• Преподавателю
  • История
  • Рабочая программа предмета кадетского компонента История кадетских корпусов 7-9 классы

Рабочая программа предмета кадетского компонента История кадетских корпусов 7-9 классы

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

кадетская школа-интернат «Алтайский кадетский корпус»


СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР

КГБОУКШИ

«Алтайский кадетский корпус»

__________И.С. Гурова

«___»___________2014г.

УТВЕРЖДЕНО:

решение педсовета протокол №__

от ______20__ года

Председатель педсовета

__________А.А. Птагин

«___»_ «___» __________2014г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По Истории кадетских корпусов (7-8 класс)


Количество часов в год 34 Уровень базовый

Учитель _____Аширова Л.Л.___Петрова Л.В._____________________

Программа разработана на основе:

1. письма Министерства образования Российской Федерации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации», направленного органами управления образованием субъектов РФ №30-51-131/16 от 01. .3. 2002 г.














Территориальный административный городской округ Сибирский -2014 год



1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

История - это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. История кадетских корпусов включает в себя изучение тех процессов и явлений, которые способствовали становлению и развитию кадетского движения в России.

Возрождающаяся в стране система кадетского образования имеет почти трехсотлетнюю историю. За это время был сформирован особый вид воспитательно-образовательной среды, сочетающей в себе широкую социально-гуманитарную подготовку подрастающего поколения, изъявившего желание посвятить свою трудовую деятельность исполнению обязанностей в сфере государственной службы на военном и гражданском поприще.

Отличительными особенностями современного содержания кадетского образования в системе Министерства образования и науки РФ являются:

- особый уклад жизни военизированного, но не военного образовательного учреждения, определяемый воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей;

- сочетание элементов воинской дисциплины и института самоуправления кадетов, постоянное сопровождение воспитанников, осуществляемое офицером-воспитателем, оказание им профессиональной поддержки и помощи психологического и социального характера.

Развитие современного кадетского движения невозможно без учета опыта прошлого, без осмысления того, как аналогичные проблемы кадетские корпуса решали в дореволюционный период, так как именно в военно-образовательных учреждениях всегда закладывались основы военно-патриотического воспитания, формировалось понятие гражданственности, готовности защищать Родину с оружием в руках.

Цель курса: расширение и углубление знаний по истории Отечества; воспитание инициативного, самостоятельного, государственно мыслящего патриота, готового брать на себя ответственность за судьбу страны.

Задачи:

- ознакомление с историей развития кадетского образования в России,

- освоение форм и приемов работы с различными типами исторических источников, включая методы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.), умение применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

- развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать историческую информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

- приобщение учащихся к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к прошлому, к традициям своего народа;

- формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта;

- создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции.

Рабочая программа по истории кадетских корпусов для 7 и 8 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта по истории в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по1часу в неделю и программой Алборовой М. "История кадетских корпусов" Программа курса "История кадетских корпусов" ориентирована на кадетские образовательные учреждения, рассчитана на 34 учебных часа в год. Рекомендуется для учащихся 7-8-х классов, так как предлагаемый курс частично синхронизируется с курсом по отечественной истории, кроме того, именно в этом возрасте складываются все условия для достаточно осознанного, личностного восприятия подобного материала.

Формы организации работы на уроках.

Основные формы организации работы на уроке: фронтальная и индивидуальная. Как дополнительные используются также групповая и парная формы работы.

При преподавании используются:

проблемный метод преподавания истории;

уроки - лекции, игровые уроки, комбинированные уроки

практические занятия при анализе исторических источников и документов;

контрольные работы;

срезы знаний в виде самостоятельных работ;

мультимедийный материал: лекции, отрывки из кинофильмов, презентации, анимированные презентации.

Проверка знаний учащихся

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся отвечает по существу вопроса, показывает верное понимание сущности рассматриваемых событий, верно воспроизводит в ответе факты, даты нужных событий, названия географических объектов, имена и фамилии участников событий. Ответ является полным и не требует дополнений. Речь грамотная, адекватно используется терминология, в конце выступления сделан вывод.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но в изложении материала допущены незначительные неточности.

Оценка «3» ставиться, если в изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются фактические ошибки, речь бедная, исторические термины не используются.

Оценка «2» ставится, если учащийся не изложил главное содержание фактического материала по поставленному вопросу.

