• Преподавателю
  • История
  • Поурочный план по Всемирной истории на тему Социальная структура древнего Египта (6 класс)

Поурочный план по Всемирной истории на тему Социальная структура древнего Египта (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата: ___________ Класс: 6 ВИ Урок: ____

Тема: Социальная структура древнего Египта

Цели урока: Изучить социальную структуру древнего Египта, положение жителей и их занятия

Образовательные: Подчеркнуть, что государственная власть осуществляется на определенной территории, развивать понятия о границах власти, о государстве.

Развивающие: Раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества.

Воспитательные: Рассказывая о труде ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду, мастерству.

Тип урока: Комбинированный урок.


ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Опрос домашних заданий.

а) Охарактеризуйте природные условия Древнего Египта.

б) Как вы понимаете выражение: «Нил - благодатная река»?

Учитель обходит ряды, проверяя выполнение домашнего задания, поднимает 2-3 учащихся, чтобы они прочитали свои домашние работы.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

План

1. Социальная структура и положение жителей Египта

2. Представители знати Египта

3. Завоевательная политика фараонов

Социальная структура и положение жителей Египта

Закончилась еще одна кровопролитная война, начатая фараоном Тутмосом III.

Казна фараона пополнилась дополнительным богатством. Вернулся домой и крестьянин, честно сражавшийся в рядах фараоновых войск. Что он увидел дома, возвратясь с поля брани?

В каком положении оказалось его хозяйство во время отсутствия хозяина? Подумайте и ответьте.

  1. Выслушав ответы учащихся, учитель переходит к обрисовыванию положения трудящихся масс. Многие из них возвращались домой ранеными, искалеченными, негодными к труду, поэтому влачили нищенское существование. Это способствовало углублению имущественного и социального неравенства, т.е. Древний Египет раскололся на богатых и бедных.

  2. Египетские воины не только захватывали и грабили богатства, ценные вещи и скот завоеванных стран, но и уводили людей в плен.

Почему военнопленные стали «ценной» добычей? Почему их называли «живыми убитыми»?

Выслушав ответы учащихся, учитель подчеркивает, что рабы выполняли самые тяжелые работы: они трудились на полях, в строительстве, в мастерских, строили огромные храмы и гробницы фараонов.

Во 2 тысячелетии до н.э. рабы трудились во всех отраслях хозяйства. Они обрабатывали земли, засевали их, убирали урожай, заготавливали сено, пасли скот, трудились в камнедобыче и обработке строительного камня.

- Как вы думаете, в чем основной источник рабства в Древнем Египте? К чему могло привести увеличение количества рабов?

В Древнем Египте крестьяне несли две повинности: платили налоги натурой и выполняли трудовые повинности. Крестьяне платили налоги со своих земель зерном и другими продуктами.

Чиновники вели учет земельных наделов, количества скота, плодовых деревьев каждого крестьянина. Представьте себе. К осени к земельному наделу крестьянина приходит сборщик налогов и считает урожай. Чиновники с палками и пальмовыми ветками в руках требовали сдачи урожая. По мнению сборщика налогов, его труд тяжел и неблагодарен.

«Как приходишь к крестьянам, - говорит чиновник, - они вечно хнычут, что нет урожая. Не хотят ничего отдавать, поэтому попробуй только прийти сюда без охраны. Готовы наброситься и избить». Как вы думаете, прав ли сборщик налогов?

Заполняя таблицу на доске с помощью учащихся и заостряя их внимание, учитель спрашивает:

«Кто такие крестьяне? Охарактеризуйте хозяйство крестьянина. Почему мы относим крестьян к эксплуатируемым? Кто и как эксплуатировал их? В чем разница между рабом и крестьянином? У кого совсем не было прав? Докажите».

О работе ремесленников учитель просит одного из учащихся прочитать текст учебника вслух.

Представители знати Египта и завоевательная политика фараонов

Государственный аппарат Древнего Египта состоял из

вельмож, выполнявших различные служебные обязанности. Учитель обращает внимание учащихся на связи вельмож, которых на государственную службу назначали лично фараоны. К вельможам относились чиновники двора, царские советники, судьи, военачальники, писцы, надсмотрщики, посыльные.

Они не считались с простым народом, социально обособились. Учитель должен убедить учащихся в том, что древнеегипетское государство являлось орудием принуждения, средством угнетения крестьян и рабов.

Учитель заключает урок выводом о том, что в Древнем Египте рабовладельческое государство защищало интересы господствующих классов, стало орудием классового угнетения.

1. Фараоны. Учитель подчеркивает, что так называли царей Древнего Египта. Они пользовались неограниченной властью, были хозяевами всего народа и природных богатств страны, в интересах вельмож жестоко эксплуатировали простой народ.

Фараоны одаривали вельмож целыми поместьями, беспощадно карали людей, покушавшихся на их имущество и жизнь. В ходе рассказа учитель воссоздает портрет фараона и вельмож. Обращается к рисункам в книге.

В Древнем Египте фараонов обожествляли. Учитель пишет на доске, что слово фараон происходит от древнеегипетского «перо-о» - большой дом (дворец царя).

