Разработка урока по теме: Холодная война

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:

«Холодная война».

Тип урока: изучения нового материал.

Метапредметные связи: новейшая история, география.

Методы обучения: проблемный, исследовательский.

Цель урока:

1)Образовательная: познакомить учащихся с политическим и экономическим устройством мира после окончания Второй мировой войны;

2) Воспитательная: развивать интерес учащихся к истории государства и мира, воспитывать чувство уважения и толерантности по отношению к другим государствам и народам;

3) Развивающая: умение Проанализировать причины и основные направления глобального политического соперничества в послевоенном мире с позиции приоритета национальных интересов.

Понятия: «холодная война», «железный занавес», локальные войны, социалистический лагерь, «план Маршалла», «доктрина Трумэна», СЭВ, НАТО, ООН.

Имена: И.В. Сталин, В.М. Молотов, Г. Трумэн, У. Черчилль, Дж. Маршалл, А.А.Жданов.

Даты и события:
26 июня 1945 г. - подписание Устава ООН.

5 марта 1946 г. фултонская речь У. Черчилля.

1947 г. - создание Коминформбюро..

1948-1949 г.г.- первый Берлинский кризис.

1949 г. - создание Организации Североатлантического договора (НАТО).

1949 г. - создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

1951 - 1953 г.г. - война в Корее.

План рассмотрения материала на уроке:

  1. Послевоенный мир и начало «холодной войны».

  2. Формирование экономических и военно-политических структур Востока и Запада.

  3. Причины возникновения «холодной войны».

  4. Кто виноват? Проблема вины в развязывании «холодной войны».

Ход урока:

  1. Приветствие

2.Проблемные вопросы урока:

1. Каковы основные тенденции мирового развития после войны?

2. Чем объясняется начало и причины «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции?

3. Кто виноват? Проблема вины в развязывании «холодной войны».

Любая война есть непонимание.

Английский историк Т.Карлейль


Ряд вопросов в исторической науке до сих пор является дискуссионным. Среди них: что такое «холодная война», ее предпосылки, когда она началась и кто ее «виновники». На уроке нам предстоит разобраться в её истоках и сущности, поставить себя на место руководителей той эпохи, и с позиции сегодняшнего дня решить поставленные проблемы.

3. Изучение материала в рамках локальной технологии критического мышления:

а) стадия вызова

Данное историческое событие уже изучалось вами в 9 классе. Предлагаю актуализировать свои знания ассоциации, которые вызывает у вас понятие - «холодная война»? Но прежде вспомним, какую войну называют «холодной»?

В современной исторической науке принято толковать термин «холодная война» как состояние экономической, идеологической и полувоенной конфронтации между двумя системами. При этом следует иметь ввиду наличие у противоборствующих сторон оружия массового поражения, применение которого могло бы уничтожить человеческую цивилизацию.

А сейчас в течении 1,5-2 минут запишите в тетрадях слова, фразы, ассоциирующиеся с понятием - «холодная война».

Составим коллективную «корзину ассоциаций» и проанализируем, что же мы знаем об этом событии. (Запись на доске.)

б) Стадия осмысления

А теперь на основе опорных знаний по данной теме, моего рассказа и текста учебника с.7, давайте осмыслим нашу «корзину ассоциаций», которая поможет нам разобраться в сущности рассматриваемого процесса и решить первый проблемный вопрос: выделить две основные тенденции мирового развития после войны.

Рассказ учителя:

В 2015 году, 9 мая, наша страна отметит 70-летие Победы СССР В Великой Отечественной Войне. Вторая мировая война закончилась 2 сентября 1945 года. Несмотря на то, что в ходе войны была сформировании антигитлеровская коалиция, целью которой была совместная борьба с фашизмом. Решающая роль в этой победе принадлежит Советскому союзу, который вынес на своих плечах основную тяжесть войны. Война и временная оккупация части территории СССР нанесли колоссальный ущерб народному хозяйству страны. Было разрушено и сожжено 1710 городов и поселков городского типа, 70 тыс. сел и деревень. Только на территории, подвергшейся оккупации, и в прифронтовой полосе остались без крова 25 млн. чел. Фашисты разрушили и сожгли 84 тыс. школ, техникумов, вузов и научно-исследовательских институтов, 43 тыс. библиотек, 40 тыс. больниц и других лечебных учреждений, 32 тыс. промышленных предприятий; уничтожили и вывезли сотни тысяч станков и механизмов, взорвали 13 тыс. железнодорожных мостов, 400 станций, 65 тыс. км железнодорожных путей, 1135 шахт, 60 крупных электростанций; привели в негодность 16 тыс. паровозов, 428 тыс. вагонов, потопили более 8 тыс. речных и морских судов. Огромный урон понесло сельское хозяйство: было разорено и разграблено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 МТС, 49 тыс. комбайнов. Фашистские оккупанты зарезали или угнали в Германию 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота, 47 млн. коз, овец, свиней, 110 млн. голов домашней птицы; из-за войны были нарушены агротехника, семеноводство, племенное дело. Страна лишилась 1/3 своего национального богатства. Война отвлекла от мирного труда огромное количество самого здорового и работоспособного населения, лишила жизни около 27 млн. чел., оставила десятки миллионов сиротами, вдовами, инвалидами.

