Урок истории России в 7 классе

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Конспект урока по истории России в 7 классе учителя истории и обществознания МБОУ СОШ № 20 Минасян Галины Сегргеевны.

По учебнику: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов. Под ред. А.В. Торкунова. История России.

Тема урока: «Экономическое развитие России в XVII в.»

Цели урока : Дать представление о развитие российской экономики в первой половине XVII века.

Задачи:

Обучающие:

- определить изменения в социально-экономическом развитии страны в XVII веке;

- проследить изменения в развитии вотчинного хозяйства;

 проследить процесс появления хозяйственной специализации районов России;

- выяснить, как появились мануфактуры в России;

 проанализировать ситуацию в сфере торговли;

Развивающие:

- продолжить формирование навыков работы с исторической картой;

 продолжить развитие навыков работы с историческими понятиями, с иллюстрациями;

продолжить развитие умений анализа и синтеза исторических фактов, отбора нужной информации, умения делать выводы;

- продолжить формирование умения сопоставлять исторические явления; - Воспитательные:

- продолжить формирование познавательного интереса к истории; воспитание любви к истории своей страны.

Формы организации познавательной деятельности: : фронтальная, работа в группах; индивидуальная; самостоятельная практическая работа

Оборудование урока: карта «Экономическое развитие России в XVII веке», атласы «История России с древнейших времен до конца XVIII века» с комплектом контурных карт, компьютер и видеопроектор с демонстрационным экраном.

Основные понятия и термины: Всероссийский рынок. Специализация отельных районов страны. Ярмарки. Торговый устав. Таможенные пошлины. Мануфактура. Предприниматель. Промышленник. Товарность сельского хозяйства.

Основные даты : 1653 г. - принятие Торгового устава.

1654 г. - денежная реформа. 1667 г. - Новоторговый устав

Персоналии И. Милославский. Б. Морозов. А. Л. Ордин-Нащокин.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Слово учителя. Для того чтобы успешно поработать на уроке, вспомните экономические термины.

Вопросы:

1. Обязательные платежи жителей страны в казну государства (Налоги).

2. В XVII веке натуральное хозяйство постепенно заменялось (Товарным хозяйством).

3. Люди, занимавшиеся изготовлением различных промышленных изделий (Ремесленник).

4. Регулярно устраиваемый большой торг с увеселениями и развлечениями (Ярмарки).

5. Земельный участок крестьянина (Надел).

6. Что мешало развитию торговли России с другими странами в XVII веке (Отсутствие выхода в незамерзающие моря).

3. Сообщение темы и целей урока.

- Внешнеполитические задачи после окончания Смуты были очень важны и требовали немедленного решения.

- Какие ещё важные проблемы стояли перед страной? От их решения зависела судьба страны (восстановления экономики).

- Об этом мы будем говорить сегодня на уроке. Сформулируйте тему урока .

- Определите цели урока

- Подумайте в течении урока над следующим вопросом: Какие новые черты появились в экономике страны в 17 веке? (Слайд 1, 2)

План урока.

1. Последствия Смуты.

2. Сельское хозяйство и земледелие.

3.Развитие ремесла, первые мануфактуры.

4. Торговля.

5. Деньги и денежная реформа.

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

1. Последствия Смуты.

- Какое событие можно считать окончанием Смутного времени? ( избрание нового царя)

- Когда оно произошло? ( в 1613 г.)

- Какие последствия ожидали страну после Смутного времени?

- Почему именно страдали от запустения западные и центральные земли? С какими событиями это связано?

1) разорение западных и центральных районов страны;

- ПО какой причине произошло это сокращение? Какими фактами можно подтвердить?

2) сокращение посевных площадей

- Почему в одних районах не хватало рабочих рук, а в других их было много и они могли бы быть использованы в работе?

3) нехватка рабочих рук

- Почему крестьяне не имели с/х орудия? К чему это могло привести?

4) отсутствие у крестьян денег, скота, с/х орудий ( появление бобылей)

- Как мы выяснили, с\х не развивалось, а как, на ваш взгляд, обстоят дела с ремеслом, с развитием промыслов?

5) упадок промыслов и ремесла

- А почему государство не могло помочь крестьянам приобрести с/х инвентарь и зерно?

6) опустение казны

- Ребята, а какие земли наиболее сильно пострадали? ( западные, центр, юг)

- Исходя из этих последствий, какую задачу должен был поставить перед собой новый царь, чтобы вывести страну из кризиса? ( найти источники экономического возрождения страны)

2) самостоятельная работа учащихся.

