоролик) , уче...
Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История Казахстана

9 «Б» класс

Открытый урок по теме: «Развитие сельского хозяйства. Целина».

Цель:
создание условий для формирования целостного представления о значении целины, закрепление материала.
Задачи:
Образовательная: определить общие подходы и тенденции в освещении проблемы и дать объективную оценку событиям.
Развивающая: развивать навыков выявления причинно-следственных связей, индивидуальной и коллективной форм работы, моделирования исторических фактов.
Воспитательная: воспитывать чувства ответственности перед лицом истории.
Оборудование: интерактивная доска (видеоролик) , учебник, дополнительный материал, тесты по теме
Опорные знания:
Даты и события:
1954 г. - курс на освоение новых земель
1954 - 1955 гг. - «Целина»
1956-1958 гг. - «Целина»
Личности: Н.С.Хрущев, И.В.Сталин, Д.А.Кунаев, А.Шаяхметов, Н.Понамаренко.
Понятия: интенсивный, экстенсивный путь развития, русификация, эрозия почв.
ход урока:

Орг. Момент: приветствие, проверка готовности к уроку (2 мин)
Вступительное слово учителя: (2 мин)
Дорогие ребята! На протяжении нескольких уроков Мы с вами рассматриваем послевоенное положение Казахстана. сегодня мы с Вами рассмотрим какими темпами развивалось сельское хозяйство после ВОВ.

1. В послевоенные годы сельское хозяйство испытывало глубокий кризис. На селе не хватало квалифицированных рабочих рук, фронтовики возвращавшиеся с Западных районов страны не могли решить проблему нехватку рабочих рук, во многих колхозах на полях использовалась тягловая сила, примитивные орудия труда, остро ощущалась нехватка сельскохозяйственной техники.
2. В послевоенные годы меры по улучшению производительности колхозов и совхозов в частности их укрупнение, реорганизация МТС и другие, не дали положительных результатов.
3. Низкий уровень сельскохозяйственного развития республики объяснялся также тем, что ассигнования в отрасли сельского хозяйства были не велики.
4. Слабо были развиты средства связи и транспорт.
5. Крестьянский класс хоть и был больше рабочего, но испытывал сложности в качественном составе, остро ощущалась нехватка квалифицированных агрономов, механизаторов и других специалистов.
Послевоенный период для Казахстана характеризуется упадком экономики.
Мотивация: учащимся предлагается ответить на вопрос: «Как можно было восстановить разрушенную экономику и сельское хозяйство?» Какое событие в 50-е гг 20 века является значимым для Казахстана? (выходим на тему урока)

Что мы знаем об этом событии?
1 стадия - стадия вызова (2 мин)
заполнение таблицы: ЗХУ

Знаю

Хочу знать

Узнал(а)

Что значит освоение целины? (2 мин)

Обсуждение идей. На основе колонки хочу знать учащиеся сами формулируют цель урока.

(какие условия в Казахстане были созданы, чтобы эта идея освоения целины освоения целины?)

План: а как будем работать?: с/х до освоения целины,

причины освоения целины,

условия, созданные в Казахстане,

мероприятия, проведенные в период освоения целины,

последствия.
2 стадия - стадия осмысления
Она включает:
- Краткий обзор учащимся (Здоровец Наталья) развития сельского хозяйства накануне освоения целины

-(работа с текстом учебника и дополнительным материалом)
1) Сельское хозяйство республики накануне освоения целины. (4 мин)

Советский народ под руководством Коммунистической партии продолжал борьбу за подъем сельского хозяйства. К 1953 году посевная площадь в стране увеличилась против 1950 года на 10,9 млн. га, а посевные площади на - 9,8 млн. га. Но темпы развития сельского хозяйства были еще низкими. Уровень государственных заготовок сельскохозяйственной продукции оставался весьма не высоким. Ненамного лучше было положение и в сельском хозяйстве Казахстана. Уровень производства продукции полеводства и животноводства далеко не соответствовал требованиям Советского государства. Низкие заготовительные цены на многие сельскохозяйственные продукты не стимулировали их производства, не всегда покрывали затраты колхозов. Отставание сельскохозяйственного производства было вызвано и недостатками в руководстве местных партийных и советских органов. Возможности социалистического сельского хозяйства использовались в Казахской ССР неудовлетворительно, урожайность зерновых здесь оставалась низкой. Даже в самые благоприятные по погодным условиям годы республика производила всего лишь 100-150 млн. пудов (примерно 1,6-2,4 млн.т) товарного хлеба. Между тем она располагала огромными массивами пахотнопригодных плодородных земель, особенно в северных и северо-западных областях, которые почти не использовались. Такое состояние сельского хозяйства отражало положение дел в этой важной отрасли по всей стране, о чем со всей откровенностью было сказано на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС.

