Технологическая карта урока Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урокаКласс: 5 «А», «Б»

Дата:


Тема урока: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Цель урока: дать представление о древней стране Вавилонии, о значении деятельности царя Хаммурапи; определить, в чьих интересах были составлены законы Хаммурапи; совершенствовать навыки самостоятельной работы с историческими документами и понятиями; воспитывать чувство уважения к законам как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми.

Планируемые результаты:

Предметные: давать образную характеристику Хаммурапи; объяснить причины создания законов; применять понятийный аппарат исторического знания и и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения законов Хаммурапи ; изучать и систематизировать информацию из различных источников.

Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации; уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения из предложенных, а так же искать их самостоятельно.

Коммуникативные: слушать других; пытаться принимать другую точку зрения и быть готовым изменить свою. Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения.

Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; обобщать результаты исследовательской работы; высказывать аргументированные суждения, выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть; характеризовать свод законов Хаммурапи.

Оборудование: фрагменты «Своды законов Хаммурапи»; проектор, мультимедийная презентация, иллюстрации учебника.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока:

I

Организационный

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

II

Актуализация знаний

Формулируют ответы

III

Мотивационно - целевой

В 1901 г. французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах (ныне - Иран), на территории Междуречья, необычный предмет - черный бальзатовый столб.

- Как вы думаете, чем был уникален этот столб?

- Почему текст написан на двухметровом бальзатовом столбе?

Вы правильно предположили, что данный столб уникален благодаря записям, которые сделаны на нем.

- интересно ли вам узнать, о чем этот текст и кому он посвящен?

Тема урока: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

План урока


  1. Город Вавилон становится главным в Двуречье.

  2. Хаммурапи и его законы.

Проблемный вопрос: Почему появились законы? Какие из них можно назвать справедливыми, а какие нет?

Слушают учителя


Отвечают на вопросы



Записывают тему и план урока в тетрадь



IV

Работа по теме урока

  1. Город Вавилон становится главным в Двуречье.

В результате борьбы между городами - государствами (номами) произошло возвышение Вавилона, точнее Бабили, что значит «врата бога». Ему суждено было намного веков стать основным центром Двуречья.

- Рассмотрите карту на стр. 70 учебника и расскажите, где располагался город Вавилон.

Вы готовы поближе познакомиться с Вавилоном и его жителями? Тогда в путь, но не забывайте делать записи в путевых дневниках.

Вавилон был расположен в удобном месте, где реки Тигр и Евфрат близко подходят друг к другу. Здесь находился перекресток речных и сухопутных дорог. Цари Вавилона богатели в результате торговли.

В речном порту Вавилона множество судов. Деревянных кораблей совсем мало, так как лес был очень дорогой.

Зато много больших лодок из тростника с загнутыми носом и кормой.

Вот пристает к причалу плот. Однако он сделан не из бревен, а из кожаных мешков надутых воздухом. Вавилоняне связывали несколько мешков между собой, а поверхность плота выстилали тростником. Такой плот мог перевести большой груз.

А вот видны круглые суда. Их каркас сделан из тростника и обтянут кожаным чехлом. Чтобы вода не проникала внутрь чехла, швы промазывали асфальтом - природной смолой, которую добывали их земли. В вавилонском порту шумно и людно: одни суда разгружаются, другие нагружаются.

- Применив свои знания о природных и климатических условиях Двуречья, предположите, что продавали и что покупали купцы, приплывшие в Вавилон.

Составляется схема




  1. Хаммурапи и его законы.

Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хаммурапи, правившем с 1792 по 1750 г. до н.э. Он проявит себя опытным и умелым дипломатом, законодателем, мудрым правителем?

Что ж, проверим, насколько справедливы ваши предположения. Итак, Хаммурапи был умным и энергичным правителем. Он заботился о процветании царства. Гордился тем, что строил храмы во всех подвластных ему городах, проводил каналы, чтобы мы во всех подвластных ему городах, проводили каналы, чтобы достаточно было воды на полях. Царь стремился к тому, чтобы все жители страны жили по одним и тем же правилам. Вот почему Хаммурапи установил единые для всего Вавилонского царства законы.

- Как вы можете объяснить слово законы?

Законы - это правила, обязательные для всех жителей страны. Как вы помните, «Законы Хаммурапи» были найдены французской археологической экспедицией в 1901 г. в г. Сузах и хранятся сейчас в Луврском музее в Париже. Законы высечены на черном камне. Всего их 282.

- Часть каменной плиты с текстом законов изображена на с.71 учебника. Рассмотритеэту иллюстрацию.

На переднем плане стоит владыка Вавилонского царства. Кто осмелился сидеть в его присутствии? Это Шамаш, бог Солнца и справедливого суда, он вручает царю знак власти - жезл.

Получается что Хаммурапи правит и судит по воле бога. Надпись на каменном столбе гласит, что законы должны установить справедливость в стране, чтобы сильный не притеснял слабого.

Проблемный вопрос. Как вы понимаете смысл этой надписи?

Царь стремился к тому, чтобы в Вавилонском государствебыл порядок и отсутствовал произвол. Это означало, что отныне судьи должны строго следовать закону, а не поступать по своей прихоти, не своевольничать.

