Памятники архитектуры 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Памятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классПамятники архитектуры 5 классКГУ г.Тараз средняя школа № 11















Открытый урок на тему:

«Памятники архитектуры»












Класс: 5 «Б»

Учитель истории: Орымбаева Ф.М










г.Тараз 2016 г


Открытый урок по истории Казахстана 5 «Б» класс 27 января 2016 года

Учитель истории средней школы №11 КГУ г Тараз : Орымбаева Ф.М

Тема: Памятники архитектуры.

Цели:

образовательные - дать учащимся общие знания об архитектуре, а также о развитии архитектуры в Казахстане в средние века, об особенностях архитектурных памятников,
развивающие - развить познавательные способности учащихся на примере изучения памятников архитектуры старины,
воспитательные - на основе сравнения лучших образцов средневековой архитектуры с современными сооружениями повысить интерес к архитектуре, дать эстетическое воспитание.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока : урок путешествие
Наглядности: карта Казахстана, слайды мавзолеев, использование интерактивной доски, карточки. презентации, рисунки, рабочие тетради

План урока:

І.Орг.момент (2 мин)

ІІ. Проверка домашнего задания(15 мин)

ІІІ. Актуализация новой темы (20 мин)

ІV. Закрепление новой темы (5 мин)

V . Рефлексия (1 мин)

VI. Д/з (1 мин)

VІІ.Итоги (1 мин)

ХОД УРОКА

І.Организационный момент:( 2 мин)

1.Приветствие

2.Рапорт дежурного

3.Класс поделен на две группы.

- Добрый день, друзья! Уважаемые гости нашего урока .

Прежде чем начать урок давайте с Вами ребята проведем психологический настрой к уроку.

И так ребята встаем с места я задаю Вам вопросы, а вы отвечаете этими словами, на мои заданные вопросы «Это ты, это я, это все мои друзья!»

И так,начнем:

1.Кто живет в стране чудесной, под названьем Казахстан?
2.Кто построит все мосты, что ведут нас к дружбе по дороге доброты?
3.Кто из вас границы наши будет верно защищать, и страну свою родную от чужих оберегать?

Спасибо ребята давайте теперь поаплодируем друг,другу.

ІІ.Проверка домашнего задания: (10 мин)

1.Опрос домашнего задания с помощью метода «Чистая доска »

На доске в произвольной форме написаны термины касающиеся пройденного материала , каждый ученик выбирает термин и дает термину определение,после каждого ответа термин с доски стирается ,таким образом в конце доска должны быть чистой.


Юрта

Кереге

Уық

Шанырақ

Саукеле

Кимешек

Шолпы

Тон

Казахская домашняя утварь

Какие предметы из кожи и дерева изготавливались?

Какие предметы из кожи и дерева изготавливались?

Күйме

Шекпен

2. Закрепление темы с помощью игры «Снежный ком» (3 мин)

Задается тема, например «Материальная культура». Первый участник игры называет термин относящегося к данной теме ,следующий участник должен сначала произнести то, что сказал первый, а затем добавить новый термин, понятие, связанное по смыслу с темой (например, Юрта,жайлау). Новый участник дополняет этот ряд: Юрта,жайлау,текемет ит.д. В конце концов получается длинный ряд имен и понятий, относящихся к определенной исторической теме.

Игра пройдет более организованно, если попросить всех играющих выйти к доске и встать в одну линию. Тот, кто ошибается или делает слишком длинную паузу, выходит из игры и садится на свое место. Линейка быстро редеет. Один из учащихся записывает на доске образовавшуюся цепочку и отмечает ошибки. Играющие стоят лицом к классу, поэтому записи на доске видны только учителю и выбывшим из игры. Игра завершается беседой, в которой определяется взаимосвязь слов, образовавших цепочку.

ІІІ. Актуализация опорных знаний, умений и навыков:(20 мин)
1. Сообщение темы урока и целевая установка на уроке;

- Сегодня мы узнаем о многих архитектурных памятниках нашей Родины.

Ребята мы с Вами сегодня отправимся в путешествие чтобы, как можно больше узнать об исторических рекливиях

- Как вы думаете, почему нужно знать об исторических реликвиях своего народа, своей страны?

