- Преподавателю
- История
- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «НАСЛЕДИЕ ЭПОХИ ПЕТРА I В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ» по предмету «История и культура Санкт-Петербурга»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «НАСЛЕДИЕ ЭПОХИ ПЕТРА I В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ» по предмету «История и культура Санкт-Петербурга»
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Козунова Т.П. |
Дата | 10.11.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
«НАСЛЕДИЕ ЭПОХИ ПЕТРА I В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ»
по предмету «История и культура Санкт-Петербурга» для 7 класса
учителя ГБОУ СОШ № 319 Петродворцового района Санкт-Петербурга Козуновой Татьяны Павловны
-
Цель урока:
Охарактеризовать нововведения Петра I в области культуры и быта и дать оценку личности Петра I.
-
Задачи:
- формирование основ общественно-политических, гуманитарных знаний об эпохе ПетраI;
- закрепить знания об архитектурных шедеврах нашего города, умение различать архитектурные стили на примере;
- вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания;
- развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления в работе с презентацией;
- через игровые элементы урока и групповую форму его проведения прививать интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга;
- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
- формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками;
- организовать групповую деятельность для решения проблемного вопроса урока: «Петр I - тиран-реформатор или реформатор- основатель Санкт-Петербурга?»
-
Тип урока - урок «открытия нового знания».
-
Технология: игровая с элементами коллективной мыслительной деятельности
-
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, парная, экскурсия, самостоятельная работа.
-
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация в MS Power Point;
-
УМК:
-
История и культура Санкт-Петербурга. Ч.1. (С древнейших времен до конца 18 века). Учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 7 класса/ Ермолаева Л. К., Захваткина И. З., Лебедева И. М., Шейко (Гаврилова) Н. Г., Кораблина Ю.А.- Спб: СМИО Пресс, 2012.
-
Ермолаева Л. К. Система краеведческого образования в петербургской школе. Концепция, программы учебных курсов, образцы итоговых заданий. - СПб., СМИО Пресс, 2002.
-
Ермолаева Л. К., Георгиева Н. Г. Знакомство с Петербургом - наследником мировых цивилизаций. Книга для учителей. - СПб., ООО «Триада», 1996.
-
Узнай и полюби Санкт-Петербург: Пособие по историческому краеведению / Сост. В. Ф. Помарнацкий. - СПб., 1997.
-
ЭОР:
1. museys.ru/
2. spbmuseum.ru/
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия | Результаты | ||
Личностные | Метапредмет-ные | Предметные | ||||
I. Мотивация
| Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. На электронной доске цитата (см. приложение 1) Кто знает, что такое ода? С какой она буквы начинается? Послушайте оду! (см. приложение 2) | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Выбирают себе место в группе за столами: «Петр I», «Санкт-Петербург», «Петергоф».
| Регулятивные: умение организовывать свою деятельность.
| Утверждение личности в свободе выбора | Организация учебной деятельности
| Активизация знаний из области литературы |
II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы
| Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля. О чем будем говорить? Что нам сегодня предстоит ещё выяснить? На доске эпиграф: «Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек» Да, действительно, Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории | Формулируют вопрос (учебную проблему) в разных вариантах. Ответы учеников: наша задача: -повторить материал о Петровской эпохе (понятия, хронологию, факты); - ответить на вопрос: Какое историческое значение имели преобразования Петра Великого? -мы должны, наконец, выяснить: кто же был император Петр: - в первую очередь тиран или все-таки великий реформатор? | Регулятивные умения: Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической, выдвигать версии.
Коммуникативные: Планировать учебные действия с учителем. Личностные: осознание себя с судьбой страны, культурой. Познавательные: логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков.
| Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
| Определение цели своего обучения, формулирование для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, развитие интересов своей познавательной деятельности. | Анализ информации |
III. Актуализация опорных знаний учащихся
| Координирует учебную деятельность - Когда, Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить. Давайте их вспомним. - И это лишь небольшая их часть. Как вы думаете, какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог справится с решением этих и других задач?
Творческое задание: Попробуем из составить из прилагательных образ: - Петра I, - нашего любимого Петербурга - и Петергофа! Приглашаю к доске по 2 участника от каждой группы! Садитесь, и теперь каждая группа из этих прилагательных попробует написать оду! С какой буквы она начинается?
| Ученики называют задачи, стоящие перед Петром I: - борьба со Швецией за восточный балтийский берег, - основание Петербурга.
