- Преподавателю
- История
- Урок истории России в 7 классе
Урок истории России в 7 классе
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Минасян Г.С. |
Дата | 28.09.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
6
Конспект урока по истории России в 7 классе учителя истории и обществознания МБОУ СОШ № 20 Минасян Галины Сегргеевны.
По учебнику: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов. Под ред. А.В. Торкунова. История России.
Тема урока: «Экономическое развитие России в XVII в.»
Цели урока : Дать представление о развитие российской экономики в первой половине XVII века.
Задачи:
Обучающие:
- определить изменения в социально-экономическом развитии страны в XVII веке;
- проследить изменения в развитии вотчинного хозяйства;
проследить процесс появления хозяйственной специализации районов России;
- выяснить, как появились мануфактуры в России;
проанализировать ситуацию в сфере торговли;
Развивающие:
- продолжить формирование навыков работы с исторической картой;
продолжить развитие навыков работы с историческими понятиями, с иллюстрациями;
продолжить развитие умений анализа и синтеза исторических фактов, отбора нужной информации, умения делать выводы;
- продолжить формирование умения сопоставлять исторические явления; - Воспитательные:
- продолжить формирование познавательного интереса к истории; воспитание любви к истории своей страны.
Формы организации познавательной деятельности: : фронтальная, работа в группах; индивидуальная; самостоятельная практическая работа
Оборудование урока: карта «Экономическое развитие России в XVII веке», атласы «История России с древнейших времен до конца XVIII века» с комплектом контурных карт, компьютер и видеопроектор с демонстрационным экраном.
Основные понятия и термины: Всероссийский рынок. Специализация отельных районов страны. Ярмарки. Торговый устав. Таможенные пошлины. Мануфактура. Предприниматель. Промышленник. Товарность сельского хозяйства.
Основные даты : 1653 г. - принятие Торгового устава.
1654 г. - денежная реформа. 1667 г. - Новоторговый устав
Персоналии И. Милославский. Б. Морозов. А. Л. Ордин-Нащокин.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Слово учителя. Для того чтобы успешно поработать на уроке, вспомните экономические термины.
Вопросы:
1. Обязательные платежи жителей страны в казну государства (Налоги).
2. В XVII веке натуральное хозяйство постепенно заменялось (Товарным хозяйством).
3. Люди, занимавшиеся изготовлением различных промышленных изделий (Ремесленник).
4. Регулярно устраиваемый большой торг с увеселениями и развлечениями (Ярмарки).
5. Земельный участок крестьянина (Надел).
6. Что мешало развитию торговли России с другими странами в XVII веке (Отсутствие выхода в незамерзающие моря).
3. Сообщение темы и целей урока.
- Внешнеполитические задачи после окончания Смуты были очень важны и требовали немедленного решения.
- Какие ещё важные проблемы стояли перед страной? От их решения зависела судьба страны (восстановления экономики).
- Об этом мы будем говорить сегодня на уроке. Сформулируйте тему урока .
- Определите цели урока
- Подумайте в течении урока над следующим вопросом: Какие новые черты появились в экономике страны в 17 веке? (Слайд 1, 2)
План урока.
1. Последствия Смуты.
2. Сельское хозяйство и земледелие.
3.Развитие ремесла, первые мануфактуры.
4. Торговля.
5. Деньги и денежная реформа.
4. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя:
1. Последствия Смуты.
- Какое событие можно считать окончанием Смутного времени? ( избрание нового царя)
- Когда оно произошло? ( в 1613 г.)
- Какие последствия ожидали страну после Смутного времени?
- Почему именно страдали от запустения западные и центральные земли? С какими событиями это связано?
1) разорение западных и центральных районов страны;
- ПО какой причине произошло это сокращение? Какими фактами можно подтвердить?
2) сокращение посевных площадей
- Почему в одних районах не хватало рабочих рук, а в других их было много и они могли бы быть использованы в работе?
3) нехватка рабочих рук
- Почему крестьяне не имели с/х орудия? К чему это могло привести?
4) отсутствие у крестьян денег, скота, с/х орудий ( появление бобылей)
- Как мы выяснили, с\х не развивалось, а как, на ваш взгляд, обстоят дела с ремеслом, с развитием промыслов?
5) упадок промыслов и ремесла
- А почему государство не могло помочь крестьянам приобрести с/х инвентарь и зерно?
6) опустение казны
- Ребята, а какие земли наиболее сильно пострадали? ( западные, центр, юг)
- Исходя из этих последствий, какую задачу должен был поставить перед собой новый царь, чтобы вывести страну из кризиса? ( найти источники экономического возрождения страны)
2) самостоятельная работа учащихся.
