- Преподавателю
- История
- Поурочный план по Всемирной истории на тему Социальная структура древнего Египта (6 класс)
Поурочный план по Всемирной истории на тему Социальная структура древнего Египта (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Аманжолов К.К. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дата: ___________ Класс: 6 ВИ Урок: ____
Тема: Социальная структура древнего Египта
Цели урока: Изучить социальную структуру древнего Египта, положение жителей и их занятия
Образовательные: Подчеркнуть, что государственная власть осуществляется на определенной территории, развивать понятия о границах власти, о государстве.
Развивающие: Раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества.
Воспитательные: Рассказывая о труде ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду, мастерству.
Тип урока: Комбинированный урок.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Опрос домашних заданий.
а) Охарактеризуйте природные условия Древнего Египта.
б) Как вы понимаете выражение: «Нил - благодатная река»?
Учитель обходит ряды, проверяя выполнение домашнего задания, поднимает 2-3 учащихся, чтобы они прочитали свои домашние работы.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
План
1. Социальная структура и положение жителей Египта
2. Представители знати Египта
3. Завоевательная политика фараонов
Социальная структура и положение жителей Египта
Закончилась еще одна кровопролитная война, начатая фараоном Тутмосом III.
Казна фараона пополнилась дополнительным богатством. Вернулся домой и крестьянин, честно сражавшийся в рядах фараоновых войск. Что он увидел дома, возвратясь с поля брани?
В каком положении оказалось его хозяйство во время отсутствия хозяина? Подумайте и ответьте.
-
Выслушав ответы учащихся, учитель переходит к обрисовыванию положения трудящихся масс. Многие из них возвращались домой ранеными, искалеченными, негодными к труду, поэтому влачили нищенское существование. Это способствовало углублению имущественного и социального неравенства, т.е. Древний Египет раскололся на богатых и бедных.
-
Египетские воины не только захватывали и грабили богатства, ценные вещи и скот завоеванных стран, но и уводили людей в плен.
Почему военнопленные стали «ценной» добычей? Почему их называли «живыми убитыми»?
Выслушав ответы учащихся, учитель подчеркивает, что рабы выполняли самые тяжелые работы: они трудились на полях, в строительстве, в мастерских, строили огромные храмы и гробницы фараонов.
Во 2 тысячелетии до н.э. рабы трудились во всех отраслях хозяйства. Они обрабатывали земли, засевали их, убирали урожай, заготавливали сено, пасли скот, трудились в камнедобыче и обработке строительного камня.
- Как вы думаете, в чем основной источник рабства в Древнем Египте? К чему могло привести увеличение количества рабов?
В Древнем Египте крестьяне несли две повинности: платили налоги натурой и выполняли трудовые повинности. Крестьяне платили налоги со своих земель зерном и другими продуктами.
Чиновники вели учет земельных наделов, количества скота, плодовых деревьев каждого крестьянина. Представьте себе. К осени к земельному наделу крестьянина приходит сборщик налогов и считает урожай. Чиновники с палками и пальмовыми ветками в руках требовали сдачи урожая. По мнению сборщика налогов, его труд тяжел и неблагодарен.
«Как приходишь к крестьянам, - говорит чиновник, - они вечно хнычут, что нет урожая. Не хотят ничего отдавать, поэтому попробуй только прийти сюда без охраны. Готовы наброситься и избить». Как вы думаете, прав ли сборщик налогов?
Заполняя таблицу на доске с помощью учащихся и заостряя их внимание, учитель спрашивает:
«Кто такие крестьяне? Охарактеризуйте хозяйство крестьянина. Почему мы относим крестьян к эксплуатируемым? Кто и как эксплуатировал их? В чем разница между рабом и крестьянином? У кого совсем не было прав? Докажите».
О работе ремесленников учитель просит одного из учащихся прочитать текст учебника вслух.
Представители знати Египта и завоевательная политика фараонов
Государственный аппарат Древнего Египта состоял из
вельмож, выполнявших различные служебные обязанности. Учитель обращает внимание учащихся на связи вельмож, которых на государственную службу назначали лично фараоны. К вельможам относились чиновники двора, царские советники, судьи, военачальники, писцы, надсмотрщики, посыльные.
Они не считались с простым народом, социально обособились. Учитель должен убедить учащихся в том, что древнеегипетское государство являлось орудием принуждения, средством угнетения крестьян и рабов.
Учитель заключает урок выводом о том, что в Древнем Египте рабовладельческое государство защищало интересы господствующих классов, стало орудием классового угнетения.
1. Фараоны. Учитель подчеркивает, что так называли царей Древнего Египта. Они пользовались неограниченной властью, были хозяевами всего народа и природных богатств страны, в интересах вельмож жестоко эксплуатировали простой народ.
Фараоны одаривали вельмож целыми поместьями, беспощадно карали людей, покушавшихся на их имущество и жизнь. В ходе рассказа учитель воссоздает портрет фараона и вельмож. Обращается к рисункам в книге.
В Древнем Египте фараонов обожествляли. Учитель пишет на доске, что слово фараон происходит от древнеегипетского «перо-о» - большой дом (дворец царя).
