Технологическая карта по истории России 6 класс Главные политические центры Руси

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Кузьмина О.К.

учитель истории и обществознания

муниципальное образовательное учреждение «Школа №175» городского округа Самара,

г. Самара

Технологическая карта урока по учебному предмету

«История России» в 6- ом классе на тему «Главные политические центры Руси».

(составлена на основе методических рекомендаций Г.Л. Копотевой, канд. пед. наук, зав. лабораторией Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»)


Тип урока:

урок-открытие нового знания

Авторы УМК:

Данилов А.А., Косулина Л.Г. , Морозов А.Ю.

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные: осознание учащимися

  • особенностей развития Древнерусского государства в рассматриваемый период;

  • многовариантности дальнейшего развития Руси.

Метапредметные:

  • умение работать в группе,

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями(определение понятий, установление причинно-следственных связей): характеристика причин, хода, итогов раздробления Древнерусского государства, особенностей развития земель и политики правителей Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств и Новгородской земли, составление исторических портретов правителей.

Предметные:

  • формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения изучаемых событий и явлений (работа и исторической картой, портретами составление сравнительной таблицы при характеристики развития земель);

  • развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях, явлениях (оценка деятельности правителей и особенностей развития земель).

Оборудование:

учитель

проектор, компьютер, электронное приложение к учебнику. История России. С древнейших времён до конца ХVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. (СD).

учащиеся:

учебник, рабочая тетрадь А.А. Данилов Учебник. История России. С древнейших времён до конца ХVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г., рабочая тетрадь. История России. С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.

Образовательные

ресурсы:

school-collection.edu.ru/catalog/res/3492d519-2da9-4038-aea6-9a119a785abb/view/

методические рекомендации к учебнику А.А. Данилова.

Ход урока, этапы

ДУ

(деятельность учителя)

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

ОД

(осуществляемые действия)

ФСД


(формируемые способы действия)

ОД

ФСД

ОД

ФСД

Мотивация

(прием-работа с источником в виде просмотра видео-фрагмента)

Показ видео фрагмента «Княжеский съезд в Любече 1097 г.».

Постановка вопроса:

Определить причины раздробленности Руси. Цель и значение съезда князей в Любече.

Просмотр

видео-фрагмента.

Внимательное изучение и анализ сюжета видео-фрагмента как источника информации

Ответы на поставленные вопросы.

Анализ содержания -видео-фрагмента в ходе обсуждения

Поведение итогов.

Учащиеся приходят к выводу, что 1097 г.-съезд в Любече-начало раздробленности Руси.

Причины раздробленности Руси: стремление князей к власти.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Предлагает учащимся открыть карту

«Русь в XII-начале XIII века» и определить на сколько и на какие княжества распалась единая Русь.

Просмотр карты

Работа с картой как с одним из источников информации

Ответы на поставленные вопросы.

Анализ изображения исторической карты.

Поведение итогов.

Учащиеся приходят к выводу, что единое государство распалось на отдельные княжества.

Этап выявления места и причины затруднения

Постановка вопроса:

Как можно охарактеризовать дальнейшее развитие Руси, если единое государство распалось?

Поиск ответа на поставленный вопрос совместно с учителем.

Осознание проблемы.

Обсуждение поиска ответа на поставленный вопрос совместно с учителем.

Формирование комуникативных навыков

Подведение итогов.

Учащиеся приходят к выводу, что необходим алгоритм решения проблемы.

Этап построения проекта и выхода из затруднения

Постановка вопроса: княжества на которые распалась Русь - это своеобразные маленькие государства.Охарактеризуя их развитие мы сможем проследить дальнейшее развитие Руси.

Учитель предлагает ученикам вспомнить алгоритм характеристики государства.

Если учащиеся затрудняются, то учитель подводит учащихся к построению алгоритма.

Характеристика княжества:

1.Географическое положение.

2.Природно-климатические условия.

3. Основные городские центры.

4.Занятия населения

5.Политические особенности

Обсуждение элементов проекта решения проблемы.

Выдвижение своих идей по поводу решения проблемы.

Построение проекта решения проблемы.

Выбор способа реализации проекта (работа с текстом учебника, представление проекта в виде сравнительной таблицы) см. приложение.

Учащиеся осознают проект решения проблемы.

Этап реализации построенного проекта

Делит учащихся на три группы, организует их работу, распределяет задание, даёт рекомендации по поводу реализации проекта.

Делятся на три группы, реализуют проект (выполняют действия по образцу на основе алгоритма: характеризуют развитие княжеств:

Владимиро-Суздальское,

Новгородская земля,

Галицко-Волынское княжество)

Работа в группе, распределение обязанностей, работа с текстом.

Общение с одноклассниками при работе в группе. Защита проекта.

Формирование навыков работы в группе.

Выступление с проектом перед аудиторией.

Планирование своих действий при работе с группой, подготовка и реализация проекта.

