Рабочая программа по истории 5 класс по ФГОС

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано: Утверждаю:

на методическом совете директор МБОУ «Иланская СОШ№1»

МБОУ «Иланская СОШ №1» _________/Максаков Ю.В./

протокол № 1 «29 » августа 2016 г. приказ № 294 от « 31 » августа 2016 г















Рабочая программа

учебного предмета «История»

5а б в класса












составлена на основе

примерной программы по учебным предметам.

История 5-9 классы/ Стандарты второго

поколения/ М.: Просвещение, 2010)

учителем истории Бударевой Л.А..








Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иланская средняя общеобразовательная школа № 1»

2016-2017 уч.г.


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «История» составлена на основе примерной программы по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/, соответствует ФГОС основного общего образования по истории, годовому календарному графику и учебному плану школы.

Школьный курс истории Древнего мира занимает особое место в структуре школьного исторического образования. При изучении истории Древнего мира закладываются основы для систематического изучения исторического опыта человечества в его хронологической последовательности, начинается приобщение учащихся к культуре исторического познания в рамках среднего образования, создаются условия для становления ценностного отношения учеников к изучению прошлого.

Тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по истории.

В течение курса происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями эпохи древнего мира. Данный курс дает возможность изучать историю многомерно: он знакомит школьников с природными условиями и хозяйственной деятельностью, с политическим и социальным развитием древнего общества, с повседневной жизнью и духовной культурой.

Обоснование необходимости модификации программы:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 374 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования. в том числе: в V, VI, VII, VIII классах по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе - 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).
В учебном плане по истории Древнего мира отводится 68 часов. Из них 70% - обязательного времени, 30%-вариативного. Вариативное время отведено для совместной распределенной проектной деятельности обучающихся, ориентированной на получение социально-значимого продукта. Особенность содержания учебной деятельности, заключается в разных формах урочной и внеурочной деятельности, в том числе содержание проектных и исследовательских и творческих формах учебной деятельности.

Изучение истории в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям других народов, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;

  • овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

  • формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Перечень УМК по предмету:

- примерная программы по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ Москва, « Просвещение», 2010 г.

- Учебник. Вигасин А.А. История Древнего мира 5 класс- М.: Просвещение , 2016 г.

- Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс.

- Рабочая тетрадь

Распределение часов по четвертям:

2 четверть

3 четверть

4 четверть

18

14

20

16

Содержание учебного предмета по разделам:


п/п

Тема

Кол-во

часов

30%

Урок проект

Деловая игра

Исследование

Практическая работа

Составление карты знаний

Работа с информац. источником

Виртуальная экскурсия

Творческая работа

История Древнего мира


Введение в предмет

2

1

-

-

-

1

-

-

-

-

1

Первобытность

4

1

-

-

1

-

-

-

-

-

2

Введение в историю Древнего мира

1

1

-

-

-

-

1

-

-

-

3

Древний Восток

20

6

1

-

1

-

-

1

2

1

4

Древняя Греция. Эллинизм

20

7

2

2

1

-

-

-

1

1

5

Древний Рим

19

4

1

-

-

-

-

2

-

1

6

Историческое и культурное наследие Древнего мира

2

1

-

-

-

-

-

-

1

-

Всего:

68

21

4

2

3

1

1

3

4

3

Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 5 классов в возрасте 11 лет. Всего в 2016-2017 учебном году обучается 77 учащихся в 3-х классах: 5 «А», 5 «Б», 5 «В», . Процент обученности -100% Процент качества обучения в 4 классе разный от 28 до 50 процентов. Уровень мышления в 5 «А», 5 «В» средний., учащиеся 5 «Б» класса гораздо слабее. Ученики обладают достаточно высоким уровнем сформированности познавательного интереса. Процент слабых учащихся, в большей степени, наблюдается в 5 «Б» классе..

Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Отношения в группе сверстников, ее ценности играют большую роль в развитии подростка. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам этой группы. Поэтому характеристики этой группы, формирование коллектива класса и других групп, в которые входит подросток, имеют существенное значение. Учитывая перечисленные особенности важно организовать продуктивную работу учащихся в парах и группах. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть группа детей, которых следует отнести к группе «тихие» .Они замкнуты, необщительны, отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память. Основная масса обучающихся - это дети со средним уровнем способностей и высокой мотивацией учения. Небольшая группа учеников (12 человек) проявляет желание и возможность изучать историю на более продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки УУД, так и на этапе контроля. Небольшая группа учеников - с низким уровнем способностей и средней мотивацией учения. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята часто не уверены в себе, мнительны, боятся ошибиться и с трудом переживают собственные неуспехи. В целях коррекции и нивелирования этих их особенностей отдельные темы ребята будут изучать самостоятельно с использованием индивидуальных образовательных программ (ИОП). В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует развитию умения сравнивать, сопоставлять. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Важным компонентом учебного процесса является контроль, или проверка результатов обучения с целью управления процессом усвоения знаний, воспитания мотивации и формирования познавательного интереса, обучения и развития. В зависимости от этапа обучения выделяю:

-входной предварительный контроль с целью определения исходного уровня подготовки учащихся;

-входной оперативный контроль с целью актуализации ранее изученного материала;

-промежуточный контроль с целью стимулирования активности учащихся;

-проверочный контроль с целью определения уровня достижения поставленных целей обучения;

-тематический контроль с целью оценки знаний и умений учащихся по завершении тематического блока;

-итоговый контроль с целью оценки знаний и умений учащихся по завершении всего курса.

