Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 34»


СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей истории и обществознания

заместитель директора по УВР

директор МАОУ «Гимназия №34»

Протокол № 1

_____________В.С.Уколова

___________Л.П. Токмакова

от 26.08.2015 г.

.08.2015г.

Приказ от «___» _____ 2015г. №


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории

для учащихся 7 А, Б, В, Г классов

на 2015-2016 учебный год

Составитель: Матвеев Александр Владимирович, учитель истории и права.

Учебно-методический комплекс:

Программы:

1) Программа основного общего образования по Всеобщей истории.

5-9 классы. Авторы - А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др. (Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина, А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей / А.А., Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др.) - М.: Просвещение, 2014.

2) Программа основного общего образования по Истории России.

6-9 классы. Авторы - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю. Морозов (Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной. 6-9 классы пособие для учителей / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю. Морозов). - М.: Просвещение, 2014.

Учебники:

1. А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800 годы. 7 класс. М.: Просвещение, 2014.

2. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. Конец XVI - XVIII век. 7 класс. М.: Просвещение, 2014.

Методическое пособие.

1. А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800 годы. Поурочные разработки. 7 класс. М.: Просвещение, 2014.

2. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. Конец XVI - XVIII век. Поурочные разработки. 7 класс. М.: Просвещение, 2014.

Рабочая тетрадь. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. Конец XVI - XVIII век. 7 класс. М.: Просвещение. 2014.Количество часов по плану: в год - 70 часов; в неделю - 2 часа.


Ульяновск

2015

Пояснительная записка

Программа предназначена для обучающихся 7 класса общеобразовательного учреждения - гимназии, изучающих предмет на базовом уровне.

Исходные документы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт, основного общего образования;

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2014. - 342 с. (Стандарты второго поколения);

  3. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2014. - 94 с. - (Стандарты второго поколения);

  4. Ванюшкина Л.М., Юдовская А.Я. Рабочая программа по всеобщей истории. История нового времени: 1500 - 1800// Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2014;

    1. Данилов А.А. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 - 9 классы. - М.: Просвещение, 2014.

Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках федерального государственного образовательного стандарта (основного) общего образования основной школе: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

1. формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

2. овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

3. воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

4. развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

      1. формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Особенности программы - ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности.

Целью изучения курса «История Нового времени» в 7 классе является усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека, законности; появления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Задачами изучения истории России в 7 классе являются:

  1. продолжение формирования ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

  2. овладение учащимися основными знаниями по истории России XVII-XVIII вв., понимание ими места и роли Московского царства XVII в. и Российской империи XVIII в. во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;

  3. воспитание учащихся в духе уважения к истории России XVII-XVIII вв. и гордости за героические свершения предков;

  4. развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XVII-XVIII вв.

Общая характеристика учебного предмета.

Историческое образование - мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др;

- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе и материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат);

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- владение умениями работать в группе, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнерами, продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества;

  • способность применять понятийный аппарата исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;

  • формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Содержание тем учебного курса.

(количество часов - 70)

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: 1500-1800 (28 ч.)

Введение. От Средневековья к Новому времени (1 ч.).

Понятие о Новом времени. Традиционное феодальное общество и его характеристика. Что изучает Новая история. Понятие «Новое время» как эпоха «пробуждения умов». Где и когда появился этот термин. Хронологические границы и этапы Нового времени. Познание окружающего мира, его мироустройства (законов) изменяло мировоззрение, образ жизни, хозяйственную жизнь. Появление машинного производства. Новое время - эпоха великих изменений.

Человек Нового времени. Развитие личностных характеристик человека, его стремление к самостоятельности и успеху. Предприниматели.

Что связывает нас с Новым временем. Близость во времени. Облик современных городов. Экономика и политика. Активность и социальность человека Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

ГЛАВА I. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (14 ч.).

Тема 1. Технические открытия и выход к Мировому океану.

Новые изобретения и усовершенствования. Новые источники энергии - ветряная мельница, каменный уголь. Книгопечатание. Расширение тематики книг. Географические представления. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле. «Рыцарство было уничтожено пушкой». Усовершенствование в мореплавании и кораблестроении. Морские карты. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Португалия - лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Барталамеу Диаш. Васко да Гама. Свидетельства эпохи.

Тема 2.Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.

Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Представление о Новом Свете. Первое кругосветное путешествие. Фернандо Магелан. Земля - шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Поход за золотом. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Владения португальцев в Азии. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Революция цен. Создание первых колониальных империй. Начало складывания мирового рынка. Сближение индустриального и традиционного миров.

Тема 3. Усиление королевской власти в XVII-XVII веках. Абсолютизм в Европе.

Разложение традиционных отношений и формирование новых. Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. «Ограничители» власти короля. Король - наместник Бога на Земле. Слагаемые культа короля.Королевская армия. Система налогооблажения. Единая экономическая политика. Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе. Короли, внесшие вклад в изменение облика Европы: Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Тема 4. Дух предпринимательства преобразует экономику.

Условия развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Появление государственных банков. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма.

Тема 5. Европейское общество в раннее Новое время.

Изменения в социальной структуре общества, его основные занятия. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство - джентри и старое дворянство. Низшие слои населения. Бродяжнечество. Борьба государства с низшими. Законы о нищих. Способы преодоления нищенства.

Тема 6. Повседневная жизнь.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия редкого человека». Короткая жизнь женщины. Революция в еде и питании. Искусство кулинарии. Домоведение. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

Тема 7. Великие гуманисты Европы.

От раннего к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во вселенной. Гуманист из Роттердама. Утверждение новых гуманистических идеалов. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» - рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.

Тема 8 - 9. Мир художественной культуры Возрождения.

Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Уильям Шекспир и театр как школа формирования нового человека. Произведения и герои У.Шекспира. Творчество Мигеля Сервантеса - гимн человеку Нового времени.

Эпоха «титанов». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Формирование новой, гуманистической культуры и вклад в её развитие - Леонардо да Винчи, микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. География и особенности искусства: Испания и Голландия XVII в. Своеобразие Высокого искусства Северного Возрождения: Питер Брейгель Старший; гуманистическая личность в портретах Альбрехта Дюрера.

Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Мадригалы. Домашнее музицирование. Превращение музыки в одно из светских искусств.

Тема 10. Рождение новой европейской науки в XVI-XVII вв.

Условия развития революции в естествознании. Действие принципа авторитетности в средневековой Европе и его проявление. Критический взгляд гуманистов на окружающий мир и его последствия. Открытия, определившие новую картину мира. Жизнь и научное открытие Николая Коперника. Открытие и подвиг во имя науки Джордано Бруно. Галилео Галилей и его открытия. Вклад Исаака Ньютона в создание новой картины мира в XVII в. Френсис Бэкон о значении опыта в познании природы. Рене Декарт о роли научных исследований. Френсис Бэкон и Рене Декарт - основоположники философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.

Тема 11. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация - борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и широкого её распрастранения в Европе. Германия - родина Реформации церкви. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. 95 тезисов против индульгенций. «Спасение верой» - суть учения Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии. Пастор - протестантский проповедник.

Тема 12. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Социальный эффект учения Кальвина. Жестокость осуждения предателей кальвинизма. «Рим кальвинизма». Борьба католической церкви против еретичных учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и её создатель - Игнатий Лойола. Цели, средства расширения власти папы римского. Тридентский собор.

Тема 13. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море.

Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к религиозной реформе. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Англиканская церковь. Попытка Контрреформации: политика Марии Кровавой. «Золотой век Елизаветы I" - укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Политика предотвращения религиозных войн. Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы Елизаветы I.

Тема 14. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

Французы - кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Различия в методах противников. Варфоломеевская ночь: кровавый суд католиков над гугенотами. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье. Ришелье как идеолог и создатель системы абсолютизма во Франции. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.

ГЛАВА II. Первые революции Нового времени. Международные отношения (5 ч.).

Тема 15. Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций.

«Жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности географического, экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Становление капиталистических отношений в стране. Противоречия с Испанией. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Вильгельм Оранский. Время террора «кровавого герцога» Альбы. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединенных провинций. Голландская республика - самая экономически развитая страна в Европе. Центр экономической жизни - Амстердам.

Тема 16. Парламент против короля. Революция в Англии.

Англия - первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Англия накануне революции. Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Личное правление короля Карла I Стюарта. Противостояние короля и парламента. Начало революции - созыв Долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Битва при Нейзби. Реформы парламента. Дальнейшее нарастание противостояния: казнь короля. Англия - республика.

