- Преподавателю
- История
- Конспект урокаГосударство на берегах Нила
Конспект урокаГосударство на берегах Нила
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сентябова Л.В. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г. Советска Кировской области
конспект урока
Тема: «Государство на берегах Нила»
Подготовила:
учитель истории
Сентябова Лидия Васильевна
Советск, 2015
Урок проводится в 5 классе.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: создать условия для изучения блока новой информации; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи по формированию УУД:
-
личностные: формировать основы социально-критического мышления, ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию, самообразованию и исследовательской деятельности на основе мотивации к обучению и познанию;
-
метапредметные: развить навыки сравнительного анализа, навыки работы с иллюстрациями, текстом учебника, художественным текстом, видеоматериалом, развить умение работать с картой;
-
предметные: узнать о местоположении Древнего Египта, природных и климатических условиях древних египтян.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
-
Формирование отношения к мировым цивилизациям.
-
Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в развитии мировой истории.
Метапредметные:
-
Слушать и слышать друг друга.
-
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
-
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
-
Искать и выделять необходимую информацию.
-
Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.
Предметные:
-
Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды.
-
Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.
Необходимое оборудование:
-
компьютер
-
карта «Древний Восток. Египет и Западная Азия»;
-
Атлас по истории Древнего мира.
-
Вигасин А.А. История Древнего мира.5 класс: учеб. для общеобразов. учреждений /А.А. Вигасин, Г.И. Годер,И.С. Свеницкая, 16 изд. - М. Просвещение, 2012.
-
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира.5 класс. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 выпусках. Выпуск 1. - М. Просвещение, 2007
-
документальный фильм «Нил. Река богов»
-
маршрутные листы (Приложение 1) для учащихся.
-
Дидактический материал в конвертах .
План урока:
1.Мотивирование к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3. Выявление места и причины затруднения
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Структура урока:
Заходя в класс, ребята выбираю ромбы трех цветов и в зависимости от выбранного цвета садятся в одну из 3 групп
1.Мотивирование к учебной деятельности
Цель: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД
Учитель:
- Вспомните, как назывался первый раздел, который мы закончили изучать? (Ответы: Жизнь первобытных людей).
-
Сегодня мы с вами приступаем к следующему разделу. Как называется данный раздел? (Ответы учащихся: Древний Восток)
-
Почему государства, которые мы будем изучать, носят название «Древний Восток»? (Ответы учащихся: государства расположены на Востоке)
Я предлагаю вам поработать в парах и вспомнить как можно больше слов по данному разделу. (Приложение 1) Время работы - 3 минуты.
ФИЛФОРД
Двигаясь по горизонтали или вертикали, соберите из букв слова, связанные с темой «Древний Восток». Закрасьте каждое слово своим цветом.
Помните: каждая буква может быть использоваться только один раз, двигаться можно только по горизонтали или вертикали.
-
Г
О
С
Ц
И
В
С
Т
Р
А
Р
Е
У
Д
А
И
Л
И
Н
Н
Ф
К
И
Л
Р
С
Т
З
И
А
А
А
Р
Е
М
Е
В
А
Л
П
Р
А
О
Л
З
М
О
Ц
И
А
П
У
Н
Ь
Е
Ф
М
О
Я
П
О
Т
Д
Е
М
И
С
Р
Е
И
Р
К
Е
Ф
Л
Е
Д
В
Е
Р
О
И
Л
О
А
З
Е
Л
К
У
Г
И
Ь
Т
А
И
С
И
Е
СПроверка филфорда. (Учащиеся перечисляют термины, которые смогли найти).
-
Отложите филфорд в сторону, к нему мы вернемся в конце урока.
Учитель: Я предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент фильма. Посмотрев отрывок, попробуйте назвать тему и проблему урока.
(просмотр фрагмента «Нил. Река богов». (начало фильма 2 мин. 30 сек))
Учитель:
- О чем пойдет речь сегодня на уроке? (О Египте)
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
.
Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
-
Какую проблему нам предстоит решить на уроке? (Проблема: Почему Египет называли дар Нила?)
-
Давайте попробуем определить по какому плану мы можем изучить историю Египта в рамках нашего урока. Для этого мы с Вами составим план. Ваши предложения …
Учащиеся записывают тему, план и проблему в тетрадь.
Тема: государство на берегах Нила.
-
Географическое положение Древнего Египта.
-
Природно-климатические условия Древнего Египта
-
Возникновение государства в Египте.