Работают у доски, затем в группах. - сильный -решительный -волевой и др.
| Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Регулятивные: Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проекте), сверять действия с целью, Оценивать степень и способы достижения цели. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
| Овладение умением вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | Сотрудничество с соучениками, коллективная работа, основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. | Знание исторических фактов, работа с фактами, анализ результатов важнейших исторических событий; группировка фактов по различным признакам. |
IV. Познание нового путём проведения экскурсии, изучения исторических документов
| Координирует учебную деятельность Организует самостоятельную работу учащихся Организует выступление групп, обмен мнениями Учитель: Какие же изменения в культуре и быте произошли при Петре I? Давайте посмотрим! - Презентация Пожалуйста, выпишите все произошедшие изменения в таблицу. (см. приложение № 3) Учитель: Но самым главным достижением мы, конечно же, считаем…Санкт-Петербург! Какие же архитектурные шедевры мы можем видеть до сих пор? Давайте узнаем! -Экскурсия: Выступления представителей групп с сообщениями по теме «Архитектурные шедевры петровской эпохи» Спасибо! У вас на столах есть конверты с паззлами. Первая группа, собравшая паззл и назвавшая архитектурный шедевр и архитектурный стиль получает по 5 баллов, остальные по 4 балла!
| Слушают новые сведения. Выделяют для себя главное. Работают в группах, обсуждают.
Выступают экскурсоводами (индивидуальная и парная работа дома). Предоставляют классу информацию, самостоятельно подготовленную.
Собирают паззлы. «Кунсткамера», «Летний дворец Петра I», «Меншиковский дворец »
| Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.
| Культурное многообразие мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.). | Овладение умениями изучения и систематизации информации из различных исторических и современных источников, проведения поиска необходимой информации в одном или нескольких источниках; Накопление знаний в области архитектуры, различение архитектурных стилей. |
V. Выражение решения проблемы, используя метод дискуссии | Организует диалог с обучающимися. - А теперь подведем итог урока: Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Мы в процессе повторения деятельности Петра I должны, наконец, выяснить: кто же был император Петр: - в первую очередь тиран или все-таки великий реформатор? У каждой группы есть оценочный лист с выводами: дайте, пожалуйста оценку эпохе ПетраI! (см. приложение .№ 4) Реформы Петра 1 становятся предметом острых споров всегда, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, и вначале двадцатого столетия, когда правительство опоздало с обновлением общества, а Россия встала на путь революционного развития. И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены. И это вполне естественно: история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней.
| Высказывают свои предположения. Доказывают правильность своего ответа. Вступают в диалог. (Ответы уч-ся) | Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, вести диалог | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, определение своей позиции и ответственное поведение в современном обществе.
| Организация учебной деятельности; овладение умениями работы с учебной и внешкольной информацией, использования современных источников информации. | Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом. |
VI Рефлексия | Задаёт вопросы о цели занятия. - Учитель: Хочу предоставить слово тому, кто хотел бы оценить свою работу и работу своих товарищей. (Оценки уч-ся) Кто хотел бы внести коррективы? У вас на столах для каждого есть таблица выводов: «Я - Петербуржец», с каким мнение вы согласны, поставьте плюс или любой другой знак. Есть также графа для вашего мнения. Я буду рада, если вы в ней выскажете свою точку зрения! (см. приложение № 5) | Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от занятия. Заполняют таблицу впечатлений. | Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения |
| Соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией.
|
|
VII Домашнее задание | Учитель даёт на выбор учащихся: 1. Написать эссе на тему «Петр I - великий реформатор или великий тиран?» 2. Написать синквейн; 3. Придумать вопросы викторины по теме «Эпоха Петра I» |
| Личностные: личностное самоопределение |
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ПРИЛОЖЕНИЕ№2
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Таблица «Изменения в культуре и быте в эпоху Петра I »
Изменения в сфере:
Одежда и быт
Образование Еда
Этикет
Развлечения Жилище
Жилище Архитектура
До Петра
Эпоха Петра
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Таблица «Преобразовательная деятельность Петра I»
Варианты оценки
Я считаю, не стоило «прорубать окно в Европу»
Я думаю, это было необходимо для развития России, но слишком быстрыми темпами
Я полагаю, что новые реформы принесли не только прогресс, но и новые проблемы в развитии России
Я считаю, что задуманное Петром реформы были неизбежны и вовремя проведены в жизнь
Я уверен, что Петр I - великий реформатор
Моя оценка
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Таблица «РЕФЛЕКСИЯ»
Было интересно. Могу с уверенностью сказать - «Я горжусь, что я - петербуржец!»
Мне захотелось узнать больше!
Я люблю свой город!
Я понял, что хочу открывать новое в архитектурном облике города!
Любуюсь городом каждый день.
Я смогу провести экскурсию по городу. Я люблю гулять по улицам города!
Я могу рассказать друзьям много нового. Я восхищаюсь красотой Петербурга!
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Паззл 1. Кунсткамера
Паззл 2. Летний дворец Петра I
Паззл 3. Меншиковский дворец