2. Сельское хозяйство и земледелие.
- Так как сельское хозяйство имело важную роль в жизни страны, то первым нововведения коснулись именно этой отрасли.
- Сейчас вы самостоятельно ознакомитесь с этими новшествами. Прочитайте пункт ? стр. и попытайтесь найти эти нововведения. (Слайд 3)
Сельское хозяйство
1. Раздача земель дворянам, что должно было укрепить дворянское и крестьянское хозяйство.
2. Подтверждение прав на землю тех дворян, которым она была дарована ранее.
3. Велось освоение заволжских и сибирских территорий.
4. В 1637 г. увеличен сыск беглых крестьян на 9, позднее 10 и 15 лет.
5. Сокращение крестьянских налогов
6. Увеличен денежный оброк.
7. Наметившаяся специализация отдельных районов.
8. Развитие предпринимательства и торговли.
- Что такое специализация районов?
- Докажите, что в сельском хозяйстве появляется специализация.
( Работа с картой)
3.Развитие ремесла, первые мануфактуры.. (Слайд 4)
Ремесло
1. Ремесло превращается в мелкотоварное производство.
2. Укрупнение ремесленных предприятий
3. Специализация ремесленного производства в различных районах страны.
- Запишем определение мелкотоварного производства - система, основанная на производстве небольшой партии товаров, предназначенных для продаже на рынке. (Слайд 5)
- Докажите, что в сельском хозяйстве появляется специализация.
( Работа с картой)
- Что такое мануфактура?
Мануфактура - предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. (Слайд 6)
Мануфактура
1. Начинают развиваться мануфактуры.
2. в 17 веке появляются казённые мануфактуры с использованием принудительного труда.
3. Развиваются купеческие мануфактуры.
4. Начинают складываться первые династии промышленников- предпринимателей.
4. Торговля.
- Какие новшества появились в торговле? С чем они связаны? Возможно ли было её развитие в 15 веке? 16 веке?
- Где появились всероссийские ярмарки?
- Работа с картой. Покажите на карте месторасположение всероссийских ярмарок.
Работа с документом (учебник, стр. 40) и заполнение таблицы «Внешняя торговля России в XVII веке» (Слайд 7)
Торговля.
1. Формирование всероссийского рынка ( опр.)
2.Рост сельских торжков.
3. Появление первых крупных ярмарок.
4. Наметилась специализация отдельных районов.
5. Запрет английским купцам торговать внутри страны.
6. Принятие в 1653 г. таможенного устава.
7. Введение высоких пошлин на иностранные товары.
Слово учителя.
Итак, главной особенностью торговли стало:
1. Формирование Всероссийского рынка, под которым понимают усиление хозяйственных связей и обмена товарами между различными районами страны, основанного на экономической специализации территорий.
2. Увеличивается денежный оброк с крестьян, это тоже способствовало развитию торговли.
3. Впервые появляются крупные всероссийские торговые ярмарки. Помимо внутренней, развивалась и внешняя торговля. В основном торговля развивалась по двум направлениям Западном - через Архангельск, через Астрахань - Восточном. До середины 17 века иностранные купцы самостоятельно могли торговать на внутреннем рынке России. Для развития внутренней торговли и поддержки отечественного товаропроизводителя создавались определенные условия. Например, в 1653 году был принят Таможенный устав, ликвидирующий все мелкие таможенные пошлины, в 1667 году Новоторговый устав ограничил права иностранных купцов.
5. Деньги и денежная реформа.
3)работа с учебником:
Стр. 38 - 40 - Деньги и денежная реформа.
6 Рефлексия
- О каких новых явлениях в экономике России в 17 веке вы сегодня узнали? - Какой главный вывод мы можем сделать по теме урока?
Ученики отвечают на поставленные вопросы, делают вывод:
В 17 веке Россия оставалась феодальной страной, но развитие товарно-денежных отношений уже начинало создавать предпосылки для формирования капиталистического уклада в будущем. Появились источники для наполнения государственной казны. Выставление оценок. Комментарий к домашнему заданию: §4 изучить, новые слова в словарь выписать и выучить. Отметить на контурных картах важнейшие ярмарки. Вопросы на стр.
6. Домашнее задание:
§ 17 учебника.
*Что такое нумизматика? Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышля-
ем».
-
Соберите материал о развитии в вашем регионе хозяйственных отношений в XVII в. Сделайте сообщение(1-3 учащихся).