Конспект урока на тему Начало раздробления Древнерусского государства (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Судоль Вероника Александровна

Район

Московский

Место работы

МБОУ «Школа № 69» г. Н. Новгорода

Должность

Учитель истории


УМК по отечественной истории


  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с Древнейших времен до конца XVI в. 6 класс М.: Экзамен, 2011 год


Общая информация

Тема урока

Начало раздробления Древнерусского государства

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)


Цель урока: сформировать у учащихся понятия о феодальной раздробленности Древнерусского государства и ее причинах.

Задачи: образовательные: выяснить причины раздробленности; выявить положительные и отрицательные последствия раздробленности;

развивающие: развитие познавательного интереса; развитие умения прослеживать причинно-следственные связи: формирование навыка работы с исторической картой и историческими источниками, самостоятельной работы с текстом учебника; развивать умения и навыки учащихся: делать выводы, видать причинно-следственные связи, находить ошибки.

Воспитательные: Воспитание у учащихся эстетического вкуса, чувства патриотизма.

Необходимое оборудование

Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. М., 2015. Проектор, мультимедийная презентация

Дидактическое обеспечение

Карта «Русь в XII начале XII века».

Иллюстрации: а) Восстание в Киеве в 1068 году: киевляне разрушают тюрьму, князь Изяслав бежит из города. Миниатюра из русской летописи. Б) Памятник в ознаменование 900-летия съезда князей в Любиче. В) Сражение княжеской дружины с половцами. Миниатюра из русской летописи. Г) Отдых Владимира Мономаха после охоты художник В.Васнецов. Д) Горожане приглашают князя на правление. Миниатюра из русской летописи.


Планируемые результаты урока

  • Личностные


  • обрести мотивацию к изучению нового материала;

  • осмысливать важность изучения истории своей страны;


  • Предметные


  • работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные;

  • применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

  • формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории;


  • метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

регулятивные УУД - прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, вместе с учителем ставят и сохраняют учебную задачу; составляют схему изученного материала;

познавательные УУД - выявляют особенности и признаки объектов; выдвигают гипотезы, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему

коммуникативные УУД - самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе; определяют собственное отношение к явлениям современной жизни; формулируют свою точку зрения; развивают речь

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения


  • составление таблиц в тетради, ответы в ходе групповой работы, ответы на вопросы к историческим документам.


Литература и Интернет-ресурсы

Основная


  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с Древнейших времен до конца XVI в. М.: Прсвещение, 2015

  • Поурочные разработки по истории России к учебнику Данилова А. А., Косулиной Л. Г. История России с Древнейших времен до конца XVI в. М.: Прсвещение, 2011

Дополнительная


1. История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6 - 7 кл. Дидактические материалы / В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдуллаев и др. - М.: Дрофа, 2000. - 320 с.

2. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей/ Н.И. Костомаров. - М.: « Мысль», 1991. - 617 с.

3. Лубченков Ю.Н. Подлинная история Рюриковичей/ Ю.Н. Лубченков. - М.: Вече, 2007. - 448 с.

4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 1999.


План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Как реализованы требования ИКС
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Организационный этап


Проверяет готовность к уроку. Приветствует. Проверяет отсутствующих. Эмоционально настраивает класс.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Актуализация знаний


Ребята, сегодня мы начинаем изучать новый этап в истории Древнерусского государства. Вы знаете, что в правление Ярослава Мудрого Русь была не только единым, но и могущественным государством.

Назовите годы правления Ярослава Мудрого.

Хорошо! А как вы можете охарактеризовать порядок управления, который сложился после смерти Ярослава Мудрого?


1019-1054 гг

После смерти Ярослава Мудрого на Руси был установлен порядок управления, названный впоследствии «лествичным».

Сообщение темы урока, определение целей урока


Посмотрите на доску и обратите внимание на тему урока: «Начало раздробления Древнерусского государства».

Запишите в тетрадь число и тему.

Что же такое раздробление, почему оно вдруг началось в едином, могущественном государстве? Каким образом стало управляться некогда единое, а теперь раздробленное государство? Это мы и постараемся сегодня выяснить.


Записывают тему.


Записывают вопросы.

Изучение

нового материала












План:

1. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей.

2. Любечский съезд князей.

3. Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113-1125гг)

4. Причины раздробленности Древнерусского государства.

Государственное управление в период раздробленности.

1. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей.

В 1054 году умирает Ярослав Мудрый. Он делит земли между сыновьями: Изяслав - Киев, Святослав-Чернигов, Всеволод - Переяславль. Они создали новый свод законов - Правда Ярославичей, которая предусматривала наказание за покушение на княжескую собственность и на жизнь людей, управлявших княжеским хозяйством.

На юге угроза - половецкие племена (в степях между Доном и Днепром). Они грабили местное население, в 1068 г. - первый крупный набег на Русь. Битва на р.Альте закончилась поражением для рати братьев. Киевское вече решило продолжать войну, но Изяслав отказался. Его свергли и он бежал в Польшу, но вскоре вновь занял престол.

Святослав (при поддержке вече) решил свергнуть Изяслава. Эта вражда затянулась надолго.

