Рабочая программа 8 класс История

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Серебрянская средняя общеобразовательная школа - детский сад»

Раздольненского района Республики Крым



«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

_______Л.Н.Криволапова

«____»___________ 2015 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ«Серебрянская школа-детский сад»

________О.М.Колбеева

Приказ №___ от «___»_______20___г.

Рабочая программа

по истории

для обучающихся 8 класса

по учебникам: Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1880-1900. 8 класс: учеб.для общеобразоват.организаций/ А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. - М.: Просвещение, 2014.

Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс: учеб.для образоват. организаций/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2014.

на 2015 год



Составила: Ефименко Раиса Васильевна,

учитель истории












с. Серебрянка

Пояснительная записка


Рабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по истории МО РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А.Я.Юдовской и Л.М Ванюшкиной. М.; Просвещение, 2009 и А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, «История России.6-9 классы». М.; Просвещение, 2009.

Цели курса:

Формировать у учащихся полное представление об историческом пути России и других стран мира, судьбах населяющих их народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной и мировой истории.

Задачами курса является формирование следующих умений учащихся:

  1. определять и объяснять понятия;

  2. выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассников, письменном тексте, документе;

  3. рассматривать общественные явления в развитии. В конкретно-исторических проявлениях, применяя принцип историзма;

  4. раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;

  5. анализировать исторические явления, процессы, факты;

  6. обобщать и систематизировать полученную информацию;

  7. давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

  8. осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

  9. определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

  10. обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии. Формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями. Докладами, писать рецензии;

  11. участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

  12. определять цели своей деятельности и предоставлять её результаты;

  13. выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

  14. осуществлять самоконтроль и самооценку.

Общая характеристика учебного курса:

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс истории общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Основные содержательные линии рабочей программы в VIII классах реализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции рабочая программа устанавливает примерное распределение учебного времени.

Место учебного предмета в учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета История Историю России и Всеобщую историю в 8 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. В Рабочей программе отведено на Всеобщую историю - 30 часов и на историю России - 40 часов.





КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

  • осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

  • логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;

  • соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;

  • анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;

  • давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);

  • сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;

  • применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;

  • толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;

  • демонстрировать знание основных дат отечественной истории;

  • составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;

  • оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);

  • читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;

  • преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:

  • демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;

  • дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;

  • не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • демонстрирует общие представления об историческом процессе;

  • путается в датах, допускает неточности в определении понятий;

  • показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;

  • отсутствует логически построенный и продуманный ответ;

  • не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;

  • не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний, либо отказался отвечать.

Нормы оценок работы с историческим источником

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

• установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

  • сопоставил факты нескольких исторических источников;

  • применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;

  • дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;

  • привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

  • аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  • определил тип источника и историческую эпоху его появления;

  • извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

  • сопоставил факты нескольких исторических источников;

  • применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;

  • прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;

  • привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился; с аргументацией своей позиции.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;

  • на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

  • попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;

  • не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

  • не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

  • не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

  • пересказал текст источника без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания.

Нормы оценок работы с исторической картой

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

• читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

  • раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;

  • правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

• допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

  • не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;

  • не соотносит историческую информацию с картой;

• не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

  • не умеет читать легенду карты;

  • не распознает историческую информацию, представленную на карте;

  • отказался работать с контурной картой.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Контроль уровня обучения

Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:

• Устный опрос;

• Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.

• Различные виды работ с исторической картой, рассказ по анимированной карте;

• Анализ простейших исторических источников;

• Тесты (однотипные, комплексные, разноуровневые);

• Характеристика исторического деятеля (персоналии) по плану;

• Работа со шкалой времени;

• Творческие задания-задачи, кроссворды, чайнворды;

• Тексты с лакунами (пропусками);

• «Оживление» картины, рассказ по картине;

• Историческое сочинение, эссе и т.п.

• Рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).

По итогам изучения курсов истории России и Всеобщей истории нового времени предусмотрены контрольные работы в виде комплексных разноуровневых тестов.

Ожидаемые результаты:

• Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.

• Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.

• Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.

• Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.

• Формирование эмоционально - ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе. Основные методы работы на уроке: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать/Понимать:

• даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий отечественной истории в период Нового времени; важнейшие достижения культуры и системы ценностей России и стран Европы в период Нового времени; изученные виды исторических источников.