Проблема: Почему Египет называли дар Нила?
3.Выявление места и причины.
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения
-
Как Вы считаете, с какими трудностями мы можем столкнуться при рассмотрении материала. (Ответы учащихся: недостаточность имеющихся знаний, новые понятия)
-
Что нам поможет в преодолении этих затруднений? (Ответы учащихся: Учебник, карта, раздаточный материал, исторические документы).
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).
Цель: построить проект выхода из затруднения.
Учитель: Мы сегодня совершим путешествие в Древний Египет, который египтяне любовно называли Та-кемет («Черная земля»), Та-мери («Земля мотыги»), Та-уи («Две земли»). Но при этом мы будем не просто путешественниками, мы будем выполнять роль учёных, внёсших огромный вклад в развитие истории. Сейчас каждая группа выбирает спикера, который будет доводить результаты исследования группы до всего класса.
В ходе путешествия вам необходимо заполнить маршрутный лист, который лежит на вашем столе. (Приложение 2)
В ходе урока за каждый правильный ответ вы будете получать СКАРАБЕЯ. Жук скарабей считается одним из самых почитаемых символов Древнего Египта, а потому и талисман с изображением священного насекомого наделен громадной энергией, которую можно использовать для защиты. По древним поверьям, обладателю такого амулета всегда будет сопутствовать фортуна. (Приложение 3)
Итак, в путь!
Каждая группа получает пакет с заданием.
Учитель объясняет задания для самостоятельного выполнения (для каждой группы). При этом задача каждой группы доказать, что первые государства возникли по берегам рек.
Первая группа исследователей. Пакет с заданиями по теме «Географическое положение Древнего Египта»: (Приложение 4)
Реквизиты: историческая карта; картинки - животный и растительный мир.
Стр. 34- 35 учебника - «Страна Египет»
Задание для самостоятельного исследования
-
Прочитайте текст на с. 34-35 «Страна Египет».
-
С помощью карты определите местоположение Древнего Египта.
-
Используя исторический документ и текст учебника, ответьте на вопросы:
-
Есть ли на территории Древнего государства реки? Если есть, укажите их название?
-
Омывается ли страна морями, если да, то какими?
-
Какие пустыни окружают страну?
-
Внимательно изучите дополнительную информацию и используй при ответе на вопрос, поставленный перед группой.
-
Расскажите про животный и растительный мир Древнего Египта?
-
Изучите выделенные в тексте курсивом определения: дельта, пороги, оазисы.
Приготовив исследовательскую работу, спикер поделится с нами результатами вашего исследования, которые необходимо вывесить на доску. Возможны дополнения других учеников.
Вторая группа исследователей. Пакет с заданиями по теме: «Природные условия Древнего Египта» (Приложение 5)
Реквизиты: картинки с изображением Хапи + документ «Хвалебные песни египтян Нилу» (стр. 38) картинка с изображением бога Хапи.
Стр. 35- 36 учебника - «Разливы Нила»
Задание для самостоятельного исследования
-
Прочитайте текст на с. 36-37.
-
Ответьте на вопрос « Кто управлял Египтом?» О существовании какого важнейшего образования на территории Египта это говорит? Обоснуйте и аргументируйте своё мнение.
-
Внимательно изучите карту Древний Восток с.33 и найдите на ней столицу и крупные города Египетского государства.
-
Как образовалось единое государство в Древнем Египте.
-
В каком году образовалось единое государство в Древнем Египте?
-
. Изучите выделенные в тексте курсивом определения и дату: рельеф, фараон, столица, 3 тысячи лет до н.э.
Приготовив исследовательскую работу, спикер поделится с нами результатами вашего исследования, которые необходимо вывесить на доску. Возможны дополнения других учеников.
Третья группа исследователей. Пакет с заданиями по теме: Возникновение государства в Египте (Приложение 6)
Реквизиты: карточки с изображением корон, карта Древнего Египта, изображение фараона
Стр. 36-37 «Объединение Египта»
Задание для самостоятельного исследования
-
Ответьте на вопрос « Кто управлял Египтом?» О существовании какого важнейшего образования на территории Египта это говорит? Обоснуйте и аргументируйте своё мнение.
-
Внимательно изучите карту Древний Восток с.33 и найдите на ней столицу и крупные города Египетского государства.
-
Как образовалось единое государство в Древнем Египте.
-
В каком году образовалось единое государство в Древнем Египте?