Представление и защита проекта группами (конечный продукт в виде сравнительной таблицы) см. приложение.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Обсуждение с учащимися готового проекта.

Выявление особенностей развития княжеств в ходе их характеристики.

Проведение сравнительного анализа.

Выявление проблемного вопроса при характеристике политических особенностей княжеств.

Построение проекта решения проблемы.

Выбор способа реализации проекта (работа с текстом учебника, представление проекта в виде схем и выполнения заданий в тетради на печатной основе) см. приложение.

Учащиеся знакомятся с алгоритмом характеристики деятельности Владимиро-суздальских князей (построения исторического портрета), построения схем политического устройства княжеств.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Организация самостоятельной работы групп учащихся по выполнению заданий

(построение исторического портрета, схем) см. приложение

Просмотр заданий, чтение текста учебника.

Выполнение заданий: работа с текстом учебника, схемами.

Обсуждение выполнение заданий.

Анализ решений. Работа в команде.

Планирование своих действий при работе с группой, подготовка и реализация проекта.

Представление результатов работы.

Этап включения в систему знаний и повторения

Проверка выполнения заданий в ходе обсуждения.

Самоконтроль, проверка результатов работы.

Формирование и развитие навыков самоконтроля.

Обсуждение выполнение заданий.

Анализ выполненной работы.

Планирование своих действий при выполнении заданий.

Представление результатов работы.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Вопрос учителя: Ребята, исходя из особенностей географического положения княжеств и обладания ими экономических ресурсов, объясните какое из них могло претендовать на роль центра объединения Руси?

Вопрос учителя: Какой вывод о возможном дальнейшем пути развития Руси мы можем сделать, исходя из характеристики данных княжеств?

Поиск ответа на проблемный вопрос.

Анализ изученного материала.

Обсуждение особенностей георграфического положения и экономических ресурсов княжеств.

Выявление особенностей в развитии княжеств.

Подведение итогов.

Учащиеся получат возможность прийти к выводу: в зависимости от экономических ресурсов больше шансов имело Галицко-Волынское княжество, так как здесь были развиты промыслы, характерные для Владимиро-Суздальского княжества, торговля и ремесло характерные для Новгородской земли.

В зависимости от географического положения и экономического потенциала, шансы имело и Владимиро-Суздальское княжество, так как оно находилось на С-В Руси. Северо-Восточная Русь в течение долгих веков была одним из самых глухих углов восточнославянских земель. В крае было много лесов, поэтому его часто называли Залесским. Густые непроходимые леса защищали земли от вторжения врагов и они были подвержены меньшему разорению, здесь также находились плодородные земли.

Ответ: (итог подводит учитель, если учащиеся затрудняются с ответом) Как мы уже сказали на роль центра объединения русских земель могли претендовать Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества, поэтому Русь могла продолжить свое развитие по одному из этих путей, либо сохранить монархические традиции (сильная власть князя), либо выбрать путь республики (вече), либо олигархический (власть бояр -власть немногих-олигархия). Какой же путь был выбран, мы узнаем при изучении последующих тем.


Приложение

6 класс.

Тема урока: Политические центры Руси.

Содержание уроков

Развитие УУД по данной теме согласно стандарту:

(характеристика УУД)



Уроки 13-14. Главные политические центры Руси 2 ч.

1-й час. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод большое гнездо, их внутренняя и внешняя политика.

2-й час. Новгородская земля и Галицко-Волынское княжество. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. Особенности географического положения и политического развития Галицко-Волынской Руси.

Показывать на исторической карте территории княжеств и земель.

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития русских княжеств и земель.

Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое гнездо.

Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики.

Изучение материала.

Задание 1.

1 группа - прочитайте п. «Юрий Долгорукий» и определите основные исторические факты, касающиеся его внутренней и внешней политики.

2 группа - прочитайте п. «Андрей Боголюбский» и определите основные исторические факты, касающиеся его внутренней и внешней политики.

3 группа - прочитайте п. «Всеволод Большое гнездо» и определите основные исторические факты, касающиеся его внутренней и внешней политики.

Дается 5 минут для чтения текста и поиска информации. Выступление групп. Итог работы групп - выполнение задания № 1 в формате ГИА - в тетради на печатной основе (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времён до конца XVI века).

Задание 1. Проведите в схеме «Владимиро-суздальские князья» соединительные линии между именами князей и их делами. (прием тезирования)

1. Юрий Долгорукий

(1125-1157)

А. Присвоил себе титул великого князя владимирского

Б. Увёз в Суздальскую землю киевскую святыню -икону Божьей матери

2.Андрей Боголюбский

(1157-1174)

В. Основатель ростово-суздальской династии, с его именем связано первое летописное упоминание о Москве

3. Всеволод

Большое Гнездо

(1176-1212)




Г. Разграбил и сжёг Киев, посадив на киевский престол своего брата


Ответ: 1 В, 2 Б, Г, 3 А


Задание 2. (прием составления сравнительной таблицы)

1 группа - прочитайте п. «Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях», рассмотрите карту «Русь в XII-начале XIII века» и составьте характеристику Владимиро-Суздальского княжества по следующему плану:

  1. Географическое положение

  2. Природно-климатические условия

  3. Основные городские центры

  4. Занятия населения

  5. Политические особенности.