Ответы детей.

- Вы правы, дети. Исторические памятники нашей Родины «рассказывают» нам о нашем народе, об истории и культуре, о традициях и обычаях, о духовных и материальных ценностях.

Следующее задание ребята поможет нам с Вами получить билет чтобы, отправиться путешествие

Разгадайте кроссворд и надите ключевое слово , с помощью этого слова мы отгадаем тему нашего урока

1.Кто возглавил поход гуннов на запад в 5 веке?

2.Каким орудием труда пользовались древние люди для обработки кожи?

3.Кто из казахских ханов первым принял присягу Российской империи?

4.Судья,разбиравший спорные вопросы по обычному праву казахов

5.В каком городе родился Аль-Фараби

6.Основатель империи гуннов ....

7."Отец истории " Геродот называл эти племена "скифами"

8.Кто из сакских правителей в 530 г до н.э победил персидского царя Кира?

9. Какое племя начало "Великое переселение народов"?

10. (Богатырь,герой)- звание, дающееся человеку, отличившиемуся военным мастерством и доблестью.

11.Археолог, обнаруживший в 1969 году в Иссыкском кургане захоронение "Золотого человека"
















Запишите определение понятия: «Архитектура» - это искусство проектирования и строительства жилых домов и других зданий и сооружений


ІІІ. Новая тема:

  1. Каким было жилище первых людей? Где они жили? Все это, наверное, очень интересно и познавательно для вас. У первобытных людей не было таких красивых домов как сейчас, они жили в пещерах. С развитием орудий труда и различных видов хозяйства люди постепенно научились строить дома. В Казахстане до сих пор сохранилось много древних строений. Археологи находят и жилища древних людей. Одни из них строились на поверхности земли, другие - под землей (землянки). Для строительства жилищ люди использовали различные строительные материалы: дерево, камни, сырцовые кирпичи из глины, камыш и чий. На казахстанской земле ученые обнаружили жилища и курганы, сложенные из больших гранитных плит. Их называют «мыктын уйі», т.е. «дом силача». Слово «мық» на казахском языке означает «коренастые, невысокие, сильные люди». Раньше полагали, что такие огромные каменные сооружения в степи возводили очень сильные люди. Однако в Европе и других странах мира подобные памятники тоже встречаются, и их называют - «дом циклопа». На территории Казахстана в поселении эпохи бронзы Тугискен в низовьях Сырдарьи жилища построены из необожженного кирпича. Так как необожженный кирпич очень хрупок , многие памятники этого периода плохо сохранились. Только в средневековье началось использование обожженного кирпича. В период расцвета государства Караханидов это искусство достигло высокого уровня развития.

В связи с развитием кочевого хозяйства была изобретена разборная юрта - жилище кочевников. Она была очень удобной при перекочевках, т.к. быстро собиралась и разбиралась, также ее легко было перевозить. Первые прообразы юрт появились еще в бронзовом веке. Племена того времени, арии и туры жили в круглых жилищах, которые стали основой для создания юрты. Одной из разновидностей древних жилищ была куйме - повозка с установленной на ней юртой. Найденные на территории Казахстана образцы древних строений дают нам возможность судить о развитии архитектурного искусства.


  1. Опережающее задание учащихся : Яна, Аяна,Альбина;Дильрух .


  1. Исторически так сложилось и тому есть множество причин, что на территории Казахстана сформировалось большое количество достопримечательностей.



  1. Прекрасное - близко, и как гласит народная мудрость «Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать».

