Урок №6 на тему Сакские племена на территории Казахстана (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ф.И.О. уч-ля

Дементьева Г.В.

Дата ________

Предмет:

История Казахстана

Класс: 5 класс

№ 6

Тема урока:

Саки на территории Казахстана.

Цель:


формировать навыки работы с текстом учебника

Ожидаемый результат:

умеют выделять главную мысль в тексте, учатся устанавливать причинно-следственные связи, делать вывод

Ключевые идеи/подход:

Развитие критического мышления через работу с текстом.

Учебник:

«Рассказы по истории Казахстана» Ж.Артыкбаев, А. Сабданбекова, Е. Абиль; Алматы: Атамура 2015.

Д/р

§6, в-сы с.35 индивидуальная тетрадь с.11 - 12

Ход урока:Деятельность

обучающихся

Оценивание

Ресурсы

10 мин.



Актуализация:

  1. У доски ответ на знание терминов К1

  2. Упр. «Лови вопрос!» - отвечает тот, кто ловит мяч.

- Назовите временные рамки эпохи бронзы?

- Назовите главную особенность эпохи бронзы (освоение цветных металлов).

- Какие ещё можно назвать особенности эпохи бронзы?

- Как называется культура эпохи бронзы?

- Почему она так называется?

- Какие племена, по мнению учёных , населяли земли Казахстана в этот период? (арии и туры)

- Как называют жителей эпохи бронзы?

- Каковы основные занятия андроновцев?

- Как украшали свою глиняную посуду андроновцы?

- На какие периоды делилась эпоха бронзы? (Нуринский, Атасусский, Бегазы-Дандыбаевский)

- Почему культура поздней бронзы на территории Центрального Каз-на названа Бегазы-дандыбаевской? Кто занимался её изучением?

- В чём особенность Бегазы-Дандыбаевской культуры? (переход к кочеводству ) -- Назовите стоянки эпохи бронзы на тер. Каз-на. (Алексеевка, Уралсай, Танбалы, Петровка, Бесбай, Алгабас, Бельасар, Бугылы, Канай)

- Сколько могильников и поселений было найдено в Ц.Каз-не? (150 и 30)

Энеолит, бронза, патриархат, матриархат, петроглифы

Ловят мяч и отвечают на вопросы.

суммативное

по кол-ву жетонов

§6


2мин

5мин



5мин


8мин


5мин



10мин

Вызов: Итак жителей эпохи бронзы называют андроновцами, отождествляя их с культурой этого периода, зато учёным известно, кто сменил андроновцев на этой территории к сер. 1 тыс.до н.э. - это племена саков.

- Что мы должны узнать о саках, чтобы понять кто они?

Основная часть:

- В I тысячелетии до нашей эры преемниками андроновцев на территории Казахстана стали саки. О саках рассказывают греческие и персидские письменные источники, а также археологические источники найденные в Казахстане. (работа с картой с.8)

- Как называли саков греки? Персы? Какие археологические источники дают сведения о племенах саков? (курганы - рассмотреть по карте)

- В Иссыкском кургане в Жетысу археологом Акишевым было найдено захоронение сакского воина в золотых доспехах. Эта находка получила название «золотой человек» и является символом Казахстана, народ которого гордится своей древней культурой.

В курганах Шиликты и в Аралтобинском захоронении были найдены погребения названные археологами вторым и третьим «Золотым человеком» Все украшения выполнены в зверином стиле

Работа с текстом с 29-30:Составить кластер (денотатный граф) о жизни и быте саков.

Саки

Жили занимались делились поклонялись

в кошмовых земледелием воинов духам предков

повозках скотоводством жрецов огню, коню

на колёсах скотоводов солнцу

земледельцев

Работа с текстом с.30

- Во главе сакского племени находились вожди - они носили титул царя, (из какой социальной группы они происходили? Кто такие жрецы? - служители религии) Где решались важные вопросы рода или племени? (на народном собрании) Кто принимал участие в собраниях? (все мужчины рода). Саки были отважными воинами.

Им часто приходилось защищать свою землю.

Саки воевали с:

530г до н.э.- с персами - (царь Кир, царица Томирис, Спаргапис)

519-518гг до н.э. - с персами - (царь Дарий I, пастух Ширак)

30-е гг IV в до н.э. - греко-македонцами -(Ал-р Македонский)

По вариантам подготовить рассказ о борьбе саков. Работа в парах:

Заключение: - Что вы сегодня узнали о саках? Кто они, когда жили на тер.Каз-на? Как назывался сакский стиль культуры?


Работа с картой атласа с. 8

Отвечают по карте

(показ иллюстраций по золотому человеку)

текст с.33

- Предположите, из какого племенного союза происходил юноша, захороненный в Иссыкском кургане?

Заносят с доски в тетрадь

Выполняют денотатный граф, обсуждают в паре

Система управления у саков


Запись в тетрадь

Сам-но работают по учебнику

1в - борьба с Киром (31-32);

2 в.- подвиг Ширака(32-33).


Формативное




Денотатный граф


Взаимооценивание




взаимооценивание

§ 6 учебник, тетрадь


атлас








Учебник

дневник

Найденный в Иссыкском кургане «Золотой человек» не единственный. В 2000 г. в Атырауской области в одном из курганов Аралтобе обнаружено захоронение вождя племени сарматов. Его одежда была украшена золотом. Головной убор, оружие, колчан, фигурка птицы самрук на посохе были покрыты золотом. Воз- ле покойника были найдены кости двух погребенных лошадей, беркута, колчан с сотней стрел, глиняный кувшин и меч. В Восточно-Казахстанской области в одном из Берельских курганов были обна- ружены захоронения царя в золотых одеяниях и женщины. Все эти удивительные памятники показывают, что у кочевых племен саков, сарматов в V - III вв. до н. э. были высоко развиты культура, ювелирное и прикладное искусства.






© 2010-2022