-
Изучите выделенные в тексте курсивом определения: дельта, пороги, оазисы.
Приготовив исследовательскую работу, спикер поделится с нами результатами вашего исследования, которые необходимо вывесить на доску. Возможны дополнения других учеников.
Самостоятельное изучение нового материала, путём проведения исследовательской работы (10 минут)
Физкультурная минутка. (1-минута)
Физкультминутка.
«Оживим» древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.
Когда ты встаешь и восходишь на востоке - гонишь мрак, то вся земля торжествует.
От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.
Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.
Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.
Встали, руки вверх, потянулись.
Кистями рук делаем "фонарики"
Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.
Вытянуть руки перед собой, кистями
изображаем плеск рыб.
Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.
5.Реализация построенного проекта
Цель: реализовать построенный проект
Учитель: А теперь давайте попробуем всё, что мы выяснили в ходе работы в группах соединить в единое целое весь рассматриваемый нами материал.
Выступления команд. По ходу выступлений спикеры выходят к доске и крепят результаты исследований, и, опираясь на задания указанные в карточках, рассказывают о результатах проведённого исследования, остальные заполняют маршрутный лист. При этом задача каждой группы доказать, что Египет - дар Нила. Новые термины записываются в тетради.
Работа в парах: Взаимопроверка маршрутных листов. (1 минута)
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.
- А теперь попробуйте чётко, одним словом обосновать ответ на вопрос «Формированию чего было положено начало в результате возникновения на берегах Нила египетского государства?»Слова-подсказки: объединение людей, ведение хозяйства, особенности управления, культура.
На основе изученного материала обобщить выводы и вывести понятие «Цивилизация»Цивилизация - это объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.
Почему Геродот называл Египет дар Нила?
7.Включение в систему знаний повторение.
Цель:
- выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.
-повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности
-
А сейчас мы с вами вернемся к нашему филфорду. Постарайтесь в течение 3 минут найти оставшиеся слова, которые относятся к теме нашего урока и дать определения новым терминам, которые зашифрованы в филфорде.
За правильные ответы вручаются скарабеи.
Выставление оценок.
8. Рефлексия УД на уроке
Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
-
сегодня я узнал…
-
было интересно…
-
было трудно…
-
я выполнял задания…
-
я понял, что…
-
теперь я могу…
-
я почувствовал, что…
-
я приобрел…
-
я научился…
-
у меня получилось …
-
я смог…
-
я попробую…
-
меня удивило…
-
урок дал мне для жизни…
-
мне захотелось…
Домашнее задание:
1 уровень: параграф 6, ответить на вопросы на с.37.
2 уровень: Рабочая тетрадь к учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свеницкой. В 2 частях. Часть 1» С. 20-21, задания 1, 3.
3 уровень: Сочинить стихотворение по теме.
Оформление доски:
Тема: Государство на берегах Нила
Географическое положение Древнего Египта.
(Результаты самостоятельного исследования 1-й группы)
Природно-климатические условия Древнего Египта
(Результаты самостоятельного исследования 2-й группы)
Возникновение государства в Египте.
(Результаты самостоятельного исследования 3-й группы)
Проблема: Почему Египет называли дар Нила
Новые понятия: цивилизация, папирус, дельта, оазис, ил, фараон, папирус, рельеф, государство.
Записываются учащимися в тетрадь в ходе урока
Цивилизация - объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.
Папирус - высокий тростник, материал для письма.
Пороги - каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству.
Дельта - место впадения реки в море, разделенное на рукава.
Оазис - островки зелени в пустыне.
Фараон - правитель Египта.
Рельеф - выпуклое изображение на камне.
Ил - частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород.
Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.
Приложение 1
Г
О
С
Ц
И
В
С
Т
Р
А
Р
Е
У
Д
А
И
Л
И
Н
Н
Ф
К
И
Л
Р
С
Т
З
И
А
А
А
Р
Е
М
Е
В
А
Л
П
Р
А
О
Л
З
М
О
Ц
И
А
П
У
Н
Ь
Е
Ф
М
О
Я
П
О
Т
Д
Е
М
И
С
Р
Е
И
Р
К
Е
Ф
Л
Е
Д
В
Е
Р
О
И
Л
О
А
З
Е
Л
К
У
Г
И
Ь
Т
А
И
С
И
Е
С
Приложение 2
Маршрутный лист
Выдан ученику(це): ______________________________________
Цель поездки: доказать, что «Египет - дар Нила»
Характеристики страны
Древний Египет
Местоположение
Реки
Климат
Природные условия
Растительный мир
Животный мир
Столица
Приложение 3
Приложение 4
Задание для самостоятельного исследования по теме «Географическое положение Древнего Египта»
-
Прочитайте текст на с. 34-35 «Страна Египет».