Уметь:

  • Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

  • Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • Группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

  • Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.

  • Оперировать историческими понятиями и датами.

  • Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и

завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

  • Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

• предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих

работ;

• участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.







Содержание учебного предмета:

История России (40 часов)

Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в.

Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в.

Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский.

Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз.

Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения.

Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка.

Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX в.

Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 гг.

Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х - 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы.

Внешняя политика второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.

Русская культура первой половины XIX в.

Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир).

Великие реформы 60-70-х гг. XIX в.

Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Крестьянское самоуправление. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России.

Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарев.Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол».Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник». Революционные организации и кружки середины 60-х - начала 70-х гг. XIX в.

Россия в конце XIX в.

Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта.Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX в.

Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов.Убийство Александра II.Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победоносцев. Контрреформы.Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в.

Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский.Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

Внешняя политика во второй половине XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. Народы Российской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг.

Развитие культуры в XIX - начале ХХ вв.

Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв.Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи.

Основные течения в художественной культуре XIX - начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа.

Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс.


История нового времени (30 часов)

Европа и Северная Америка в XIX - начале ХХ вв.

Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в.

Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии.

Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции.

Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание единого германского государства. О. Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи. Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.

Север и Юг Соединенных ШтатовАмерики: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы.

Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX - начале ХХ вв. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо.

Завершениепромышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX - начале ХХ веков. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества.

Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX - начале ХХ вв.

Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. Х. Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг.

Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Колониальные захваты в Африке. Империализм - идеология и политика.

Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи, Китае.

Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны

Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны.

Развитие культуры в XIX - начале ХХ вв.

Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв.Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи.

Основные течения в художественной культуре XIX - начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа.

Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс.

В результате изучения истории ученик должен знать понимать уметь



  1. основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  1. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  2. изученные виды исторических источников;

  1. соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  2. использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  3. показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  4. рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  5. соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  6. объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  2. высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  3. объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  4. использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Календарно - тематическое планирование курса.

История России (40 часов)

План



Факт

1

Вводный урок

1

Территория Российского государства, население, национальный состав, религия.

Социально - экономическая характеристика, политический строй.

Самодержавная

монархия

Тема 1: Россия в первой половине XIX века (19 часов)

План



Факт

2

Внутренняя политика Александра 1 в 1801 - 1806 годах

1

Внутренняя политика

Александра 1. Негласный комитет. Указ о вольных хлебо-

пашцах. Учреждение

министерств.

Попытки проведения

реформы

Либерализм, самодержавная власть, манифест, реформа, разделение властей, политические права,

избирательное право

3

Внешняя политика в 1801 - 1812 годах

1

Внешняя политика.

Войны со Швецией,

Турцией, Ираном,

Францией. Участие

России в антифранцуз-

ских коалициях.

Тильзитский мир и рус-

ско-французский союз.

Континентальная блокада

Вхождение

Грузии

в состав

России.

Присоеди-

нение

Финляндии

Коалиция, конвенция,

сейм

4

Реформы М.М.Сперанского

1

Начало деятельности Сперанского. Личность Сперанского. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Отставка М.М.Сперанского: причины и последствия.

Идеология, инстанция, консерватизм

5

Отечественная война 1812 года

1

Отечественная война

1812 г.

Причины, планы сторон,

ход военных действий.

Бородинская битва.

Народный характер

войны.

Изгнание наполеонов-

ских войск из России

Барклай-

де-Тол л и ,

М. Кутузов,

Д.Давыдов

Отечественная война,

генеральное сражение,

партизаны

6

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813 - 1825 гг.

1

Заграничный поход

1812-1914 гг. Россий-

ская дипломатия на

Венском конгрессе.

Россия и Священный

союз

Битва народов, Восточный вопрос, Венский конгресс, Священный союз

7

Внутренняя политика Александра 1 в 1815 - 1825гг.

1

Противоречивость

внутренней политики

в 1815-1825 гг.

Усиление консерватив-

ных тенденций

Гражданские свободы,

автономия, мистицизм

8

Социально - экономическое развитие после Отечественной войны 1812 года

1

Экономический кризис, его причины и последствия, пути выхода. Отмена крепостного права в Прибалтике. Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения. Развитие промышленности и торговли.

