Урок истории в 6 классе на тему

Урок истории на тему "Культура Древней Руси" для учащихся 6 класса .Урок проводится в форме экскурсии в школьном краеведческом музее. С помощью исследовательской деятельности учащиеся научатся аргументировать свою точку зрения, т.к привлекается дополнительная литература  и источники. В процессе обсуждения совместно с учителем обучающиеся вырабатывают критерии оценки деятельности культурных достижений наших предков.Прикосновение к экспонатам музея дает ярче запомнить изучаемый матеиал. 
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока истории 6 класс «Культура Древней Руси»

Учитель истории: Макарова О.В

Урок- экскурсия «Культура Древней Руси»

Цель:

Образовательная: сформировать представления о жизни народов Руси, показать особенности развития их культуры;

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, гордости за историческое прошлое своей страны, гражданской ответственности за судьбу своего народа;

Развивающая: развивать творческие способности учащихся, продолжать формировать умения определять цели и задачи урока, систематизировать материал при выполнении творческого задания.

Предметно- практическая: ввести учащихся в ситуацию исторического действия посредством переживания, создания образа культурных достижений наших предков.

Форма урока - урок-экскурсия.
Тип урока - изучение нового материала.

Метод урока: исследовательский

Ожидаемый результат: с помощью исследовательской деятельности учащиеся научатся аргументировать свою точку зрения, т.к привлекается дополнительная литература и источники. В процессе обсуждения совместно с учителем обучающиеся вырабатывают критерии оценки деятельности культурных достижений наших предков.
Подготовительная работа: задание уч-ся подготовить исследовательские работы на тему:

  1. Жилище славян

  2. Одежда славян

  3. Орудия труда

  4. Игры славян

  5. Быт народов

- Подготовлена комната в школьном краеведческом музеи.

- Подготовить пословицы и поговорки о гостеприимстве.

- подготовить иллюстрации для рефлексии «Настроение домовенка»

Место проведение: школьный краеведческий музей

Используемое оборудование: иллюстрации: жилище славян: полуземлянки, хоромы

Экспонаты музея: веретено, прялка, лапти, онучи, утюг, приспособление для витья веревок, рубель, плетенные корзины, чугунки, ухват, ступа, туесок, коромысло, деревянные ложки.

Одежда: сарафан, рубаха, понева.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой на работу.- 2мин

-Сегодня прекрасный день! А почему? (Ответы детей).Я посылаю Вам импульс добра, веры в свои силы, успех, веры в друзей. Вы же передайте его другому. Все берутся за руки. Учитель читает строки:

Преобрази себя -

И мир прекрасней станет !

В саду пышнее расцветут цветы

И свет любви из глаз внезапно глянет.

В себе ищи побеги красоты !

Снаружи то, что видишь из себя.

Кривое зеркало исправь !

Туман исчезнет.

Тогда сумеешь в мир смотреть любя,

Для всех приятней будет и полезней.

- Вот и мне хочется, чтобы наш урок был полезным, познавательным и интересным.Для этого предлагаю всем взяться за руки, улыбнуться и пожелать веры в себя , успехв друг друга.

2. Подготовка к изучению нового материала- 2 мин

Итак, мы начинаем:

Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ высокий и красивый-

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети словно крепкие дубки».

Скажите, о ком или о чём пойдёт речь на уроке?(ответы детей)

Ну чтобы нам совсем было понятно о чём пойдёт речь

Тема урока «Культура Древней Руси».

Что такое культура? (ответы детей)

Культура- это вся человеческая деятельность и ее результаты.

Какова цель урока(ответы детей)

Цель: Правильно, мы будем говорить о жизни народов Руси, рассмотрим особенности развития их культуры; я думаю, что наш урок поможет воспитанию гордости за историческое прошлое нашей родины.

Проблема урока: Какие элементы культурных достижений используются в наши дни?

Учитель: Воспитание уважения к истории своего народа, желание изучать развитие русского народного творчества, чувство патриотизма и гордости за талант русского народа, такта по отношению к чужому мнению.
У каждого народа есть своя культура, свои традиции, которые прочно входят в жизнь человека, как только он появляется на свет. Она в колыбельных, которые поют малышам мамы и бабушки, в пословицах и поговорках, легендах и сказаниях. Культура - драгоценное достояние людей, она вокруг нас и внутри нас. У русской культуры свои неповторимые черты, своя душа, свои особенные интонации. За многие века истории нашего народа русская культура стала зеркалом русской души. И отражается в этом зеркале все самое лучшее, что есть в нашем народе.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми экспонатами музея, которые помогут лучше представить крестьянский быт.
Почему мы пришли в музей? (ответы детей).

