Урок на тему: Установление Советской власти. в рамках полиязычия

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История Казахстана 5 класс

Урок 24

Тема урока: Установление Советской власти.

Эпиграф урока:

«История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.»

Сервантес

Цели урока:

Образовательные - дать знания о присоединении Казахстана к России, о Февральской и Октябрьской революциях, об установлении власти большевиков, о политической обстановке в Казахстане в начале ХХ века;

Развивающая - сформировать представление учащихся о политической ситуации в крае, развитие мышления, умения делать выводы и давать оценки событиям;

Воспитывать человеколюбие, толерантность, уважение к истории своей Родины.

Тип урока: комбинированный урок.

Метод урока: групповая работа, частично-поисковый, «дерево решений».

Наглядность: презентация

Ход урока:

  1. Орг. момент. Приветствие:

Вступительное слово учителя. Психологический настрой (1 мин) 11:25 - 11:26

Посмотрите-ка на нас
Вот какой хороший класс
Приготовились учиться
Ни минутки не лениться
Не стучать, не отвлекаться
А стараться и стараться!

  1. Опрос домашнего задания: (1 мин) 11: 26-11:27

Работа со словарем: дін, рухани мәдениет, мәдениет, шайқас, дастан,

Тест: (3 мин) 11: 27 -11:30

1. Что такое религия? (поклонение богам, духам, вера в сверхъестественные силы).

2. Назовите основную религию тюрков. (тенгрианство).

3. В представлении тюрков Тенгри был богом…? (Неба).

4. Чему покровительствовала богиня Умай? (домашнему очагу).

5. Какие религии распространялись среди тюркских народов в 6 веке? (буддизм, манихейство, христианство).

6.Как называется священная книга зороастризма? («Авеста»).

  1. Изучение новой темы.

  • Вхождение Казахстана в состав России.

  • Свержение царя.

  • Приход советской власти.

Слово учителя: (3 мин) 11:30-11:33

- Прежде чем начать наш урок я бы хотела чтобы вы познакомились с биографией Николая ІІ и В.И. Ленина. Об этом нам поведают наши гости ученые - историки.

Выступление двух учеников с 8 класса.

Тема сегодняшнего урока - Установление Советской власти.

Цель нашего урока - рассмотреть события революционного 1917 года в истории Казахстана.
Для этого мы определим, почему произошло падение монархии и установилось двоевластие, узнаем причины, события и значения 2-х революций 1917 г.

Словарная работа: (3 мин) 11:34-11:37

империя - это монархическое государство, управляемое императором, а также держава, имеющая колониальные владения.

Большевики - сторонники В.И. Ленина и Коммунистической партии, при которых окончательно установился коммунизм.

Автономия - самоуправление, право самостоятельного осуществления определенных функций государственной власти или управления, предоставленное конституцией какой-либо части государства.

Буржуазия - господствующий слой капиталистического общества, живущий за счет наемного труда.

Федерация - добровольный союз двух или более государств, юридически сохраняющих политическую самостоятельность.

Работа в группах: по методу «Дерево решений» (15 мин) 11:37-11:52

1 группа: Период самодержавия.(учебник стр106, документы)

  • монархической системе правления

  • императорах России

2 группа: Революции в России. (учебник стр 107, документ)

  • положении народов под гнетом империи

  • сопротивлении народа колониальному гнету.

  • суть и содержание Февральской революции

3 группа: Период двоевластие. (учебник стр 107)

  • политика Временного правительства

  • суть и содержание Октябрьской революции

4 группа: Гражданская война. (учебник стр 108)

  • приход к власти большевиков

Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Физкультминутка (2 мин) 11:52-1154

Каждая группа защищает свою презентацию. (3 мин) 11:54-11:57

  1. Закрепление

Видеоклип «Все теперь против нас» (3 мин 20) 11:57-12:00

Вопросы задают ученые - историки классу (2 мин)12:00-12:02

1 - ученый: Мы ученые уже давно бьемся над вопросом

- Могла ли Россия в 1917 году избежать страшные события? Что было бы с Россией, если бы не случилась революция?

2 - ученый: Так каким образом большевики пришли к власти?

Исторические уравнения: (3 мин)12:02-12:05

9 января 1905г. + г. Петроград =

февраль 1917г. + г.Петроград =

Октябрь 1917г. + Октябрьская революция =

26 августа 1920г. + В.И. Ленин =

  1. Рефлексия.12:05-12:07

Сегодня на уроке я узнал, что…

Я хочу узнать….