2.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ.

7 класс.


№ урока п\п

Урока в разделе

Раздел, тема урока

Всего часов

Формы контроля

Домашнее задание

Примечание


1. Введение. Общие сведения о кадетском движении. 4


1

1

Понятия «кадет», «кадетская школа».



Лекция, ответить на вопросы.


2

2

Цели и значение создания кадетских корпусов в России.


Фронтальный опрос.

Лекция, ответить на вопросы.


3

3

«Алтайский кадетский корпус»: история образования и развития.


Фронтальный опрос.

Лекция, ответы на вопросы.


4

4

Урок обобщения: «Что значит быть кадетом?»»


Сочинение-рассуждение




2.История формирования первых военно-учебных заведений в России. 5

5

1

Пётр I как основатель системы военного образования в России.



Лекция, сообщения.


6

2

«Школа математических и навигацких наук».


Сообщения.

Анализ документа.


7

3

Инженерные, артиллерийские и гарнизонные школы.


Анализ документа.

Таблица.


8

4

Обучение и воспитание. Первые трудности.


Таблица.

Лекция, ответы на вопросы.


9

5

Урок обобщения.


Работа по карточкам в группах.



3. Первые кадетские корпуса. 8

10

1

Основание Первого кадетского корпуса.



Лекция, ответы на вопросы.


11

2

Учебно-воспитательный процесс. Деятельность И.И. Бецкого.


Фронтальный опрос.

Лекция, ответы на вопросы.


12

3

Условия, в которых жили первые кадеты.


Работа по карточкам.

Рисунок.


13

4

Морской кадетский корпус и его особенности.


Фронтальный опрос.

Лекция, сообщения.


14

5

Первый Московский кадетский корпус.


Сообщения.

Лекция, ответы на вопросы.


15

6

Пажеский корпус.


Работа с документом.

Таблица.


16

7

Роль кадетских корпусов в жизни страны.


Фронтальный опрос.

Повторить основные события, деятелей.


17

8

Урок обобщения.


Задания с развернутым ответом.




4. Реформирование военно-учебных заведений при Николае I. 9

18

1

Цели реформирования кадетских корпусов. Деятельность Я.И. Ростовцева.



Лекция, ответы на вопросы.


19

2

Руководство кадетских корпусов после реформы.


Фронтальный опрос.

Схема.


20

3

Новый учебный план.


Анализ документа.

Лекция, таблица.


21

4

Изменения в воспитании кадет.


Фронтальный опрос.

Лекция, ответы на вопросы.


22

5

Павловский и Николаевский кадетские корпуса.


Задания с кратким ответом.

Таблица.


23

6

Появление кадетских корпусов в губерниях.


Таблица.

Лекция, сообщения.


24

7

Особенности губернских кадетских корпусов.


Сообщения.

Лекция, ответы на вопросы.


25

8

Быт и нравы в кадетской среде.


Фронтальный опрос.

Анализ документа .


26

9

Урок обобщения.


Работа в группах по карточкам.




5. Великие кадеты. ( XVIII - первая половина XIX века) 6

27

1

Выпускники Первого кадетского корпуса - полководцы XVIII века.



Лекция, ответы на вопросы.


28

2

Первые воспитанники Морского кадетского корпуса.


Фронтальный опрос.

Лекция, сообщения.


29

3

Выпускники кадетских корпусов и Отечественная война 1812 года.


Сообщения.

Лекция, ответить на вопросы.


30

4

Выпускники Пажеского корпуса.


Фронтальный опрос.

Лекция, ответить на вопросы.


31

5

Выпускники кадетских корпусов, выбравшие труд на гражданском поприще.


Анализ документа в группах.

Кроссворд.


32

6

Урок обобщения.


Тест.




6. Итоговое обобщение и повторение. 2

33

1

Уроки обобщения и повторения.


Проекты и презентации.



34

2







8 класс.

№ урока п\п

Урока в разделе

Раздел, тема урока

Всего часов

Формы контроля

Домашнее задание

Примечание


1. Введение. Общие сведения о кадетском движении. 4


1

1

Цели и задачи кадетских учебных заведений.



Лекция, ответы на вопросы.


2

2

Основные этапы формирования системы военно-учебных заведений в России.


Фронтальный опрос.

Таблица.


3

3

Основные этапы формирования системы военно-учебных заведений в России.


