Программа курса ФГОС внеурочная деятельность 5-6 классы Загадки истории

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование по внеучебной деятельности

«Загадки истории», 5 -6 класс

17 часов

Пояснительная записка

Данная программа разработана с учётом обязательных минимумов содержания образования полного среднего образования (приказы Минобразования РФ от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56), а также Федеральных государственных образовательных стандартов полного среднего образования (приказ Минобразования от 05.03.2004 № 1089).

Программа «Загадки истории» имеет научно-познавательную (обще интеллектуальную) и художественно-эстетическую направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Цель - создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования.

Задачи:

Познавательный аспект.

- познакомить детей с культурой стран Древнего мира через активную деятельность;

- способствовать пониманию средними школьниками особенностей развития древних обществ;

- познакомить с менталитетом древних народов в сравнении с современной культурой;

- формировать универсальные исторические понятия;

- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

Развивающий аспект.

- развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;

- развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;

- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;

- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.

Воспитательный аспект.

- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;

- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);

- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории.

Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения истории, с воспитанием личности среднего школьника и развитием его творческого потенциала.

Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем и использование приемов.

Структура программы

Программа состоит из 17 часов. В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у школьника разные способности.

Приемы

Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории Древнего мира. Именно драматизация помогает детям «окунуться в эпоху», почувствовать ее особенности. Данный вид деятельности поможет преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала.

Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Визуализация (рисунок, лепка из пластилина и пр.) помогает воплотить образы, полученные с помощью чтения и аудирования, в рисунок и поделки из пластилина. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал.

Интеллектуальная игра помогает применить полученные теоретические знания по истории Древнего мира на практике. Развивает логическое и образное мышление, память, умение находить нестандартные решения. Игра помогает школьнику ориентироваться в стрессовых ситуациях, учит взаимопомощи и развивает командный дух.

Анализ письменных источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе. Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.

Формы проведения занятий

Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие это практическая часть по уже изученной на уроках теме. Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.

С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Место проведения занятий:

Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и музыки, в актовом зале, в библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

  • добровольность участия и желание проявить себя,

  • сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

  • сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

  • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

  • эстетичность всех проводимых мероприятий;

  • четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

  • наличие целевых установок и перспектив деятельности;

  • широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;

  • гласность, открытость.

Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории:

- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;

- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения данной программы выражаются в следующих качествах:

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников;

  • понимать смысл адаптированного текста;

  • уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;

  • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;

  • инсценировать исторические сюжеты;

  • передавать историческую информацию в виде художественных образов;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов - приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.

Второй уровень результатов - получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).

Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

  • толерантное отношение к истории других стран;

  • познавательная, творческая, общественная активность;

  • самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);

  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

  • коммуникабельность;

  • уважение к себе и другим;

  • личная и взаимная ответственность;

  • готовность действия в нестандартных ситуациях;

  • творчество.

Формы учета знаний, умений:

Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.

Тематический план

Тема урока

Содержание

Кол-во часов

1

Культура первобытного человека

Рисунок-подражание с опорой на текст.

Практическая работа в группах «Жилище древнего человека»

1

2

Древний Египет. Загадки пирамид Внутри древнеегипетской пирамиды Религия в Древнем Египте

Лепка из пластилина сюжетов по изученной теме .

Игра «Расшифруй иероглифы»

1

3

История нашего города

Путешествие в Краеведческий музей

1

4

Ассирийская держава

Составление кроссвордов и их решение

1

5

Библейские сказания

Анализ письменных источников по теме

1

6

Древняя Индия

Подготовка и защита презентаций (проектов) по выбранной теме из истории Древней Индии

1

7

История нашего края

Посещение Краеведческого музея в г. Новокузнецке и кузнецкой крепости.

1

8

Священный огонь в Олимпии

Игра «Как это было на самом деле» - подготовка реквизита и инсценировка Олимпийских игр

1

9

Наследие Александра Великого

Составление «карты» культурных памятников державы Александра Великого

1

10

Древняя Греция.

Чтение и анализ произведений Гомера/ просмотр фильма. Викторина

1

11

Афинская демократия

Ролевая игра «Я - гражданин»

1

12

Рабство в Древнем Риме

Решение проблемных ситуаций по командам

1

13

Диктатура Цезаря

«Своя игра» по изученной теме

1

14

Религия Древнего Рима

Лепка из пластилина сюжетов по изученной теме

1

15

Повседневная жизнь в Древнем Риме. Римская семья

Инсценирование сюжета по изученной теме с дальнейшим анализом. Сравнительный анализ римской и современной российской 1семьи

1

16

Гладиаторский бой

Брейн-ринг по изученной теме

1

17

Древний мир - удивительный мир

Работа в библиотеке по поиску материалов по истории Древнего мира

1

Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности

- игровые средства обучения;

- канцелярские принадлежности;

- магнитофон;

- карточки для интеллектуальных игр.

Литература

  1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Гргорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).

  2. Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников. - Ярославль: Академия развития, 2006 - 176 с.

  3. Педагогические технологии: учеб.пособие для студентов педагогических специальностей/ под.ред. Кукушкина В.С.Ростов-на/Д: Феникс, 2010 - 333 с.

  4. Кучерук И.В. Технология игрового обучения истории в школе. - Ростов-на/Д: Феникс, 2010 - 157 с.

  5. Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. Тетрадь творческих заданий.- Москва, 1995 - 64 с.

© 2010-2022