А. А. Аракчеев.

Аракчеевщина

Легкая и тяжелая промышленность, тариф, устав, экономический кризис

9

Общественное движение при Александре 1

1

Тайные общества Северное и Южное, их программы. Пестель и Муравьев. Власть и тайные общества.

Общественное движе-

ние,либерализм,тайное

общество, конституция


10

Династический кризис 1825г. Выступление декабристов

1

Династический кризис. Движение декабристов.

Восстание на Сенатской

площади 14 декабря

1825 г.

Восстание Черниговского

полка.

Суд над декабристами

Династический кризис

11

Внутренняя политика Николая 1

1

Внутренняя политика Николая 1. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом.

111 Отделение полиции.

А. Х. Бенкендорф.

Кодификация законов

Свод законов, государ-

ственные крестьяне,

обязанные крестьяне,

жандарм

12

Социально - экономическое развитие в 20 - 50 - е гг. XIX века

1

Противоречия хозяйственного развития.

«Манифест о почетном гражданстве», «Указ об обязанных крестьянах»

Кризис крепостнической

системы, «капиталистые» крестьяне

13

Внешняя политика Николая 1 в 1826 - 1849гг.

1

Внешняя политика России.

Россия и революции

в Европе.

Вхождение Кавказа

в состав России.

Шамиль. Кавказская

война

«Международный жандарм»

14

Общественное движение в годы правления Николая 1

1

Общественная мысль: западники и славянофилы, утопический социализм. Н. М. Карамзин. «Теория официальной

народности».

П. А. Чаадаев .

Русский утопический социализм. Петрашевцы

Западники, славянофилы,

общинный социализм




15

Крымская война 1853 - 1856гг. Оборона Севастополя

1

Крымская война.

Причины, участники.

Оборона Севастополя,

его герои.

Парижский мир.

Причины и последствия

поражения


16

Образование и наука

1

Развитие образования. Биология. Медицина. Геология. Астрономия. Математика. Физика. Химия. Наука и производство.

Сословность образования



17

Русские первооткрыватели и путешественники

1

Крупнейшие географические открытия. Крузенштерн и Лисянский. Беллинсгаузен и Лазарев. Баранов и освоение русской Америки. Невельской и Путятин. Русское географическое общество.

Экспедиция

18

Художественная культура

1

Достижения культуры и искусства.

Основные стили в художественной культуре.

«Золотой век» русской поэзии

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, русский ампир,

русско-византийский

стиль

19

Быт и обычаи

1

Жилище, одежда, питание, досуг и обычаи, семья и семейные обряды.

Шорничество

20

Повторительно - обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX века»

1








Тема 1: Россия во второй половине XIX века (20 часов)

Недоимки, политический режим.



22

Крестьянская реформа 1861 года

1

Отмена крепостного права.

Положение 19 февраля 1861 г. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян

Временнообязанные

крестьяне, отрезки,

уставные грамоты,

мировые посредники

23

Либеральные реформы 60 - 70 - х гг. XIX века

1

Судебная, земская, военная реформы. Значение реформ 60-70-х гг. XIX в. в истории России

Земство, куриальная

система выборов,

суд присяжных

24

Социально - экономическое развитие после отмены крепостного права

1

Особенности модернизации России. Кризис самодержавия.

Политика лавирования.

М.Т. Лорис-Меликов.

Убийство Александра 11

Отработочная система

25

Общественное движение: либералы и консерваторы

1

Подъем общественного

движения после поражения в Крымской войне.

Либеральные, консервативные течения. Земское движение.

А. И. Герцен. Н. И. Огарев «Полярная звезда», «Колокол» Н.Г.Чернышевский Н. А. Добролюбов.

Журнал«Современник»

Либералы, консерваторы

26

Зарождение революционного народничества и его идеология

1

Радикальные течения.

Теория революционно-

го народничества.

«Хождение в народ».

«Земля и воля»


Народничество, революционеры, разночинцы,

анархисты, «Хождение в народ», революционный

террор

27

Революционное народничесвто второй половины 60-х - начала 80-х гг. XIX века

1

Народнические организации. Хождение в народ «Земля и воля», «Народная воля»: охота на царя. Убийство Александра II

Политические требования

28

Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877 - 1878гг.

