- Преподавателю
- История
- План-конспект урока по православной культуре на тему Русская Православная Церковь в XX ве-ке. Русская Православная Церковь и Советское государство. 11 класс
План-конспект урока по православной культуре на тему Русская Православная Церковь в XX ве-ке. Русская Православная Церковь и Советское государство. 11 класс
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Акиньшина С.В. |
Дата | 26.01.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
предмет: | Православная культура |
| |
класс: | 11 | 5 урок | |
тема: | Русская Православная Церковь в XX веке. Русская Православная Церковь и Советское государство. |
| |
задачи: |
| ||
|
| ||
План урока | |||
Этап урока | Содержание | деятельность учащихся | |
деятельность учителя | |||
Оргмомент |
|
| |
Проверка Д.З. |
| Отвечают на вопросы
Выполняют задания по карточкам | |
Целеполагание | - Тема нашего урока: Русская Православная Церковь в XX веке. Русская Православная Церковь и Советское государство. Русская Православная Церковь на рубеже веков - Определите цель нашего урока. Какие задачи мы должны будем решить?
| Формулируют цель, определяют учебные задачи | |
Изучение новых знаний | 2 марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола, власть перешла к Временному правительству, образованному Временным комитетом Государственной думы. 29 апреля Святейший Синод объявил о начале подготовки к созыву Поместного Собора и о введении выборного начала на всех уровнях церковного управления, в том числе и при замещении архиерейских кафедр. Антицерковный курс Временного правительства становился все очевиднее. 20 июня вышло постановление о передаче церковно-приходских школ (а их было в России около 37000) и семинарий в ведение Министерства народного просвещения. Особое недоверие членов Временного правительства к православию, их отчужденность от веры большинства граждан России проявились и в этом постановлении, которое ни в коей мере не затрагивало положения конфессиональных школ других вероисповеданий. Закон о свободе совести, опубликованный 14 июля, провозглашал свободу религиозного самоопределения для каждого гражданина по достижении 14-летнего возраста, когда дети еще учатся в школе. Министерство просвещения торопилось использовать это положение для того, чтобы низвести преподавание Закона Божия на уровень факультативного предмета или вовсе устранить его из программы обучения. Именно в этот год сказаны были горькие слова о «раскрещивании России, получившей Крещение тысячу лет назад». Чудесное явление иконы Божией Матери «Державная» в селе Коломенском под Москвой 2 марта, в день отречения императора, стало великим и знаменательным событием, свершившимся в эти трудные дни. Это явление любви Богородицы к русскому народу, вступающему на путь крестных испытаний, было и материнским утешением, и увещеванием, и призывом к молитвенному покаянию, к духовной собранности, к исповеднической верности Христу. 5 августа Временное правительство и вовсе упразднило должность обер-прокурора и учредило Министерство исповеданий, назначив министром все того же Карташова. В компетенцию нового министерства входили отношения православной Церкви с другими религиозными общинами России и государственной властью, какое-либо вмешательство во внутрицерковные дела не предусматривалось. Собор открылся в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Прочитаем в учебнике, какие исторические решения вынес Собор? - Итак, какие решения вынес Собор? (Собор вынес историческое решение: 1. В Русской Православной Церкви высшая власть - законодательная, административная, судебная и контролирующая - принадлежит Поместному Собору, периодически в определенные сроки созываемому в составе епископов, клириков и мирян. 2. Восстанавливается патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом. 3. Патриарх является первым между равными ему епископами. 4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору. ) 5 ноября в храме Христа Спасителя схииеромонах Алексий, кладя земные поклоны, трижды совершил крестное знамение, помолившись, старец вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту Владимиру. Архипастырь вскрыл жребий и внятно прочитал: "Тихон, митрополит Московский. Аксиос!" "Аксиос!" - повторили за ним народ и духовенство. Так был избран Патриарх Всея Руси Святитель Тихон был человеком мягким, доброжелательным, ласковым. Но когда надо было постоять за правду, за дело Божие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен. Всегда приветливый, общительный, исполненный благодушия и надежды на Бога, он излучал на ближних обильную христианскую любовь. 19 января (1 февраля) 1918 г. Патриарх издает послание, в котором анафематствует участников кровавых расправ над невинными людьми - богоборцев, поднявших руки на церковные святыни и на служителей Божиих. На следующий день 20 января (2 февраля) 1918 г. в газетах был опубликован «Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который не только ознаменовал разрыв многовекового союза Церкви и государства, но и явился юридическим прикрытием для гонения на Церковь. «Никакие церковные религиозные общества,- говорится в документе,- не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют, только, «по особым постановлениям местной или центральной государственной власти» Церковь могла оставить за собой храмы и богослужебную утварь. Декрет также запрещал религиозное воспитание и образование детей в школе. Прочитаем в учебнике, как складывались отношения между Церковью и государством в годы Великой Отечественной войны - Какой вывод мы можем сделать о характере отношений между Церковью и Советским государством в годы Великой Отечественной войны? При патриархе Алексии I в годы «Хрущевской оттепели» гонения на церковь вновь возобновились. Только в 80-х годах XX века стали налаживаться отношения между государством и церковью. | Слушают рассказ учителя
Работают с учебником, делают выводы
Слушают учителя | |
Закрепление | Самостоятельная работа по теме «РПЦ в XX веке. РПЦ и Советское государство» | Выполняют самостоятельную работу | |
Домашнее задание | Выучить записи в тетради, читать стр. 212-220 | Записывают домашнее задание | |
Обобщение, итог | - О каких исторических событиях вы уже знали из уроков истории? -Что нового узнали? - Какие знания оказали на вас особое влияние?
| Отвечают на вопросы |
Задание №1
Вставить пропущенные слова и восстановить высказывание Иакова-мниха противникам канонизации великого князя Владимира Святославича
От ___ узнаем, а не от ___.