  1. Итоги, оценки, домашнее задание параграф 23 пересказ.12:07-12:10





Оценочный лист Ф.И.Тест

(6 балов)

Работа в группе

(5 балов)

Выражение мысли

(5 балов)

Уравнение

(4 бала)

Итого


Всего : 20 -18 балов - 5 ; 17 - 14 балов - 4; 13 - 7 балов - 3; с 6 и ниже - 2

Оценочный лист Ф.И.Тест

(6 балов)

Работа в группе

(5 балов)

Выражение мысли

(5 балов)

Уравнение

(4 бала)

Итого


Всего : 20 -18 балов - 5 ; 17 - 14 балов - 4; 13 - 7 балов - 3; с 6 и ниже - 2

Оценочный лист Ф.И.Тест

(6 балов)

Работа в группе

(5 балов)

Выражение мысли

(5 балов)

Уравнение

(4 бала)

Итого


Всего : 20 -18 балов - 5 ; 17 - 14 балов - 4; 13 - 7 балов - 3; с 6 и ниже - 2

Оценочный лист Ф.И.Тест

(6 балов)

Работа в группе

(5 балов)

Выражение мысли

(5 балов)

Уравнение

(4 бала)

Итого


Всего : 20 -18 балов - 5 ; 17 - 14 балов - 4; 13 - 7 балов - 3; с 6 и ниже - 2

Оценочный лист Ф.И.Тест

(6 балов)

Работа в группе

(5 балов)

Выражение мысли

(5 балов)

Уравнение

(4 бала)

Итого


Всего : 20 -18 балов - 5 ; 17 - 14 балов - 4; 13 - 7 балов - 3; с 6 и ниже - 2

Оценочный лист Ф.И.Тест

(6 балов)

Работа в группе

(5 балов)

Выражение мысли

(5 балов)

Уравнение

(4 бала)

Итого


Всего : 20 -18 балов - 5 ; 17 - 14 балов - 4; 13 - 7 балов - 3; с 6 и ниже - 2

ОК. Установление советской власти в Казахстане.

25 октября 1917 года вечером в Смольном открылся II Всероссийский съездСоветов, на нем было зачитано подготовленное В. И. Лениным воззвание "Рабочим, солдатам и крестьянам!", в котором речь шла о низложении Временного правительства и провозглашении перехода власти в руки Советов.

26 октября были приняты первые декреты советской власти "Декрет о мире" и "Декрет о земле". В "Декрете о мире" говорилось, что советское правительство "предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире". Вторым был принят "Декрет о земле", которым отменялось право частной собственности на землю, оно заменялось государственной собственностью.

3 ноября 1917 года была опубликована "Декларация прав народов России", провозглашавшая равенство и суверенитет народов России, их право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, а также провозглашалась отмена национальных и национально-религиозных ограничений и привилегий, свободное развитие национальных меньшинств и этнических групп, населявших Россию. А 20 ноября 1917 года было опубликовано Обращение Советского правительства "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока", в котором были объявлены свободными и не-прикосновенными национальные и культурные учреждения, обычаи и верования мусульман.

Таким образом, был осуществлен переход власти в руки Советов в Петрограде. Весть о победе вооруженного восстания в Петрограде и утверждении там советской власти достигла Казахстана, началось установление власти Советов в крае.

  •  30 октября о взятии власти в свои руки объявил Совет рабочих и солдатских депутатов Перовска.

  •  1 ноября в результате боев власть Советов была установлена в Ташкенте.

  •  6 ноября власть к Советам перешла в Аулие-Ате,

  •  мирным путем в начале ноября советская власть была установлена в Черняеве. В декабре - в Букеевской Орде, Петропавловске, Кокчетаве, Атбасаре, Кустанае.

  •  В январе 1918 года - в Актюбинске,

  •  18 января в Оренбурге, в результате подавления вооруженного сопротивления атамана А. Дутова.

  •  17 февраля власть Советов утвердилась в Семипалатинске, а затем в Усть-Каменогорске, Каркаралинске, Зайсане,

  •  3 марта в Верном, и в течение марта она была установлена во всей Семиреченской области.

  •  Сложно происходило установление советской власти в Уральске. Здесь советская власть была провозглашена 15 января 1918 года, но 29 марта была свергнута, окончательно она утвердилась уже в годы гражданской войны.