Тема 17. Путь к парламентской монархии.

Реформы английского парламента. Движение протеста: девеллеры и диггеры. Кромвель. Внутренние и международные последствия гражданской войны. Разгон Долгого парламента. Кромвель - пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Борьба за колонии и морское господство. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. "Habeas corpus act" - закон, утверждающий права ареста и привлечения к суду обвиняемого. Билль о правах. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального общества. Акт о престолонаследии. Преобразование Англии в Соединенное королевство, или Великобританию. Ослабление власти короля, усиление исполнительной власти. Ганноверская династия. Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия - владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.

Тема 18 - 19. Международные отношения в XVII-XVIII вв.

Причины международных конфликтов в Европе в XVII-XVIII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его концепция войны. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф - крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и её итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Европа в XVIII веке. Северная война России и Дании против Швеции. Общеевропейская война - Семилетняя война, её участники, итоги и значение. Восточный вопрос. Война за испанское наследство - война за династические интересы и за владение колониями. Влияние европейских войн на международные отношения. Влияние Великой французской революции на европейский международный процесс.

ГЛАВА III. Эпоха Просвещения. Время преобразований.

Тема 20. Великие просветители Европы (8 ч.).

Просветители XVIII в. - продолжатели дела гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение укрепляющей свои позиции буржуазии. Ценности просветителей. Образование как решающий ресурс развития общества. Идеи прогресса и веры в безграничные возможности человека. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и теории общественного договора. Представление о цели свободы как стремлении к счастью. Шарль Монтескье: теория разделения властей «О духе законов». Вольтер: поэт, историк, философ. Идеи Вольтера об общественно-политическом устройстве общества, его ценностях. Идеи Ж.-Ж. Руссо: концепция о народном суверенитете: принципы равенства и свободы в программе преобразований. Идеи энциклопедистов - альтернатива существующим порядкам в странах Европы. Экономические учения А.Смита и Ж.Тюрго. Влияние идей просветителей на формирование представлений о гражданском обществе, правовом государстве в Европе и Северной Америке. Манифест эпохи Просвещения.

Тема 21. Мир художественной культуры Просвещения.

Вера человека в собственные возможности. Поиск идеала, образа героя эпохи. Образ человека новой эпохи (буржуа) в художественной литературе - Д.Дефо, Д.Свифт: сатира на пороки современного ему буржуазного общества. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П.Бомарше, Ф.Шиллера, И.Гете. Живописцы знати. Франсуа Буше. А.Ватто. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У.Хогарт, Ж.Б.Шарден. Свидетель эпохи: Жак Луи Давид. Музыкальное искусство эпохи Просвещения в XVIII в.: И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Ван Бетховена. Архитектура эпохи великих царствований. Секуляризация культуры.

Тема 22. На пути к индустриальной эре.

Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений в английской деревне. Развитие капиталистического предпринимательства в деревне. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Техническая и социальная сущность промышленного переворота. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве. Паровая машина англичанина Джеймса Уатта. Изобретение Р.Аркрайта. Изобретения Корба и Модсли. Появление фабричного производства: труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества: промышленной буржуазии пролетариата. Жестокие правила выживания в условиях капиталистического производства. Социальные движения протеста рабочих (луддизм). Цена технического прогресса.

Тема 23.Английские колонии в Северной Америке.

Распространение европейской цивилизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Культура и общественная жизнь в колониях. Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов. Б.Франклин - великий наставник «юного капитализма».

Тема 24. Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки.

Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Первый Континентальный конгресс и его последствия. Т.Джефферсон и ДЖ.Вашингтон. Патриоты и лоялисты. Декларация независимости США. Образование США. Торжество принципов народного верховенства и естественного равенства людей. Военные действия и создание регулярной армии. Успешная дипломатия и завершение войны. Итоги и значение войны за независимость США. Конституция США 1787 г. и её отличительные особенности. Устройство государства. Политическая система США. Билль о правах. Воплощение идей Просвещения в Конституции нового государства. Потеря Англией североамериканских колоний. Позиции Европы и России в борьбе североамериканских штатов за свободу. Историческое значение образования США.

Тема 25. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции.

