Факультативный курс по истории История России в 17-18 веках

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Раменская средняя общеобразовательная школа №6

Московская область

«Согласовано»

Руководитель ШМО

__________________

Протокол №____ от

«___» _________ 20__г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 6»

_____ /С.В. Щулепова /

«___» _________ 20 __г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ «СОШ № 6 »

_____ /_О.В. Макарова/

Приказ № ______ от

«___» _________ 20 __г.


Рабочая программа педагога

Короткова Алексея Анатольевича



Факультативный курс по истории

История России в 17-18 веках



























2015-2016 учебный год

ПРОГРАММА

История России. 7 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение) и адаптирована к учебнику: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI - XVIII век. М.: Просвещение, 2010.

Задачи изучения истории России в 7 классе:

- продолжение формирования ориентиров для этно национальной и культурной са­моидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

- овладение учащимися основными знаниями по истории России XVII-XVIII вв., понимание ими места и роли Московского царства XVII в. и Российской империи XVIII в. во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;

- воспитание учащихся в духе уважения к истории России XVII-XVIII вв. и гордости за героические свершения предков;

- развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XVII-XVIII вв.

- умения изучать и систематизировать информацию из раз­личных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Смутное время; первые Романовы; эпоха Петра Великого; период дворцовых переворотов; период правления Екатерины II и Павла I);

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, К. Минина и Дм. Пожарского, Алексея Михайловича, Никона и Аввакума, Степана Разина и Емельяна Пугачева, царевны Софьи, Петра Великого, А.С. Меншикова, Анны Иоанновны и Бирона, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I, М.В. Ломоносова, выдающихся русских полководцев и флотоводцев XVIII в. и др.;

- готовность применять исторические знания для выявле­ния и сохранения исторических и культурных памятников истории России XVII-XVIII вв.

Спорные проблемы и их интерпретация. Изучаемый период истории России включает ряд острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести:

  • попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;

  • присоединение Украины к России (причины и последствия);

  • фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;

  • причины, последствия и цена петровских преобразований;

  • сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия.

По всем этим вопросам учащимся должна быть дана возможность выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов. Вместе с тем недопустимы крайние оценки и интерпретации, основанные на идеологической предвзятости, русофобии, незнании фактов или нежелании считаться с ними.

Цели:

  • вооружить учащихся знанием о прошлом, которое должно помочь им лучше понять особенности современного общества, в котором они живут, и чувствовать возможные перспективы его развития;

  • развивать такие умения как чувство времени, понимание причинно-следственных связей, сути явлений, знание хронологии;

  • научить анализировать информацию, понимать социально- экономические и политические процессы в их историческом развитии;

  • помочь учащимся осознать различия, которые существовали между странами и обществами, и научить понимать эти различия;

  • формирование самостоятельности мышления;

  • умение творчески применять исторические знания

  • умение аргументировать свои высказывания, приводить интересные и обоснованные факты.

  • дополнительное углубленное изучение предмета;

  • пропаганда исторических знаний и предмета «история»

Задачи:

  • активизировать творческие и познавательные способности учащихся;

  • удовлетворить любопытство учащихся;

  • выявить одаренных, ориентированных на изучение истории детей;

При изучении данного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями:

  • широкое и глубокое понимание исторических фактов и явлений;

  • умение интерпретировать историческую информацию;

  • поиск дополнительной информации и ее критический отбор;

  • знание хронологии;





Основное содержание


РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв. СМУТНОЕ ВРЕМЯ


Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутри­политическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович и Борис Годунов. Указ о «заповедных летах». Учреж­дение патриаршества. Внешняя политика. Династический кризис, пресечение династии Рюриковичей. Избра­ние на царство Бориса Годунова. Голод 1601-1603 гг. Обострение социальных противоречий. Появление Лжедмитрия I.

Смута. Причины и суть Смутного времени. Царствование Лжедмитрия I, его внутренняя и внешняя политика. Бо­ярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II и Тушинский лагерь. Вторжение войск Поль­ши и Швеции. Начало патриотического подъема.

Окончание Смутного времени. Распад тушинского лагеря. «Семибоярщина». Патриотический подъем наро­да. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало царствования династии Романовых.

РОССИЯ В XVII в.

Новые явления в экономике. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесла, появление мелкотоварного производ­ства. Возникновение мануфактур. Рост товарно-денежных отношений, ярмарки. Начало формирования всероссий­ского рынка. Рост городов.

Основные сословия российского общества. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. и окончательное закрепощение крестьян. Основные категории город­ского населения. Духовенство. Казачество.

Политическое развитие страны. Первые Романовы: усиление самодер­жавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Приказная система. Местное управление. Соборное уложение 1649 г. и становление абсолютизма.

Власть и церковь. Церковный раскол. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон и его реформы. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церков­ный собор 1666-1667 гг. и его решения. Протопоп Аввакум.

Народные движения. Причины и особенности народных волне­ний. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Выступления старообрядцев.

Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1654-1667 гг. Русско-турецкие отноше­ния. Русско-турецкая война 1676-1681 гг. Крымские походы. Освоение Сибири.

Образование и культура в XVII в. Тради­ции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование и просвещение. Научные знания. Русские первопро­ходцы. Литература. Церковное и гражданское зодчество. Живопись. Театр.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Крестьянство: повседневный быт и обычаи.

РОССИЯ ПРИ ПЕТРЕ I

Предпосылки петровских преобразо­ваний. Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина. Преобразовательные планы В.В. Голицына. Юрий Крижанич.