Процесс установления советской власти в Казахстане проходил неравномерно и неодинаково. Он имел ряд особенностей, обусловленных социально-экономическим развитием региона, расстановкой политических сил. Всего же с октября 1917 и до марта 1918 года советская власть была установлена на всей территории Казахстана, за исключением Уральска. Основными очагами сопротивления Советам были оренбургский, уральский и семиреченский регионы.




Что было бы с Россией, если бы не случилась революция?

Сегодняшние либералы пытаются представить все так, что якобы не будь Ленина, временное правительство спокойно и уверено повело бы страну к выборам первого парламента - Учредительного собрания, а уж парламентаризм привел бы Россию к невиданному процветанию и вожделенной «цивилизации».

Однако, если отрешиться от эмоций и взглянуть на ситуацию между Февралем и Октябрем с позиций холодного политологического анализа, как сразу станет ясно, что восстание наподобие Октябрьского было бы неизбежно в любом случае, даже если бы Ленин остался никому не известным провинциальным адвокатом, а РСДРП (б) в октябре 1917 возглавлял бы совершено беспомощный политик, не способный к решительным действиям

Совершенно то же самое началось и в России в феврале 1917-го. Февральские события выпустили, если можно так выразиться, из бутылки джинна социального хаоса. Государство стало распадаться, свободы становиться все шире, разрушительные элементы в обществе все решительнее. На фоне этого верх в массах брали самые радикальные идеи, например, ни до, ни после этих событий Россия не знала такого массового увлечения анархизмом.

Исходя из этих фактов можно с уверенностью сделать вывод, что даже если бы большевиков и не было, анархисты несомненно предприняли бы попытки свергнуть временное правительство, воспользовавшись тем, что на их стороне была все растущая и растущая военная сила из солдат и матросов петроградского гарнизона. Собственно, такую попытку они уже предприняли 3-4 июля 1917 года. Попытка сорвалась, так как правительство имело еще некоторую популярность и влияние. Но к середине осени оно их уже значительно порастеряло и восстание анархистов просто было бы обречено на успех.

Этот вывод разделяют и современные специалисты по истории анархистского движения в России. Так, Л. Наумов пишет об этом: «И если уж стране суждено было пройти через социалистическую революцию (а после Февраля … это стало неизбежным), то выбирать приходилось демократическому лагерю не между "умеренными" Керенским и Аксельродом и "экстремистами" Лениным и Троцким, а между бунтовщиками Блейхманом и Волиным и государственниками-большевиками. Умеренным в русской революции просто не было места».

Им были чужды большевистские представления о революционной законности и революционной дисциплине и прагматичное отношение к колеблющимся, которое отличало верхушку большевиков, прежде всего Ленина.

- Установление Советской власти было закономерным событиям ослабления временного правительства, непопулярности среди народа, как его политики, так и буржуазно-демократического идеала вообще, и, наконец, соответствия мировоззрению традиционной России именно советской, общинной системы власти.

- Советская власть установилась бы и не осуществи большевики Октябрьское восстание, и не возьми они верх на II съезде Советов. Общая канва была бы той же самой.

- Вопрос очень трудный и не может иметь однозначного ответа по определению. Ведь не зря говорят, что история не терпит сослагательного наклонения. Возможные варианты развития - от отсталой аграрной страны до высокоразвитой индустриальной страны. Разница только в вероятностях подобного исторического развития страны.

- Что же касается, самой вероятности политической ситуации то вполне вероятно, Революции не было бы, если бы в Россия не ввязалась в 1914 году в Первую Мировую Войну, хотя оно и повлияло определенно решающим образом на дальнейший ход развития исторических событии, но и его "пагубное" значение можно было бы преодолеть, если бы русская армия не ввязалась в долгую окопную войну, где неизменно терпела поражение и социальное положение у народа не было бы столь худшим. Тогда вполне вероятно, могло быть и так что, после Первой Мировой Войны путем демократических преобразовании страна стала бы либо конституционной монархией либо на законодательном уровне могла бы дать широкие полномочия для Думы и правительства.

- Я думаю, все таки можно было бы обоитись без революции и решить все мирным путем.
Как премьер министр Коновалов предлагал.
Отменить сословия, и вместе с ними привилегии.
Сделать образование обязательным и общедоступным для всех.
Так же и с медицинои, социальным обслуживанием.
Но, повелись на денежки революционеры.
Изменения назрели в обществе и революция была просто бессмысленнои.
Отодвинула Россию лет на 20 назад.