Ускорение социально-экономического развития Франции в XVIII в. Демографические изменения. Изменения в социальной структуре, особенности формирования французской буржуазии. Особенности положения третьего сословия. Французская мануфактура и её специфика. Влияние движения просветителей на развитие просветительской идеологии. Французская революция как инструмент разрушения традиционного порядка в Европе. Слабость власти Людовика XV. Кризис. Людовик XVI и его слабая попытка реформирования. Жак Тюрго и его программа. Начало революции. От Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного представительства, провозглашение Национального и Учредительного собраний. Падение Бастилии - начало революции. Муниципальная революция. Национальная гвардия. Деятельность Учредительного собрания. Конституционалисты у власти. О.Мирабо. Жильбер де Лафайет - герой Нового Света.

Тема 26. Великая французская революция. От монархиии республике.

Поход на Версаль. Главные положения Декларации прав человека и гражданина. Первые преобразования новой власти. Конституция 1791 г. Варенский кризис. Якобинский клуб. Законодательное собрание. Начало революционных войн. Свержение монархии. Организация обороны. Коммуна Парижа. Новые декреты. Победа при Вальми. Дантон, Марат, Робеспьер; личностные черты и особенности мировоззрения. Провозглашение республики. Казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Неоднородность лагеря революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура и террор.

Тема 27. Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера - «якобинца без народа». Термидорианский переворот и расправа с противниками. Причины падения якобинской диктатуры. Конституция 1795 г. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, личность. Военные успехи Франции. Государственный переворот 9-10 ноября 1799 г. и установление консульства. Значение Великой французской революции. Дискуссия в зарубежной и отечественной историографии о характере, социальной базе и итогах.

ГЛАВА IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (3 ч.).

Тема 28.Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.

Земля принадлежит государству. Деревенская община и её отличия в разных цивилизациях Востока. Государство - регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного общества. Разложение сословного строя. Города под контролем государства. Религии Востока - путь самосовершенствования.

Тема 29 - 30. Государства Востока. Начало европейской колонизации.

Разрушение традиционности восточных обществ европейскими колонизаторами. Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ: «мир для всех». Кризис и распад империи Моголов. Основные события соперничества Португалии, Франции и Англии за Индию.

Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Манчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Циньской империи. «Закрытие» Китая. Направления русско-китайских отношений. Китай и Европа: культурное влияние. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.

Повторение. Мир в эпоху раннего Нового времени. Итоги и уроки раннего Нового времени.


ИСТОРИЯ РОССИИ XVI-XVIII ВЕКА (42 ч.)

Введение. Россия в Новое время. (1 ч.)

ГЛАВА I. Россия на рубеже XVI-XVII вв. (3 ч.).

Тема 1. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Фёдор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601-1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Тема 2. Смута.

Причины, суть, участники, последствия Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Патриотический подъем народа.

Тема 3. Окончание Смутного времени.

Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало царствования династии Романовых.

ГЛАВА II. Россия в XVII в. (10 ч.).

Тема 4. Новые явления в экономике.

Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наёмного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Начало формирования всероссийского рынка. Рост городов.

Тема 5. Оформление сословного строя.

Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Тема 6. Политическое развитие страны.

Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А.Л. Ордина-Нащокина, В.В. Голицына, царя Фёдора Алексеевича.

Тема 7. Власть и церковь. Церковный раскол.

Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666-1667 гг.

Тема 8. Народные движения.

Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.

Тема 9. Внешняя политика.

Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653-1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676-1681 гг. Крымские походы.

Тема 10. Образование и культура в XVII в.

Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнёв. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.

Тема 11. Сословный быт. Обычаи и нравы.

Обычаи сословий. Царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы.

ГЛАВА III. Россия в первой четверти XVIII в. (11 ч.)

Тема 12. Предпосылки петровских преобразований.

Россия на рубеже XVII-XVIII вв. Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Личность Петра I. Азовские походы. Великое посольство 1697-1698 гг.

Тема 13. Россия на рубеже веков.

Детство Петра. Двоецарствие. Царевна Софья. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство.

Тема 14. Северная война.

Северная война 1700-1721 гг.: причины, сущность, итоги. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир.

Тема 15. Реформы Петра I.

Россия в первой четверти XVIII в. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (упразднение Боярской думы и приказной системы, учреждение Правительствующего сената, коллегий, тайной канцелярии и др.). Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления.Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода.

