- Преподавателю
- История
- Конспект урока на тему Начало раздробления Древнерусского государства (6 класс)
Конспект урока на тему Начало раздробления Древнерусского государства (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Судоль В.А. |
Дата | 13.07.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью)
Судоль Вероника Александровна
Район
Московский
Место работы
МБОУ «Школа № 69» г. Н. Новгорода
Должность
Учитель истории
УМК по отечественной истории
-
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с Древнейших времен до конца XVI в. 6 класс М.: Экзамен, 2011 год
Общая информация
Тема урока
Начало раздробления Древнерусского государства
Тип урока
Урок открытия новых знаний
Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)
Цель урока: сформировать у учащихся понятия о феодальной раздробленности Древнерусского государства и ее причинах.
Задачи: образовательные: выяснить причины раздробленности; выявить положительные и отрицательные последствия раздробленности;
развивающие: развитие познавательного интереса; развитие умения прослеживать причинно-следственные связи: формирование навыка работы с исторической картой и историческими источниками, самостоятельной работы с текстом учебника; развивать умения и навыки учащихся: делать выводы, видать причинно-следственные связи, находить ошибки.
Воспитательные: Воспитание у учащихся эстетического вкуса, чувства патриотизма.
Необходимое оборудование
Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. М., 2015. Проектор, мультимедийная презентация
Дидактическое обеспечение
Карта «Русь в XII начале XII века».
Иллюстрации: а) Восстание в Киеве в 1068 году: киевляне разрушают тюрьму, князь Изяслав бежит из города. Миниатюра из русской летописи. Б) Памятник в ознаменование 900-летия съезда князей в Любиче. В) Сражение княжеской дружины с половцами. Миниатюра из русской летописи. Г) Отдых Владимира Мономаха после охоты художник В.Васнецов. Д) Горожане приглашают князя на правление. Миниатюра из русской летописи.
Планируемые результаты урока
-
Личностные
-
обрести мотивацию к изучению нового материала;
-
осмысливать важность изучения истории своей страны;
-
Предметные
-
работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные;
-
применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;
-
формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории;
-
метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)
регулятивные УУД - прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, вместе с учителем ставят и сохраняют учебную задачу; составляют схему изученного материала;
познавательные УУД - выявляют особенности и признаки объектов; выдвигают гипотезы, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему
коммуникативные УУД - самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе; определяют собственное отношение к явлениям современной жизни; формулируют свою точку зрения; развивают речь
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения
-
составление таблиц в тетради, ответы в ходе групповой работы, ответы на вопросы к историческим документам.
Литература и Интернет-ресурсы
Основная
-
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с Древнейших времен до конца XVI в. М.: Прсвещение, 2015
-
Поурочные разработки по истории России к учебнику Данилова А. А., Косулиной Л. Г. История России с Древнейших времен до конца XVI в. М.: Прсвещение, 2011
Дополнительная
1. История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6 - 7 кл. Дидактические материалы / В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдуллаев и др. - М.: Дрофа, 2000. - 320 с.
2. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей/ Н.И. Костомаров. - М.: « Мысль», 1991. - 617 с.
3. Лубченков Ю.Н. Подлинная история Рюриковичей/ Ю.Н. Лубченков. - М.: Вече, 2007. - 448 с.
4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 1999.
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Как реализованы требования ИКС
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Организационный этап
Проверяет готовность к уроку. Приветствует. Проверяет отсутствующих. Эмоционально настраивает класс.
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
Актуализация знаний
Ребята, сегодня мы начинаем изучать новый этап в истории Древнерусского государства. Вы знаете, что в правление Ярослава Мудрого Русь была не только единым, но и могущественным государством.
Назовите годы правления Ярослава Мудрого.
Хорошо! А как вы можете охарактеризовать порядок управления, который сложился после смерти Ярослава Мудрого?
1019-1054 гг
После смерти Ярослава Мудрого на Руси был установлен порядок управления, названный впоследствии «лествичным».
Сообщение темы урока, определение целей урока
Посмотрите на доску и обратите внимание на тему урока: «Начало раздробления Древнерусского государства».
Запишите в тетрадь число и тему.
Что же такое раздробление, почему оно вдруг началось в едином, могущественном государстве? Каким образом стало управляться некогда единое, а теперь раздробленное государство? Это мы и постараемся сегодня выяснить.
Записывают тему.
Записывают вопросы.
Изучение
нового материала
План:
1. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей.
2. Любечский съезд князей.
3. Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113-1125гг)
4. Причины раздробленности Древнерусского государства.
Государственное управление в период раздробленности.
1. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей.
В 1054 году умирает Ярослав Мудрый. Он делит земли между сыновьями: Изяслав - Киев, Святослав-Чернигов, Всеволод - Переяславль. Они создали новый свод законов - Правда Ярославичей, которая предусматривала наказание за покушение на княжескую собственность и на жизнь людей, управлявших княжеским хозяйством.
На юге угроза - половецкие племена (в степях между Доном и Днепром). Они грабили местное население, в 1068 г. - первый крупный набег на Русь. Битва на р.Альте закончилась поражением для рати братьев. Киевское вече решило продолжать войну, но Изяслав отказался. Его свергли и он бежал в Польшу, но вскоре вновь занял престол.