Таблица.

Основные события из таблицы запомнить.


4

4

Урок обобщения.


Работа в группах по карточкам.



2.Военные учебные заведения в эпоху «Великих реформ» 9

5

1

Причины и цели проведения реформы 1863 года.



Лекция, ответы на вопросы.


6

2

Подготовка к проведению реформы. Деятельность Д. А. Милютина и А. В. Головнина.


Фронтальный опрос, таблица.

Сообщения.


7

3

Руководство военно-учебными заведениями после реформы.


Сообщения.

Лекция, ответы на вопросы.


8

4

Новый учебный план.


Анализ документа.

Лекция, ответы на вопросы.


9

5

Преобразования в воспитательной сфере.


Задания с кратким ответом.

Лекция, ответы на вопросы.


10

6

Значение реформы 1863 года.


Фронтальный опрос.

Анализ документа.


11

7

Новые гимназии Санкт-Петербурга и Москвы.


Анализ документа.

Сообщения.


12

8

Губернские военные гимназии во второй половине XIX века.


Сообщения.

Основные события, деятелей, даты повторить.


13

9

Урок обобщения.


Тест.




3. Военно-учебные заведения в период «контрреформ»

Александра III и при Николае II. 8

14

1

Причины проведения и подготовка реформы 1882 года.



Лекция, ответить на вопросы.


15

2

Основные положения реформы.


Фронтальный опрос.

Таблица.


16

3

Итоги реформирования военно-учебных заведений.


Задания с кратким ответом.

Анализ документа.


17

4

Деятельность кадетских корпусов под руководством Великого Князя Николая Николаевича.


Анализ документа.

Лекция, ответы на вопросы.


18

5

Особенности условий жизни и взаимоотношений между кадетами в начале XX века.


Фронтальный опрос

Сообщения.


19

6

Великие кадеты: выпускники-полководцы.


Сообщения.

Кроссворд.


20

7

Великие кадеты: выпускники, ставшие учеными, писателями, артистами.


Кроссворд.

Основные события, деятелей, даты повторить.


21

8

Урок обобщения.


Работа по карточкам.




  1. 1917 год и Гражданская война в истории кадетского движения. 7


22

1

Февральская революция 1917 года и отношение к ней кадет.



Лекция, ответы на вопросы.


23

2

Захват власти большевиками. Отношение кадет к новой власти.


Фронтальный опрос.

Лекция, ответы на вопросы.


24

3

Участие кадет в антибольшевистском восстании в Москве.



Вопросы с кратким ответом.

Эссе.


25

4

Кадеты и Гражданская война. Роль выпускников кадетских корпусов в событиях 1917-1920гг.


Эссе.

Лекция, таблица.


26

5

Кадетские корпуса за границей.


Таблица.

Сообщения.


27

6

Кадетские корпуса за границей.


Сообщения.

Основные события, деятелей, даты повторить.


28

7

Урок обобщения.


Тест.




5.Военно-учебные заведения советского периода:

суворовские и нахимовские училища. 2

29

1

Цели и принципы образования суворовских и нахимовских училищ в СССР.



Лекция, ответить на вопросы.


30

2

Место военных училищ в образовательной системе государства.


Фронтальный опрос.

Кроссворд.




6.Кадетские корпуса России на современном этапе. 2


31

1

Кадетские корпуса современной России. История их образования.


Кроссворд.

Сообщения.


32

2

Роль современных кадетских корпусов в образовательной системе государства.


Сообщения.

Презентации.



6. Уроки обобщения и повторения. 2

33

1

Уроки обобщения и повторения.


Проекты и презентации.



34

2




3.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.


Литература:


  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» М.,1992

  2. Базисный Учебный План общеобразовательных учреждений РФ

  3. Обязательный минимум содержания основного общего образования.

  4. Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. М, 1958 г.

  5. Алпатов Н.И. Историческая справка о кадетских корпусах в России XIX в. // Советская педагогика. 1944. № 1.

  6. Буравченков А.А. Офицерский корпус русской армии накануне Октябрьской революции. М., 1985.

  7. Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской империи. М., 2005.

  8. Филиппов Э.М. Кадетские корпуса в России: прошлое и современность. СПб., 1997.




Цифровые образовательные ресурсы:

№п/п

Наименование

Издательство

1

Презентации уроков.

(собственные)









© 2010-2022