Кто относился к вельможам, учитель также может написать на доске. О жизни и быте их можно прочитать по учебнику.
- Таким образом, - заключает учитель первый вопрос, - фараоны с вельможами, от наместников до тюремных стражников, правили Египтом. В их распоряжении было много войска, вооруженные стражи.
2. В середине 2 тысячелетия до н.э. Египтом правил фараон Тутмос III, прославившийся своими завоевательными походами. Большую часть войска Тутмоса III составляли пехотные полки. По приказу фараона чиновники производили набор в войско, рабов туда не брали, большинство новобранцев составляли крестьяне. Опытные командиры обучали воинов маршировать и бегать шеренгами, стрелять из лука, владеть копьем и кинжалом. В мирное время воинов заставляли работать в каменоломнях. Ленивых и неповоротливых наказывали палками.
Успех сражений во многом зависел от действий пехоты. По вооружению пехота делилась на легковооруженных - стрелков из лука и тяжеловооруженных, имевших длинные копья, топорики, а иногда - искривленные мечи.
Учитель подчеркивает, что в те времена при изготовлении оружия широко использовали бронзу. Он поясняет, что медь и олово - мягкие металлы, а сплав из этих металлов, называемый бронзой, намного тверже и прочнее как меди, так и олова, отдельно взятых.
Учитель рассказывает о составе египетских войск, о доведении числа воинов в пехотных полках до 30 тыс., о создании особого рода войск - колесничного войска. Колесничими были знатные и богатые египтяне. Тяжелые колесницы превратились в главную ударную силу египетских войск и внесли изменения в военную тактику. Войско получило возможность стремительно нападать на врага и энергично преследовать его после поражения. Обычно колесницами командовали знатные вельможи, иногда даже царевичи - сыновья фараонов.
Формируя пополнение в наемное войско, учитель говорит, что фараоны за плату нанимали воинов среди соседних народов Азии и Африки. «Предположите, - продолжает учитель, - в каких случаях фараоны охотнее использовали наемное войско, а не войско из египтян?»
Выслушав ответы учащихся, учитель продолжает:
- По своим боевым качествам наемное войско превосходило войско, набранное из крестьян. Наемники хорошо владели военным искусством.
Учитель задает вопросы: «Какими качествами наемники превосходили крестьян? В чем уступали им? В какой обстановке могли оказаться менее надежными?» Получив ответы, приступает к характеристике общих видов войска. «Война для наемников, - подчеркивает учитель, - была
единственным занятием, их профессией, источником их существования. Поэтому они часто превосходили крестьян по своим боевым качествам, умению сражаться, преследовать отступающего противника, брать штурмом крепости. Отрицательные стороны этого войска выявляются с помощью вопроса: «Предположим, враги напали на Египет. Какие войска будут мужественнее защищать страну и почему?»
Крестьян, взятых в войско фараона, обучали военному искусству, и они становились лучниками или метателями копий. Однако в походе мысли крестьян были заняты о родной деревне, о хозяйстве и семье. Один, например, беспокоится о неотремонтированном хлеве для быков, другой вспоминает, что наступило время жатвы, его волнует, справятся ли домашние с ней. В сравнениях раскрываются положительные и отрицательные стороны двух войск.
Фараоны безжалостно грабили побежденные страны. Войска возвращались с огромной добычей. По пыльным дорогам Азии и Африки в Египет гнали огромные стада и табуны захваченных овец, коров, быков, лошадей. Везли на мулах и кораблях золото, бронзу, ткани, ценное черное дерево. Но главная добыча - это пленники. Почему военнопленные считались ценной добычей? Сделайте выводы.
-
Вернувшись с войны, крестьяне, мужественно сражавшиеся в боях, что привозили домой, и что они видели, возвратясь домой?
-
В каком положении оказалось хозяйство за время отсутствия крестьянина?
-
Какие были последствия от непрерывных войн для египетского царства? Выскажите свои мнения.
Проверка усвоения учащимися нового материала.
Закрепление нового материала.
Задание на дом: Убедиться в том, что задания на дом понятны всем учащимся (точнее, какие работы и как их выполнять).
1 задание. Заполни таблицу.
Вопросы
Рабы
Земледельцы
Ремесленники
Каменщики,
каменотесы
Чем владели?
Какую работу
выполняли?
Какими правами
пользовались?
1 задание. Охарактеризуй деятельность представителей знати Древнего Египта.
Кто?
Какой деятельностью, работой занимались?
Фараоны
Администраторы
Писцы
Стражники и посыльные
1 задание. Заполни таблицу, сравнив природные условия Древнего Двуречья и Египта.
Государства
Реки
Условия, благоприятные для ведения хозяйства
Государства Древнего Двуречья
Египет
Сходства
Различия
1 задание. Сравни культуру государств Древнего Двуречья с культурой Древнего Египта.
Научные знания
Государства Древнего Двуречья
Древний Египет
Письменность
Математические
знания
Знания
о небесном мире
Медицина
Литература
Искусство