Советский союз освобождал Европу о немецкой оккупации, одновременно восстанавливал свое разрушенное хозяйство и оказывал безвозмездную материальную помощь европейским странам .

Советский Союз стал играть роль одного из признанных лидеров мирового сообщества. Официальным закреплением данного статуса стало участие СССР в создании ООН, 26 июня 1945 г., и его место одного из пяти постоянных членов Совета Безопасности. По этому поводу нарком иностранных дел СССР В.М.Молотов в феврале 1946 г. заявил: « Теперь ни один вопрос международной жизни не должен решаться без участия СССР».

Но уже к концу войны отношения между союзниками стали меняться. В годы войны значительно возросло могущество США, экономические и людские потери были минимальны. Более того, в годы войны США превратились в международного кредитора, от которого экономически зависели многие страны. Но возросший авторитет СССР становился препятствием для внешнеполитических планов США. Президент Г.Трумэн в 1945 г. заявил, что победа во Второй мировой войне «поставила американский народ перед необходимостью править миром».

США и Англию тревожило дальнейшее расширение сфер влияния СССР. Бывший премьер-министр Великобритании в своей речи 5 марта 1946 г. обвинил СССР в «безграничном распространении своей силы и своих доктрин» в мире.

Выделить основные тенденции мирового развития после войны:

а) Победа во II мировой войне «поставила американский народ перед необходимостью править миром».

б) Советский Союз сохранился как единое мощное государство, не считаться с которым было не возможно.

Вывод:

Эти 2 тенденции столкнулись и дали толчок к началу «холодной войны».

4. Интерактивная игра «Аналитики»

Просмотр видеофрагмента из мультимедийного учебника: речь У.Черчиля в г.Фултон 5 марта 1946 года.( слайд с портретом У.Черчиля и выдержки из его речи)

Слово учителя:

Вы прослушали речь У.Черчилля - премьер министра Великобритании бывшего союзника СССР по антигитлеровской коалиции, которую он произнёс 5 марта 1946 г., то есть уже через полгода после окончания второй мировой войны. Проанализировав её, предположите, какому событию она положила начало?

Действительно, эта речь дала толчок к началу новой войны - «холодной», которая определила биполярность мира на предстоящие десятилетия.

После победы над государствами-агрессорами во Второй мировой войне у человечества появились все основания надеяться на долгую и мирную жизнь. Одним из существенных последствий уничтожения фашизма и милитаризма стал распад колониальной системы. Восстановление национальной независимости в большинстве стран и формирование новой системы независимых государств, стали определяющим направлением развития в послевоенный период.

Однако противостояние капиталистической и социалистической систем вылилось в иную войну-«холодную», войну без прямого столкновения армий, даже без разрыва дипломатических отношений.

Класс делится на три группы историков-аналитиков.

Класс в соответствии с выбранными карточками на перемене делятся на три группы. Каждая группа получает задания и отвечают на поставленные вопросы.

1 группа

Задание: Разделению мира на 2 лагеря способствовали 2 экономических проекта - 2 модели помощи странам Европы, пострадавшим от Второй мировой войны: «план Маршалла» и СЭВ. Используя схему, текст учебника, стр.12-13; 16-17; 20-21, дополнительную информацию проведите сравнительный анализ по плану и ответьте на поставленный вопрос.

План

1. В чем суть экономических программ. («Плана Маршалла» и СЭВ)

2. Почему СССР вынудил социалистические страны отказаться от получения экономической помощи по «плану Маршалла»?

3. Как этот отказ был расценен на Западе?

4. Каковы были цели создания СЭВ?

5. Найдите на карте страны, входящие в СЭВ, НАТО, ОВД.

