Рабство в древнем Риме (5 класс)

Разработка урока в пятом классе: "Рабство в древнем Риме", создавалось специально для участия в конкурсе педагогического мастерства - "Педагогический дебют" город Волгоград 2013 года. Конспект урока выполнен вместе с презентацией. Цель урока: выявить особенности рабства в Древнем Риме.  Задачи:  1. определить источники рабства в Древнем Риме. 2. охарактеризовать труд рабов в Древнем Риме. 3. способствовать формированию навыков самостоятельной работы с учебником. 4. способствовать формированию нр...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока. Рабство в Древнем Риме.

Цель урока: выявить особенности рабства в Древнем Риме.

Задачи:

1. определить источники рабства в Древнем Риме.

2. охарактеризовать труд рабов в Древнем Риме.

3. способствовать формированию навыков самостоятельной работы с учебником.

4. способствовать формированию нравственных качеств.

Новые понятия: Амфитеатр, имения, гладиаторы.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, PC, нетбуки.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный момент

Здравствуйте ребята, меня зовут Георгий Вячеславович сегодня я

буду у вас вести урок истории. Все ли подготовились к уроку, обратите внимание, есть ли учебник, ручка, тетрадь. Старосту класса я прошу написать список отсутствующих.

Подготавливаются к началу урока

6 мин

Актуализация знаний






Цензор - должностное лицо в Риме, в обязанностях которого следить за военной службой и регулирования податей.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Вы сможете разбогатеть, заработав золотые монетки. В конце урока вы их сможете сдать в банк, обменяв на отметки.

Начнём мы прямо сейчас.

Попробуем ответить на вопросы.

Какую страну вы изучали на прошлых уроках?

Где она располагалась?

А всегда ли эти территории входили в состав Римского государства?

Назовите завоеванные страны, входящие в состав Рима?

А теперь, ребята, я вам задам необычный вопрос.

Поднимите руки, кто знает китайский язык?

А кто из вас хочет научиться нескольким словам на китайском языке?

Я вам помогу. Перед вами - иллюстрация с изображением китайских иероглифов, Давайте вспомним, что обозначают эти значки?

А какие права имел пленник?

Как мы можем назвать человека, не имеющего никаких прав?

Итог: Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Все правильно записываем тему урока: Рабство в Древнем Риме. Что мы должны узнать на уроке о рабстве?

(Рим)

(Средиземное море)

(Нет, не всегда)

(Карфаген)

(----)

Пленник

(Пленник не имел прав)

(рабом)

(О Риме, о рабах)





Откуда брались рабы?

Где применяли труд рабов?

Особенности рабства в Древнем Риме.

Отношения к рабам.

6 мин

1 этап.

Цель - определить источники рабства

Вспомните, откуда брали рабов в уже изученных вами государствах, и подумайте, какими были источники рабства в Древнем мире? А помогут вам в этом иллюстрации на доске.

Какой источник играл важнейшую роль?

Главным источником рабства были войны.

Рабы были бесправными людьми,принадлежавшими римским гражданам, или государству.

Их продавали и покупали как обычное имущество на рынках. Жизнь раба зависела от воли господина.

(триумф)

(торжественный въезд в Рим полководца-победителя)

(рабы/невольники)

(не было прав, имущества и т.п.)


Составляется схема.

4

2 этап

Цель - определить, где использовался труд рабов.

Обратите внимание на иллюстрации, которые помогут нам объяснить значение слова имение.

Что вы видите на иллюстрациях?

Кому принадлежали земля и дом?

Молодцы, мы только что с вами дали определение новому термину - имение.

Таким образом, имение это земельные владения богатого человека.

Для чего использовали рабов в имении?

Мы узнали, что такое имение, а теперь давайте посмотрим, чем же занимались рабы в имении и в доме, откройте стр. 226 для 1 ряда, 227 для 2-го ряда, 227 - 228 рабы в богатом доме.

И отвечаем на вопросы, чем занимались рабы и каково было отношение к ним.


Дом, землю.

Богатым римлянам




1 мин

физкультминутка

А сейчас отдохнём .Когда услышим слова, связанные с Римом, встаем. Когда слышим слова связанные с Грецией, садимся: Карфаген, Спарта, триумф, триеры.

Когда слышим слова связанные с Грецией, вращаем головой, когда с Римом моргаем глазками.

Театр, плебеи, сенат, Прометей.

Выполняют физкультминутку.

10

3 этап.

Цель: с какой целью римляне использовали амфитеатр.

Дети, а вы любите театр?
А где появился театр?
Что показывали в греческом театре?

В Риме тоже был театр, но он назывался АМФИТЕАТР. А с какой целью его использовали римляне, вы ответите, посмотрев фильм.

Просмотр фильма.

Давайте вспомним как относились к рабам в Древней Греции и как использовали их труд.


Были ли в Древней Греции «гладиаторы»?

Так чем же отличается положение рабов Рима от Греции?

(первые театры появляются в Греции)

(Комедии/ Трагедии)

(проведение массовых развлекательных мероприятий с участием рабов в главной роли)

Рабы жили в домах вместе с семьей и считались как члены семьи.

Труд рабов использовался в сельском хозяйстве и интеллектуальный.

Нет, не были.

В Риме отношение к рабам было жестокое, их использовали для развлечения. Их могли лишить жизни, одним движением руки. В Древней Греции, рабы, трудились вместе с хозяевами и трудились вместе с ними.

5

Проверка знаний

Давайте проверим, как вы поняли тему сегодняшнего урока? А сейчас вы откроете нетбуки, стоящие у вас на столе и Выполните небольшой тест.

Проверим тест. Поднимите руки, Кому компьютер поставил пятёрку Молодцы! Вы получили отметку 5,4. Кто не справился с работой? Вам необходимо еще доработать этот материал самостоятельно.

5

Итог урока

Ребята, что мы узнали для себя нового о жизни рабов в Риме.Молодцы, теперь мы посмотрим, сколько вы смогли заработать монеток за урок.

2

Домашнее задание.

Написать письмо от имени раба о своем положении в имении, в богатом доме, в школе гладиаторов

Записывают домашнее задание

۸ +  = ?

человек - ۸

клетка, тюрьма -

Собери воедино иероглифы

© 2010-2022