Святослав (при поддержке вече) решил свергнуть Изяслава. Эта вражда затянулась надолго.
1093 г. - умер последний Ярославич - Всеволод. По праву старшинства - престол к сыну Изяслава Святополку.
Половцы продолжали грабить Русь.
2. Любечский съезд князей.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Ответы на вопросы по прочитанному:
• Можно ли считать решение «каждый да держит вотчину свою» началом распада государства, а решение о совместном походе против половцев - фактом, способствовавшим объединению русских земель?
• Как вы думаете, могли князья выполнить решение съезда?
3. Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113-1125гг)
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Ответы на вопросы по прочитанному:
• Как Владимир Мономах стал киевским князем?
• Заслуги Владимира Мономаха перед Древнерусским государством.
4. Причины раздробленности Древнерусского государства.
Причины:
• Сложившийся в Древнерусском государстве порядок управления (стремление наместников киевского князя в волостях отделиться от Киева).
• Нет твердого и определенного порядка наследования киевского престола (путаница в принципе старшинства, которые приводили к военным столкновениям. Поэтому князья решали не тратить напрасно силы на это, а закреплялись на своей территории).
• Подрыв обороноспособности государства (половцы нападали на южные границы. Страдала Киевская земля и в итоге =>
• Рост новых городских центров.
• Обладание киевским престолом - чисто символический акт
• Изменения в хозяйственной жизни (Дружина оседала на землю. Богатство: теперь не дань, а ЭКСПЛУАТАЦИЯ зависимого сельского населения вотчин. Князья стремились укрепить свое княжество. Так же упадок заморской торговли).
5. Государственное управление в период раздробленности.
Русь распалась на 15 самостоятельных земель-княжеств. Но их количество менялось.
В княжестве: собственная династия с Великим князем, войско, деньги, мера длины и веса, самостоятельная внешняя политика.
Выделялись уделы - наследственное земельное держание младших членов княжеского рода (удельные князья - вассалы великих князей).
Регуляторы - обычаи и соглашения. Цель: укрепить свое княжество, расширить его за счет соседних земель. Великие князья благоустраивали свои территории.
Но русская земля сохранялась как единое целое (единые народность, язык, религия; митрополит проживал в Киеве; соблюдение Русской правды).
Раздробленность является закономерным и прогрессивным этапом в развитии любого государства, т.к. связана с более высоким уровнем развития экономики и политической системы.
Ребята, определите последствия государственной раздробленности - положительные и отрицательные.
Читают текст и отвечают на вопросы.
При существующем порядке внутреннего политического устройства сохранялась причина конфликтов - борьба за великокняжеский стол.
После воцарения внутреннего мира Владимир Мономах убедил других князей сообща идти на половцев, и русские князья дважды выступали против кочевников. Особенно удачным был 2й поход в 1111 г., который получил название «крестовый поход» против половцев, после чего на южных границах Руси воцарился мир.
Отвечают на вопрос по учебнику
Устав, поход против половцев
Конспектируют в тетради
Записывают:
С одной стороны она способствовала экономическому, политическому и культурному развитию отдельных княжеств, с другой - подорвала обороноспособность страны.
Первичное закрепление знаний
Выпишете в одну колонку политические, в другую - цветом экономические причины раздробления Древнерусского государства:
-
Князья-наместники имели свой аппарат управления.
-
В Древнерусском государстве не было четкого порядка наследования киевского престола.
-
Оседание княжеской дружины на землю.
-
Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а собственного князя, отстаивающего их интересы.
-
Возвышение новых городских центров.
-
Упадок Киевской земли из-за княжеских усобиц и половецких набегов.
-
Упадок торгового пути «из варяг в греки».
Возвышение новых городских центров
Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а собственного князя,
отстаивающего их интересы.
Упадок торгового пути «из варяг в греки»
В Древнерусском государстве не было четкого порядка наследования киевского престола.
Оседание княжеской дружины на землю
Упадок Киевской земли из-за княжеских усобиц и половецких набегов.
Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений
Вопросы классу:
-
Как вы думаете, почему после смерти Ярослава Мудрого начались княжеские усобицы? Было ли это связано только с личностями князей?
-
Чем отличался порядок управления Древнерусским государством в XI и XII вв.?
-
Какое значение для развития Древнерусского государства имел Любечский съезд?
В письменной форме отвечают на вопросы, сдают работы
Подведение итогов урока, объявление домашнего задания
Таким образом, в середине XII века в развитии Древнерусского государства наступил период раздробленности. Он был вызван как политическими, т.е. связанными с особенностями государственного управления, так и экономическими, т.е связанными с хозяйственной жизнью людей, причинами. Но некоторые элементы государства сохранились.
Дифференцированное задание.
-
Для сильных учеников заполнить таблицу «Древнерусское законодательство» (для этого необходимо вспомнить также материал § 6 учебника).
документа
Содержание документа
Правда
Ярослава
Правда
Ярославичей
«Устав»
Владимира
Мономаха
2. Для средних учеников - подготовить сообщение по миниатюре из русской летописи «Сражение княжеской дружины с половцами» (стр. 76 учебника) с использованием дополнительных источников.
3. Для слабых учеников - ответить на вопросы параграфа 9.
Записывают Д/з в дневники