- Преподавателю
- История
- Модульный урок. Быт и культура Древней Руси
Модульный урок. Быт и культура Древней Руси
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Федорова Е.В. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОДУЛЬ 1: Россия и мир с древнейших времён до Нового времени.
Результат 2: Обосновать влияние Запада и Востока на Русь в IX-XIII вв. с использованием карты, источников информации.
УРОК № 12.
Тема: Быт и культура Древней Руси.
Лист с заданием 12.
Предварительное определение знаний учащихся.
Постарайтесь ответить на вопросы:
-
Что мы понимаем под понятием культура?
-
Как называлась первая русская летопись? Кто её автор?
-
Что такое летопись?
-
Откуда на Русь пришли традиции каменного строительства, иконописи и т.д.? С каким событием связано их появление?
Раздаточный материал 12.
Быт и культура Древней Руси.
Культура- это исторически развивающаяся, многослойная система созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также процесс раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни. Особенностью культуры Киевской Руси являлось соединение восточнославянской языческой и византийско-христианской культур, а так же:
-
Влияние религии на все сферы культуры.
-
Борьба язычества и христианства в период двоеверия.
-
Традиционализм и локальность.
-
Следование канону и имперсональность.
-
Открытость и синтетичность древнерусской культуры.
Языческая культура сохранилась в устном народном творчестве - фольклоре. Особое место занимали былины - героические сказания о защитниках родной земли: об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, о Садко и другие. Крещение Руси было важным событием в древнерусской культуре. Начинается быстрое развитие письменности. Первая славянская азбука составлена братьями Кирилом и Мефодием на рубеже X- XI вв. (кириллица). Первыми рукописными книгами были: "Остромирова Евангелие"1057 и "Изборник" князя Святослава 1073 и 1076 гг. Основными жанрами древнерусской литературы были:
-
Летописи - запись событий по годам "Повесть временных лет" монаха Киево- Печёрской лавры Нестора ок. 1113 г.
-
Публицистика "Слово о Законе и Благодати" первого русского митрополита Илариона сер. XI в., "Моление Даниила Заточника".
-
Жития святых: "Житие преподобного Феодосия Печёрского" Нестор к. XI в.
-
"Слово о полку Игореве" к. XII в. Реальное событие - поражение северского князя Игоря от половцев 1185- 1187 гг.
-
"Поучение Владимира Мономаха детям" наказ сыновьям о правилах княжения.
Архитектура и живопись. Каменное строительство пришло на Русь вместе с христианством. В начале XI в. была построена Десятинная церковь в Киеве, разрушенная монголо-татарами в 1240 г. Соборы, посвящённые Святой Софии в Киеве 1037 и Новгороде 1054 следовали византийским традициям.
МОДУЛЬ 1: Россия и мир с древнейших времён до Нового времени.
Результат 2: Обосновать влияние Запада и Востока на Русь в IX-XIII вв. с использованием карты, источников информации.
На четырёх массивных столбах в центре здания, соединенных арками, покоится цилиндрический барабан. На нем прочно стоит полусфера купола. Следуя четырем ветвям креста, к ним примыкают остальные части храма, завершающиеся сводами, иногда - куполами. В алтарной части - полукруглые выступы, апсиды. Это и есть разработанная византийцами крестово-купольная композиция церковного здания. Внутренние, нередко и внешние стены храма расписаны фресками (живопись по сырой штукатурке) или покрыты мозаикой. Из Византии пришли и иконы - живописные образы святых на доске. К середине XII в. стали проявляться различия художественных школ Владимира-Суздальской, Новгородской, южнорусских земель. Пышно украшенные владимирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церквями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Параскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы "Ангел Златые Власы", "Знамение" отличаются от написанных владимиро-суздальскими мастерами икон "Дмитрий Солунский" или "Боголюбская Божья Матерь". О широком распространении образования свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях и берестяные грамоты в большом количестве найденные при археологических раскопках
русских городов. В XI в. появились на Руси и первые библиотеки при
княжеском дворе и монастырях. Самая известная из них - библиотека
Ярослава Мудрого, хранившаяся в Софийском соборе. На Руси развивалось художественное ремесло - узорочье. Золотые украшения, покрытые эмалью, изделия из серебра, выполненные в техниках скани - нанесение рисунка тонкой проволокой, зерни - нанесение узоров из мельчайших металлических шариков или черни, узорчатый декор оружия - все это свидетельствует о высоком мастерстве и вкусе древнерусских ремесленников.
