- Преподавателю
- История
- Рабочая программа предмета кадетского компонента История кадетских корпусов 7-9 классы
Рабочая программа предмета кадетского компонента История кадетских корпусов 7-9 классы
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аширова Л.Л. |
Дата | 01.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
кадетская школа-интернат «Алтайский кадетский корпус»
СОГЛАСОВАНО:
зам. директора по УВР
КГБОУКШИ
«Алтайский кадетский корпус»
__________И.С. Гурова
«___»___________2014г.
УТВЕРЖДЕНО:
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
Председатель педсовета
__________А.А. Птагин
«___»_ «___» __________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Истории кадетских корпусов (7-8 класс)
Количество часов в год 34 Уровень базовый
Учитель _____Аширова Л.Л.___Петрова Л.В._____________________
Программа разработана на основе:
1. письма Министерства образования Российской Федерации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации», направленного органами управления образованием субъектов РФ №30-51-131/16 от 01. .3. 2002 г.
Территориальный административный городской округ Сибирский -2014 год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
История - это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. История кадетских корпусов включает в себя изучение тех процессов и явлений, которые способствовали становлению и развитию кадетского движения в России.
Возрождающаяся в стране система кадетского образования имеет почти трехсотлетнюю историю. За это время был сформирован особый вид воспитательно-образовательной среды, сочетающей в себе широкую социально-гуманитарную подготовку подрастающего поколения, изъявившего желание посвятить свою трудовую деятельность исполнению обязанностей в сфере государственной службы на военном и гражданском поприще.
Отличительными особенностями современного содержания кадетского образования в системе Министерства образования и науки РФ являются:
- особый уклад жизни военизированного, но не военного образовательного учреждения, определяемый воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей;
- сочетание элементов воинской дисциплины и института самоуправления кадетов, постоянное сопровождение воспитанников, осуществляемое офицером-воспитателем, оказание им профессиональной поддержки и помощи психологического и социального характера.
Развитие современного кадетского движения невозможно без учета опыта прошлого, без осмысления того, как аналогичные проблемы кадетские корпуса решали в дореволюционный период, так как именно в военно-образовательных учреждениях всегда закладывались основы военно-патриотического воспитания, формировалось понятие гражданственности, готовности защищать Родину с оружием в руках.
Цель курса: расширение и углубление знаний по истории Отечества; воспитание инициативного, самостоятельного, государственно мыслящего патриота, готового брать на себя ответственность за судьбу страны.
Задачи:
- ознакомление с историей развития кадетского образования в России,
- освоение форм и приемов работы с различными типами исторических источников, включая методы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.), умение применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
- развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать историческую информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
- приобщение учащихся к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к прошлому, к традициям своего народа;
- формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта;
- создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции.
Рабочая программа по истории кадетских корпусов для 7 и 8 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта по истории в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по1часу в неделю и программой Алборовой М. "История кадетских корпусов" Программа курса "История кадетских корпусов" ориентирована на кадетские образовательные учреждения, рассчитана на 34 учебных часа в год. Рекомендуется для учащихся 7-8-х классов, так как предлагаемый курс частично синхронизируется с курсом по отечественной истории, кроме того, именно в этом возрасте складываются все условия для достаточно осознанного, личностного восприятия подобного материала.
Формы организации работы на уроках.
Основные формы организации работы на уроке: фронтальная и индивидуальная. Как дополнительные используются также групповая и парная формы работы.
При преподавании используются:
проблемный метод преподавания истории;
уроки - лекции, игровые уроки, комбинированные уроки
практические занятия при анализе исторических источников и документов;
контрольные работы;
срезы знаний в виде самостоятельных работ;
мультимедийный материал: лекции, отрывки из кинофильмов, презентации, анимированные презентации.
Проверка знаний учащихся
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся отвечает по существу вопроса, показывает верное понимание сущности рассматриваемых событий, верно воспроизводит в ответе факты, даты нужных событий, названия географических объектов, имена и фамилии участников событий. Ответ является полным и не требует дополнений. Речь грамотная, адекватно используется терминология, в конце выступления сделан вывод.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но в изложении материала допущены незначительные неточности.
Оценка «3» ставиться, если в изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются фактические ошибки, речь бедная, исторические термины не используются.
Оценка «2» ставится, если учащийся не изложил главное содержание фактического материала по поставленному вопросу.