Петр I. Россия на рубеже веков. Детство Петра. Двоецарствие и царевна Софья. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство 1697 - 1698 гг.

Северная война. Причины и начало войны. Реорганизация армии. Первые успехи России, основание Санкт-Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Провозглашение России империей.

Реформы Петра I. Реформа центрального управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губерн­ская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. Аристократичес­кая оппозиция реформам Петра I. Значение петровских преобразований, окончательное утверждение абсолютизма.

Экономика России в первой четверти XVIII века. Состояние экономики к началу XVIII в. Экономическая политика Петра I. Мануфактуры, ремесленное производство, торговля. Политика протекционизма и мерканти­лизма. Денежная реформа. Налоговая реформа. Итоги экономического развития.

Народные движения первой четверти XVIII века. Причины народных восстаний в петров­скую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К.А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных вы­ступлений.

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в. Образование и наука. Расшире­ние сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Раз­витие техники (А. Нартов). Создание Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музе­ев. Открытие первой научной библиотеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Изобразительное искусство. Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерца­ло». Значение культурного наследия Петровской эпохи.


РОССИЯ В 1725-1762 гг.

Дворцовые перевороты. Причины и сущность дворцовых переворотов. Фа­воритизм. Екатерина I и Петр II. Попытка ограничения власти монарха Верховным тайным советом в 1730 г. и ее неудача.

Анна Иоанновна и Иван Антонович. Правление Елизаветы Петровны. Петр III и его свержение.

Внутренняя политика. Изменения в системе центрального уп­равления. Расширение привилегий дворян­ства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфак­турного производства.

Внешняя политика. Основные направления внешней поли­тики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско-шведская война 1741-1742 гг. Продвижение России на Восток. Россия в Семилетней войне 1756-1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.

РОССИЯ В 1762-1801 гг.

Внутренняя политика Екатерины II. Особен­ности внутренней политики. Политика «просвещенного абсолютиз­ма»: задачи и значение. Уложенная комиссия. Золо­той век российского дворянства. Расширение помещичьего землевла­дения. Усиление крепостничества. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 1770-1790-е гг.: при­чины и последствия. Губернская реформа.

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугаче­ва. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы войны. Расправа с восставшими. Особенности войны. Значение и последствия войны.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Вольное экономическое общество. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Внешняя политика Екатерины II. Основные направления внешней полити­ки. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суво­ров, Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причер­номорья. Г. А. Потемкин. Греческий проект Екатерины II. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, час­ти Латвии. Русско-шведская война 1787-1791 гг. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Результаты внешней политики Екатерины II.

Россия при Павле I. Личность Павла I. Внутренняя политика. Изменение порядка престолонаследия. Полити­ка в отношении крестьян. Репрессии. Внешняя политика Павла I. Заговор и убийство Павла I.

Наука и образование. Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. Естественные и гуманитарные науки. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинни­ков. Освоение Русской Америки. Развитие техники. Русские изобретатели И.И. Ползу­нов, И.П. Кулибин. Развитие образо­вания. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Москов­ского университета.

Художественная культура. Особенности развития художественной культуры. Литература: основные направления, течения, жанры и писатели (В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин. Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин). Русские просветители и их взаимоотношения с самодержавием.





































Тематический план:

уроков

Наименование разделов и тем

Всего часов на изучение темы

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1-2

Древнерусское государство (формирование основ государственности).

1

1-2 неделя

3-4

Становление Московского государства.

1

3-4 неделя

5-6

Российское государство в XVI в.

1

5-6 неделя

7-8

Россия в эпоху Смуты (начало XVII в.)

1

7-8 неделя

9

Правление царя Михаила Федоровича.

1

9 неделя

10

Царь Алексей Михайлович

1

10 неделя

11-12

Россия в XVII веке

2

11-12 неделя

13

Присоединение Украины к России

1

13 неделя

14

Раскол в Русской Православной Церкви

1

14 неделя

15

Народные волнения в 1660 - 1670 гг.

1

15 неделя

16

Сибирь в XVII веке.

1

16 неделя

17-18

Культура XVII в.

2

17-18 неделя

19-20

Наследники Алексея Михайловича

2

19-20 неделя

21

Петр I. Россия на рубеже веков.

1

21 неделя

22

Северная война 1700 - 1721 гг.

1

22 неделя

23

Государственные преобразования Петра I.

1

23 неделя

24

Экономика при Петре I.

1

24 неделя

25

Народные движения.

1

25 неделя

26

Преобразования в области культуры.

1

26 неделя

27

Дворцовые перевороты.

1

27 неделя

28

Внутренняя политика в 1725 - 1762 гг.

1

28 неделя

29

Внешняя политика России в 1725 - 1762 гг.

1

29 неделя

30

Внутренняя политика Екатерины II

1

30 неделя

31

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева.

1

31 неделя

32

Внешняя политика Екатерины II

1

32 неделя

33

Россия при Павле I.

1

33 неделя

34 - 35

Культура XVIII в.

2

34-35 неделя











Учебно-методический комплект:

Примерная программа по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение)

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI - XVIII век. М.: Просвещение, 2010.

DVD «История государства Российского», 2009.

Интернет-ресурсы

Хрестоматия по истории России: В 4 т. М.: МИРОС, 1994 г.

Хрестоматия по истории России : учеб. пособие /А.С.Орлов и др. М. : Проспект, 2004.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре XVIII - XIX гг.

Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 1999.

Чулков Г.Ю. Императоры: психологические портреты. М., 1999.

Уткина Э.В. Школьные олимпиады (история) 5 - 9 кл. М., Айрис-пресс, 2007.


© 2010-2022