Тема 16. Экономика России в первой четверти XVIII века.

Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов.

Тема 17. Социальные движения первой четверти XVIII века.

Социальные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К.А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Тема 18 - 19. Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века.

Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Я.В. Брюс. Л.Ф. Магницкий. Развитие техники. А.К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки. Архитектура. Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В.В. Растрелли. И.К. Коробов. Изобразительное искусство. Гравюра. А.Ф. Зубов. Светская живопись. И.Н. Никитин. Изменения в быту. Новый порядок летоисчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

ГЛАВА IV. Россия в 1725 - 1762 гг. (4 ч.)

Тема 20 - 21. Дворцовые перевороты (1725-1762 гг.)

Причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Иван Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III.

Тема 22. Внутренняя политика в 1725 - 1762 гг.

Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.

Тема 23. Внешняя политика в 1725 - 1762 гг.

Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско-шведская война 1741-1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756 - 1762 гг. П.А. Румянцев. П.С. Салтыков.

ГЛАВА V. Российская империя в 1762-1801 гг. (13 ч.)

Тема 24. Внутренняя политика Екатерины II.

Екатерина II. Особенности внутренней политики. Политика просвещенного абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Основные сословия российского общества, их положение. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 1770-1790-е гг.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Усиление крепостничества.

Тема 25. Восстание под предводительством Е.И. Пугачева.

Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Тема 26. Экономическое развитие России во второй половине XVIII века.

Начало разложения феодально-крепостнической системы. Рост помещичьего землевладения. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Тема 27 - 28. Внешняя политика Екатерины II.

Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А.В. Суворов. Ф.Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г.А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787-1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией.

Тема 29. Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.

Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика. Внешняя политика Павла I.

Тема 30. Наука и образование.

Развитие образования. Развитие общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М.В. Ломоносов. М.И. Шеин. Г.В. Рихман. В.Н. Татищев. М.М. Щербаков. Академические экспедиции. В. Беринг. С.П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И.Ф. И М.И. Моторины. И.И. Ползунов. К.Д. Фролов. И.П. Кулибин.

Тема 31 - 32. Художественная культура.

Литература. Новое стихосложение. В.К. Тредиаковский. Драматургия. А.П. Сумароков. Русские просветители. Д.И. Фонвизин. Г.Р. Державин. А.Н. Радищев. Н.И. Новиков. Русский сентиментализм. Н.М. Карамзин.

Театр. Ф.Г. Волков. Репостные театры. П.И. Ковалева-Жемчугова. Т.В. Шлыкова-Гранатова.

Музыка. Д.С. Борятинский. В.А. Пашкевич. Е.И. Фомин. Русская народная музыка.

Изобразительное искусство. Историческая живопись. А.П. Лосенко. Г.И. Угрюмов. Портрет. А.П. Антропов. И.П. и Н.И. Аргуновы. Ф.С. Рокотов. В.Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф.И. Шубин.

Архитектура. Барокко. В.В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В.И. Баженов (Дом Пашкова, Царицинский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М.Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И.Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.

Тема 33. Быт и обычаи.

Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

Учебно-тематический план.

Название разделов и тем

Количество часов

История Нового времени. 1500 - 1800 гг. (28 ч.)

Введение (1 ч.)

1

От Средневековья к Новому времени

1

Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (12 ч.)

2

Технические открытия и выход к Мировому океану.

1

3

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.

1

4

Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе.

1

5

Дух предпринимательства преобразует экономику.

1

6

Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь.

1

7

Великие гуманисты Европы

1

8

Мир художественной культуры Возрождения

1

9

Рождение новой европейской науки в XVI-XVII вв.

1

10

Начало реформации в Европе. Обновление христианства.

1

11

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

1

12

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях.

1

13

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

1

Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) (4 ч.)

14

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций.

1

15

Парламент против короля. Революция в Англии.

1

16

Путь к парламентской монархии

1

17

Международные отношения в XVI-XVIII вв.

1

Тема 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований (8 ч.)

18

Великие просветители Европы

1

19

Мир художественной культуры Просвещения

1

20

На пути к индустриальной сфере

1

21

Английские колонии в Северной Америке

1

22

Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки

1

23

Франция в XVIII в. Причины и начало Французской революции

1

24

Французская революция. От монархии к республике.

1

25

Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

1

Тема IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (3 ч.)