Презентация: «Мавзолеи Казахстана»

  • Недалеко, в 2-х километрах, от городища Отрар находится мавзолей проповедника Ислама, религиозного мистика жившего в XII в. Арыстанбаб . В мавзолее Арыстанбаб похоронен учитель и духовный наставник Х.А. Яссави. Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть и является местом паломничества мусульман.Мавзолей приобрел нынешний облик в 1910 году. В плане постройка вытянута по фасаду и состоит из двух частей: северной - мавзолея и южной - мечети. Мечеть состоит из просторного молитвенного зала с михрабом и подсобных помещений. Основные размеры 35 х 12, высота 12 м., сложен из жженого кирпича. Имя Арыстан-Баба было широко известно в окрестностях Отрара, Сайрама, Ясы как духовного учителя суфиев. Впоследствии его потомки возглавили суфийские организации, созданные Ахмедом Ясави. Народ признал Арыстанбаба святым (аулие). Поэтому каждый четверг паломники проводят ночь на его могиле и читают молитвы. Широко распространено народное выражение: "Ночуй у Арыстан-Баба, проси у Ходжи Ахмеда".

  • Мавзолей Карашаш ана расположен в кишлаке Сайрам. Карашаш ана - мать Ходжи Ахмеда Яссави, ее настоящее имя - Айша хатун, и она является дочерью популярного в Сайраме Мусо шейха. Карашаш ана достойно воспитала своего сына - знаменитого суфия Ходжу Ахмеда Яссави. Над могилой Карашаш ана построен мавзолей высотой 9,3 м, общей площадью 7 х 6,5 м. В прошлых веках он был разрушен и перестроен в XIX веке.

  • Мавзолей Айша-Биби( )

К Любви своей она спешила,

И сорок дев, как сорок роз,

Венок ей создали. Но сила

Зловещая, наслав мороз,

Ее сгубила на пороге

К осуществлению мечты.

Неужто посмеялись Боги

И тщетны все усилия? Ты,

К нему стремясь, его любила

Шесть рек прошла, а на седьмой.

Змея, которую носила

В груди завистница,

Любовь убила…




  1. Видеоролик Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи (6 мин )

При просмотре Видеоролика постарайтесь заполнить таблицу.

  1. Заполнить таблицу.

Как называется

архитектурное сооружения

Где расположен?

Кому возведен?

Кто возвел?

Когда был построен?

Из чего построен?




IV.Закрепление новой темы :

Игра «Пятнашки»

На доске рисуется квадрат с 9 клеточками, в которые вписаны даты. Дается здание: восстановить даты в восходящем хронологическом порядке. Показывая указкой на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о котором идет речь. Выигрывает тот, кто более точно укажет на все даты за меньшее количество времени. Иногда дата подчеркнута, значит, об этом событии нужно рассказать более подробно.

1396-1404 гг

Река Кенгир ХІІІ в

ХІ-ХІІ вв

В начале ХХ века

ХІ в

ХІ-ІХ вв

1917 г

1431 г

1781г


Ответы :

  1. 1396-1404 гг был построен мавзолей Ходжа-Ахмед Яссауи

  2. Был воздвигнут мавзолей Алаша хана

  3. Был воздвигнут мавзолей Айша Бибі

  4. Был отреставрирован мавзолей Айша бибі

  5. Мавзолей Карахан баба

  6. Был воздвигнут мавзолей Карашаш Ана

  7. Последнее захоронение в малом Аксарае

  8. Самое старое захоронение в малом Аксарай

  9. На входе в помещение Большого Аксарая можно увидеть надгробный камень великого правителя Аблай Хана, умершего в 1781 году.

V.Рефлексия (1 мин)

О чем вы сегодня узнали?

Что такое архитектура?

Для чего строили мавзолеи и памятники?

Какие сооружения вам больше всего запомнились и понравились?

Рефлексия.

О чем вы сегодня узнали?

Что такое архитектура?

Для чего строили мавзолеи и памятники?

Какие сооружения вам больше всего запомнились и понравились?

VI. Домашнее задание: (1 мин)

§ 18 стр.88

Сообщения по выбору:

1. мавзолей Айша Биби,

2. мамвзолей Бабаджа Хатын,

3. мавзолей Козы Корпеш и Баян сулу,

4. мавзолей Карахана,

5. мавзолей Арыстан Баб.

Круг «От сердца к сердцу»

- Я приглашаю вас в круг «От сердца к сердцу». Благодарю вас и предлагаю обратиться со словами благодарности к нашей Родине. Давайте скажем ей свои добрые пожелания!

VII.Итоги:

Выставление оценок (2 мин)

© 2010-2022