Учитель: Здесь живая история. Всё что здесь находится - сделано руками наших предков, во всём - душа людей. Многие предметы исчезают, глядя на некоторые орудия труда, мы не догадываемся, как ими пользовался человек.
В этом и заключается наш проблемный вопрос.

Я приглашаю вас в путешествие в мир русской культуры.

Итак, наша тема: Культура Древней Руси

Сегодня на календаре 30 января. По народному календарю сегодня день преподобного Антония. Антоний-- перезимник, Антоний- половина, в старину говорили: «Пришла Антонина -зиме половина, а впереди светит весна. Хитер Антон со всех сторон» . Прметы: Если в этот день мороз, то ожидай 40 утренников морозных. В этот день в старину пекли толокняные колобки, символ солнца.

План урока:

Жилище славян.

Повседневная жизнь крестьян и горожан.

Одежда.

Ремесло.

Учитель: Думаю, что вы ни раз слышали о русском гостеприимстве. Это наша национальная черта. Вспомните хотя бы несколько пословиц и поговорок, касающихся русского хлебосольства и гостеприимства (ответы детей)

Учитель: «Хоть не богат, а гостям рад», «Что есть в печи, все на стол мечи», «Чем богаты, тем и рады». Чем же нас будут угощать в славянской семье?! У нас в музее работала группа исследователей, которые расскажут нам , какую информацию они подготовили.

3. Основной этап: изучение новой темы- 20 мин

Сообщение обучающихся исследовательских работ.

1 уч-ся. Жилище крестьян и горожан.

1. Крестьяне жили в небольших домах. На юге это были полуземлянки с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей. На севере были срубленные, наземные постройки с деревянными полами. Печи, глинобитные или каменные, по-прежнему топились по-черному. Окна были маленькими. Они обтягивались коровьими пузырями или промазанной маслом холстиной. Жилища освещались лучинами .

Иначе выглядели хоромы знати. Они были просторны, украшались росписями, отличались богатством внутренней отделки, имели деревянную башню - терем.

В старину , прежде чем строить дом, долго и тщательно выбирали место. Плохим считалось то, где находили кости и кровь, где когда-то опрокинулся воз или сгорел дом. Чтобы выбрать место прибегали к гаданиям. Для определения качества грунта на выбранное место клали кору. На четвертый день поднимали и смотрели что там. Если был паук или муравей, то считали плохим местом, если червяк- можно строить. Начиная строить дом, соблюдали языческий обычай- приносили жертву: под фундаментом оставляли лошадиный череп, затем резали петуха, как символ плодородия и отпугивал злых духов.14 марта по новому стилю- день великих начинаний, в этот день и начинали строить дома.

Люди всегда старались украсить фасад дома. Это было его лицо. Не случайно некоторые детали получили соответствующие названия: наличник, причелина (чело- старинное название лба). Слово окно - от «око». Наличники - «на лице». Для плодородия на наличниках всегда были ромбы. Количество рядов бревен или кирпича на строительство дома должно быть нечетным (отсюда нечетное число цветов - живым, а четное - мертвым). Крыша от слова «крылья».Ставни, столбы крылец в богатых домах покрывали резьбой и росписью.

Сегодня нередко люди украшают дома резьбой из дерева

«Догадливый крестьянин, на печи избу ставит». Гласит русская пословица. Печь- душа русского дома. Слово «изба» произошло от древнего «истопка», поэтому избой называлась отапливаемая часть дома. (Приложение )

Учитель: Разгадав загадки, вы узнаете, о каких предметах мы будем говорить:

Мать толста, дочь красна,
Сын - сокол под небеса ушел.
(Печь).

Черный конь скачет в огонь.
(Кочерга).

Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдаёт, - сам в угол идёт.
(Ухват).

2 уч-ся:

На самой печи спали старики, а на пристроенных сбоку палатьях- дети. Печь ставили в углу избы слева или справа от входной двери. У печи стояла кочерга, лопата, ступа с пестом, толкли зерно , очищая от шелухи Долгими зимними вечерами женщины пряли, мужчины делали домашнюю утварь.

Прялка была священным предметом. Ее передавали из поколения в поколение. Она хранила в себе систему оберегов, считалось, что рисунок на прялке охраняет ее хозяйку от всего опасного. Прялки назывались- самопряха и веретено с куделью.

Всю одежду крестьяне делали дома. Как тогда говорили, одежда была домотанной. Льняные нити получали из волокна, содержавшегося в стеблях растения. Стебли льна долго вымачивали в воде. Наружная оболочка сгнивала, а внутреннюю часть стебля вытаскивали на берег, сушили, трепали, - отметая отходы. Мяли и трепали специальными приспособлениями - мялкой и трепалкой.