26

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

1

27

Государства Востока. Начало европейской колонизации

1

28

Контрольно-обобщающий урок «Мир в эпоху Раннего Нового времени»

1

История России. Конец XVI - XVIII век (42 ч)

29

Введение. Россия в Новое время.

1

Тема 1. Россия на рубеже ХVI - ХVII вв. (3 ч.)

30

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

1

31

Смута.

1

32

Окончание Смутного времени.

1

Тема 2. Россия в ХVII в. (9 ч.)

33-34

Новые явления в экономике.

1

35

Оформление сословного строя.

1

36

Политическое развитие страны.

1

37

Власть и церковь. Церковный раскол.

1

38

Народные движения.

1

39

Внешняя политика

1

40

Образование и культура в XVII веке

1

41

Сословный быт. Обычаи и нравы

1

42

Повторительно-обобщающий урок «Россия в XVII веке

1

Тема 3. Россия в первой четверти XVIII века (12 ч.)

43

Предпосылки петровских преобразований

1

44-45

Пётр I. Россия на рубеже веков

2

46-47

Северная война

2

48-49

Реформы Петра I

2

50

Экономика России в первой четверти XVIII века

1

51-52

Социальные движения в первой четверти XVIII века

2

53

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века

1 (2)

54

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Итоги и цена петровских преобразований»

1

Тема 4. Россия в 1725 - 1762 годах (4 ч.)

55-56

Дворцовые перевороты

2

57

Внутренняя политика в 1725 - 1762 годах

1

58

Внешняя политика в 1725 - 1762 годах

1

Тема 5. Россия в 1762 - 1801 годах (12 ч.)

59-60

Внутренняя политика Екатерины II

2

61-62

Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва

2

63

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века

1

64

Внешняя политика Екатерины II

1(2)

65

Российская империя в конце XVIII века. Внутренняя и внешняя политика Павла I.

1(2)

66

Наука и образование

1

67

Художественная культура

1

68

Быт и обычаи

1

69

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в 1762-1800 гг».

1

70

Контрольно-обобщающий урок «Россия в конце XVI - начале XVIII века»

1

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Учебно - методический комплект.

1.Примерные рабочие программы по Всеобщей истории (предметная линия учебников А.А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 класс. М. «Просвещение», 2014 г.

2. Юдовская А. Я. Всеобщая история: История Нового времени, 1500-1800; учеб. для 7 класса, А.Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. М. «Просвещение», 2014 г.

3. Юдовская А. Я. Всеобщая история: История Нового времени 1500-1800: рабочая тетрадь для 7 класса. А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. М. «Просвещение», 2014 г.

4. Юдовская А. Я. Книга для чтения по Новой истории,1500-1800: пособие для 7 классов, А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. М. «Просвещение», 2009 г.

5. Юдовская А. Я. Поурочные разработки по Новой истории, 1500-1800 г. А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. М. «Просвещение», 2014 г.

6. Примерные рабочие программы по Истории России (предметная линия учебников) А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. 6-9 классы. М. «Просвещение», 2014 г.

7. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, История России. Конец XVI - XVIII век. 7 класс. М «Просвещение», 2014 г.

8. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России Конец XVI - XVIII век. 7 класс. Рабочая тетрадь. М «Просвещение», 2014 г.

9. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России Конец XVI - XVIII век. 7 класс. Поурочные разработки. М «Просвещение», 2014 г.


ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

Основные интернет ресурсы

mon.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ

edu.ru- федеральный портал «Российское образование»

school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал

еgе.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

fsu.edu.ru- федеральный совет по учебникам МОиН РФ

ndce.ru- портал учебного книгоиздания

vestnik.edu.ru - журнал Вестник образования»

school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

apkpro.ru - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»

history.standart.edu.ru - предметный сайт издательства «Просвещение»

internet-school.ru - интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

pish.ru - сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

1september.ru - газета «История», издательство «Первое сентября»

vvvvw.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

lesson-history.narod.ru - компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения

Дополнительные Интернет-ресурсы

gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам

historia.ru - электронный журнал «Мир истории»

historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека

historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов

istrodina.com - сайт журнала «Родина»

lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса

lib-history.info - историческая библиотека

oldgazette.narod.ru - сайт «Старые газеты»

http:/patriotica.ru/subjects/stalinism.html - библиотека думающего о России

elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека

fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

museum.ru/ Портал «Музеи России


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя

Алексеев Ю. Г. Под знаменем Москвы: борьба за единство Руси / Ю. Г. Атексеев. - М., 1992.

