Урок «Забвению – не подлежит!»

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект

Урока памяти

учителя истории и обществознания

МБОУ Гимназии №2, города Нерюнгри РС (Я)

Кручининой Нины Павловны


« Забвению - не подлежит!»

Класс 11

Внеклассное мероприятие разработано с учетом учебной программы курса «История Отечества», учебника «История Отечества» В.П. Дмитренко, В.Е. Есакова, В.А. Шестакова по разделу «В годы Великой Отечественной войны». Использованы документальные материалы: «Советский Союз в годы Великой Отечественной войны». М.1993; «История Второй Мировой войны 1935-1945» в 12 томах, М. 1976г. «По материалам Нюрнбергского трибунала», «Юридическая литература», М, 1985г.; «Венок славы». антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в двенадцати томах, М., «Современник» 1988г. Др. материалы

На уроке максимально используются приемы эмоционально-образной педагогике, позволяющие достигнуть выполнение поставленных цели и задач.


Цель урока: Создавать условия для формирования активной жизненной позиции гражданина и патриота своего Отечества.

Задачи
1. Формировать у обучающихся гуманистическое мировоззрение основанное на познании исторических фактах, документов подтверждающих подлинность злодеяний фашизма в годы Великой Отечественной войны.

2. Развивать у обучающихся историческое мышление, историческую память позволяющие сформировать непримиримое отношение к разрушительной идеологии фашизма.

3.Воспитывать активную личность, способную отстаивать гуманистические идеалы, утверждать и защищать право человека на жизнь.

4. Воспитывать чувство гордости и преклонения перед памятью павших в борьбе с фашизмом.

Ход мероприятия

Учитель . Ребята сегодня мы проводим необычный урок - урок Памяти, который посвящаем светлой памяти павших в борьбе с фашизмом.

9 мая мы будем праздновать 70 День Великой Победы. Чем дальше в историю уходит это величайшее событие, тем значимее оно становится для всего человечества. Мы с вами живем в непростое время:

  • ХХI век начат с пересмотра границ, установленных после второй мировой войны, расширения влияния НАТО на востоке;

  • Сегодня по новому переписывается история борьбы с фашизмом в которой; значимость победы нашего народа над Германией во многом занижена.

  • В обществе стали распространяться идеи неонацизма, идеи фашизма, которые для отдельной части молодежи являются смыслом борьбы за счастливую жизнь.

Создается впечатление ,что уроки истории забыты, забыто решение Нюрнбергского Международного суда над фашизмом признавшим его идеологию человеконенавистнической, сам фашизм - преступлением против человечества.

Мир не имеет права забывать преступления фашистов, не имеет права забывать тех кто отдал жизнь борьбе с ним.

Тема нашего урока « Забвению - не подлежит»

Сегодня мы будем приводить выдержки из документов, воспоминания очевидцев и участников Великой Отечественной войны.

Реквием

1 ученик Помните!

Через века,

Через года,-

помните!

О тех,

Кто уже не придет

никогда,-

помните!

2. ученик Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно

достойны!

3. ученик Люди!

Покуда сердца

стучаться,-

помните!

Какою ценой

завоевано счастье,-

пожалуйста,

помните!

4 ученик Песню свою

отправляя в полет,-

помните!

О тех,

Кто уже никогда не споет,-

помните!

5 ученик Детям своим

расскажите о них ,

чтобы тоже запомнили!

Детям

детей

расскажите о них,

чтобы тоже запомнили!

Во все времена

бессмертной Земли

помните!

о тех кто уже не придет

никогда,-

. заклинаю,-

помните!.

Учитель Фашизм - это война._

В 1933 году Гитлер приходит к власти и становится канцлером Германии.

Во всех своих выступлениях он провозглашает главные лозунги нацмзма

1 ученик Из выступления Гитлера в Рейхстаге 1936 год

« Человечество достигло своего величества в вечной борьбе, а погибнет от пребывания в мире. Нужна война.»

« Мы избавим мир от недочеловеков, построим тысячелетний третий Рейх. Это будет правильный мир в котором будет процветать избранная Богом, высшая арийская раса. Антирасы - евреи, низшая раса- славяне, цыгане, прочие народы подлежат уничтожению

2 ученик Основные призывы Гитлера на съезде нацистской партии, 1937 год .