После этого лён чесали на гребне с редкими и длинными зубьями. Постепенно получали льняную кудель - волокно для прядения нитей. Кудель пристраивали в верхнюю часть прялки.

Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку, и на него садилась пряха. Левой рукой пряха вытягивала прядиво, а правой вращала веретено, представляющее собой суживающуюся к концам палочку длиной около 30 сантиметров, один конец которой был утолщен. На нее и наматывали крестьянки нити.

Прядение было очень тяжелым занятием.

К весне прядение заканчивалось и крестьянка бралась за ткачество . (Приложение 1 )

3уч-ся:

Я вам расскажу о некоторых орудиях труда хозяйки.

Ухваты - это «рогатые» полукруглые приспособления для того, чтобы ставить горшки в печку. Низ горшка или чугунка входил между рогами ухвата.

Чапельником доставали сковороды из печи: для этого посередине железной полосы делали отогнутый язык. Эти приспособления насаживали на деревянную рукоять.

А это кочерга. Ей выгребали угли, золу.

Посуда была деревянная, позднее глиняная: горшки, кружки.

Очень интересны печные чугуны - горшки с округлым туловищем и узким дном: такая форма делалась специально для того, чтобы печной жар равномерно распределялся по его поверхности. Их делали из чугуна. Жидкости хранили в глиняных крынках с круглым туловищем, небольшим донцем и вытянутым горлом.

Я хочу рассказать о посуде наших предков. Выражение «бить баклуши» связано с изготовлением деревянных ложек. Баклуши грубые заготовки для ложек. Немало имелось плетеной утвари- корзины, лукошки, короба, берестяные туеса. ухват, которым цепляли чугунки в печи. Коромысло с которым ходили за водой.(Приложение 2)

4 уч-ся:

Когда хозяева въезжали в новый дом, то сначала входил хозяин и впускал петуха, который символизировал солнце . потом заходила свекровь и вносила горшок с углями. Считалось, что угли, огонь - это души умерших предков. Угли высыпались в печь, а горшок разбивался и закапывался в передний угол, чтобы никто не оскорбил души рода своего. Поэтому, входя в дом, все сначала кланялись в правый передний угол, чтобы отдать дань всему роду. А после принятия христианства в правый угол вешали икону. По диагонали от печи находился красный угол избы. Это было почетное место. Здесь стояла икона. Всякий гость, заходивший в избу, первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку и трижды крестился. В красный угол сажали самых дорогих гостей.(Приложение 3)

5уч-ся

Мебели в домах было немного. Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки. Стол стоял в красном углу. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них не только сидели, но и спали. Сегодня мы не видим разницы между лавкой и скамьей, а для крестьянина она существовала. Лавка была прикреплена к стене, а скамья свободно передвигалась по избе. В сундуках хранили одежду, закрывали на замок. Если в семье была девочка, то ей чуть не с самых малых лет начинали в сундуке собирать приданное. После свадьбы она его увозила с собой. (Приложение 4)

Учитель: Народная мудрость гласит: « Встречают по одёжки ,а провожают по уму».

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим!

6уч-ся:

Самыми распространенными видами обуви славян были традиционные (лапти), башмаки (черевики), сапоги (чёботы).

Черевики и лапти обували на портянки или шитые штаны, обматывали кожаными ремешками вокруг ноги в несколько оборотов или накрест. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок или веревок. Одевались они не на голую ногу, а на онучи 5- длинные до двух метров куски ткани.

Башмаки (Черевики) носили горожане и богатые крестьяне. Феодальная верхушка носила сапоги (чёботы 6). Древнерусские чёботы были высотой до колен, имели мягкую подошву, сшитую из нескольких слоев кожи, заостренный или тупой нос.

Самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха -7 . Её название происходит от корня «руб» - «кусок, отрез, обрывок ткани». Мужская рубашка была короче, чем женская. Она доходила только до колен. Носили ее навыпуск, подпоясывая тканым или кожаным поясом с металлической пряжкой и украшениями. Пояс не затягивали, что создавало напуск верхней части рубашки над талией в виде поперечной складки. Ходить неподпоясаным считалось неприличным. Отсюда и выражение "розпоясался " - обнаглел.

Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном (платья без рукавов).

Женщины тоже носили рубаху, но она была длинной, (как платье) с длинными рукавами. Ворот и низ рукавов украшали вышивкой. Рубашку шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом.

Поверх рубахи надевали понёву - юбку, состоящую из 3-х несшитых прямоугольных кусков ткани, укрепленных на ремешке. Понёва - означало кусок ткани, завеса. Она была короче рубахи, и спереди ее полы расходились. Ткань для понёв была пестрая, с клетчатым узором (по клеткам можно было угадать деревню, откуда приехала женщина).(Приложение 8)

Учитель:

- Не зря А.С.Пушкин в своей сказке «О царе Салтане…» написал следующие строки:

А сама-то величава,

Выступает словно пава.