2.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ.
7 класс.
№ урока п\п
№
Урока в разделе
Раздел, тема урока
Всего часов
Формы контроля
Домашнее задание
Примечание
1. Введение. Общие сведения о кадетском движении. 4
1
1
Понятия «кадет», «кадетская школа».
Лекция, ответить на вопросы.
2
2
Цели и значение создания кадетских корпусов в России.
Фронтальный опрос.
Лекция, ответить на вопросы.
3
3
«Алтайский кадетский корпус»: история образования и развития.
Фронтальный опрос.
Лекция, ответы на вопросы.
4
4
Урок обобщения: «Что значит быть кадетом?»»
Сочинение-рассуждение
2.История формирования первых военно-учебных заведений в России. 5
5
1
Пётр I как основатель системы военного образования в России.
Лекция, сообщения.
6
2
«Школа математических и навигацких наук».
Сообщения.
Анализ документа.
7
3
Инженерные, артиллерийские и гарнизонные школы.
Анализ документа.
Таблица.
8
4
Обучение и воспитание. Первые трудности.
Таблица.
Лекция, ответы на вопросы.
9
5
Урок обобщения.
Работа по карточкам в группах.
3. Первые кадетские корпуса. 8
10
1
Основание Первого кадетского корпуса.
Лекция, ответы на вопросы.
11
2
Учебно-воспитательный процесс. Деятельность И.И. Бецкого.
Фронтальный опрос.
Лекция, ответы на вопросы.
12
3
Условия, в которых жили первые кадеты.
Работа по карточкам.
Рисунок.
13
4
Морской кадетский корпус и его особенности.
Фронтальный опрос.
Лекция, сообщения.
14
5
Первый Московский кадетский корпус.
Сообщения.
Лекция, ответы на вопросы.
15
6
Пажеский корпус.
Работа с документом.
Таблица.
16
7
Роль кадетских корпусов в жизни страны.
Фронтальный опрос.
Повторить основные события, деятелей.
17
8
Урок обобщения.
Задания с развернутым ответом.
4. Реформирование военно-учебных заведений при Николае I. 9
18
1
Цели реформирования кадетских корпусов. Деятельность Я.И. Ростовцева.
Лекция, ответы на вопросы.
19
2
Руководство кадетских корпусов после реформы.
Фронтальный опрос.
Схема.
20
3
Новый учебный план.
Анализ документа.
Лекция, таблица.
21
4
Изменения в воспитании кадет.
Фронтальный опрос.
Лекция, ответы на вопросы.
22
5
Павловский и Николаевский кадетские корпуса.
Задания с кратким ответом.
Таблица.
23
6
Появление кадетских корпусов в губерниях.
Таблица.
Лекция, сообщения.
24
7
Особенности губернских кадетских корпусов.
Сообщения.
Лекция, ответы на вопросы.
25
8
Быт и нравы в кадетской среде.
Фронтальный опрос.
Анализ документа .
26
9
Урок обобщения.
Работа в группах по карточкам.
5. Великие кадеты. ( XVIII - первая половина XIX века) 6
27
1
Выпускники Первого кадетского корпуса - полководцы XVIII века.
Лекция, ответы на вопросы.
28
2
Первые воспитанники Морского кадетского корпуса.
Фронтальный опрос.
Лекция, сообщения.
29
3
Выпускники кадетских корпусов и Отечественная война 1812 года.
Сообщения.
Лекция, ответить на вопросы.
30
4
Выпускники Пажеского корпуса.
Фронтальный опрос.
Лекция, ответить на вопросы.
31
5
Выпускники кадетских корпусов, выбравшие труд на гражданском поприще.
Анализ документа в группах.
Кроссворд.
32
6
Урок обобщения.
Тест.
6. Итоговое обобщение и повторение. 2
33
1
Уроки обобщения и повторения.
Проекты и презентации.
34
2
8 класс.
№ урока п\п
№
Урока в разделе
Раздел, тема урока
Всего часов
Формы контроля
Домашнее задание
Примечание
1. Введение. Общие сведения о кадетском движении. 4
1
1
Цели и задачи кадетских учебных заведений.
Лекция, ответы на вопросы.
2
2
Основные этапы формирования системы военно-учебных заведений в России.
Фронтальный опрос.
Таблица.
3
3
Основные этапы формирования системы военно-учебных заведений в России.