Слушают учителя



Работаю с картой (учебник с. 70)

















Что ввозили?

Вавилон

Что вывозили?

Строительный лес, металлы

Зерно, овечья шерсть, финики









Высказывают свои предположения, а затем записывают новое понятие в тетради.





























Первичное осмысление

Теперь вам предстоит выполнить задание. Работая в группах с фрагментами «Свода законов Хаммурапи», вы должны ответить на следующие вопросы.

- Кого и что защищали законы Хаммурапи?

- Как они сказывались на развитии страны и хозяйства?

- Были ли они справедливы для всех членов вавилонского общества?

Рабочий материал для первой группы (приложение)

Рабочий материал для второй группы (приложение)

Рабочий материал для третьей группы (приложение)

Рабочий материал для четвертой группы (приложение)

Рабочий материал для пятой группы (приложение)

Слушают учителя

Принимают учебную задачу


Учащиеся делятся на 5 групп, каждая получает рабочий материал.

Работают с раздаточным материалом.

Презентуют результаты своей работы


V

Первичное закрепление

А теперь проверим, насколько хорошо и правильно мы поняли суть данных законов.

Сцена 1

Представьте, что мы присутствуем на заседании суда в Вавилоне. Оно проходит у городских ворот, прямо под открытым небом, в тени пальм. Хмурые стражники опираются на боевые топорики. Вокруг стоят обвинители и обвиняемые, толпятся зеваки. Идет разбор жалоб. Наблюдайте внимательно и будьте готовы ответить на вопросы.

Жрец с бритой головой привел тощего бедняка, которого обвиняет в краже.

СУДЬЯ. Это ты похитил одежду богини Иштар?

БЕДНЯК. О господи! Злые демоны помутили мой рассудок. Бедняку лучше умереть чем жить. Расскажу обо всем без утайки. Ночью шел я мимо богини Иштар и вспоминал: когда в моем доме был хлеб, то не было соли; когда была соль, то не было хлеба. Всю жизнь меня терзал голод. «О, смилуйся надо мной, добрая богиня Иштар», - взмолился я и вошел в храм мне почудилось, что богиня ласково кивнула головой, словно подала знак. Я подошел ближе и стал снимать со статуи дорогое покрывало. А в голове мелькнула мысль: у богини множество одежд, а я наг и умираю от голода!

СУДЬЯ. Светоч мудрости, первейший царь, вождь, поставленный богами, указует: если кто - либо украдет имущество храма и царя, то…

- Предположите, какому наказанию согласно законам царя Хаммурапи подвергнется несчастный бедняк.

Сцена 2.

Некий купец приплывший на торговом корабле с севера, привез в Вавилон строевой лес, выгодно его продал и собирается в обратный путь . Перед отплытием идет он по улице и видит: в тени пальм стоит молодой раб.

КУПЕЦ. Что ты тут делаешь?

РАБ. Мой господин зашел в корчму выпить холодного пива, а мне приказал дожидаться.

КУПЕЦ. Ты смышленый и послушный раб, но твой господин, как вижу, дурно обращается с тобой. Ай-ай-ай, какой багровый шрам на твоей спине! Неужели от удара? Выгодное дельце предлагаю: мне надо отплывать, да болезнь свалила рулевого. Хочешь заменить его? На севере я дам тебе свободу.

Раб соглашается. Купец увозит раба с собой, оба садятся на корабль и отплывают.

- Какое наказание ждет купца, если его поймают?

- Почему за кражу раба и за кражу вещи - покрывала богини - наказывают одинаково?

Сцена 3.

Идет заседание суда.

ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ. Вот этот человек нанял у меня вола, чтобы распахать поле. Я пожалел соседа, дал ему на день вола. Тогда он вместе с сыновьями вспахал и засеял свое поле, потом привязал вола и ушел отдыхать. Да видимо плохо привязал! Вол сорвался с привязи, забрался в огород и все там вытоптал. А этот неразумный, чем рассердиться на самого себя, бросился на моего красавца и ударом мотыги рассек ему жилу на затылке. Я побежал, но поздно.

- Как разрешится эта ситуация?

- Справедлив ли закон, наказывающий за убийство чужого вола?











Бедняка казнят, так как за кражу достояния бога по законам полагалась смерть.







Смерть

По законам Хаммурапи раб чужеземец был приравнен к вещи.





Сосед должен полностью возместить пострадавшему за его потерю.

Да справедлив: если ты не сберег то, что тебе дали на время, за это нада отвечать.

VI

Подведение итогов

- Как вы считаете, какое значение законы Хаммурапи имели для жителей Вавилона?

- Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в XXI веке

Отвечают на вопросы

VII

Рефлексия

- Закончите предложения:

•Самым интересным на уроке было...

•Мне понравилось...

•Сегодня я не понял...

•Хотелось бы подробнее узнать о...

Отвечают на вопросы


VIII

Домашнее задание

Параграф 14.

Работа с основными терминами

(выучить наизусть!)

Документ на стр. 69,70,72

Контурная карта стр. 3

Запись на доске (прокомментировать)

Записывают в дневники домашнее задание



© 2010-2022