«Германия - превыше всего!»

« Немцы - избранная раса!»

«Немцы, вернемся на кровавую тропу тевтонских рыцарей, будем искать новые жизненные пространства на Востоке.»

« Наши враги - люди нижнпосредственных, это не деятели, это - черви…»

Ученик Из речи Гиммлера на совещинии группенфюреров СС в Познани от 4 октября 1943 года

« … Мы, немцы, являемся единственными на свете людьми, которые прилично относятся к животным, поэтому мы будем прилично относиться и к этим людям - животным »

Ученик Из немецкой песни :

«Если весь мир будет лежать в развалинах,

К черту , нам на это наплевать,

Мы все равно будем маршировать дальше

Потому что сегодня нам принадлежит Германия

завтра - весь мир

Учитель

Провозглашенные Гитлером идеи очень скоро начнут претворяться в жизнь.

1 сентября 1939 года мир вступит во вторую мировую войну, через два года начнется Великая Отечественная война.

Утверждение, что фашизм всегда война подтвердиться жизнью.

Ученик

Как раз в тот миг

Когда, скользнул, сломался

Неясный луч

На гребнях теплых крыш

Он,

Чьи полки стояли на Ла-Манше,

Он

Чье гестапо мучилоПариж

Он

Он в тот миг, Когда заря ступала

На синий край

Завислинских лесов.

Он - черный канцлер

Танковым зубилом

Своих тяжелых бронекорпусов

Взломал восток

Блицкриг!

Блицкриг!

Блицкриг!

И день воскресный

Началом стал

Военных дел

Ученик 22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия без обьявления войны напала на еашу Родину: бомбила наши города: Киев, Минск, Вильнюс, Каунас, Гомель, Смоленск

Ученик С первых дней эта война была направлена на истребление нашего народа, превращения его в рабов

Ученик Это была - Великая Отечественная война. Священная война.

Светлой памяти павших посвящается (звучит любая песня)

«На Безымянной высоте»

« Сережка с Малой Бронной»

«Мальчишки»

Учитель

Фашизм не просто война. Фашизм - это абсолютная вседозволенность и полное отсутствие морали. Это в полной мере проявилось при установлении «нового порядка» на нашей земле. Разоряя города и села немецкое командование требовало от своих войск создание на оккупированных землях «зоны пустыни» и они ее создавали, совершая чудовищные преступления против мирных граждан нашей страны, наших детей.

Ученик Из секретного плана «Ост». Раздел « Онемечивание территорий»

«.. Восточная территория - это экспериментальное поле по установлению «нового порядка»

70% польского, русского, белорусского, украинского народов подлежит уничтожению, оставшиеся 30% - онемечиванию. Дикие народы: башкиры, калмыки, кавказцы, татары и другие народы на 95 % подлежат уничтожению»

Ученик Из памятки немецкого солдата Помни и выполняй:

« … У тебя нет нервов, сердца, жалости- ты сделан из немецкого железа, После войны ты обретешь новую душу. Ясное сердце- для детей твоих, для жены, для великой Германии, а сейчас действуй решительно . без колебаний…»

Ученик .«…У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сочувствие - убивай всякого русского, не останавливайся если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, - убивай, этим ты спасешь себя от гибели. Обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века.» и они убивали.

Ученик « Мы поставим на колени весь мир. Германец - абсолютный хозяин мира. Тебя не возмет ни пуля, ни штык...»

Ученик . Из воспоминаний жительницы города Бреста Ковальчук Елены

«… Если бы мне месяц назад сказали, что есть на земле люди которые способны на такие гнусные зверства какие чинили германские фашисты в Бресте, я не поверила бы. Только хищные звери могут так терзать людей. Ворвавшись в город они занялись грабежом. 24 июня в восемь часов утра стали всех сгонять на футбольное поле. Били прикладами, стреляли в сопротивлявшихся. Не пот, а алая кровь струилась с лиц мужчин и женщин. Это было началом дикой расправы на самом поле. На глазах у матерей расстреливали детей. Оставшимся в живых приказали бежать и по ним открыли с пулемета стрельбу. Я чудом осталась в живых. Но и сегодня безумные крики, стоны , вопли преследуют меня.

