• Преподавателю
  • История
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «НАСЛЕДИЕ ЭПОХИ ПЕТРА I В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ» по предмету «История и культура Санкт-Петербурга»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «НАСЛЕДИЕ ЭПОХИ ПЕТРА I В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ» по предмету «История и культура Санкт-Петербурга»

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

«НАСЛЕДИЕ ЭПОХИ ПЕТРА I В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ»

по предмету «История и культура Санкт-Петербурга» для 7 класса

учителя ГБОУ СОШ № 319 Петродворцового района Санкт-Петербурга Козуновой Татьяны Павловны

  1. Цель урока:

Охарактеризовать нововведения Петра I в области культуры и быта и дать оценку личности Петра I.


  1. Задачи:

- формирование основ общественно-политических, гуманитарных знаний об эпохе ПетраI;

- закрепить знания об архитектурных шедеврах нашего города, умение различать архитектурные стили на примере;
- вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания;
- развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления в работе с презентацией;
- через игровые элементы урока и групповую форму его проведения прививать интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга;
- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;

- формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками;

- организовать групповую деятельность для решения проблемного вопроса урока: «Петр I - тиран-реформатор или реформатор- основатель Санкт-Петербурга?»

  1. Тип урока - урок «открытия нового знания».

  2. Технология: игровая с элементами коллективной мыслительной деятельности

  3. Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, парная, экскурсия, самостоятельная работа.

  4. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация в MS Power Point;

  5. УМК:

  1. История и культура Санкт-Петербурга. Ч.1. (С древнейших времен до конца 18 века). Учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 7 класса/ Ермолаева Л. К., Захваткина И. З., Лебедева И. М., Шейко (Гаврилова) Н. Г., Кораблина Ю.А.- Спб: СМИО Пресс, 2012.

  2. Ермолаева Л. К. Система краеведческого образования в петербургской школе. Концепция, программы учебных курсов, образцы итоговых заданий. - СПб., СМИО Пресс, 2002.

  3. Ермолаева Л. К., Георгиева Н. Г. Знакомство с Петербургом - наследником мировых цивилизаций. Книга для учителей. - СПб., ООО «Триада», 1996.

  4. Узнай и полюби Санкт-Петербург: Пособие по историческому краеведению / Сост. В. Ф. Помарнацкий. - СПб., 1997.


  1. ЭОР:

1. museys.ru/

2. spbmuseum.ru/


Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия

Результаты

Личностные

Метапредмет-ные

Предметные

I. Мотивация


Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

На электронной доске цитата

(см. приложение 1)

Кто знает, что такое ода? С какой она буквы начинается?

Послушайте оду!

(см. приложение 2)

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Выбирают себе место в группе за столами:

«Петр I», «Санкт-Петербург», «Петергоф».


Регулятивные: умение организовывать свою деятельность.


Утверждение личности в свободе выбора

Организация учебной деятельности


Активизация знаний из области литературы

II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы


Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков.

И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля.
Этот урок последний в системе уроков об эпохе Петра Первого. Как вы думаете, чем мы будем заниматься с вами на уроке?

О чем будем говорить? Что нам сегодня предстоит ещё выяснить?

На доске эпиграф: «Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль,

при стуке топора и громе пушек»
А.С. Пушкин.

Да, действительно, Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории
Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом

Формулируют вопрос (учебную

проблему) в разных вариантах.

Ответы учеников:

наша задача:

-повторить материал о Петровской эпохе (понятия, хронологию, факты);

- ответить на вопрос: Какое историческое значение имели преобразования Петра Великого?

-мы должны, наконец, выяснить: кто же был император Петр:

- в первую очередь тиран или все-таки великий реформатор?

Регулятивные умения:

Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической, выдвигать версии.


Коммуникативные:

Планировать учебные действия с учителем.

Личностные: осознание себя с судьбой страны, культурой.

Познавательные: логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков.


Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.


Определение цели своего обучения, формулирование для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, развитие интересов своей познавательной деятельности.

Анализ информации

III. Актуализация опорных знаний учащихся


Координирует учебную деятельность

- Когда, Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить. Давайте их вспомним.

- И это лишь небольшая их часть. Как вы думаете, какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог справится с решением этих и других задач?


Творческое задание:

Попробуем из составить из прилагательных образ:

- Петра I,

- нашего любимого Петербурга

- и Петергофа!

Приглашаю к доске по 2 участника от каждой группы!

Садитесь, и теперь каждая группа из этих прилагательных попробует написать оду! С какой буквы она начинается?


Ученики называют задачи, стоящие перед Петром I:

- борьба со Швецией за восточный балтийский берег,
- завершение переустройства войска в регулярную армию,
- развитие промышленности, торговли и т.д.

- основание Петербурга.


Работают у доски, затем в группах.

- сильный
- любознательный
- трудолюбивый
- энергичный
-дальновидный,

-решительный

-волевой и др.


Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Регулятивные:

Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проекте), сверять действия с целью, Оценивать степень и способы достижения цели.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.


Овладение умением вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Сотрудничество с соучениками, коллективная работа, основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Знание исторических фактов, работа с фактами, анализ результатов важнейших исторических событий; группировка фактов по различным признакам.

IV. Познание нового путём проведения экскурсии, изучения исторических документов


Координирует учебную деятельность

Организует самостоятельную работу учащихся

Организует выступле­ние групп, обмен мнениями

Учитель: Какие же изменения в культуре и быте произошли при Петре I? Давайте посмотрим!

