Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г. Советска Кировской области







конспект урока

Тема: «Государство на берегах Нила»


Подготовила:

учитель истории

Сентябова Лидия Васильевна













Советск, 2015

Урок проводится в 5 классе.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: создать условия для изучения блока новой информации; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи по формированию УУД:

  • личностные: формировать основы социально-критического мышления, ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию, самообразованию и исследовательской деятельности на основе мотивации к обучению и познанию;

  • метапредметные: развить навыки сравнительного анализа, навыки работы с иллюстрациями, текстом учебника, художественным текстом, видеоматериалом, развить умение работать с картой;

  • предметные: узнать о местоположении Древнего Египта, природных и климатических условиях древних египтян.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • Формирование отношения к мировым цивилизациям.

  • Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в развитии мировой истории.

Метапредметные:

  • Слушать и слышать друг друга.

  • С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

  • Искать и выделять необходимую информацию.

  • Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Предметные:

  • Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды.

  • Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.

Необходимое оборудование:

  • компьютер

  • карта «Древний Восток. Египет и Западная Азия»;

  • Атлас по истории Древнего мира.

  • Вигасин А.А. История Древнего мира.5 класс: учеб. для общеобразов. учреждений /А.А. Вигасин, Г.И. Годер,И.С. Свеницкая, 16 изд. - М. Просвещение, 2012.

  • Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира.5 класс. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 выпусках. Выпуск 1. - М. Просвещение, 2007

  • документальный фильм «Нил. Река богов»

  • маршрутные листы (Приложение 1) для учащихся.

  • Дидактический материал в конвертах .

План урока:

1.Мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Выявление места и причины затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).


Структура урока:


Заходя в класс, ребята выбираю ромбы трех цветов и в зависимости от выбранного цвета садятся в одну из 3 групп


1.Мотивирование к учебной деятельности

Цель: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД

Учитель:

- Вспомните, как назывался первый раздел, который мы закончили изучать? (Ответы: Жизнь первобытных людей).

  • Сегодня мы с вами приступаем к следующему разделу. Как называется данный раздел? (Ответы учащихся: Древний Восток)

  • Почему государства, которые мы будем изучать, носят название «Древний Восток»? (Ответы учащихся: государства расположены на Востоке)

Я предлагаю вам поработать в парах и вспомнить как можно больше слов по данному разделу. (Приложение 1) Время работы - 3 минуты.

ФИЛФОРД

Двигаясь по горизонтали или вертикали, соберите из букв слова, связанные с темой «Древний Восток». Закрасьте каждое слово своим цветом.

Помните: каждая буква может быть использоваться только один раз, двигаться можно только по горизонтали или вертикали.

  • Г

    О

    С

    Ц

    И

    В

    С

    Т

    Р

    А

    Р

    Е

    У

    Д

    А

    И

    Л

    И

    Н

    Н

    Ф

    К

    И

    Л

    Р

    С

    Т

    З

    И

    А

    А

    А

    Р

    Е

    М

    Е

    В

    А

    Л

    П

    Р

    А

    О

    Л

    З

    М

    О

    Ц

    И

    А

    П

    У

    Н

    Ь

    Е

    Ф

    М

    О

    Я

    П

    О

    Т

    Д

    Е

    М

    И

    С

    Р

    Е

    И

    Р

    К

    Е

    Ф

    Л

    Е

    Д

    В

    Е

    Р

    О

    И

    Л

    О

    А

    З

    Е

    Л

    К

    У

    Г

    И

    Ь

    Т

    А

    И

    С

    И

    Е

    СПроверка филфорда. (Учащиеся перечисляют термины, которые смогли найти).

  • Отложите филфорд в сторону, к нему мы вернемся в конце урока.

Учитель: Я предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент фильма. Посмотрев отрывок, попробуйте назвать тему и проблему урока.

(просмотр фрагмента «Нил. Река богов». (начало фильма 2 мин. 30 сек))

Учитель:

- О чем пойдет речь сегодня на уроке? (О Египте)

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

.

Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.


  • Какую проблему нам предстоит решить на уроке? (Проблема: Почему Египет называли дар Нила?)

  • Давайте попробуем определить по какому плану мы можем изучить историю Египта в рамках нашего урока. Для этого мы с Вами составим план. Ваши предложения …

Учащиеся записывают тему, план и проблему в тетрадь.

Тема: государство на берегах Нила.

