Урок по теме Древняя Индия 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 5 классе по

теме «Древняя Индия»

Цель: Формирование представлений о местоположении, природных условиях, занятиях и религиозных верований жителей Древней Индии;

Задачи: 1.Познакомить обучающихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии.

2.Воспитать чувство толерантности и уважения к другой культуре

3. Продолжить формирование умений самостоятельно работать с текстом учебника, исторической картой, делать выводы, сравнивать природные условия разных стран, анализировать иллюстративный и видео материал, работать в группах.

В ходе урока обучающиеся приобретают знания об особенностях и своеобразии древнеиндийской цивилизации; продолжают обучаться умениям: сопоставлять и обобщать материал, делать выводы; работать с различными источниками исторической информации, современными электронными средствами, формулировать аргументированные ответы на проблемные вопросы, работать индивидуально и в группе; презентация мобилизует интеллектуальные силы к самостоятельному развитию мысли, заставляет работать воображение, является стимулом к развитию речи.

Учитель: Мы познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали, что здесь было много красивых городов, жители которых умели создавать удивительные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. А как жили древние люди на юге Азии?

1.Оргмомент

2. Мотивация обучающихся, Целевая установка.

3. Изучение нового материала:

•Географическое положение и природные условия Индии.

•Занятия жителей Индии.

•Религиозные верования индийцев

4. Закрепление изученного на уроке.

5. Итог урока. Домашнее задание.

Ход урока

Ребята, сегодня мы с вами оправимся в удивительную и сказочную страну - страну тысячи сокровищ и удивительных открытий.

Ассоциативный ряд: «Чёрный ящик»- предметы, связанные с искомой страной: сахар (сладкий как мёд, твёрдый как соль), перец (самая жгучая приправа), вата (белая шерсть с кустов), чай (из этого продукта готовят вкусный напиток), статуя коровы (священное животное), книга «Маугли» (это произведение о мальчике, который жил в джунглях) десятичные цифры (без них не было бы математики), шахматы (индийцы называли это «гатуранга», предназначалось для царей и военачальников, одна из интеллектуальных и популярных игр в России).

Кроссворд на доске:

По вертикали: 1. Река в Двуречье (Тигр), 2. Письмо в Двуречье (клинопись) 3. Приспособление для подъема воды (шадуф) 4. Священная книга у евреев (библия)5. Бог у евреев (Яхве).

Вы наверно догадались, о какой стране идёт речь? Ответ: Да, Индия!

Ребята, сегодня мы с вами будем изучать Древнюю Индию.

Запишите тему урока в тетрадь. (ребята записывают в тетрадь)

Целевая установка: Сегодня мы с вами знакомимся с новой для нас цивилизацией, во время урока мы узнаем много интересного о природе Индии, познакомимся с занятиями жителей этой страны, рассмотрим особенности религий Древней Индии. Итак. Давайте начнём наше путешествие.

Слайд №1. Древняя Индия

Ребята, а на какие вопросы необходимо ответить, чтобы отправиться в путешествие по загадочной стране?

1. Географическое положение и природные условия Индии.

Слайд №2. Вопросы на слайде. Дети сами отвечают, затем появляются вопросы.

Где находилась страна? Какой климат? Природные условия? И т. д.

Вопрос: через какие страны мы поедем, если выедем из Египта?

Слайд №3. Географическое положение Индии. Рабочие тетради на стр. 68, с. 82 (Надпишите Индию, название океана, омывающего полуостров Индостан, названия двух главных рек Индии). Давайте ответим на вопросы и заполним контурную карту.

Слайд №4. В Индии имеются безводные раскалённые пустыни и могучие реки. Определите по карте в атласе названия крупных рек. Ответ: Инд и Ганг. Синим карандашом нанесите название на контурную карту.

Ежегодно Инд и Ганг широко разливаются и несут вместе с водой плодородный ил. В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление? Ответ: в Египте и Междуречье. На реки, каких изученных стран они похожи? Ответ: на Нил, Тигр, Евфрат.

Слайд №5. Природа Индии. Свое название страна получила от названия реки Инд. Климат полуострова очень жаркий и влажный. В древности долину Ганга покрывали топкие болота и густые труднопроходимые места - джунгли.

Животный мир Индии многообразен. В джунглях обитают тигры, слоны, пантеры, обезьяны. Особенно боялись индийцы ядовитых змей, поэтому считали, что их надо «задобрить», оставляли на земле вокруг своих жилищ вареный рис.

Физминутка:

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

- заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);

- идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);

- увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);

- раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);

- вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

- Ребята, откройте учебники, прочитав и проанализировав текст учебника на стр. 105 и 106 до 2 подпункта и выпишите в тетрадь занятия жителей Индии.