1

Основные направления внешней политики. А.М.Горчаков. европейская политика. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Балканский кризис. Ход русско-турецкой войны. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс. Значение и причины победы России в войне.

Балканский кризис, на-

ционально-освободи-

тельная война

29

Внутренняя политика Александра III

1

Александр III. Консервативная политика Александра111.

К.П.Победоносцев.

Контрреформы .

Реакционная политика

в области просвещения

Национальная

политика

самодержавия

в конце XIXв.

Реакционная политика

30

Экономическое развитие в годы правления Александра III

1

Завершение промышленного переворота. Формирование классов

индустриального общества. Новые промышленные черты.

Аграрный вопрос. Экономическая политика

Александра 111.

Протекционизм, винная

монополия

31

Положение основных слоев общества

1

Сословия и классы в пореформенном обществе. Крестьянство. Дворянство. Буржуазия. Пролетариат. Духовенство. Интеллигенция. Казачество. Изменения в положении.

32

Общественное движение в 80-90-е гг. XIX века

1

Земское движение.

Идеология народниче-

ства. Бакунин, Лавров, Ткачев, Михайловский.

Распространение мар- ксизма. Плеханов.

«Освобождение труда».

В. И. Ленин «Союз

борьбы за освобождение рабочего класса»

П. Б. Струве и «легальный

марксизм»

Марксизм

33

Внешняя политика Александра III

1

Внешняя политика России в конце XIX в.

Борьба за ликвидацию

последствий Крымской

войны. А. М. Горчаков.

Присоединение Средней Азии. «Союз трех императоров»

Сепаратный мир, мобилизация

34-35

Просвещение и наука. Литература и изобразительное искусство

2

Развитие образования. Успехи естественных наук. Развитие географических знаний и гуманитарных наук. Деятели литературы. Живопись. Скульптура.

36-37

Архитектура, музыка, театр, народное творчество.

2

Архитектура, музыка, театр, народные промыслы.

38

Быт: новые черты в жизни города и деревни

1

Рост населения. Изменения облика городов. Связь и городской транспорт. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Коммунальное хозяйство, урбанизация

39

Повторительно - обобщающий урок по теме «Россия во второй половине XIX века»

1


40

Урок контроля и оценки знаний учащихся по курсу «История России. XIX век»

1



История Нового времени (30 часов)


План


Факт

1

Вводный урок

1

Хронологические рамки нового времени. Индустриальное общество. Модернизация. Страны старого и нового капитализма. Индустриализация. Демократизация государственной и общественной жизни. 19 век - век рождения и развития индустриального общества.

Модернизация, индустриализация

Тема 1: Становление индустриального общества (7 часов)


Новые технологии.

Капитализм свободной

конкуренции

Промышленный

переворот, капитализм, экономический кризис перепроизводства,

империализм

3

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности

1

Социальная структура общества, ее усложнение. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Очень разный рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.

Миграция. эмиграция, иммиграция, элита, «рабочая аристократия»

4

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность

1

Влияние технического прогресса на повседневную жизнь людей. Газеты. Изобретения. Мода.


5

Наука: создание научной картины мира

1

Создание научной картины мира. Развитие

образования

Радиоактивность,

микрочастица, пастеризация

6

XIX век в зеркале художественных исканий. Литература

1

Литература и искусство

Нового времени. Основные направления. Деятели.

Романтизм, критический реализм, нату-

рализм, импрессионизм, постимпрес-

сионизм, карикатура

7

Искусство XIX века в поисках новой картины мира

1

Художники. Опера. Театр. Живопись. Кино.

Романтизм, критический реализм, нату-

рализм, импрессионизм, постимпрес-

сионизм

8

Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство

1

Консервативное и либеральное течения в

общественно-

политической жизни.

Социалистические

учения, марксизм

Либерализм, кон-

серватизм, утопи-

ческий социализм,

марксизм, анархизм


Тема 2: Строительство новой Европы (8 часов)

1

Наполеон Бонапарт.

Наполеоновская империя. Наполеоновские

войны

Плебисцит, амнистия, авторитарный

режим, рекрутский

набор

10

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

1

Итоги наполеоновских

войн. Венский конгресс

Венский конгресс,

Священный союз

11

Англия: сложный путь к величию и процветанию

1

Социально-экономические отношения и государственный строй.