2 группа - прочитайте п. « Новгородская земля», «Политические особенности Новгородской земли», рассмотрите карту «Русь в XII-начале XIII века» и составьте характеристику Новгородской земли по следующему плану:

  1. Географическое положение

  2. Природно-климатические условия

  3. Основные городские центры

  4. Занятия населения

  5. Политические особенности.

+ Составьте схему управления Новгородской земли

3 группа - прочитайте п. «Галицко-Волынское княжество» рассмотрите карту «Русь в XII-начале XIII века» и составьте характеристику Галицко-Волынского княжества по следующему плану:

  1. Географическое положение

  2. Природно-климатические условия

  3. Основные городские центры

  4. Занятия населения

  5. Политические особенности.

Дается 10 минут для чтения текста и поиска информации. Выступление групп. Итог работы групп - выполнение задания № 4 (заполнение сравнительной таблицы «Крупнейшие политические центры Руси» в тетради на печатной основе (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времён до конца XVI века).

Линии сравнения

Владимиро-Суздальское княжество

Новгородская земля

Галицко-Волынское княжество

Географическое положение

С-В Руси

С. Русь

Ю-З Русь

Природно-климатические условия

Густые леса, плодородные почвы

Малоплодородных земель,

суровый климат

Мягкий

климат, плодородные земли

Основные городские центры

Владимир, Суздаль

Новгород

Галич, Волынь

Занятия населения

Земледелие, торговля,

скотоводство, добыча соли, бортничество, бобровый промысел,

рыболовство

Ремесло, торговля

Земледелие,

лесные и рыболовецкие промыслы, ремесло,

торговля, добыча соли

Политические особенности.

Сильная власть князя

Республика,

власть принадлежала вече

Боярская собственность на землю власть в руках бояр









Схема управления Новгородской землёй

(прием - составление граф-схемы)

Технологическая карта по истории России 6 класс Главные политические центры Руси

Вопросы учителя по схеме: Какие функции выполняли должностные лица и вече? Ответ группы. Выполнение учащимися задания № 3 в рабочей тетради.

Задание № 3. Установите соответствие между представителями власти в Новгородской республике и их обязанностями.

Представители

власти

Их обязанности

  1. Вече

  2. Князь

  3. Тысяцкий

  4. Посадник

  5. Архиепископ (владыка)

А) хранение новгородской казны, распоряжение государственными землями, руководство внешней политикой, наблюдение за торговлей, руководство церковным судом

Б)решение вопросов войны и мира, избрание высших должностных лиц, приглашение и изгнание князя

В)руководство всеми вооружёнными силами Новгорода в случае войны

Г) контроль за налоговой системой, руководство торговым судом, городским ополчением в походах

Д) распоряжение всеми землями, назначение и смещение различных должностных лиц, руководство новгородским судом, внешней политикой

1

2

3

4

5

Б

В

Г

Д

А

Ответ:

Стадия -рефлексии

Вопрос учителя: Ребята, исходя из особенностей географического положения княжеств и обладания ими экономических ресурсов, объясните какое из них могло претендовать на роль центра объединения Руси?

Ответ (при поддержке учителя):

В зависимости от экономических ресурсов больше шансов имело Галицко-Волынское княжество, так как здесь были развиты промыслы, характерные для Владимиро-Суздальского княжества, торговля и ремесло характерные для Новгородской земли.

В зависимости от географического положения и экономического потенциала, шансы имело и Владимиро-Суздальское княжество, так как оно находилось на С-В Руси. Северо-Восточная Русь в течение долгих веков была одним из самых глухих углов восточнославянских земель. В крае было много лесов, поэтому его часто называли Залесским. Густые непроходимые леса защищали земли от вторжения врагов и они были подвержены меньшему разорению, здесь также находились плодородные земли.

Вопрос учителя: Какой вывод о возможном дальнейшем пути развития Руси мы можем сделать, исходя из характеристики данных княжеств?

Ответ: (итог подводит учитель, если учащиеся затрудняются с ответом) Как мы уже сказали на роль центра объединения русских земель могли претендовать Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества, поэтому Русь могла продолжить свое развитие по одному из этих путей, либо сохранить монархические традиции (сильная власть князя), либо выбрать путь республики (вече), либо олигархический (власть бояр -власть немногих-олигархия). Какой же путь был выбран, что повлияло на дальнейшее развитие земель, мы узнаем при изучении последующих тем.


© 2010-2022