- Преподавателю
- История
- Конспект урока по истории на тему Быт и обычаи (6 класс)
Конспект урока по истории на тему Быт и обычаи (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лихутина М.А. |
Дата | 19.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока «Быт и обычаи» в 6 классе
Ход урока:
-
Вводное слово учителя.
- Наш сегодняшний урок мы начнем со следующих строк:
Русь могучая и бескрайняя,
Люди были тогда всесильными,
В избах деревянных жили,
Занимались искусством знатным.
Сами ткали, хлеба растили,
Хоть и в лаптях ходили.
-Итак ребята, как вы считаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о повседневной жизни, как жили наши предки, о быте и нравах людей)
- Правильно, сегодня мы будем говорить о быте русских людей.
- А что же такое быт?( повседневная жизнь)
- А что входит в понятие «повседневная жизнь»? - жилище, одежда, пища.
- Правильно.
-Итак, давайте в тетрадях напишем тему урока «Быт в XV-XVI веках»
В словарях имеется различное толкование термина «Быт». Например:
По словарю Брокгауза и Ефрона «быто» - старинный русский термин, обозначающий пожитки, скарб, имущество. Определение быту дает Ю.М. Лотман. «Быт - это обычное протекание жизни в ее реально-практических формах: быт это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение; это не только жизнь вещей, это и обычаи, весь ритуал ежедневного поведения, тот строй жизни, который определяет распорядок дня, время различных занятий, характер труда и досуга, формы отдыха, игры, любовный ритуал и ритуал похорон».
Итак, быт -это повседневная жизнь человека, совокупность условий, в которых она проходит .
II. Актуализация.
- Сегодня я вам предлагаю отправиться в далекое прошлое, в старину. Обычно, в гости идут, предполагая к кому и куда. Мы сегодня попадем в 15-16 века.
Нам необходимо выяснить: каковы особенности быта русского народа 15-16 веков.
Для этого мы вначале попадем в города, затем побываем в русской избе, познакомимся с одеждой и едой русского народа данного периода.
- Ну что же, готовы ли вы отправиться на экскурсию за знаниями, готовы ли их добывать?
Перед тем, как начать работу познакомимся с новыми словами: их вы видите на экране.
Административные здания-здания, в которых размещаются органы власти
Административный- относящийся к власти
Кафтан - верхняя мужская одежда с глубоким запахом и длинными рукавами
Полати - деревянные настилы, сооружаемые под потолком
Харчевня - закусочная с простыми и дешевыми кушаньями
-Давайте запишем в тетради эти термины.
III. Групповая работа над составлением проектов
1-й этап.
- Мы сейчас не только путешественники, но и исследователи. Вам предстоит следующая работа. Вы должны будете составить проект.
1 группа составит проект на тему «Города»
2 группа - на тему «Русская изба»
3 группа - на тему «Одежда»
4 группа - на тему «Еда»
В конце работы у нас получится большой проект по теме «Быт русского народа в XV- XVI веках».
Каждая группа получит памятки для составления проекта. Вы должны, следуя инструкции, выполнить задания. В конце работы у вас получится готовый проект, который вы должны будете защитить у доски. Для защиты проекта нужно будет выбрать одного ученика из команды .На выполнение работы дается 8-10 минут.
-Итак, начинаем работу…
- Перед тем, как начать защиту ваших творческих проектов у доски давайте немного отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2-й этап. «Публичная защита».
- Итак, приступаем к работе. Первая группа защищает проект «Города»….
- Молодцы ребята! В итоге у нас получился большой проект на тему «Быт русского народа в XV - XVI веках». Он перед нами. Вы справились с заданием.
-Давайте вспомним, какую же проблему мы поставили перед собой в начале урока?
-Теперь мы можем назвать особенности быта русского народа в XV - XVI веках? Пожалуйста…(ответы учащихся)
-Особенности быта русского народа в XV - XVI веках:
Русская культура 16 века претерпевала изменения, которые были направлены на возрождение единой русской культуры, возвеличивание русского государства в глазах мирового сообщества, а также на приобретение самобытных национальных черт и решительного освобождения от византийского влияния.
VI. Рефлексия.
- Мы с вами возвращаемся из путешествия в свое время.
Посмотрите: перед вами два жилища - изба и современный дом. Они закрыты на замок. В каком из этих домов вам хочется пожить и почему? Возьмите ключ, напишите на нем, почему вы хотите поселиться в этом доме и повесьте его к замку этого дома.
V. Обобщение. Подведение итогов. Выставление оценок.
Оценивание. Самым активным на уроке я ставлю «5», остальные тоже поработали хорошо и вам за урок я ставлю «4».
VII. Домашнее задание.
Найдите пословицы, поговорки, загадки, в которых говорится о предметах быта, относящихся к XV -XVI веку.