  1. Географическое положение Древнего Египта.

  2. Природно-климатические условия Древнего Египта

  3. Возникновение государства в Египте.

Проблема: Почему Египет называли дар Нила?

3.Выявление места и причины.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения

  • Как Вы считаете, с какими трудностями мы можем столкнуться при рассмотрении материала. (Ответы учащихся: недостаточность имеющихся знаний, новые понятия)

  • Что нам поможет в преодолении этих затруднений? (Ответы учащихся: Учебник, карта, раздаточный материал, исторические документы).

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Цель: построить проект выхода из затруднения.

Учитель: Мы сегодня совершим путешествие в Древний Египет, который египтяне любовно называли Та-кемет («Черная земля»), Та-мери («Земля мотыги»), Та-уи («Две земли»). Но при этом мы будем не просто путешественниками, мы будем выполнять роль учёных, внёсших огромный вклад в развитие истории. Сейчас каждая группа выбирает спикера, который будет доводить результаты исследования группы до всего класса.

В ходе путешествия вам необходимо заполнить маршрутный лист, который лежит на вашем столе. (Приложение 2)

В ходе урока за каждый правильный ответ вы будете получать СКАРАБЕЯ. Жук скарабей считается одним из самых почитаемых символов Древнего Египта, а потому и талисман с изображением священного насекомого наделен громадной энергией, которую можно использовать для защиты. По древним поверьям, обладателю такого амулета всегда будет сопутствовать фортуна. (Приложение 3)

Итак, в путь!

Каждая группа получает пакет с заданием.

Учитель объясняет задания для самостоятельного выполнения (для каждой группы). При этом задача каждой группы доказать, что первые государства возникли по берегам рек.

Первая группа исследователей. Пакет с заданиями по теме «Географическое положение Древнего Египта»: (Приложение 4)

Реквизиты: историческая карта; картинки - животный и растительный мир.

Стр. 34- 35 учебника - «Страна Египет»

Задание для самостоятельного исследования

  1. Прочитайте текст на с. 34-35 «Страна Египет».

  2. С помощью карты определите местоположение Древнего Египта.

  3. Используя исторический документ и текст учебника, ответьте на вопросы:

  • Есть ли на территории Древнего государства реки? Если есть, укажите их название?

  • Омывается ли страна морями, если да, то какими?

  • Какие пустыни окружают страну?

  • Внимательно изучите дополнительную информацию и используй при ответе на вопрос, поставленный перед группой.

  1. Расскажите про животный и растительный мир Древнего Египта?

  2. Изучите выделенные в тексте курсивом определения: дельта, пороги, оазисы.

Приготовив исследовательскую работу, спикер поделится с нами результатами вашего исследования, которые необходимо вывесить на доску. Возможны дополнения других учеников.

Вторая группа исследователей. Пакет с заданиями по теме: «Природные условия Древнего Египта» (Приложение 5)

Реквизиты: картинки с изображением Хапи + документ «Хвалебные песни египтян Нилу» (стр. 38) картинка с изображением бога Хапи.

Стр. 35- 36 учебника - «Разливы Нила»

Задание для самостоятельного исследования

  1. Прочитайте текст на с. 36-37.

  2. Ответьте на вопрос « Кто управлял Египтом?» О существовании какого важнейшего образования на территории Египта это говорит? Обоснуйте и аргументируйте своё мнение.

  3. Внимательно изучите карту Древний Восток с.33 и найдите на ней столицу и крупные города Египетского государства.

  4. Как образовалось единое государство в Древнем Египте.

  5. В каком году образовалось единое государство в Древнем Египте?

  1. . Изучите выделенные в тексте курсивом определения и дату: рельеф, фараон, столица, 3 тысячи лет до н.э.

Приготовив исследовательскую работу, спикер поделится с нами результатами вашего исследования, которые необходимо вывесить на доску. Возможны дополнения других учеников.

Третья группа исследователей. Пакет с заданиями по теме: Возникновение государства в Египте (Приложение 6)

Реквизиты: карточки с изображением корон, карта Древнего Египта, изображение фараона

Стр. 36-37 «Объединение Египта»

Задание для самостоятельного исследования

  1. Ответьте на вопрос « Кто управлял Египтом?» О существовании какого важнейшего образования на территории Египта это говорит? Обоснуйте и аргументируйте своё мнение.

  2. Внимательно изучите карту Древний Восток с.33 и найдите на ней столицу и крупные города Египетского государства.