1946 - 1950 ПОДНЯТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

1954 Г. - НАЧАЛО ОСВОЕНИЯ ЦЕЛИННЫХ И ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЕЛЬ

Освое́ние целины́ - комплекс мероприятий по ликвидации отставания сельского хозяйства и увеличению производства зерна в СССР в 1954-1960 путём введения в оборот обширных земельных ресурсов в Казахстане, Поволжье, Урале, Сибири, Дальнем Востоке.

что такое целина?
(1954-1960-е гг.) Целина - курс объявленный в 1954 году на освоение (распашку) девственных, залежных земель на территории Урала, Северного Кавказа, Южной Сибири и Казахстана.
Каковы причины освоения целинных земель:
1. Не достаточная производительность сельского хозяйства.
2. Преодоление технико-экономической отсталости края.
3. Ликвидация кризиса хлебозаготовок.

С тем, что такое целина и каковы ее причины. Теперь переходим к изучению основных событий, которыми сопровождалось освоение целины, и основные последствия этого процесса. Разбиваемся на группы:
Класс разбиваем на группы. на основе прочитанного текста составить кластер: (6 мин)

группа 1 - ход освоения целинных земель

кризис в сельском хозяйстве

дефицит продовольствия

техническая отсталость

группа 2 - положительные последствия освоения целинных земель

рост производства зерна

рост городов и селений

строительство жилья

строительство дорог

прибытие новой техники и кадров

группа 3 - отрицательные последствия освоения целинных земель

нарушение экологического равновесия

эрозия почв

сокращение пастбищ

потери в животноводстве - дефицит мяса и молочных продуктов

группа 4 -влияние освоения целины на демографическую ситуацию в Казахстане.

Пренебрежительное отношение к традициям казахов

Доля городского населения выросла

Увеличение численности населения

Закрыты областные и районные газеты

Сокращение казахских школ

Физминутка (1,5 мин)

2 представителя от каждой группы рассказывают другой группе свой материал (4 мин)

Просмотр видеоролика (7 мин)

Учащиеся формулируют вывод (3 мин)

Вывод: (2 мин)

Первые годы освоения целины, кроме засушливого 1954 г., были достаточно благоприятными. В 1956 г. в стране был собран рекордный урожай в 125 млн. тонн зерновых, из которых 50% было получено на целинных землях. Однако нарушение экологического равновесия и ветровая эрозия уже в конце 50-х годов стали превращаться в серьезную проблему. Распашка гигантских площадей целинных земель привела к резкому сокращению в Казахстане сенокосных и пастбищных угодий и началу длительного кризиса традиционной отрасли сельского хозяйства республики - животноводства. В 1955 г. пришлось принять специальное постановление ЦК КПСС и обязать 47 степных районов и 225 совхозов разводить мясной скот. Пожалуй самым большим негативным моментом, который жирным крестом перечеркивает все преимущества новой политики и все гениальные заслуги ученых-экономистов того периода, это эрозия. Огромные посевные площади были буквально сметены ветрами, довольно характерными для Северного Казахстана. В короткий срок большая часть плодородный слой унесло ветром. Весь труд по освоению целины был потерян. Также было нарушено сложившееся веками самобытное кочевое хозяйство казахов - пропали большие территории, пригодные для пастбищ. Природе был нанесен непоправимый урон. Но из всякого примера из Истории можно извлечь урок. Пусть освоение целинных земель послужит поучительным уроком для будущих поколений о том, что за природой своей Родины нужно следить, стараясь не нарушать баланс. А все грандиозные экономические планы просчитывать наперед до мелочей.