Но какой была бы Россия без государственного переворота? Многие историки сходятся во мнении, что уж точно не отсталой страной. Царская Россия обладала бы самым крупным промышленным производством с развитой инфраструктурой. В начале XX века в России успешно строились железные дороги, заметный рост был в машиностроении, металлургии и сельском хозяйстве. Чего стоит только один факт, что страна производила зерна на 28% больше, чем США, Канада и Аргентина вместе взятые. Европа же была просто "завалена" русскими продуктами. Если бы не революция, Российская империя без всяких сомнений вышла бы на первое место по экономическим показателям.

Однако рабочая и крестьянская революция оказалась неминуемой ступенькой в бездну, в которую вступила Россия во времена Первой мировой войны. Сегодня отечественные историки по-разному оценивают события тех лет. Но многие из них согласны, что не будь Октябрьского переворота, Россия не подписала бы "позорный" Брестский мир и была бы в числе стран-победителей в Первой мировой войне.

Но существует и альтернативная точка зрения. Революция стала объективным явлением, ее нельзя было отменить, это был закономерный ход исторических событий. Монархия находилась в глубоком кризисе, говорит проректор РГГУ, директор Историко-архивного института Александр Безбородов:

"Мы всегда полагаем, и в исторической науке это утвердившаяся точка зрения, что Октябрьская революция, Великая октябрьская социалистическая революция, Октябрьский переворот, Великая русская революция - это объективный процесс. Его нельзя отменить или представить, что это могло быть или не могло. Это был ход совершенно определенных исторических событий в России. Но, если рассуждать с высоты сегодняшнего дня, а мы имеем на это право, то следует иметь в виду, что ни к концу 20-х годов, ни к концу 30-х, а уже в 1917-1918 годах не произошла бы эта революция, то Российская империя распалась бы на несколько небольших частей. А потом этот процесс лишь усугубился бы. Это было бы дробление страны наподобие раннефеодальной эпохи, которая переживала наша страна, когда от нее ничего не осталось, и она стала легкой добычей известно кого".

Сегодня можно с уверенностью сказать, что без Февральской и Октябрьской революций в России весь мир был бы точно другим. Но свершившиеся события уже не изменишь, история не терпит сослагательного наклонения. Для одной части населения переворот представлялся национальным бедствием, ибо как можно было поднять руку на царя, уничтожить многовековую монархию и откреститься от церковных традиций? Другие же рассматривали эти действия как шаг вперед, крестьяне хотели "вырвать" страну из феодальных условностей.

Говорить, что если бы не революция, то "на Руси было бы жить хорошо", несправедливо. Протестные настроения зрели на протяжении многих лет. Первая мировая война лишь обострила социальную напряженность. А поскольку армия империи в большинстве своем состояла из крестьян, то это быстро способствовало разложению дисциплины в ее рядах. Крестьяне стали активнее выдвигать лозунги о земле и о власти Советам. В сложившейся обстановке царское правительство проявило неспособность к решительным действиям. Так они поступили в феврале 1917 года, а итогом стал октябрь. Говорит военный историк Борис Юлин:

"Революция была закономерной хотя бы потому, что началась она стихийно, но при этом никакие силы не поддержали царя. То есть, против него выступила высшая аристократия, против него выступила церковь, против него выступили армия и народ. А это означает, что падение монархии в Российской империи было неизбежным. Другое дело, что если бы временное правительство решительно взяло власть в свои руки и пошло навстречу чаяниям народа, то, вполне возможно, что на этой буржуазной революции все и завершилось бы. Но была выбрана политика "неопределенчества", что все будем решать после войны, и была продолжена война, которая в народе никакой популярностью не пользовалась. Это, собственно говоря, и привело к победе большевиков и к Октябрьской революции".

Большевики воспользовались войной, народным недовольством и успешно возглавили радикально настроенные массы. Затем их политика переросла в невиданное ранее классовое насилие - "красный террор". Несогласных с новой властью объявили классовыми врагами и судили как в рамках закона, так и вне его рамок. Самосуд стал эффективным средством устрашения всего населения еще до официального провозглашения декрета "О красном терроре". Новая власть взяла под прицел всех, начиная от дворян, помещиков, офицеров и заканчивая священниками, учеными и крестьянами.

Революция в России прошла трагический путь, потерпев экономическую неудачу в той мере, в какой все насильственные действия могут к этому только лишь привести. Впрочем, есть и другие точки зрения. Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения…















© 2010-2022