Формы контроля разнообразны:

  • самостоятельная работа

  • хронологический диктант

  • понятийный диктант

  • работа с контурной картой

  • тестирование

  • работа с персоналиями

  • контрольная работа

  • терминологический диктант

  • анализ источников

  • эссе

  • исторический диктант

  • словарная работа

  • решение познавательных задач

  • работа с документами

  • устные ответы

  • творческие работы

Перечень контрольных и обобщающих уроков:п/п

Название

время

дата

1

Промежуточная аттестация по теме «Жизнь первобытных людей»

45 мин

А-

Б-

В-

2.

Контрольная работа по теме «Древний Египет»

45 мин

А-

Б-

В-

3.

Итогово- обобщающий урок по теме

«Древний Восток»

45 мин

А-

Б-

В-

4.

Исследовательская работа по теме «Микены и Троя»

15 мин.


А-

Б-

В-

5

Древняя Спарта


15 мин.

А-

Б-

В-

6.

Деловая игра по теме «Олимпийские игры»


45 мин

А-

Б-

В-

7.

Творческая работа по теме «Театр. Трагедии и комедии»


45 мин

А-

Б-

В-

8

Итогово - обобщающий урок по теме «Античность. Древняя Греция»

45 мин

А-

Б-

В-

9

Контрольная работа по теме «Рим -сильнейшая держава Средиземноморья»

45 мин

А-

Б-

В-

10

Работа с информационными источниками по теме «Земельные реформы братьев Гракхов»


25 мин.

А-

Б-

В-

11

Работа с информационным источником по теме «Золотой век» Римской империи»

35 мин.

А-

Б-

В-

12

Промежуточная аттестация по теме «Античность. Древний Рим»

45 мин

А-

Б-

В-

13

Обобщающий урок по теме «Вклад древних цивилизаций в историю человечества»

45 мин

А-

Б-

В-








В результате изучения истории в 5-м классе у учащихся должны быть сформированы следующие результаты:

1) личностные:

у ученика будут сформированы:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к истории;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

2) метапредметные:

2.1. регулятивные универсальные учебные действия:

ученик научится:

  • сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную под руководством учителя;

  • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале


2.2. познавательные универсальные учебные действия:

ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково-символические средства и схемы;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение,

2.3. коммуникативные универсальные учебные действия:

ученик научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание , владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • аргументировать свою позицию

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

3) предметные:

ученик научится:

  • объяснять смысл терминов «до н.э.», «н.э.», и значение понятий: республика, империя, метрополия, колония, рабство, закон, миф, религия.

  • соотносить даты с веком, устанавливать последовательность событий, называть наиболее важные даты.

  • называть имена: а) наиболее известных правителей; б) основателей мировых религий; в) представителей и памятники культуры древнего мира.

  • показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств.

  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.

  • составлять описание и объяснять назначение памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства.

  • называть характерные, существенные черты:

А) политического строя в государствах древности;

Б) положения основных групп населения в дальневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);

В) религиозных верований людей в древнем мире.

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

  • читать историческую карту с опорой на легенду;

  • проводить поиск необходимой информации в источнике;

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

  • различать факт (событие) и его описание

  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и

ученик получит возможность научиться:

  • в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации, давать развернутые ответы на вопросы;

  • под руководством учителя и с его помощью анализировать исторический источник;

  • оперировать историческими датами, в том числе относящихся к периоду до Рождества Христова;

  • оперировать историческими терминами и понятиями;

  • читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Литература для учителя:

Основная литература

  1. Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологиче­ский словарь / М. В. Агбунов. - М., 1994.

  2. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. -СПб., 1994.

  3. Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. -М., 2005.

  4. Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, Г. А. Стратановский. - М., 2008.

  5. История Востока. В 6т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. - М., 2002.

  6. Немировский А. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. - М., 2000. - Ч. 1-2.

  7. Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта/ Пер. с англ. /X. Мерри. - М., 1998.

10. Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер. с венг. - М., 1990.


Тематическая литература

  1. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. - М., 1998.

  2. Геродот. История/Геродот. - М., 1993.

  3. Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко. - М., 1974.

  4. Знаменитые греки и римляне. - СПб., 1993.

  5. История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро. - СПб., 2005.