Слова для справок: чудес, дел
_____________________________________________________________________________Задание №2
Вставить пропущенные слова и восстановить фразу, которую сказал великий князь Владимир по окончании строительства Десятинной церкви в Киеве
Даю ___ сей Святой ___ от ___ моего и от ___ моих ___.
Слова для справок:
град, Богородицы, десятую часть, именья, церкви
_____________________________________________________________________________
Задание №3
Вставить пропущенные слова и восстановить фрагмент Обращения Патриарха всея Руси Тихона к Совету народных комиссаров
Вы ___ весь народ на ___ между собой ___ и ___ их в ___ по ___ братоубийство. Любовь ___ вы ___ заменили ___ и, вместо ___, искусственно ___ классовую ___.
Слова для справок:
Ненавистью, жестокости, разделили, вверили, Христову, открыто, мира, в станы, разожгли, небывалое, вражду, враждующие.
_____________________________________________________________________________
Задание №1
Вставить пропущенные слова и восстановить высказывание Иакова-мниха противникам канонизации великого князя Владимира Святославича
От ___ узнаем, а не от ___.
Слова для справок: чудес, дел
_____________________________________________________________________________
Задание №2
Вставить пропущенные слова и восстановить фразу, которую сказал великий князь Владимир по окончании строительства Десятинной церкви в Киеве
Даю ___ сей Святой ___ от ___ моего и от ___ моих ___.
Слова для справок:
град, Богородицы, десятую часть, именья, церкви
_____________________________________________________________________________
Задание №3
Вставить пропущенные слова и восстановить фрагмент Обращения Патриарха всея Руси Тихона к Совету народных комиссаров
Вы ___ весь народ на ___ между собой ___ и ___ их в ___ по ___ братоубийство. Любовь ___ вы ___ заменили ___ и, вместо ___, искусственно ___ классовую ___.
Слова для справок:
Ненавистью, жестокости, разделили, вверили, Христову, открыто, мира, в станы, разожгли, небывалое, вражду, враждующие.
Самостоятельная работа по теме «РПЦ в XX веке. РПЦ и Советское государство. РПЦ на рубеже веков
Фамилия, имя _____________________ Класс___________ Дата ____________
с началом революции 1917 года
с отречением от престола царя Николая II
Б. Кто был избран Патриархом всея Руси на Поместном Соборе 20 января 1918 года?
-
митрополит Волынский Антоний
-
митрополит Киевский Флавиан
-
митрополит Московский Тихон
В. В каком году Советская власть начала преследование священнослужителей и изъятие имущества Церкви?
-
в 1919 году
-
в 1918 году
-
в 1917 году
Г. Кто выступил организатором сначала Высшего Церковного управления юга России, а затем и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей?
-
митрополит Петербургский Антоний
-
митрополит Московский Владимир
-
митрополит Киевский и Галицкий Антоний
Д. В каком монастыре содержался под домашним арестом за свои выступления против Советской власти Патриарх всея Руси Тихон?
-
в Новодевичьем
-
в Донском
-
в Симоновом
-
в Троице-Сергиевом
Е. В какой стране в 1921 году состоялся Всезарубежный Церковный Собор?
-
в Чехии
-
в Сербии
Ж. На сколько сократилось число священников на территории СССР перед началом Великой Отечественной войны в результате репрессий против служителей Церкви?
-
на 80%
-
на 85%
-
на 90%
-
на 95%
З. В скольких областях СССР перед Великой Отечественной войной не осталось ни одного действующего храма?
-
в 15 областях
-
в 25 областях
-
в 30 областях
И. Сколько в Советском государстве к 1941 году осталось действующих официально священнослужителей?
-
2876
-
10650
-
5665
К. Как называлась созданная государством в 1925 году молодежная организация, выступающая против Церкви и религии?
-
Союз против религии
-
Союз воинствующих атеистов
-
Союз воинствующих безбожников
Л. К какому документу Патриарха всея Руси Тихона эпиграфом было взято пророчество Спасителя «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26 : 52)?
-
к Обращению к правительствам и народам христианских стран
-
к Обращению к участникам Поместного Собора
-
к Обращению к Совету народных комиссаров
М. Указать имя Московского митрополита, Местоблюстителя Патриаршего Престола, который в своем пастырском обращении призвал русский народ подняться на священную войну с фашизмом
-
Петр
-
Алексий
-
Сергий
-
Тихон
Н. В каком году Советское правительство разрешило созвать Архиерейский Собор для избрания Патриарха всея Руси?
-
в 1944 году
-
в 1943 году
-
в 1941 году
Вариант №2 Расположить приведенные изображения Патриархов всея Руси в соответствии с их именами
Патриарх всея Руси Тихон (Белавин)
Патриарх всея Руси Алексий I
Патриарх всея Руси Сергий (Страгородский)
Вставить пропущенные слова и восстановить фрагмент Обращения Патриарха всея Руси Тихона к Совету народных комиссаров
Вы __ _ весь народ на _ __ между собой __ _ и __ _ их в _ __ по ___ братоубийство. Любовь _ __ вы __ _ заменили _ __ и, вместо _ __, искусственно __ _ классовую __ _.
Для каждого Патриарха всея Руси указать год его избрания на Патриарший Престол
Тихон - _____________ Сергий - ____________ Алексий 1 - ____________
4