Ученик . Из материалов Нюрнберского процесса. 1946 год

«О повседневных чудовищных зверствах германсиких властей на советской территории

В начале войны немецкие бандиты за несколько дней в Киеве убили 52 тысячи мужчин, женщин, в Керчи- 7000 тысяч, в Одессе - 8000, Львове -32 тыс.челове . Сведения об истреблении мирных граждан в первые дни войны представлены на 5 страницах печатного текста.

5 чт. Немецко- фвшистская армия преступила все нормы международного права, все требования человеческой морали.

  • В деревне Белый Раст немецкий солдат в качестве мишени поставил на крыльцо дома 12-летнего Володю Ткачева и открыл по нему стрельбу из автомата.

  • В селе Воскресенское Дубининского района гитлеровцы итспользовали в качестве мишени трехлетнего ребенка.

  • В центре Волово Курской области немецкий офицер убил грудного ребенка только за то что он плакал.

Учитель. Пределу жестокости, кровожадности, преступлениям учиненных фашистами на нашей земле предела не было

Ученик . Хатынь - символ убитых фашистами деревень. В Хатыни находится кладбище 600 погибших деревень Белоруссии. Старик держит мальчика как будто над всей землей. Такое каменное и такое мягкое тело мертвого мальчика. Глаза старика черной бездною свидетельствуют, что здесь произошло. И спрашивает он у всего мира: так , что же здесь было, неужели это правда люди, то что с нами было и то , что с нами сделали

.Ученик . Из воспоминаний Иосифа Каминского, единственного живого свидетеля трагедии Хатыни.

«… Нас согнали в сарай, жену, дочку, сына, все соседей, всех из нашей деревни, Подожгли сверху крышу. Огонь сыпется на людей, дышать нечем. И тут двери сарая раскрылись. а люди не выходят, стреляют в каждого. Тут огненная крыша рухнула на нас.

Крики, вопли, меня вынесла толпа обезумевших людей. Очнулся под убитыми, когда при шел в себя понял , что погибли все жители, все 149 человек, погибла моя семья.

Стихотворение «Варварство»

Учитель. Фашизм- это всегда жестокость, насилие, агрессия, бесчеловечность. Это сама смерть. Перед зверствами немецко- фашиских разбойников блекнут злодеяния Чингисхана, Батыя, Мамая.

В польском городе Лодзи установлен каменный памятник жертвам фашизма - детям

Огромное разорванное сердце матери

Здесь в 1941- 1944 годах действовал детский концлагерь по пересылке детей в лагерь уничтожения «Освенцим». Многие узники - дети погибли в нем, их истязали брали кровь для раненых немецких солдат, убивали.

Ученик . Из письма Кати Семеновой от 12 марта1943 года.

Мой любимый папа!

Пишу тебе письмо из немецкой неволе. Когда ты будешь его читать меня в живых уже не будет. Папа ты сильный и все можешь, прошу тебя покарай немецких кровопийцев. Они меня бьют, по средам у всех нас берут кровь. Я очень изменилась. Сегодня мне исполнилось15 лет. Если бы ты видел меня не узнал бы. На вид мне 7-8 лет, я стала совсем маленькой , часто кашляю, изо рта идет кровь. Папа, у меня нет больше сил вставать, ходить, жить.

Это незавершенное письмо отец Кати, полковник Семенов Леонид Васильевич получил в 1946 году , в побежденном Берлине.

Ученик Из материалов допроса на Нюрнбергском процессе коменданта Освенцима, оберштурмбанфюрера СС Гесса . Приговорен к пожизненному заключению.