2. Сельское хозяйство и земледелие.

- Так как сельское хозяйство имело важную роль в жизни страны, то первым нововведения коснулись именно этой отрасли.

- Сейчас вы самостоятельно ознакомитесь с этими новшествами. Прочитайте пункт ? стр. и попытайтесь найти эти нововведения. (Слайд 3)

Сельское хозяйство

1. Раздача земель дворянам, что должно было укрепить дворянское и крестьянское хозяйство.

2. Подтверждение прав на землю тех дворян, которым она была дарована ранее.

3. Велось освоение заволжских и сибирских территорий.

4. В 1637 г. увеличен сыск беглых крестьян на 9, позднее 10 и 15 лет.

5. Сокращение крестьянских налогов

6. Увеличен денежный оброк.

7. Наметившаяся специализация отдельных районов.

8. Развитие предпринимательства и торговли.

- Что такое специализация районов?

- Докажите, что в сельском хозяйстве появляется специализация.

( Работа с картой)

3.Развитие ремесла, первые мануфактуры.. (Слайд 4)

Ремесло

1. Ремесло превращается в мелкотоварное производство.

2. Укрупнение ремесленных предприятий

3. Специализация ремесленного производства в различных районах страны.

- Запишем определение мелкотоварного производства - система, основанная на производстве небольшой партии товаров, предназначенных для продаже на рынке. (Слайд 5)

- Докажите, что в сельском хозяйстве появляется специализация.

( Работа с картой)

- Что такое мануфактура?

Мануфактура - предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. (Слайд 6)

Мануфактура

1. Начинают развиваться мануфактуры.

2. в 17 веке появляются казённые мануфактуры с использованием принудительного труда.

3. Развиваются купеческие мануфактуры.

4. Начинают складываться первые династии промышленников- предпринимателей.

4. Торговля.

- Какие новшества появились в торговле? С чем они связаны? Возможно ли было её развитие в 15 веке? 16 веке?

- Где появились всероссийские ярмарки?

- Работа с картой. Покажите на карте месторасположение всероссийских ярмарок.

Работа с документом (учебник, стр. 40) и заполнение таблицы «Внешняя торговля России в XVII веке» (Слайд 7)

Торговля.

1. Формирование всероссийского рынка ( опр.)

2.Рост сельских торжков.

3. Появление первых крупных ярмарок.

4. Наметилась специализация отдельных районов.

5. Запрет английским купцам торговать внутри страны.

6. Принятие в 1653 г. таможенного устава.

7. Введение высоких пошлин на иностранные товары.

Слово учителя.

Итак, главной особенностью торговли стало:

1. Формирование Всероссийского рынка, под которым понимают усиление хозяйственных связей и обмена товарами между различными районами страны, основанного на экономической специализации территорий.

2. Увеличивается денежный оброк с крестьян, это тоже способствовало развитию торговли.

3. Впервые появляются крупные всероссийские торговые ярмарки. Помимо внутренней, развивалась и внешняя торговля. В основном торговля развивалась по двум направлениям Западном - через Архангельск, через Астрахань - Восточном. До середины 17 века иностранные купцы самостоятельно могли торговать на внутреннем рынке России. Для развития внутренней торговли и поддержки отечественного товаропроизводителя создавались определенные условия. Например, в 1653 году был принят Таможенный устав, ликвидирующий все мелкие таможенные пошлины, в 1667 году Новоторговый устав ограничил права иностранных купцов.

5. Деньги и денежная реформа.

3)работа с учебником:

Стр. 38 - 40 - Деньги и денежная реформа.

6 Рефлексия

- О каких новых явлениях в экономике России в 17 веке вы сегодня узнали? - Какой главный вывод мы можем сделать по теме урока?

Ученики отвечают на поставленные вопросы, делают вывод:

В 17 веке Россия оставалась феодальной страной, но развитие товарно-денежных отношений уже начинало создавать предпосылки для формирования капиталистического уклада в будущем. Появились источники для наполнения государственной казны. Выставление оценок. Комментарий к домашнему заданию: §4 изучить, новые слова в словарь выписать и выучить. Отметить на контурных картах важнейшие ярмарки. Вопросы на стр.

6. Домашнее задание:

§ 17 учебника.

*Что такое нумизматика? Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышля-

ем».

  • Соберите материал о развитии в вашем регионе хозяйственных отношений в XVII в. Сделайте сообщение(1-3 учащихся).


© 2010-2022