Слайд №6. Земледелие. Какие культуры выращивали жители Индии? Жители Индии занимались земледелием, выращивали пшеницу, ячмень, овощи. Там где было много воды, возделывали рис. Они научились выращивать хлопчатник. Из него выделывалась пряжа, из которой производились легкие, удобные в жарком климате ткани.

Слайд № 7. Скотоводство. Каких животных приручили индийцы? Индийцы занимались также скотоводством. Им удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали бревна. Специально обученные слоны участвовали в сражениях. С помощью буйволов индийцы вспахивали поля. Какое животное считалось священным? Корову почитали как священное животное. Убить корову считалось большим грехом.

Слайд № 8. Ремесло. Торговля. Жители Древней Индии занимались также ремеслом и торговлей.

Где живут ремесленники и торговцы? Ответ: В городах

Слайд № 9. Древние города Индии. В III тысячелетие до н.э., в долине Инда возникли великие города с высокой культурой и благоустройством - Мохенджо-Даро и Хараппа. В начале XX в. английские археологи обнаружили развалины этих городов.

Они были застроены по особому плану кирпичными домами в два и три этажа, с водопроводом и канализацией.

Слайд №10. Вторжение кочевых племён. Аркаим. На рубеже I -II тысячелетий до н.э. на севере Индии появились арии. Племена ариев пригнали с собой табуны лошадей и расселились в долинах рек, оттесняя местное население.Возникли новые города и государства. А вы знаете ребята, что арии жили на территории России, в том числе на Южном Урале. Одна ветвь ариев, согласно древним текстам, первоначально расселилась на Волге, Южном Урале и в Западной Сибири, а уже оттуда пришли во II тыс. до н. э. на территорию Персии и Индии. В 1987 археологами на Урале был открыт город-крепость древних ариев - Аркаим. Город был построен по специальному плану. Священными книгами Ариев были «Веды».

Слайд №11. Религии Индии. В Индии получили распространение индуизм и буддизм. Запись в тетрадь схемы. В индуизме главным богом является Брахма − творец и правитель мира, отец богов и людей. Бог Вишну − хранитель Вселенной, защитник и покровитель людей. Бог Шива - повелитель зверей и царь танца. Вывод: многобожие, язычество. Индийцы верили,что человек умирая, меняет только внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, и наоборот. Вывод: переселение душ.В VI - V века до нашей эры в Индии возникает новая религия- буддизм. Ее основатель принц Гаутама, позже названный Буддой (просветленным) жил в роскошном дворце, не зная ничего о мире за дворцовыми стенами.

Внимание! Командная игра «Мудрецы». Обучающиеся делятся на команды, в каждой команде по 4 человека. Деление команд: Условия игры: Сейчас вы посмотрите отрывок из фильма «Будда» и посовещавшись ответите на вопросы:

Слайд №12. Задание

- Почему принц Гаутама покинул дворец и стал отшельником? Какие истины ему открылись?

Побеждает та команда, которая первой даст правильный ответ. Можно пользоваться текстом учебника.

Показывается отрывок из фильма «Буддизм»

Слайд №13 Ответ на вопрос. Принц Гаутама покинул дворец и стал отшельником, чтобы найти путь к прекращению страданий.

И ему открылись 4 благородные истины:

•Все в мире страдают;

•Причина страдания - желание человека, его стремление к приятному;

•Может быть достигнуто состояние, свободное от страдания - Нирвана;

•Существуют пути достижения нирваны - мудрость, правильное поведение, отказ от насилия в любой форме, совершенствование души.

Слайд №14 Задание

- До Будды были другие религии с единым богом: Атон - в Египте, Яхве - в Палестине, Ахурамазда - в Иране. Почему из них только буддизм называют мировой религией? Ответ: Атон, Яхве, Ахурамазда объявлялись богами одного избранного народа. Учение Будды впервые было адресовано всем жителям Индии, а потом всему человечеству. Буддизм мог принять любой человек независимо от цвета кожи, языка, касты.

Закрепление.

Ребята, а теперь пришло время подвести итоги. Проверим, что мы узнали и запомнили на уроке. 1) Задание в рабочей тетради № 83. 2) У вас на партах карточки с заданиями, давайте найдем правильные ответы. Вы должны поменяться листочками и проверить работу своего соседа.

Рефлексия. Молодцы! Кто правильно ответил на все вопросы поднимите две руки. Это оценка «5». Если вы допустили ошибки поднимите одну руку. Это оценка «4». Может быть кто-то не справился с заданием? Нет? Молодцы!

Слайд №15. Домашнее задание-п.22 Ребята, сформулируйте Ваше мнение об уроке. Что нового Вы узнали? Что понравилось? Какие были недостатки? Ваши пожелания.


© 2010-2022