Таблица.
Основные события из таблицы запомнить.
4
4
Урок обобщения.
Работа в группах по карточкам.
2.Военные учебные заведения в эпоху «Великих реформ» 9
5
1
Причины и цели проведения реформы 1863 года.
Лекция, ответы на вопросы.
6
2
Подготовка к проведению реформы. Деятельность Д. А. Милютина и А. В. Головнина.
Фронтальный опрос, таблица.
Сообщения.
7
3
Руководство военно-учебными заведениями после реформы.
Сообщения.
Лекция, ответы на вопросы.
8
4
Новый учебный план.
Анализ документа.
Лекция, ответы на вопросы.
9
5
Преобразования в воспитательной сфере.
Задания с кратким ответом.
Лекция, ответы на вопросы.
10
6
Значение реформы 1863 года.
Фронтальный опрос.
Анализ документа.
11
7
Новые гимназии Санкт-Петербурга и Москвы.
Анализ документа.
Сообщения.
12
8
Губернские военные гимназии во второй половине XIX века.
Сообщения.
Основные события, деятелей, даты повторить.
13
9
Урок обобщения.
Тест.
3. Военно-учебные заведения в период «контрреформ»
Александра III и при Николае II. 8
14
1
Причины проведения и подготовка реформы 1882 года.
Лекция, ответить на вопросы.
15
2
Основные положения реформы.
Фронтальный опрос.
Таблица.
16
3
Итоги реформирования военно-учебных заведений.
Задания с кратким ответом.
Анализ документа.
17
4
Деятельность кадетских корпусов под руководством Великого Князя Николая Николаевича.
Анализ документа.
Лекция, ответы на вопросы.
18
5
Особенности условий жизни и взаимоотношений между кадетами в начале XX века.
Фронтальный опрос
Сообщения.
19
6
Великие кадеты: выпускники-полководцы.
Сообщения.
Кроссворд.
20
7
Великие кадеты: выпускники, ставшие учеными, писателями, артистами.
Кроссворд.
Основные события, деятелей, даты повторить.
21
8
Урок обобщения.
Работа по карточкам.
-
1917 год и Гражданская война в истории кадетского движения. 7
22
1
Февральская революция 1917 года и отношение к ней кадет.
Лекция, ответы на вопросы.
23
2
Захват власти большевиками. Отношение кадет к новой власти.
Фронтальный опрос.
Лекция, ответы на вопросы.
24
3
Участие кадет в антибольшевистском восстании в Москве.
Вопросы с кратким ответом.
Эссе.
25
4
Кадеты и Гражданская война. Роль выпускников кадетских корпусов в событиях 1917-1920гг.
Эссе.
Лекция, таблица.
26
5
Кадетские корпуса за границей.
Таблица.
Сообщения.
27
6
Кадетские корпуса за границей.
Сообщения.
Основные события, деятелей, даты повторить.
28
7
Урок обобщения.
Тест.
5.Военно-учебные заведения советского периода:
суворовские и нахимовские училища. 2
29
1
Цели и принципы образования суворовских и нахимовских училищ в СССР.
Лекция, ответить на вопросы.
30
2
Место военных училищ в образовательной системе государства.
Фронтальный опрос.
Кроссворд.
6.Кадетские корпуса России на современном этапе. 2
31
1
Кадетские корпуса современной России. История их образования.
Кроссворд.
Сообщения.
32
2
Роль современных кадетских корпусов в образовательной системе государства.
Сообщения.
Презентации.
6. Уроки обобщения и повторения. 2
33
1
Уроки обобщения и повторения.
Проекты и презентации.
34
2
3.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Литература:
-
Закон Российской Федерации «Об образовании» М.,1992
-
Базисный Учебный План общеобразовательных учреждений РФ
-
Обязательный минимум содержания основного общего образования.
-
Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. М, 1958 г.
-
Алпатов Н.И. Историческая справка о кадетских корпусах в России XIX в. // Советская педагогика. 1944. № 1.
-
Буравченков А.А. Офицерский корпус русской армии накануне Октябрьской революции. М., 1985.
-
Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской империи. М., 2005.
-
Филиппов Э.М. Кадетские корпуса в России: прошлое и современность. СПб., 1997.
Цифровые образовательные ресурсы:
№п/п
Наименование
Издательство
1
Презентации уроков.
(собственные)