Урок по истории на тему Повторение - обобщение Древний Восток

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока :

Повторение - обобщение по теме «Древний Восток»

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала с использование игровых технологий. На различных этапах урока используются возможности интерактивной доски.

Оборудование:

  • Учебник. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. Москва. "Просвещение". 2014 г.

  • Компьютер, проектор

  • Презентация к уроку .

Цели урока:

образовательная: повторить и обобщить знания, полученные учащимися в процессе изучения раздела Древний Восток;

развивающая: способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, умения сравнивать, сопоставлять исторические факты, выявлять причинно- следственные связи, использовать информацию в новых условиях, ориентироваться по карте, анализировать и делать выводы; развивать самоконтроль;

воспитательная: воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока, а также коллективизм, умение слушать.

Форма урока: командная познавательно - развивающая игра.

Задачи:

  1. Повторить основные исторические события и даты по разделу «Древний Восток»

  2. Раскрыть историческое значение достижений Древнего Востока для мировой культуры.

Формирование универсальных учебных действий.

Познавательные УУД:

- анализировать (в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;

- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы).

Коммуникативные УУД:

- излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

- организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

Регулятивные УУД:

-- работать по плану, сверяясь с целью;

- находить и исправлять ошибки;

- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Личностные УУД:

- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

Методы обучения и формы организации учебной деятельности.

- Работа по карте, работа с тестовым материалом.

- Иллюстративно - репродуктивный.

- Частично поисковый метод и практическая работа учащихся.

- Развитие исследовательских умений учащихся: работа с картой, самостоятельная работа с источниками, работа по карточкам с основными понятиями.

Роль и место урока в курсе:

Тема «Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть роль древних цивилизаций в развитии мировой цивилизации.

Планируемый результат:

Учащиеся должны

знать:

- термины и понятия по разделу Древний Восток;

- географические объекты и столицы стран Востока;

- даты и события, культурные памятники Востока;

уметь:

- называть и показывать на карте географические и исторические объекты;

- работать в группе;

- производить самопроверку и взаимопроверку;

- заполнять таблицы.



План урока

I. Организационный момент. Мотивация.

Учитель: Сегодня нам предстоит вспомнить страны Древнего Востока. Нас ждет командная игра, и я предлагаю вам разделиться на -- команды и быстро определиться с названием. За нашей игрой внимательно будет наблюдать ареопаг ( жюри), которое в завершении игры озвучит команду победительницу, а так же выявит самого умного знатока истории.

Мы продолжаем повторять и для того чтобы наша работа действительно была эффективной и полезной, мы просто не сможем обойтись без мудрецов древности. Кто, если не они помогут, дадут напутствие, а может и озадачат нас чем - то. Вы выбирете из команды - I группа это Мудрецы.

Народы Древнего Востока удивительные люди: умные, изобретательные, активные и творческие. И следующая наша II группа - это Творцы.

Ну, а основной удар на себя примут наши Знатоки. Это все участники команд.

Нас с вами ждет много конкурсов и испытаний, и для того чтобы каждый из вас смог себя проявить, чтобы наша работа была эффективной и полезной познакомитесь с памяткой, которую вы видите на своих столах.

Правила работы в группе

  1. Чтобы попросить слово, подними руку.

  2. Говори по теме, понятно, кратко.

  3. Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.

  4. Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.

  5. Критически отнесись к мыслям, а не к людям.

  6. Старайся найти наилучшее решение проблемы.

  7. Поощряй других к участию в обсуждении.

  8. Будь доброжелателен и терпим.

  9. Соблюдай правило «трёх нельзя»:
    - нельзя говорить: «всё уже сказали»;
    - нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;
    - нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.

  10. Правило уважения: когда говорит один - остальные слушают.

  11. Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно.

  12. Правило дружелюбия: нельзя насмехаться, обзываться.

II. Повторение

( Приложение: слайд №2) На слайде слепая карта древнего мира.

Учитель: Что здесь изображено? ( историческая карта древнего мира).

Как вы считаете, какое задание вам предстоит выполнить?

На предыдущих уроках вы с интересом знакомились с историей стран Древнего Востока. И сейчас легко ответите на мой вопрос: О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Чем мы будем заниматься?

Вы правы, нам предстоит вспомнить основные события из истории древних стран.

И сразу предлагаю задание Мудрецам: познакомьтесь с одним очень древним папирусом, в котором сохранилось наставление отца к сыну - ученику, прочитайте и ответьте на вопрос.

Поучение Хети своему сыну Пепи.

О, если бы мой сын я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать! Любой ремесленник устает больше, чем земледелец. Ночью земледелец свободен, а ремесленник ищет работу. Так камнетес ищет работу по твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, он утомлен. А строитель стен, он постоянно болен, так как предоставлен ветрам. Я расскажу тебе о ткаче, который не дышит воздухом, а дышит пылью. А рыбак, который работа на реке вперемежку с крокодилами. Смотри, сын, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца. Когда писец еще ребенок , уже приветствуют его. Будь писцом мой сын!

Почему отец хочет, чтобы его сын стал писцом?

Наши ученики еще учатся и поэтому им разрешается в случае затруднений обратиться к мудрецам, которые всегда готовы прийти к вам на помощь.