Андреев И. JI. Алексей Михайлович / И. Л. Андреев. М., 2006.

Андреев А. Р. Москва. Быт XIV-XIX веков / А. Р. Андреев. - М., 2005.

Анисимов Е. В. Анна Иоанновна / Е. В. Анисимов. - М., 2004.

Анисимов Е. В. Афродита у власти. Царствование Елизаветы Петровны / Е. В. Анисимов. - М., 2010.

Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Пугина. Люди. События. Даты / Е. В. Анисимов. - СПб., 2010.

Беловинский Л. В. С русским воином через века / Л. В. Беловинский. - М., 1992.

Борисов Н. С. Иван III / Н. С. Борисов. М., 2006.

Бородкин Л. И. Экономика принудительного труда / Л. И. Бородкин, П. Грегори, О. В. Хлевнюк (любое издание).

Брандт М. Ю. Введение в историю / М. К). Брандт, Л. М. Ляшенко. -М., 1994.

Бушуев С. В. История государства Российского: историко-биб- лиографические очерки. IX-XVI вв. / С. В. Бушуев, Г. Е. Миронов. - М., 1991. - Кн. 1.

Бушуев С. В. История государства Российского: историко-биб- лиографические очерки. XVII-XVIII вв. / С. В. Бушуев. - М., 1992. - Кн. 2.

Великие духовные пастыри России / под ред. А. (I). Киселёва. - М., 1999.

Воронцов-Дашков А. И. Екатерина Дашкова / А. И. Воронцов- Дашков. - М., 2010.

Ганичев В. Н. Ушаков / В. Н. Ганичев. - М., 2010.

Гареев М. А. Полководцы Победы и их военное наследие / М. А. Гареев. - М., 2005.

Данилов А. А. История России. В 2 т. / А. А. Данилов, С. В. Леонов. - М., 2001.

Елисеева О. И. Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины / О. И. Елисеева. - М., 2008.

Забылин М. М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия / М. М. Забылин. - М., 1997.

Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. / А. А. Зимин. - М., 1991.

История России с древнейших времён до конца XVII в. / отв. ред. А. Н. Сахаров, А. П. Новосельцев. - М., 1996..

Курукин И. В. Бирон / И. В. Курукин. - М., 2006.

Кучкин В. А. Русь под игом: как это было / В. А. Кучкин. - М., 1991.

Лисейцев Д. В. Приказная система Московского государства в эпоху Смуты / Д. В. Лисейцев. - М.; Тула, 2009.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX в.) / Ю. М. Лотман. - М., 2008.

Медушевский А. Н. Утверждение абсолютизма в России /

A. Н. Медушевский. - М., 1994.

Мыльников А. С. Пётр III / А. С. Мыльников. - М., 2009.

Павленко Н. И. Пётр Великий / Н. И. Павленко. - М., 2010.

Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова / Н. И. Павленко. - М., 2008.

Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. - Л., 1986.

Скрынников Р. Г. 1612 год / Р. Г. Скрынников. - М., 2008.

Скрынников Р. Г. Три Лжедмитрия / Р. Г. Скрынников. - М., 2003.

Ушаков А. И. Корнилов / А. И. Ушаков, В. П. Федюк. - М., 2006.

Литература для обучающихся:

Новое время: кн. для чтения по истории / под ред. В. П. Будановой. - М., 2007.

Раннее Новое время: кн. для чтения по истории / под ред. В. П. Будановой. - М., 2007.

Универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Аванта+, 2008.

Энциклопедический словарь юного историка. - М., 1997.

Энциклопедия для детей «Аванта+» (тома «Всемирная история»; «История Нового времени. XV - начало XIX века»; «Искусство», ч. 2-3; «Всемирная литература» ч. 1-2; «Религии мира», ч. 1-2; «Великие люди мира»; «История войн»).

Юдовская А. Я., Ванюшкина JI. М. Книга для чтения по Новой истории. 1500-1800. - М., 2003.

Бизли Ч. Р. Генрих Мореплаватель.

Берн Ж. История великих путешествий. Открытие Земли.