  3. Как образовалось единое государство в Древнем Египте.

  4. В каком году образовалось единое государство в Древнем Египте?

  5. Изучите выделенные в тексте курсивом определения: дельта, пороги, оазисы.

Приготовив исследовательскую работу, спикер поделится с нами результатами вашего исследования, которые необходимо вывесить на доску. Возможны дополнения других учеников.

Самостоятельное изучение нового материала, путём проведения исследовательской работы (10 минут)

Физкультурная минутка. (1-минута)

Физкультминутка.

«Оживим» древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке - гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

Кистями рук делаем "фонарики"

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями

изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

5.Реализация построенного проекта

Цель: реализовать построенный проект

Учитель: А теперь давайте попробуем всё, что мы выяснили в ходе работы в группах соединить в единое целое весь рассматриваемый нами материал.

Выступления команд. По ходу выступлений спикеры выходят к доске и крепят результаты исследований, и, опираясь на задания указанные в карточках, рассказывают о результатах проведённого исследования, остальные заполняют маршрутный лист. При этом задача каждой группы доказать, что Египет - дар Нила. Новые термины записываются в тетради.

Работа в парах: Взаимопроверка маршрутных листов. (1 минута)

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.

- А теперь попробуйте чётко, одним словом обосновать ответ на вопрос «Формированию чего было положено начало в результате возникновения на берегах Нила египетского государства?»Слова-подсказки: объединение людей, ведение хозяйства, особенности управления, культура.

На основе изученного материала обобщить выводы и вывести понятие «Цивилизация»Цивилизация - это объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

Почему Геродот называл Египет дар Нила?

7.Включение в систему знаний повторение.

Цель:

- выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.

-повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности


  • А сейчас мы с вами вернемся к нашему филфорду. Постарайтесь в течение 3 минут найти оставшиеся слова, которые относятся к теме нашего урока и дать определения новым терминам, которые зашифрованы в филфорде.

За правильные ответы вручаются скарабеи.

Выставление оценок.

8. Рефлексия УД на уроке

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…

Домашнее задание:

1 уровень: параграф 6, ответить на вопросы на с.37.

2 уровень: Рабочая тетрадь к учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свеницкой. В 2 частях. Часть 1» С. 20-21, задания 1, 3.

3 уровень: Сочинить стихотворение по теме.


































Оформление доски:

Тема: Государство на берегах Нила

Географическое положение Древнего Египта.

(Результаты самостоятельного исследования 1-й группы)

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Природно-климатические условия Древнего Египта

(Результаты самостоятельного исследования 2-й группы)

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Возникновение государства в Египте.

(Результаты самостоятельного исследования 3-й группы)

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Проблема: Почему Египет называли дар Нила

Новые понятия: цивилизация, папирус, дельта, оазис, ил, фараон, папирус, рельеф, государство.

Записываются учащимися в тетрадь в ходе урока

Цивилизация - объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

Папирус - высокий тростник, материал для письма.

Пороги - каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству.

Дельта - место впадения реки в море, разделенное на рукава.

Оазис - островки зелени в пустыне.

Фараон - правитель Египта.

Рельеф - выпуклое изображение на камне.

Ил - частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.
















Приложение 1


Г

О

С

Ц

И

В

С

Т

Р

А

Р

Е

У

Д

А

И

Л

И

Н

Н

Ф

К

И

Л

Р

С

Т

З

И

А

А

А

Р

Е

М

Е

В

А

Л

П

Р

А

О

Л

З

М

О

Ц

И

А

П

У

Н

Ь

Е

Ф

М

О

Я

П

О

Т

Д

Е

М

И

С

Р

Е

И

Р

К

Е

Ф

Л

Е

Д

В

Е

Р

О

И

Л

О

А

З

Е

Л

К

У

Г

И

Ь

Т

А

И

С

И

Е

С










Приложение 2

Маршрутный лист

Выдан ученику(це): ______________________________________

Цель поездки: доказать, что «Египет - дар Нила»

Характеристики страны

Древний Египет

Местоположение

Реки

Климат

Природные условия

Растительный мир

Животный мир

Столица












Приложение 3

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила



Приложение 4

Задание для самостоятельного исследования по теме «Географическое положение Древнего Египта»

  1. Прочитайте текст на с. 34-35 «Страна Египет».