Общественные движения: чартисты, тред-юнионы

Хартия, чартизм,

тред-юнион, «мастерская мира»

12

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 года к новому политическому кризису

1

Продлжение промышленной революции. Буржуазная монархия. Июльская революция 1830г. Кризис Июльской монархии. Политический кризис.

Финансовая аристократия, луидор,

дублон

13

Франция: революция 1848г. и Вторая империя

1

Революция 1848г.

Вторая республика.

Режим Второй империи

Антиклерикал, сантим, авторитарный

режим

14

Германия: на пути к единству

1

Германский союз. Экономическое развитие страны и проблема объединения. Борьба за объединение. Отто фон Бисмарк. Северогерманский союз. Новая Германия.

Канцлер, Северо-

германский союз,

15

«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

1

Разделенная Италия. Национально-освободительная война. Революция 1848г. Камилло Кавур. Д.Мадзини и Д.Гарибальди. Объединение Италии, значение.

карбонарии

16

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.

1

Франко-прусская война: причины, повод, участники, ход, итоги.

Парижская Коммуна

Оппозиция, комму-

нары, версальцы,

реванш



Тема 3: Страны Западной Европы на рубеже XIX - XX веков. Успехи и проблемы индустриального общества (5 часов)

Милитаризация,

лицензия, пангерманизм, шовинизм

18

Великобритания: конец Викторианской эпохи

1

Особенности экономического развития.

Колониальные захваты

Фунт стерлингов,

гомруль, лейбористская партия,

джингоизм, Антанта

19

Франция: Третья республика

1

Франция после поражения в франко-прусской войне. Третья республика. Демократические реформы. Дело Дрейфуса. Франция - светское

государство. Колониальные захваты.

Реваншизм

Радикал, коррупция,

атташе

20

Италия: время реформ и колониальных захватов

1

Цена объединения. Конституционная монархия. Индустриализация. Роль государства. Монополистический капитализм. Колониальные захваты. Движения протеста.


21

От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса

1

Национальное возрождение славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» Политическое устройство. Начало промышленной революции.




Тема 4: Две Америки (3 часа)

Расизм, аболиционизм

23

США: империализм и вступление в мировую политику

1

Фермеры. Финансовая олигархия. Президентская республика. Индейский вопрос. Рабочее движение. Монополистический капитализм. Гражданское общество и правовое государство. Активная внешняя политика.

Олигархия, резервация

24

Латинская Америка в XIX - начале XX веков: время перемен

1

Образование независимых государств. Развитие экономики.

Каудильо, клан,

гаучо, «латиноаме-

риканский пла-

вильный котел»



Тема 5: Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма (3 часа)



Элементы дополнительного содержания

Основные понятия

Дата проведения,

План

Факт

25

Япония на пути модернизации: «восточная мораль - западная техника»

1

Насильственное «открытие» Японии. Начало эры «просвещенного правления» реформы Мэйдзи. Новые черты экономического развития. Внешняя политика.

Экстерриториальность, сёгун

26

Китай: сопротивление реформам

1

«Открытие» Китая. «Опиумные войны» и их последствия. Движение тайпинов. Курс на политику самоусиления. Восстание ихэтуаней. Превращение Китая в

полуколонию

Индийский национальный конгресс, тайпины, ихэтуани, политика самоусиления

27

Индия: насильственное разрушение традиционного общества

1

Индия- война против английского господства. Индийский Национальный Конгресс.


28

Африка: континент в эпоху перемен

1

Территория, население. Культы и религии. Раздел Африки. Европейская колонизация. Борьба за независимость и сохранение традиционного образа жизни с колонизаторами.




Тема 6: Международные отношения в конце XIX - начале XX веков (2 часа)

Буры, Антанта, пацифизм, Тройственный союз

30

Урок контроля и оценки знаний учащихся по курсу «История Нового времени. 1800 - 1913гг.»

1








УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

История 8 класс - 70 часов

История Нового времени


Раздел 2. Строительство новой Европы.


Раздел 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX - XX вв.


Раздел 4. Две Америки.


Раздел 5. Художественная культура XIX столетия.


Раздел 6. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма.


Раздел 7. Международные отношения в конце XIX - начале XX века.


Итоговое повторение «Мир в XIX - начале XX века».


Итого


История России XIX век

















© 2010-2022