«На вопрос правда ли , что эсэсовские палачи бросали живых детей в пылающие печи крематориев он ответил: « Дети раннего возраста непременно уничтожались, так как слабость, присущая детскому возрасту, не позволяла им работать.. Очень часто женщины прятали своих детей под свою одежду, но, конечно когда мы их находили, отбирали и истребляли. Всего в лагере было уничтожено 4 мил. человек. Не только в моем лагере , но и в других немецкие врачи проводили « медецинские » эксперименты. Все они были тщательно продуманы и организованы, работали специальные больницы, хирургические блоки. Ежедневно в Освенциме умерщвляли и сжигали то 10 до 12 тысяч людей.

Учитель. Подлинное лицо фашизма - это жестокость и злодеяния. История прошлых войн не знала подобных преступлений против мирного населения и военнопленных. О жестоком обращении с военнопленными свидетельствуют многие официальные документы немецких властей.

Из приказа №166. 41 немецкой мотопехотной дивизии.

« Нельзя допустить человеческого отношения к пленным»

Ученик Из выступления главного обвинителя Руденко Р.А. на Нюрнбергском судебном процессе:

«…В плену у фашистов находилось около 4 миллионов 600 тысяч

советских военнопленных, из которых 3 миллиона погибло.

Военнопленные умирали от голода, холода, ифекционных болезней, издевательств и пыток. Над ними проводили бесчеловеческие опыты, их живыми сжигали в газовых камерах, расстреливали и убивали. Чтобы сократить расходы на содержание военн6опленных для них придумали специальный хлеб «.. 50% ржаной муки,20% отжима сахарной свеклы, солома, листья и целлюлозная мука.»

Ученик . Из воспоминаний военнопленного, узника Бухенвальда Сергея Сорокина

« Я попал в плен под Смоленском. Нас более 3 тысяч военнопленных грязных, оборванных, голодных пригнали в Минск. По дороге от голода, ран, болезней, вшей погибло больше половины наших товарищей. Я выжил и прошел через ад концентрационных лагерей. Из всей двухтысячной партии военнопленных я в Бухенвальде выжил один. В пять утра нас выстраивали на плацу, а за тем нагайками и плетями из проволоки гнали работать. Более сильных и здоровых отбирали в специальные бригады. Больше мы их не видели, позже мы узнали, что над ними проводили опыты: одних заражали холерой, других -оспой, тифом. В лагере бесперебойно работал крематорий, сжигали умерших, живых тоже травили газом , а затем сжигали.

Ученик

Виктор Пахомов

Сон

Дымятся трубы. Крематорий

Освенцим. Я, уже развеян,

Лечу на Родину, которой

Я и такой, сожженный, верен

Граница, Родина, Смоленщина

Ветряк. Речушка. Перевоз

Седая сгорбленная женщина,

Полуослепшая от слез

ЕЕ морщины словно шрамы,

Глаза с извечною мольбой,

Кричу, кричу ей « Здравствуй , мама!»

Я снова дома, я с тобою

Вновь буду жить под отчей крышей

И никуда не пропадать…

А мать меня совсем не слышит,

Меня не замечает мать

Стоит , качается былинкой

Концы платка прижав к плечу

А я над нею пепелинкой

Летаю и кричу, кричу…

Учитель:

63 год мы будем праздновать Великую победу и будем вспоминать всех павших в борьбе с фашизмом. Забвению не подлежат все преступления фашистов на нашей земле.

Ученик Преступления фашистов совершенные против нашей Родины и всего человечества.

Ученик Превращенные в руины города и села .

Ученик 1миллион 793тысячи человек уничтоженных и расстрелянных гитлеровцами на территории РСФСР.

Ученик Миллионы военнопленных замученных в лагерях смерти

Ученик Миллионы истребленных мирные граждан, детей в лагерях смерти: : Дахау, Освенцим, Маутхаузен, Майданек, Бухенвальд и других .

Ученик Забвению не подлежит вандализм, разрушение и осквернение памятников культуры

Ученик Забвению не подлежит великое самопожертвование и великая цена победы нашего народа - 27 миллионов павших в Великой Отечественной войне

Песня Бухенвальдский набат

Учитель: Прошу всех встать. В память о павших в Великой Отечественной войне объявляется минута молчания.

Песня «Журавли»

Используются кадры из документального фильма «Обыкновенный фашизм» Михаила Рома. Фильм завещание, предупреждение.

6

© 2010-2022