Проект Юный краевед ( учащиеся 7-8 классов)

Современная этнокультурная ситуация в России и регионе сложна и противоречива. С одной стороны, унификация политических, экономических, социальных  и культурных ценностей привела к росту национального нигилизма, к утрате многовековых национальных и общечеловеческих ценностей. С этим связаны и такие проблемы, как упадок патриотизма, разобщенность поколений, социальное, психологическое и культурное отчуждение человека, маргинализация большей части общества. С другой стороны, в российском обществе ...
Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Постановка проблемы.

Чтобы уметь любить свою Родину ,

Надо её хорошо знать.

А.М. Горький.

Современная этнокультурная ситуация в России и регионе сложна и противоречива. С одной стороны, унификация политических, экономических, социальных и культурных ценностей привела к росту национального нигилизма, к утрате многовековых национальных и общечеловеческих ценностей. С этим связаны и такие проблемы, как упадок патриотизма, разобщенность поколений, социальное, психологическое и культурное отчуждение человека, маргинализация большей части общества.

С другой стороны, в российском обществе в последнее время активно идут процессы национальной консолидации, роста национального самосознания у всех народов, населяющих Россию и, в частности Прикамье. Проявление этнической активности служит своеобразной защитой от наметившегося процесса деиндивидуализации личности, однако этот процесс может принимать не только позитивные, но и негативные формы, вплоть до политических и военных конфликтов.

Поэтому знание и решение данных проблем, умение их использовать при проведении социальной, экономической и культурной политики достаточно актуально для нашего современного общества.

Решение этих проблем мы видим через изучение своего края. Важность изучения своего села, города в процессе воспитания детей была осознана еще в Х1Х веке. Краеведение, по образному выражению Д.С. Лихачёва, способствует формированию « нравственной оседлости населения», « чувства Родины».

Термин «краеведение» возникший в начале ХХ в, имеет своим объектом изучения края как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучать. С момента введения в научный оборот ,«краеведение» подразумевает комплексный подход: «ведать» ,т.е. изучать и знать одновременно историю, природу, этнографию своего края. Изучение ребенком окружающего микромира важно для развития его личности и социальной адаптации, т. к. познание своего жизненного пространства, его природной, социальной и культурной специфики, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости от нас, помогает каждому человеку активно и продуктивно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в нем комфортно и уверенно, понимать его проблемы. Краеведение обогащает процесс обучения, потому что познание окружающего нас микромира как части Отечества соответствует дидактическому принципу « от частного к общему». Местный материал доступен ребенку для освоения , это позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, определить место своего региона в отечественной и мировой истории.

Велик развивающий потенциал краеведения. Открытие в знакомом окружении незнакомого, поиск ( в процессе выполнения учебных познавательно проблемных заданий) в привычной для ребенка среде новых сведений - увлекательный процесс познания, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения, воспитывает уважение к историческим фактам, стремление к самостоятельному поиску, способствует правильному выбору своей специальности.


Цели и задачи проекта.

Краеведение включает в себя такие важные компоненты, как связь поколений, коллективное сотворчество, осознание себя принадлежащим обществу, зависимость от него и активное участие в его жизни, патриотизм, совесть, уважение к людям старшего поколения.- а ведь именно этого часто не хватает современному человеку. Поэтому основными целевыми установками проекта являются:

  • Всестороннее развитие личности, ориентированной на общечеловеческие и этнические традиции

  • Учащийся должен понимать свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовать с ним.

  • Осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей. В общей судьбе народов России.

  • Формирование активной жизненной позиции.

Таким образом цель проекта способствовать духовно- ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а так же социальной адаптации.

Задачи:

1.Образовательные:

  • Формирование навыков работы со справочной , периодической , научно - популярной литературой.

  • Формирование познавательного интереса к изучению жизни родного края.

  • Приобщение учащихся к исследовательской деятельности.

2. Развивающие:

  • Формирование умения общаться в разновозрастном коллективе ( возрастная субординация, основным элементом которой является связь поколений, уважение к старшему поколению, связанное с традиционным представлением о них, как хранителях культуры народа)

  • Формировать знания о жизнедеятельности жителей края на конкретных примерах.