Гуляев В. Идолы прячутся в джунглях.

Гумилёв Н. С. Открытие Америки.

Магидович В. И. Эпоха великих открытий. До середины XVI века. - М., 2010.

Андреев И. JI. Алексей Михайлович / И. Л. Андреев. - М., 2006.

Анисимов Е. В. Анна Иоанновна / Е. В. Анисимов. - М., 2004.

Анисимов Е. В. Афродита у власти. Царствование Елизаветы Петровны / Е. В. Анисимов. - М., 2010.

Анисимов Е. В. Россия в XVIII - первой половине XIX в. / Е. В. Анисимов, А. Б. Каменский. - М., 1994.

Воронцов-Дашков А. И. Екатерина Дашкова / А. И. Воронцов-Дашков. - М., 2010.

Ганичев В. Н. Ушаков / В. Н. Ганичев. - М., 2010. Демидова II. Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и её роль в формировании абсолютизма / Н. Ф. Демидова. - М., 1987.

Елисеева О. И. Григорий Потёмкин / О. И. Елисеева. - М., 2006.

Елисеева О. И. Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины / О. И. Елисеева. - М., 2008.

Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация / А. Б. Каменский. - М., 1999.

Курукин И. В. Бирон / И. В. Курукин. - М., 2006.

Лисейцев Д. В. Приказная система Московского государства в эпоху Смуты / Д. В. Лисейцев. - М.; Тула, 2009.

Медушевский А. Н. Утверждение абсолютизма в России / А. II. Медушевский. - М., 1994.

Мыльников А. С. Пётр III / А. С. Мыльников. - М., 2009.

Павленко Н. И. Пётр Великий / Н. И. Павленко. - М., 2010.

Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова / Н. И. Павленко. - М., 2008.

Песков А. М. Павел I / А. М. Песков. - М., 2005.

Скрынников Р. Г. 1612 год / Р. Г. Скрынников. - М., 2008.

Скрынников Р. Г. Три Лжедмитрия / Р. Г. Скрынников. - М., 2003.

Эйдельман Н. Я. Грань веков / Н. Я. Эйдельман. - М., 2010.

Список интернет-ресурсов и электронных пособий (CD)

gumer.info/ - Библиотека Гумер.

hist.msu.ru/ER/index.html - Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

bibliotekar.ru - Библиотекарь.Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам.

statehistory.ru - История государства.

history.tom.ru/ - История России от князей до Президента.

lectures.edu.ru/ - Лекции по истории для любознательных.

oiru.org/ - Общество изучения русской усадьбы.

memoirs.ru/ - Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях.

knsuvorov.narod.ru/ - сайт, посвящённый А. В. Суворову.

emelyan.ru/ - сайт, посвящённый Емельяну Пугачёву.

syw-cwg.narod.ru/ - сайт, посвящённый Семилетней войне.

history.pu.ru/elbib/ - электронная библиотека исторического факультета СПбГУ.

История России: конец XVI-XVIII пек: электронное приложение к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной: 7 класс. М., 2009 (CD).

Техническое обеспечение

1. Карты по истории России.

2. Карты по новой истории.

3. Иллюстрации по новой истории и истории России.

4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов // school-collection.edu.ru

5. Федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов fcior.edu.ru






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ.

Представленная программа обеспечивает формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе можно отнести следующие качества:

1) воспитание гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующему уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; формирование основ социально-критического мышления, участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей региона;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и правил поведения на дорогах.

9) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

10) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетическое сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

К метапредметным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие качества:

1) умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

2) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания; вносить необходимые коррективы;

4) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

5) владение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности; готовность и способность противостоять трудностям и помехам;

6) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установление родовидовых связей;

7) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

8) умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9) смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста, усвоение его содержания, поиска информации на основе операций, обеспечивающих понимание содержания текста (выделение замысла автора текста, основной идеи, главного и второстепенного; последовательности, причинно-следственной и логической связи описываемых событий);

10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе; находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

11) умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для отображения своих чувств, мыслей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

12) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ - компетентности).

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

1) овладение целостными представлениями об историческом пути народов России и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного российского общества;

2) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого России, ее положения в современном мире;

3) умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

4) расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории России и человечества в целом;

5) готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников России и мира.


© 2010-2022