Русская культура стояла в одном ряду с культурой других развитых христианских государств Европы. В то же время христианской церкви не удалось вытеснить из народного обихода многочисленные языческие праздники (Масленицу, Ивана Купалу), обряды, поверья. Сурово-аскетическим церковным нормам противостояли грубовато-чувственные, веселые народные развлечения со скоморохами, "учеными" медведями, масками - "харями". Древнерусский язык, культура Киевской Руси явились общим базисом для белорусского, русского, украинского национальных языковых культур, сохраняющих общие черты до настоящего времени.
Таким образом, культура Киевской Руси в X-XII вв. переживала период рассвета, но с установлением монголо-татарского ига культура приходит в упадок.
Лист с заданием 12.1.
Закрепляющий материал.
1. Кто автор «Поучения детям»?
а) Владимир Святой, б) Владимир Мономах, в) Игорь, г) Святослав, д.) Ярослав Мудрый.
2. Выпиши определения: культура - это___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
зернь - это____________________________________________________________________
былина - это__________________________________________________________________
фреска - это___________________________________________________________________
3. Объясните, почему первый каменный храм Древней Руси, Успения Богоматери, имел второе название - Десятинная церковь?
МОДУЛЬ 1: Россия и мир с древнейших времён до Нового времени.
Результат 2: Обосновать влияние Запада и Востока на Русь в IX-XIII вв. с использованием карты, источников информации.
-
Напишите имена создателей славянской письменности___________________________________________________________
-
Напишите, что служило материалом для письма в древности на Руси.____________
_______________________________________________________________________
7. Найдите шесть ошибок.
В средние века русский крестьянин возделывал следующие сельскохозяйственные культуры: картофель, огурцы, помидоры, репу, баклажаны, морковь, капусту, зеленый перец, горох, фасоль, петрушку.
8. Подчеркните в тексте, какую из названных работ в крестьянской семье выполняла женщина:
пахота, заготовка воды, огородничество, уход за лошадью, сбор грибов и ягод, боронование, жатва, прядение, заготовка дров, приготовление пищи, строительство, ткачество, сев, рубка капусты, рыболовство, шитье, охота, уход за коровой, бортничество, растопка печи.
Лист с заданием 12.2.
Проверка степени усвоения материала.
Составить по раздаточному материалу кроссворд, учитывая следующие требования:
-
вопросы составлять так чтобы они были понятны человеку, не изучавшему данную тему;
-
ответ должен содержать или понятие, или направление, или жанр, или название, или фамилию (имя, прозвище) автора;
-
свой вариант ответов написать на отдельном листке;
-
минимальный объём - 15 слов;
Кроссворд составить в тетради.
Обменяться с соседом по парте работами и используя раздаточный материал 12.1. разгадать кроссворд товарища, сдать решённый кроссворд на проверку в конце урока, приложив к нему листочек со своими вариантами ответов.
УРОК № 12.
Тема урока:
ХОД УРОКА: Быт и культура Древней Руси.
1. Организационный момент - 2 минуты.
1.1. Мотивация.
2. Предварительное определение уровня знаний - 2 минуты (лист с заданием 12.).
3. Организация самостоятельной работы учащихся:
Организация самостоятельной работы учащихся с раздаточным материалом по
основным вопросам темы урока.
Работа с раздаточным материалом по основным вопросам темы
урока - 20 минут (листы с заданием 12.1).
4. Проверка степени усвоения материала- 15 минут (лист с заданием 12.2).
5. Подведение итогов работы - 1 минуты. Оценка деятельности учащихся. Определение цели работы следующего урока.