6. Кратко сформулируйте тезисы и ответьте на вопрос: Чем объясняется начало и причины «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции?

Причины

1. СССР после Победы стремился окружить себя поясом дружественных государств.

2. США стремились втянуть страны в сферу своего экономического влияния.

3. Тревога США и Англии о дальнейшем расширении сфер влияния СССР.

2 группа

Задание:

  1. Вы советские историки, на основе предложенных фактов, аргументировано докажите вину стран Запада (США, Великобритании) за развязывание «холодной войны».

Факты:

•речь У. Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне;

•доктрина Трумэна;

•план Маршалла;

•ядерный шантаж.

2. Сделайте вывод.

3. Кратко сформулируйте тезисы и запишите «Кто виноват?»

Факты виновности США:

1. 26 апреля 1945 - Трумэн меняет курс в отношении СССР на более жестокий.

2. Требование о возвращении в Польшу, Чехословакию, Югославию довоенных правителей.

3. План «Немыслимое».

4. Речь Черчилля в Фултоне.

5. «Доктрина Трумэна».

6. Создание НАТО.

7. «План Маршалла».

3 группа

Задание:

  1. Вы американские историки, на основе предложенных фактов, аргументировано докажите вину СССР за развязывание «холодной войны».

2. Подберите факты, подтверждающие

а) экспансию СССР после войны:

• объясните понятие «экспансия» (словарь);

• покажите по карте территории, вошедшие в состав СССР после войны (карта);

• на какие еще территории претендовал Советский Союз после войны;

•подтвердите свои факты воспоминаниями В.М. Молотова;

б) наращивание Советским Союзом гонки вооружений:

•испытание и усовершенствование ядерного оружия;

в) практика усиления идеологической борьбы:

• создание Коминформа;

•тезис А.А. Жданова;

•цель Коминформа.

2. Сделайте вывод.

3. Кратко сформулируйте тезисы и запишите «Кто виноват?»

Факты виновности СССР:

1. Тезис Жданова о наличии в мире 2 непримиримых лагерей.

2. Установление режимов «народной демократии».

3. 1947 - «План активной обороны территории Советского Союза»

4. СЭВ - 1949.

5. Коминформбюро.

6.Создание атомной бомбы.

5. Решение проблемного вопроса

Итак, перед вами на доске хронология развёртывания «Холодной войны» со стороны обеих государств.

Давайте проведем мини - дебаты по проблемному вопросу и решим, кто же виноват в развязывании «Холодной войны»? И так ваше мнение ребята.

Вывод: И СССР и США внесли свой вклад в развязывание «холодной войны » и несут свою долю ответственности. Однако инициатива принадлежала США (стр. 13 учебника).

6. Стадия рефлексии

Пережившие страдания, лишения, горечь утраты близких, люди в десятках стран мира, мечтали, чтобы закончившаяся война была последней в истории человечества. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Отношения между державами - победительницами стремительно ухудшались. Их соперничество, названное «холодной войной» привело к гонке вооружений, борьбе за контроль над ключевыми районами мира, росту числа локальных конфликтов и созданию системы военных союзов. Полемика о причинах, мотивах и характере «холодной войны» до сих пор не прекратилась. Изучение этой темы особенно актуально сегодня, когда на политической арене мира осталась одна сверхдержава - США, стремящаяся усилить свое влияние в мире. И возвращаясь к эпиграфу нашего урока: «Любая война есть непонимание». Ясно одно, что вы, молодое поколение, не должны больше допустить повторения подобного. Благополучие планеты Земля зависит от общих усилий всего человечества. Призываю вас быть толерантными, гибкими, мудрыми!

Предлагаю выразить своё отношение к изученному событию путём «шляпы мышления».

7. Домашнее задание:

& 1. Начать составление обобщающей таблицы «Конфликты «Холодной войны» по схеме: дата, конфликт, суть конфликта, итог.

Подготовить аналитическое эссе: «Холодная война».

Литература для учащихся:

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХХ-начало ХХI в., 9 класс /8-е издание, М., Просвещение, 2002 / § 40, с. 284.
Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. История России ХХ-начало ХХI в., 11 класс /8-е издание, М., Просвещение, 2003 / § 58, с. 260.
Улунян А.А., Сергеев Е.Ю. Новейшая история зарубежных стран, 11 класс /под ред.
А.О. Чубарьяна, М., Просвещение, 2000. С. 207.


5

© 2010-2022