7 уч-ся .

Для стирки использовали валёк (Прложение 9) - массивный слегка изогнутый деревянный брусок с ручкой, которым «выбивали» грязную воду при стирке.

Чтобы вещи после стирки не были мятыми, использовали рубель с валиком. На валик наматывали постельное бельё, одежду, а затем прокатывали рубелем - рифлёной с одной стороны доской с ручкой на конце. Так поступали с грубыми тканями.

А для тонких тканей и сложных фасонов применялись утюги. Маленький утюжок нагревался на печке и предназначался для кружев.

А это духовой утюг, топившийся углём. У него откидывающаяся крышка для загрузки угля, по бокам корпуса отверстия - «иллюминаторы» для поддува.

Учитель:

Пока взрослые работали, дети в свободное время играли: Какие игры знаете вы? (ответы детей)

8 уч-ся:
А знаете ли вы, что в древности ваши сверстники даже придумали игру, которую так и назвали «Гуси-лебеди»?

Кто знает или играл в эту игру? ( из участников выбирают двух волков, одного ведущего, остальные - гуси. Волки в углу прячутся. Вожак похаживает, да подглядывает. Как заметит волков, бежит в центр , хлопает руками и кричит: Гуси-лебеди домой! Стоят волки под горой! Гуси бегут : Га-Га! Волки выскакивают из-за горы и бросаются на гусей. Которых поймают уводят за гору, и игра начинается снова.)

Еще известная всем вам игра, которая пришла к нам от наших предков-это «Ручеек». Группа играющих делятся по парам, берутся за руки и поднимают их ввер, один игрок должен заходить под ручеек и выбирать себе пару, чем быстрее , тем интереснее течет ручеек.

Учитель: В загадках, обрядовых песнях ,сказках и былинах проявились достоинство и ум нашего народа. Традиции и обычаи скрепили связь поколений. Через пословицы передавалась молодым мудрость отцов и дедов.

Сейчас я называю начало русской пословицы, а вы поднимаете руку и даете ответ продолжаете :

Дело мастера…(боится);

Мягко стелит, да жестко…(спать);

Волков боятся, в лес…(не ходить) ;

Не верь словам, а верь…(делам) ;

В гостях хорошо, а дома…(лучше) ;

Дерево держится корнями, а человек…(делами) ;

Что посеешь, то и …(пожнешь) .

Проверим, есть ли среди вас знатоки старинных слов:

(1) тризна (пир в память умершего),

(2) чело(лоб),

(3) кудесник (волшебник, колдун),

(4) жребий (судьба, учесть),

(5) отрок (младший воин в дружине),

(6) сеча (битва),

(7) волхв (языческий жрец, служитель богов),

(8) око (глаз), веверица (белка),

(9) недуг (болезнь).

4. Обобщение изученного материала- 5 мин

Итак, подведем итоги, ответим на наш вопрос который мы ставили в начале урока? Что из достижений культуры используется в наши дни? (ответы уч-ся)

На экране представлены вопросы для обобщения:


Русские люди считали свою избу храмом и от этого есть название(хоромы) _______________.

Количество рядов бревен или кирпича на строительство дома должно быть (нечетным)___________

По диагонали от печи находился (красный угол)____________________ избы. В____________ (сундуках) хранили одежду, закрывали на замок. Основой и мужского и женского костюма на Руси была (рубаха)_______________. Мужчины, прежде чем надеть ________(лапти), на ноги наматывали (онучи)___________________. Женщины поверх рубахи надевали(поневу) __________.

Мужчины рубаху подпоясывали(кушаком) _____________. Замужние женщины покрывали голову (повой)________.

Вывод: Учитель: Таким образом, древнерусская культура - великое творение своего времени. Она оригинальна, неповторима, как и та эпоха, которая её породила. При этом Русь творчески перерабатывала культурные достижения Византии и других соседних государств, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотьемлемой частью мировой культуры. Любое путешествие рано или поздно приходит к концу.
5. Рефлексия- 3 мин

С древних времен домовой считался хранителем домашнего очага мы завершаем урок рефлексией «Настроение домовенка», в лукошке у меня цветные иллюстрации домовят : улыбающийся, грустный .Выберете домовенка и передайте ваше настроение настроением домовенка. Улыбка- было интересно и полезно, грустный- было скучно и непонятно

Выставление оценок- 1 мин .

6 Домашнее задание: прочитать №10, составить устно рассказ «В гостях у восточных славян»

7. Окончание урока-1 мин

ВУрок истории в 6 классе на темуремена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

Учитель: До свидание, до новых встреч!



© 2010-2022