1093 г. - умер последний Ярославич - Всеволод. По праву старшинства - престол к сыну Изяслава Святополку.

Половцы продолжали грабить Русь.

2. Любечский съезд князей.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Ответы на вопросы по прочитанному:

• Можно ли считать решение «каждый да держит вотчину свою» началом распада государства, а решение о совместном походе против половцев - фактом, способствовавшим объединению русских земель?

• Как вы думаете, могли князья выполнить решение съезда?


3. Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113-1125гг)

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Ответы на вопросы по прочитанному:

• Как Владимир Мономах стал киевским князем?

• Заслуги Владимира Мономаха перед Древнерусским государством.

4. Причины раздробленности Древнерусского государства.

Причины:

• Сложившийся в Древнерусском государстве порядок управления (стремление наместников киевского князя в волостях отделиться от Киева).

• Нет твердого и определенного порядка наследования киевского престола (путаница в принципе старшинства, которые приводили к военным столкновениям. Поэтому князья решали не тратить напрасно силы на это, а закреплялись на своей территории).

• Подрыв обороноспособности государства (половцы нападали на южные границы. Страдала Киевская земля и в итоге =>

• Рост новых городских центров.

• Обладание киевским престолом - чисто символический акт

• Изменения в хозяйственной жизни (Дружина оседала на землю. Богатство: теперь не дань, а ЭКСПЛУАТАЦИЯ зависимого сельского населения вотчин. Князья стремились укрепить свое княжество. Так же упадок заморской торговли).

5. Государственное управление в период раздробленности.

Русь распалась на 15 самостоятельных земель-княжеств. Но их количество менялось.

В княжестве: собственная династия с Великим князем, войско, деньги, мера длины и веса, самостоятельная внешняя политика.

Выделялись уделы - наследственное земельное держание младших членов княжеского рода (удельные князья - вассалы великих князей).

Регуляторы - обычаи и соглашения. Цель: укрепить свое княжество, расширить его за счет соседних земель. Великие князья благоустраивали свои территории.

Но русская земля сохранялась как единое целое (единые народность, язык, религия; митрополит проживал в Киеве; соблюдение Русской правды).

Раздробленность является закономерным и прогрессивным этапом в развитии любого государства, т.к. связана с более высоким уровнем развития экономики и политической системы.

Ребята, определите последствия государственной раздробленности - положительные и отрицательные.











Читают текст и отвечают на вопросы.

При существующем порядке внутреннего политического устройства сохранялась причина конфликтов - борьба за великокняжеский стол.

После воцарения внутреннего мира Владимир Мономах убедил других князей сообща идти на половцев, и русские князья дважды выступали против кочевников. Особенно удачным был 2й поход в 1111 г., который получил название «крестовый поход» против половцев, после чего на южных границах Руси воцарился мир.


Отвечают на вопрос по учебнику

Устав, поход против половцев

Конспектируют в тетради















Записывают:

С одной стороны она способствовала экономическому, политическому и культурному развитию отдельных княжеств, с другой - подорвала обороноспособность страны.

Первичное закрепление знаний



Выпишете в одну колонку политические, в другую - цветом экономические причины раздробления Древнерусского государства:

  1. Князья-наместники имели свой аппарат управления.

  2. В Древнерусском государстве не было четкого порядка наследования киевского престола.

  3. Оседание княжеской дружины на землю.

  4. Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а собственного князя, отстаивающего их интересы.

  5. Возвышение новых городских центров.

  6. Упадок Киевской земли из-за княжеских усобиц и половецких набегов.

  7. Упадок торгового пути «из варяг в греки».


Возвышение новых городских центров

Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а собственного князя,

отстаивающего их интересы.

Упадок торгового пути «из варяг в греки»

В Древнерусском государстве не было четкого порядка наследования киевского престола.

Оседание княжеской дружины на землю

Упадок Киевской земли из-за княжеских усобиц и половецких набегов.

Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений



Вопросы классу:

  1. Как вы думаете, почему после смерти Ярослава Мудрого начались княжеские усобицы? Было ли это связано только с личностями князей?

  2. Чем отличался порядок управления Древнерусским государством в XI и XII вв.?

  3. Какое значение для развития Древнерусского государства имел Любечский съезд?

В письменной форме отвечают на вопросы, сдают работы

Подведение итогов урока, объявление домашнего задания



Таким образом, в середине XII века в развитии Древнерусского государства наступил период раздробленности. Он был вызван как политическими, т.е. связанными с особенностями государственного управления, так и экономическими, т.е связанными с хозяйственной жизнью людей, причинами. Но некоторые элементы государства сохранились.

Дифференцированное задание.

  1. Для сильных учеников заполнить таблицу «Древнерусское законодательство» (для этого необходимо вспомнить также материал § 6 учебника).

Название
документа

Содержание документа

Правда

Ярослава

Правда

Ярославичей

«Устав»

Владимира

Мономаха

2. Для средних учеников - подготовить сообщение по миниатюре из русской летописи «Сражение княжеской дружины с половцами» (стр. 76 учебника) с использованием дополнительных источников.

3. Для слабых учеников - ответить на вопросы параграфа 9.



Записывают Д/з в дневники

Конспект урока на тему Начало раздробления Древнерусского государства (6 класс)

© 2010-2022