В целом, освоение целины превратило Казахстан в один из крупнейших производителей зерновых в мире и в то же время заложило причины длительного кризиса сельского хозяйства в республике в последующие годы.
закрепление:

Разноуровневые задания:

Тест

1. Назовите историческое событие 1954 г. для Казахстана:

а) Окончание строительства Турксиба; б) Начало освоения целинных и залежных земель;

в) Первый полет человека в космос с космодрома Байконур;

г) Город Алма-Ата стал столицей Казахской ССР; д) Образовалась Республика Казахстан.

2. Какой Пленум ЦК КПСС рассмотрел вопрос «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоения целинных и залежных земель» и положил начало освоению целины?

а) Январско-февральский 1953 г.; б) Февральско-мартовский 1954 г.;

в) Февральско-мартовский 1953 г; г) Июньский 1955 г.;

д) Августовский 1954 г.

3. Кому принадлежала идея освоения целинных и залежных земель?

а) Ученым Академии наук СССР; б) Ученым Академии наук КазССР;

в) Зарубежным ученым; г) Сельскохозяйственным специалистам на местах;

д) Высшим звеньям государственной власти.

4. Сколько гектаров новых земель из запланированных 13 млн. было распахано в Казахстане в 1954 г.?

а) 2 млн га; б) 1,5 млн га; в) 3 млн га; г) 4 млн га; д) 6,5 млн га.

5. В ходе массового движения за освоение целинных земель за один год (март 1954-март 1955) в Казахстане было организовано:

а) 337 колхозов; б) 337 совхозов; в) 320 МТС;

г) 340 колхозных садов; д) 200 общественных огородов.

6. Что не относится к льготам, созданным для целинников в Казахстане?

а) Обеспечивались бесплатным проездом с имуществом из мест выхода к месту вселения;

б) Единовременным денежным пособием на главу семьи в размере 500-1000 руб. и по 150-200 руб. на каждого члена семьи;

в) Кредит на постройку дома в размере 10 тыс. руб. на 10 лет (из них 35% суммы государство брало на себя), 1500-2000 руб. кредита на приобретение скота;

г) Освобождение от воинской обязанности;

д) Освобождение от сельскохозяйственного налога сроком от 2 до 5 лет.

7. Что не относится к негативным последствиям освоения целины в Казахстане?

а) Экстенсивный путь развития сельского хозяйства;

б) Нарушение экологического баланса;

в) Проявление массового трудового героизма;

г) Кризис животноводства.;

д) Демографический кризис.

8. С 1954 по 1962 гг. на освоение целины в Казахстан из других союзных республик прибыло:

а) 0,5 млн чел.; б) 1 млн чел.; в) 1,5 млн чел.;

г) 2 млн чел.; д) 2,5 млн чел.

Правильные ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

б

б

д

д

б

Г

в

г

д

д

в

г

г

д

д

рефлексия; возвращаемся к таблице ЗХУ, заполняем графу - узнали.

Подведение итогов. Оценки за урок.

Домашнее задание: ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ПАРАГРАФА, СДЕЛАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ О ВОСПОМИНАНИЯХ УЧАСТНИКОВ ЦЕЛИНЫ.




\



Никита Сергеевич Хрущёв

Разработка урока по теме Освоение целины


Первый секретарь ЦК КПСС

7 сентября 1953 года - 14 октября 1964 года

Предшественник:

должность учреждена; Иосиф Виссарионович Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП(б)

Преемник:

Леонид Ильич Брежнев

Иосиф Виссарионович Сталин
Иосиф Виссарионович Джугашвили
груз. იოსებ ბესარიონის ძე ჯუღაშვილი

Разработка урока по теме Освоение целины

Разработка урока по теме Освоение целины

Председатель Совета министров СССР

19 марта 1946 года - 5 марта 1953 года

Динмухамед Ахмедович Кунаев
каз. Дінмұхамед Ахмедұлы Қонаев

Разработка урока по теме Освоение целины


Председатель Совета Министров Казахской ССР

31 марта 1955 года - 29 января 1960 года


Первый секретарь ЦК КП Казахстана

19 января 1960 года - 26 декабря 1962 года

Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко
Панцеляймон Кандратавіч Панамарэнка

Разработка урока по теме Освоение целины


Кандидат в члены
Президиума ЦК КПСС

5 марта 1953 года - 14 февраля 1956 года


Первый секретарь ЦК КП Казахстана

6 февраля 1954 - 7 мая 1955


© 2010-2022