  6. Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары/Л. П. Карсавин. - СПб.-, 2003.

  7. Колобова К. М. Как жили древние греки / К. М. Ко­лобова, Е. Л. Озерецкая. - М., 1959.

  8. Микель П. Древняя Греция / П. Микель. - М., 1999.

9. Мифы Древней Греции. - М., 2001.


Литература для учащихся:

  1. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира.5 класс

  2. Энциклопедия для детей. Аванта+, Всеобщая история, часть 1

Первобытное общество

  1. Рони Старший Ж. Борьба за огонь: Доисторический роман.

История Древнего Востока

  1. Замаровский В. Путешествие к семи чудесам света.

  2. Керрам К. Боги, гробницы, ученые.

  3. Крамер С. Н. История начинается в Шумере.

  4. Лившиц И.Г. Сказки и повести Древнего Египта.

  5. Лурье С. «Заговорившие таблички». Серия «Ученые России - детям»

  6. Матье М. Э. День египетского мальчика: Историческая повесть.

  7. Матье М. Э. Кари, ученик художника: Историческая повесть.

  8. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы.

  9. Моисеева К. М. Дочь Эхнатона.

  10. Мора Ф. Золотой саркофаг.

  11. Нейхардт А. А. и Шишова И. А. Семь чудес света.

  12. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока

  13. Петровский Н. С., Белов А. М. Страна Большого Хапи. Л.

  14. Рак «Мифы и легенды Древнего Египта»

  15. Рубинштейн Р. И. Глиняный конверт: Историческая повесть.

  16. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии.

История Древней Греции

  1. Аристофан "Лягушки".

  2. Ботвинник, Рабинович, Стратановский "Жизнеописания знаменитых греков и римлян"

  3. Бутромеев «Детский Плутарх»

  4. Говоров А. А. Алкамен - театральный мальчик: Историческая повесть.

  5. Гомер "Илиада", "Одиссея".

  6. Грин П. Александр Македонский

  7. Замаровский В. Путешествие к семи чудесам света.

  8. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции.

  9. Лурье С. «Письмо греческого мальчика». Серия «Ученые России - детям»

  10. Нейхардт А. А. и Шишова И. А. Семь чудес света.

  11. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады.

  12. Озерецкая Е. Олимпийские игры. Знаменитые греки. Жизнеописания выдающихся деятелей древней Греции, составленные по Плутарху.

  13. Рубинштейн Р. И. За что Ксеркс высек море: Рассказы из истории Греко-персидских войн.

  14. Трухина Н.Н. «История древней Греции»

  15. Тудоровская Е. А. Троянская война и ее герои: Приключения Одиссея.

  16. Эсхил "Прикованный Прометей".

История Древнего Рима

  1. Ботвинник, Рабинович, Стратановский "Жизнеописания знаменитых греков и римлян"

  2. Кравчук А. Император Август.

  3. Линдсей Дж. Ганнибал.

  4. Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима.

  5. Немировский А.И. Слоны Ганнибала: Исторический роман.

  6. Немировский А.И. Три войны. Книга для чтения в 5 классе.

  7. Остроменцкая Н. Ф. Ветеран Цезаря.

  8. Трухина Н.Н. «История Древнего Рима»

  9. Ян В. Г. Финикийский корабль. Спартак: Исторические повести.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Просвещение, история, 5 класс

  2. Всеобщая история. История Древнего мира, 5 класс

  3. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства

  4. Эрмитаж. Искусство Западной Европы

  5. Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир

  6. Атлас Древнего мира. - М.: Новый ДИСК.

9. Шевченко Н. И. Интерактивный справочник. Всемирная история в датах. Древний мир и Средние века. - М.: Новый ДИСК.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы

п/п

Наименование

Количество

1

ПК

1

2

Интерактивная доска

1

3

Проектор

1

4

Аудиоколонки

2





Интернет-ресурсы

  1. Яndex-энциклопедии.- encycl.yandex.ru

  2. Рубрикон. - rubricon.ru/

  3. Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU.- megabook.ru/

  4. lib.ru - Библиотека Максима Мошкова

  5. Каталог археологических ресурсов -archaeology.ru/

  6. Википедия - ru.wikipedia.org/wiki

  7. Мифологическая энциклопедия - myfhology.narod.ru/

  8. Всемирная история - historic.ru/

  9. Древний мир - err.h18.ru/error500.shtml

  10. rusedu.ru - презентации по истории Древнего мира

  11. school-cjllection.edu.ru/ - презентации и материалы по истории Древнего мира

  12. maat.org.ru/ , kemet.ru - история Древнего Египта

  13. earth-history.com/ - электронная библиотека исторических источников «Древняя история мира»

  14. mhk.spb.ru/ - МХК: Древний мир от первобытности до Рима

  15. myfhology.sgu.ru/ - античная мифология

  16. verigi.ru/ - античное христианство


© 2010-2022