- Преподавателю
- История
- Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»
Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Васильев К.В. |
Дата | 09.12.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка
урока истории 7 класс
«Дворцовые перевороты»
Учебник:
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII - XVIII в. в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008
Тема РОССИЯ 1725-1762 гг.
Урок 1. Дворцовые перевороты в России
Цели урока:
Образовательные:
1.Выявить причины дворцовых переворотов в России.
2. Познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов.
Развивающие: формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно - следственных связях исторических событий и явлений;
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Вид урока: лекция + ИКТ
Формы организации работы: фронтальная работа с классом
План урока:
-
Задание на урок (слайд3).
-
Основные понятия урока (слайд 4).
-
Представление дворцовых переворотов учащимися (слайды 6-11)
-
Закрепление изученного материала в игровой форме (слайды 16-23).
-
Домашнее задание (24)
Ход урока
I. Задание на урок.
Составление таблицы:
Слева правители - справа что сделано за время их престола.
Сделать вывод: что принесли эти перевороты дворянскому сословию?
II. Что такое дворцовые перевороты?
Основные понятия: дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, бироновщина, кондиции, секуляризация.
Таким образом:
-
Дворцовые перевороты - смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке дворцовой гвардии.
-
Это была борьба за власть внутри различных группировок дворянства, а НЕ за СМЕНУ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.
Учитель обобщает ответы учащихся, подводит их к следующим выводам:
Петр I создал разветвленный административный аппарат. Это означало, что даже самый слабый монарх или даже младенец мог править империей, сидеть на российском престоле, опираясь на этот слаженный административный аппарат. И если в данное время для управления Россией не был востребован сильный монарх, то почему бы не заменить этого реального монарха на другого, отвечающего интересам определенной придворной группировки? Следовательно, у императора хоть и была огромная власть, но он оказался лишь игрушкой-марионеткой в руках политических сил.
1725-1762 гг. - время постоянных дворцовых переворотов, интриг, борьбы за власть, попыток, удачных и неудачных, захватить российский трон. Гвардейские полки, поддерживающие сторону той или иной придворной группировки, были способны в одну ночь решить судьбу Российской империи на годы и десятилетия вперед.
Причины дворцовых переворотов (Слайд 5)
1) Указ Петра I 1722 г. о престолонаследии
2) Усиление роли гвардии в государственных делах
3) Появление дворянских группировок, борющихся за власть
Хочется начать знакомство с дворцовыми переворотами стихами(Слайд 6)
«Тут кротко или строго
Царило много лиц.
Царей не очень много
А более цариц ».
А. К.Толстой
III. Приступаем к работе над таблицей
Запись в тетрадях темы и, приступить к делению тетради на 2 части (показать на доске)
Слайд 7
Фактическую власть в царствовании Екатерины сосредоточил князь и фельдмаршал Меншиков, а также Верховный Тайный Совет. Безграмотная Екатерина же была полностью удовлетворена ролью первой хозяйки Царского села, полагаясь в вопросах управления государством на своих советников. Её интересовали лишь дела флота - любовь Петра к морю коснулась и её.
-
Cоздан Верховный тайный Совет, который отказался от некоторых преобразований Петра I, признанные дорогостоящими для казны.
-
Облегчена служба дворян, в 1726 году дано право строить мануфактуры, торговли во всех городах и на ярмарках.
Слайд 8
-
Не выходить замуж
-
Не назначать наследника престола без согласия восьми членов Тайного совета
-
Не объявлять войну
-
Не заключать мир
-
Не командовать гвардией и армией
-
Не вводить новые налоги
-
Не лишать без суда дворян жизни, частной собственности и званий
Распределением доходов казны и назначение приемника государю находится в руках верховного совета.
15 февраля 1730 года торжественное вступление Анны Ивановны в Москву, а 25 она разорвала кондиции, объявив себя самодержицей, верховный тайный совет был упразднён, «верховников» отправили в Сибирь, но при этом часть подвергли смертной казни.
В 1732 году столица из Москвы переехала в Петербург.
В 1736 году срок военной службы дворян снижен до 25 лет (поскольку многие дворяне начинали свою службу с 10-летнего возраста), а в 1740 году принят указ, разрешающий увольнять в отставку только тех офицеров, которые находились на службе 25 лет.
Приемником она назвала, только что родившегося внука сестры Екатерины Ивановны (герцогиней Мекленбургской) - Ивана (VI) Антоновича, при нём регентом - Э. Бирон.
Миних и Остерман отправлены в ссылку, а Брауншвейгское семейство арестовано.
Восстановлена роль Сената. Придя к власти с помощью гвардии, Елизавета не только раздаёт награды непосредственным участникам переворота, но и предоставляет новые привилегии дворянству в целом.
-
ликвидировать Тайную канцелярию
-
издать указ о конфискации (секуляризации) церковных земель
-
подписать манифест о вольности дворянства, освобождающих их от обязательной службы (18 февраля 1762 года)
28 июня 1762 года совершён дворцовый переворот, во главе - жена Петра III, Екатерина II, а 5 июля муж был убит графом А. Орловым в Ропшинском замке.
22 сентября 1762 года была коронована и одна из первых задач, которая стояла перед Екатериной - устранение возможных соперников. 34 года правления - говорит о стабильности империатрицы, пришедшей к власти. Мы завершили таблицу.
Слайд 15. В чём же сущность дворцовых переворотов?
-
1 обстоятельство - реакция на бурное правление Петра I, его грандиозные преобразования в различных сферах жизни государства.
-
2 обстоятельство - сформировано новое дворянство, которое осознало свои значения и возможности, добились своих привилегий.
Итак, если мы не можем сразу ответить на вопрос, который был задан в начале урока, у вас есть возможность доработать его дома, параграф 22 , закрепление работы в классе параграф 20-21
А для того чтобы закрепить изученный материал. Ответим на такие вопросы.
Слайд 16.
-
Сколько лет престол сотрясали перевороты?
а) 25 лет
Б) 35 лет
В) 37лет -
Кто из императоров смог дольше удержаться на троне во время дворцовых переворотов?
а) Анна Ивановна
б)Анна Леопольдовна
в) Елизавета Петровна
Слайд 18.;
б) Об этом молодом человеке говорили, что он добр и любит справедливость:
на престол вступил по завещанию, коронация произошла установленным порядком;
при этом правителе произошло персональное изменение в высших кругах власти;
правил совсем недолго, скончавшись накануне своей свадьбы.
Ответ: Пётр II Алексеевич, внук Петра I
Слайд 21
б) Что представляла секуляризация во второй половине XVIII века?
-
Изъятие церковных земель и передача их в управление государством;
-
Наделение землями высших церковных иерархов;
-
Конфискация имущества у представителей родовой аристократии.
Слайд 22
в) Что такое «кондиции 1730 года»?
-
Правила проведения военных смотров;
-
Условия, ограничивающие самодержавную власть;
-
Принципы руководства учебными заведениями.
Слайд 23. Расставьте в последовательности воцарение на престол.
Ответы: 1 - Пётр II, 2 - Иван VI, 3 - Пётр III
Домашнее задание:
на слайде 24.
-
ещё раз напоминание вторую половину таблицы завершить по § 22, повторить § 20-21;
-
ответить на вопрос, который был задан в начале урок: что принесли эти перевороты дворянскому сословию?