2. С помощью карты определите местоположение Древнего Египта.
3.Используя исторический документ и текст учебника, ответьте на вопросы:
-
Есть ли на территории Древнего государства реки? Если есть, укажите их название?
-
Омывается ли страна морями, если да, то какими?
-
Какие пустыни окружают страну?
-
Внимательно изучите дополнительную информацию и используй при ответе на вопрос, поставленный перед группой.
-
Расскажите про животный и растительный мир Древнего Египта?
-
Изучите выделенные в тексте курсивом определения: дельта, пороги, оазисы.
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
30. Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется, не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние… Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.
31. …Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристани <.. .>
Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой… Очертания его продолговатые; он имеет прибрежную полосу в две тысячи стадий (стадий - 184,97 м), а вглубь материка простирается почти на шесть тысяч стадий.
Папирус
Лотос
Оазис
Приложение 5
Задание для самостоятельного исследования по теме «Природно-климатические условия Древнего Египта»
-
Прочитайте текст на с. 35-36 «Разливы Нила».
-
Какую роль играл Нил в жизни людей Древнего Египта?
-
Почему разливы реки начинаются в июне? (Используйте миф о боге Хапи)
-
Почему историк Геродот называет Египет - дар Нила?
-
Изучите выделенное в тексте курсивом определение: ил.
Хапи
Между двумя цепями гор, тянущимися вдоль нильских берегов, в напоенном солнцем просторе лежит царство Та-Кемет - «Черная Земля», как называют свою страну сами ее жители, древние египтяне. Если чужестранец - путешественник или приезжий торговец - спросит, почему земля «черная», ему охотно объяснят, что «черная» - значит живая, плодородная земля, а «Красная Земля» раскинула свои дышащие жаром пески по другую сторону горных хребтов; там - пустыня, царство злого Сета, там - смерть. А жизнь - здесь, в зеленой долине.
Добрый речной бог Хапи - пожилой мужчина в набедренной повязке рыбака, увенчанный короной из связок папируса, лотосов и водорослей, владыка Нила и повелитель наводнений - каждый год заставляет реку разливаться вширь, а когда вода уходит, на пашнях и лугах остается густой слой плодородного ила. Это и делает землю Та-Кемет живой, черной.
Живет Хапи за первым порогом Нила в охраняемой священным зверем пещере. В его руках два сосуда с водой. Бог Хапи наклоняет сосуды то больше, то меньше. Летом он сильнее наклоняет сосуды, вода льёт из них потоками и попадает в Нил. Река вздувается, выходит из берегов и заливает всю страну! Без разливов Нила не было бы жизни на его берегах. Поэтому египтяне пели благодарственные песни доброму богу.
.
Приложение 6
Задание для самостоятельного исследования по теме «Объединение Египта»
-
Прочитайте текст на с. 36-37.
-
Ответьте на вопрос « Кто управлял Египтом?» О существовании какого важнейшего образования на территории Египта это говорит? Обоснуйте и аргументируйте своё мнение.
-
Внимательно изучите карту Древний Восток с.33 и найдите на ней столицу и крупные города Египетского государства.
-
Как образовалось единое государство в Древнем Египте.
-
В каком году образовалось единое государство в Древнем Египте?
-
. Изучите выделенные в тексте курсивом определения и дату: рельеф, фараон, столица, 3 тысячи лет до н.э.
Список используемой литературы
-
Арасланова О.В. Соловьев К.И. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс, 3 изд. - М: ВАКО, 2007.
-
Атлас по истории Древнего мира.
-
Вигасин А.А. История Древнего мира.5 класс: учеб. для общеобразов. учреждений /А.А. Вигасин, Г.И. Годер,И.С. Свеницкая, 16 изд. - М. Просвещение, 2012.
-
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира.5 класс. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 выпусках. Выпуск 1. - М. Просвещение, 2007
-
Древнии Египет | Физкультминутка.wallit.ru›10-klass/drevnii-egipet/
-
Используемая методическая литература:
-
Иллюстрации yandex.ru/images›
-
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987. С. 31-33.
-
Легенды и мифы Древнего Египта liudushka.narod.ru›e04simple.html
19