- Презентация

Пожалуйста, выпишите все произошедшие изменения в таблицу.

(см. приложение № 3)

Учитель: Но самым главным достижением мы, конечно же, считаем…Санкт-Петербург!

Какие же архитектурные шедевры мы можем видеть до сих пор? Давайте узнаем!

-Экскурсия: Выступления представителей групп с сообщениями по теме «Архитектурные шедевры петровской эпохи»

Спасибо!

У вас на столах есть конверты с паззлами. Первая группа, собравшая паззл и назвавшая архитектурный шедевр и архитектурный стиль получает по 5 баллов, остальные по 4 балла!


Слушают новые сведения. Выделяют для себя главное.

Работают в группах, обсуждают.


Выступают экскурсоводами (индивидуальная и парная работа дома).

Предоставляют классу информацию, самостоятельно подготовленную.





Собирают паззлы.

«Кунсткамера», «Летний дворец Петра I», «Меншиковский дворец »




Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность,

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.



Культурное многообразие мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.).

Овладение умениями изучения и систематизации информации из различных исторических и современных источников, проведения поиска необходимой информации в одном или нескольких источниках;
сравнение данных разных источников, выявление их сходства и различия.

Накопление знаний в области архитектуры, различение архитектурных стилей.

V. Выражение решения проблемы, используя метод дискуссии

Организует диалог с обучающимися.

- А теперь подведем итог урока:

Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует.

Мы в процессе повторения деятельности Петра I должны, наконец, выяснить: кто же был император Петр: - в первую очередь тиран или все-таки великий реформатор?

У каждой группы есть оценочный лист с выводами: дайте, пожалуйста оценку эпохе ПетраI!

(см. приложение .№ 4)

Реформы Петра 1 становятся предметом острых споров всегда, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, и вначале двадцатого столетия, когда правительство опоздало с обновлением общества, а Россия встала на путь революционного развития. И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены.

И это вполне естественно: история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней.


Высказывают свои предположения.

Доказывают правильность своего ответа.

Вступают в диалог.

(Ответы уч-ся)

Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, вести диалог

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, определение своей позиции и ответственное поведение в современном обществе.


Организация учебной деятельности;

овладение умениями работы с учебной и внешкольной информацией, использования современных источников информации.

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом.

VI Рефлексия

Задаёт вопросы о цели занятия.

- Учитель: Хочу предоставить слово тому, кто хотел бы оценить свою работу и работу своих товарищей. (Оценки уч-ся) Кто хотел бы внести коррективы?

У вас на столах для каждого есть таблица выводов:

«Я - Петербуржец», с каким мнение вы согласны, поставьте плюс или любой другой знак. Есть также графа для вашего мнения. Я буду рада, если вы в ней выскажете свою точку зрения!

(см. приложение № 5)

Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от занятия.

Заполняют таблицу впечатлений.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения


Соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией.




VII Домашнее задание

Учитель даёт на выбор учащихся:

1. Написать эссе на тему «Петр I - великий реформатор или великий тиран?»

2. Написать синквейн;

3. Придумать вопросы викторины по теме «Эпоха Петра I»


Личностные: личностное самоопределение




ПРИЛОЖЕНИЕ №1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «НАСЛЕДИЕ ЭПОХИ ПЕТРА I В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ» по предмету «История и культура Санкт-Петербурга»



ПРИЛОЖЕНИЕ№2

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «НАСЛЕДИЕ ЭПОХИ ПЕТРА I В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ» по предмету «История и культура Санкт-Петербурга»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «НАСЛЕДИЕ ЭПОХИ ПЕТРА I В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ» по предмету «История и культура Санкт-Петербурга»



ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Таблица «Изменения в культуре и быте в эпоху Петра I »


Изменения в сфере:

Одежда и быт

Образование Еда

Этикет

Развлечения Жилище

Жилище Архитектура

До Петра



Эпоха Петра



ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Таблица «Преобразовательная деятельность Петра I»

Варианты оценки

Я считаю, не стоило «прорубать окно в Европу»

Я думаю, это было необходимо для развития России, но слишком быстрыми темпами

Я полагаю, что новые реформы принесли не только прогресс, но и новые проблемы в развитии России

Я считаю, что задуманное Петром реформы были неизбежны и вовремя проведены в жизнь

Я уверен, что Петр I - великий реформатор

Моя оценка



ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Таблица «РЕФЛЕКСИЯ»

Было интересно. Могу с уверенностью сказать - «Я горжусь, что я - петербуржец!»

Мне захотелось узнать больше!

Я люблю свой город!

Я понял, что хочу открывать новое в архитектурном облике города!

Любуюсь городом каждый день.

Я смогу провести экскурсию по городу. Я люблю гулять по улицам города!

Я могу рассказать друзьям много нового. Я восхищаюсь красотой Петербурга!








ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Паззл 1. Кунсткамера

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «НАСЛЕДИЕ ЭПОХИ ПЕТРА I В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ» по предмету «История и культура Санкт-Петербурга»

Паззл 2. Летний дворец Петра I

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «НАСЛЕДИЕ ЭПОХИ ПЕТРА I В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ» по предмету «История и культура Санкт-Петербурга»



Паззл 3. Меншиковский дворец

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «НАСЛЕДИЕ ЭПОХИ ПЕТРА I В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ» по предмету «История и культура Санкт-Петербурга»


© 2010-2022