  • Формировать умения самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, о деятельности людей.

  • Фактами восполнять пробелы по истории, обществознанию

3..Воспитательные:

  • Формировать нравственное отношение к человеку, природе. Родине.

  • Воспитывать и развивать потребность в оказании помощи людям пожилого возраста.

  • Прислушиваться к мнению других, высказывать свое собственное мнение

  • Способствовать самопознанию и самовоспитанию, развитию толерантности.




Стратегия и механизм достижения поставленных целей.

Есть два вида открытий. Первый- открытие нового, еще неизвестного в науке. Школьное краеведение стремиться к таким открытиям, но редко их делает. Второй вид открытий- открытие известных истин, но не известных самому школьнику.

Особенность отряда « Юный краевед» в том, что ученик попадает в положение исследователя, а это воспитывает у него уважение к историческим фактам, стремление к самостоятельному поиску и в конечном счете способствует правильному выбору будущей специальности.

Поисковая работа только в том случае будет результативной, когда руководитель сумеет увлечь учащихся и будет поддерживать их творческий настрой.

В ходе работы планируется обучить учащихся пользоваться энциклопедиями, каталогами библиотек, библиографическими справочниками, научно-исторической литературой. Ребята должны уметь различать источники по их значению: документы, воспоминания, письма и др.

Научиться грамотно работать с источником, найти нужный текст, если нужно сократить его и вписать, сделать вывод о результате самостоятельной работе.

Учащиеся под руководством учителя будут готовиться к проведению социологических исследований, будет уделяться внимание выработке умений вести беседу, правильно производить запись воспоминаний и их документально оформлять.

Особое место в работе отряда будут занимать экскурсии в музеи г. Перми, к памятным местам села Ляды, Сылва, Троица. Во время микроэкскурсий учащиеся будут как бы соприкасаться с далеким прошлым. Никакой самый яркий рассказ не сможет пробудить тех чувств, как памятники материальной культуры. Экскурсия позволяет углубить и расширить знания по истории родного края, привить интерес к истории, чувство гордости за малую Родину.

После проведения экскурсий ребята должны будут ответить на вопросы:

  • Какие экспонаты позволили вам ярко представить жизнь в прошлом?

  • Какой или какие экспонаты на вас произвели особое впечатление ?

  • Какие вопросы остались недостаточно раскрытыми, что захотелось узнать нового?

Ответы на вопросы будут помогать вносить коррективы в план работы отряда.

Одновременно планируется организовать сбор старинных вещей, орудий труда и быта, одежды, печатные издания. Особое внимание будет уделяться реставрации и обработке находок.

Главным документом отряда будет дневник, где будут записаны цели, задачи, список учащихся. Заполняется он ежедневно. В дневнике будут тщательно и скрупулезно записываться все наблюдения, открытия, проделанная работа за день, встречи с интересными людьми. Дневник - основной показатель практической работы краеведов..

Работая в отряде « Юный краевед» школьники почувствуют общественную значимость своих поисковых дел. Это их поднимет в собственных глазах, заставит поверить в свои силы, сформирует активную жизненную позицию.

Ожидаемые результаты от реализации проекта.


  1. Развитие познавательных способностей, мышления учащихся, подготовит к исследовательской работе.

  2. Знание истории села сделает сознательной любовь учащихся к родному краю, к Родине.

  3. Подготовка материала к оформлению экспозиции « Вещи ХХ века».

  4. Углубление знаний по истории.

  5. Осознание значимости наследия края для последующего поколения.

  6. Улучшиться качество подготовки учащихся к олимпиаде по истории и истории родного края.

  7. Предоставится возможность учителям брать во временное пользование отдельные источники.

Участники проекта.

Отряд « Юный краевед» организуется на базе МОУ Лядовская ООШ в составе летних трудовых объединений. Планируемая численность 25 человек, это учащиеся 7-8 классов.


Дальнейшая реализация проекта.


  1. Через процесс поиска приобщить учащихся к исследовательской деятельности.


  1. Проведение осенью в школе мини- конференцию по итогам исследовательской работы и определить направления дальнейшей работы

.

  1. Пополнение материала музея при по двум направлениям: история села Ляды ; « Герои остаются в строю».



© 2010-2022