Кто относился к вельможам, учитель также может написать на доске. О жизни и быте их можно прочитать по учебнику.

- Таким образом, - заключает учитель первый вопрос, - фараоны с вельможами, от наместников до тюремных стражников, правили Египтом. В их распоряжении было много войска, вооруженные стражи.

2. В середине 2 тысячелетия до н.э. Египтом правил фараон Тутмос III, прославившийся своими завоевательными походами. Большую часть войска Тутмоса III составляли пехотные полки. По приказу фараона чиновники производили набор в войско, рабов туда не брали, большинство новобранцев составляли крестьяне. Опытные командиры обучали воинов маршировать и бегать шеренгами, стрелять из лука, владеть копьем и кинжалом. В мирное время воинов заставляли работать в каменоломнях. Ленивых и неповоротливых наказывали палками.

Успех сражений во многом зависел от действий пехоты. По вооружению пехота делилась на легковооруженных - стрелков из лука и тяжеловооруженных, имевших длинные копья, топорики, а иногда - искривленные мечи.

Учитель подчеркивает, что в те времена при изготовлении оружия широко использовали бронзу. Он поясняет, что медь и олово - мягкие металлы, а сплав из этих металлов, называемый бронзой, намного тверже и прочнее как меди, так и олова, отдельно взятых.

Учитель рассказывает о составе египетских войск, о доведении числа воинов в пехотных полках до 30 тыс., о создании особого рода войск - колесничного войска. Колесничими были знатные и богатые египтяне. Тяжелые колесницы превратились в главную ударную силу египетских войск и внесли изменения в военную тактику. Войско получило возможность стремительно нападать на врага и энергично преследовать его после поражения. Обычно колесницами командовали знатные вельможи, иногда даже царевичи - сыновья фараонов.

Формируя пополнение в наемное войско, учитель говорит, что фараоны за плату нанимали воинов среди соседних народов Азии и Африки. «Предположите, - продолжает учитель, - в каких случаях фараоны охотнее использовали наемное войско, а не войско из египтян?»

Выслушав ответы учащихся, учитель продолжает:

- По своим боевым качествам наемное войско превосходило войско, набранное из крестьян. Наемники хорошо владели военным искусством.

Учитель задает вопросы: «Какими качествами наемники превосходили крестьян? В чем уступали им? В какой обстановке могли оказаться менее надежными?» Получив ответы, приступает к характеристике общих видов войска. «Война для наемников, - подчеркивает учитель, - была

единственным занятием, их профессией, источником их существования. Поэтому они часто превосходили крестьян по своим боевым качествам, умению сражаться, преследовать отступающего противника, брать штурмом крепости. Отрицательные стороны этого войска выявляются с помощью вопроса: «Предположим, враги напали на Египет. Какие войска будут мужественнее защищать страну и почему?»

Крестьян, взятых в войско фараона, обучали военному искусству, и они становились лучниками или метателями копий. Однако в походе мысли крестьян были заняты о родной деревне, о хозяйстве и семье. Один, например, беспокоится о неотремонтированном хлеве для быков, другой вспоминает, что наступило время жатвы, его волнует, справятся ли домашние с ней. В сравнениях раскрываются положительные и отрицательные стороны двух войск.

Фараоны безжалостно грабили побежденные страны. Войска возвращались с огромной добычей. По пыльным дорогам Азии и Африки в Египет гнали огромные стада и табуны захваченных овец, коров, быков, лошадей. Везли на мулах и кораблях золото, бронзу, ткани, ценное черное дерево. Но главная добыча - это пленники. Почему военнопленные считались ценной добычей? Сделайте выводы.

  1. Вернувшись с войны, крестьяне, мужественно сражавшиеся в боях, что привозили домой, и что они видели, возвратясь домой?

  2. В каком положении оказалось хозяйство за время отсутствия крестьянина?

  3. Какие были последствия от непрерывных войн для египетского царства? Выскажите свои мнения.

Проверка усвоения учащимися нового материала.

Закрепление нового материала.

Задание на дом: Убедиться в том, что задания на дом понятны всем учащимся (точнее, какие работы и как их выполнять).

1 задание. Заполни таблицу.

Вопросы

Рабы

Земледельцы

Ремесленники

Каменщики,

каменотесы

Чем владели?


Какую работу

выполняли?


Какими правами

пользовались?


1 задание. Охарактеризуй деятельность представителей знати Древнего Египта.

Кто?

Какой деятельностью, работой занимались?

Фараоны

Администраторы

Писцы

Стражники и посыльные

1 задание. Заполни таблицу, сравнив природные условия Древнего Двуречья и Египта.

Государства

Реки

Условия, благоприятные для ведения хозяйства

Государства Древнего Двуречья

Египет

Сходства

Различия

1 задание. Сравни культуру государств Древнего Двуречья с культурой Древнего Египта.

Научные знания

Государства Древнего Двуречья

Древний Египет

Письменность

Математические

знания

Знания

о небесном мире

Медицина

Литература

Искусство


© 2010-2022