2. С помощью карты определите местоположение Древнего Египта.

3.Используя исторический документ и текст учебника, ответьте на вопросы:

  • Есть ли на территории Древнего государства реки? Если есть, укажите их название?

  • Омывается ли страна морями, если да, то какими?

  • Какие пустыни окружают страну?

  • Внимательно изучите дополнительную информацию и используй при ответе на вопрос, поставленный перед группой.

  1. Расскажите про животный и растительный мир Древнего Египта?

  2. Изучите выделенные в тексте курсивом определения: дельта, пороги, оазисы.

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека

30. Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется, не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние… Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.

31. …Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристани <.. .>

Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой… Очертания его продолговатые; он имеет прибрежную полосу в две тысячи стадий (стадий - 184,97 м), а вглубь материка простирается почти на шесть тысяч стадий.





Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Папирус

Лотос

Конспект урокаГосударство на берегах Нила


Оазис


Приложение 5


Задание для самостоятельного исследования по теме «Природно-климатические условия Древнего Египта»

  1. Прочитайте текст на с. 35-36 «Разливы Нила».

  2. Какую роль играл Нил в жизни людей Древнего Египта?

  3. Почему разливы реки начинаются в июне? (Используйте миф о боге Хапи)

  4. Почему историк Геродот называет Египет - дар Нила?

  5. Изучите выделенное в тексте курсивом определение: ил.








Конспект урокаГосударство на берегах НилаХапи





Между двумя цепями гор, тянущимися вдоль нильских берегов, в напоенном солнцем просторе лежит царство Та-Кемет - «Черная Земля», как называют свою страну сами ее жители, древние египтяне. Если чужестранец - путешественник или приезжий торговец - спросит, почему земля «черная», ему охотно объяснят, что «черная» - значит живая, плодородная земля, а «Красная Земля» раскинула свои дышащие жаром пески по другую сторону горных хребтов; там - пустыня, царство злого Сета, там - смерть. А жизнь - здесь, в зеленой долине.

Добрый речной бог Хапи - пожилой мужчина в набедренной повязке рыбака, увенчанный короной из связок папируса, лотосов и водорослей, владыка Нила и повелитель наводнений - каждый год заставляет реку разливаться вширь, а когда вода уходит, на пашнях и лугах остается густой слой плодородного ила. Это и делает землю Та-Кемет живой, черной.

Живет Хапи за первым порогом Нила в охраняемой священным зверем пещере. В его руках два сосуда с водой. Бог Хапи наклоняет сосуды то больше, то меньше. Летом он сильнее наклоняет сосуды, вода льёт из них потоками и попадает в Нил. Река вздувается, выходит из берегов и заливает всю страну! Без разливов Нила не было бы жизни на его берегах. Поэтому египтяне пели благодарственные песни доброму богу.

.











Приложение 6

Задание для самостоятельного исследования по теме «Объединение Египта»

  1. Прочитайте текст на с. 36-37.

  2. Ответьте на вопрос « Кто управлял Египтом?» О существовании какого важнейшего образования на территории Египта это говорит? Обоснуйте и аргументируйте своё мнение.

  3. Внимательно изучите карту Древний Восток с.33 и найдите на ней столицу и крупные города Египетского государства.

  4. Как образовалось единое государство в Древнем Египте.

  5. В каком году образовалось единое государство в Древнем Египте?

  1. . Изучите выделенные в тексте курсивом определения и дату: рельеф, фараон, столица, 3 тысячи лет до н.э.





Конспект урокаГосударство на берегах Нила

Конспект урокаГосударство на берегах Нила



Список используемой литературы


  1. Арасланова О.В. Соловьев К.И. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс, 3 изд. - М: ВАКО, 2007.

  2. Атлас по истории Древнего мира.

  3. Вигасин А.А. История Древнего мира.5 класс: учеб. для общеобразов. учреждений /А.А. Вигасин, Г.И. Годер,И.С. Свеницкая, 16 изд. - М. Просвещение, 2012.

  4. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира.5 класс. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 выпусках. Выпуск 1. - М. Просвещение, 2007

  5. Древнии Египет | Физкультминутка.wallit.ru10-klass/drevnii-egipet/

  6. Используемая методическая литература:

  7. Иллюстрации yandex.ru/images›

  8. Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987. С. 31-33.

  9. Легенды и мифы Древнего Египта liudushka.narod.ru›e04simple.html

19


© 2010-2022