(После работы по карте, проверяем учеников о писце. )

Задание для творцов: в течение 15-20 минут пока вы будете слушать ответы ваших одноклассников, вам предстоит разработать говоря современным языком логотип любой понравившейся вам страны древнего Востока и презентовать нам эту страну через логотип . Дерзайте! Удачи!

Ну, а основной удар на себя примут наши Знатоки

  1. Конкурс « География стран Древнего Востока» ;

- Назвать государства , изображенные на карте. ( Слайды презентации)

1.На этом полуострове находится государство Индия (Индостан);

2.Эту страну в древности жители Африки называли "Черная земля" (Египет);

3.Жители этой страны были первыми основателями колоний в Средиземноморье (Финикия);

4.Эта страна располагалась на севере древнего Междуречья (Ассирия);

5.На этой земле возникло древнее еврейское государство - Израильское царство (Палестина);

6.В какой стране Востока возведены самые длинные стены (Китай);

7. Эти две реки берут начало в горах Тибета (Янцзы и Хуанхэ);

8.Столицу этой страны в древности называли "логовищем львов" и "городом крови" (Ниневия);

9.Эти две реки берут начало в Гималайских горах (Инд и Ганг).

  1. Задание - игра «Разминка»:

1.Тростник, из которого делали материал для письма (Папирус);

2.Частицы полусгнивших растений (Ил);

3.Первая столица Египта (Мемфис);

4.Приспособление для полива садов и огородов (Шадуф);

5.Сплав меди и олова (Бронза);

6.Забальзамированное тело умершего (Мумия);

7.Письменность в Двуречье (Клинопись);

8.Название областей Персидской державы (Сатрапии);

9.Группа людей, не входивших ни в одну из каст (Неприкасаемые);

10.Островки зелени в пустыне (Оазис);

11.Огромная статуя льва с головой человека (Сфинкс);

12.Сбор в пользу государства части урожая и приплода скота (Налог).

Вариант 2.

1.Каменистые преграды в реке (Пороги);

2.Правитель Египта (Фараон);

3.Столица Египта при Тутмосе III (Фивы);

4.Мелкие предметы, якобы защищавшие от злых духов и несчастий (Амулет);

5.Служители бога (Жрецы);

6.Гроб, в который клали тело умершего (Саркофаг);

7.Стенобитное орудие (Таран);

8.Непроходимые тропические леса (Джунгли);

9.Гробницы египетских фараонов (Пирамиды);

10.Письменность в Египте (Иероглифы);

11. "Город крови", "логовище львов" (Ниневия);

12.Замкнутые группы людей в Индии (Касты);

Учитель подводит итог разминки.

После работы по карте, проверяем учеников о писце.

Проверка задания Мудрецов.

(Приложение слайд №8). Почему же отец хотел, чтобы его сын стал писцом? Вспомните все что вы знаете о жизни писца. ( ответы детей)

И вам сразу предлагаю задание: познакомьтесь с одним очень древним папирусом, в котором сохранилось наставление отца к сыну - ученику, прочитайте и ответьте на вопрос.

Поучение Хети своему сыну Пепи.

О, если бы мой сын я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать! Любой ремесленник устает больше, чем земледелец. Ночью земледелец свободен, а ремесленник ищет работу. Так камнетес ищет работу по твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, он утомлен. А строитель стен, он постоянно болен, так как предоставлен ветрам. Я расскажу тебе о ткаче, который не дышит воздухом, а дышит пылью. А рыбак, который работа на реке вперемежку с крокодилами. Смотри, сын, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца. Когда писец еще ребенок , уже приветствуют его. Будь писцом мой сын!

Почему отец хочет, чтобы его сын стал писцом?

Молодцы!

Задание для мудрецов:

А пока наш ученики работают , хотелось бы обратиться к нашим

Мудрецам, так как следующее задание требует не просто мудрости, опыта, но и знаний. В руках у меня полуистлевший папирус, некоторые слова стерлись со временем, большая просьба постараться их восстановить.

5. Определи документ и заполни пропуски.

Если человек у… имущество храма, его должно … .

Если человек укроет беглого …, его должно …. .

Если кто срежет рабу клеймо, тому должны отрезать ….

Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве … года.

Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить … .

Если человек ударит по щеке высшего, должно ударить его 60 раз … из

воловьей кожи.

Учитель: мудрецам удачи и терпения в выполнении этого задания

Наши ученики еще учатся и поэтому им разрешается в случае затруднений обратиться к мудрецам, которые всегда готовы прийти к вам на помощь.

Народы Древнего Востока удивительные люди: умные, изобретательные, активные и творческие.

3. Конкурс "Тайный ящик".

По описанию нужно узнать предмет, который находится в тайном ящике.

  1. Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).

  2. В моей стране войско состоит из пехоты, конницы, колесниц и слонов народ считает, что царское могущество не в количестве воинов, а в искусном руководстве государством. Поэтому для царя и была придумана игра, в которой он тренировался управлять войсками. Что в сундучке? (Шахматы).

  3. С детства я умею смешивать чистый белый песок с содой, плавить их и из полученной массы выдувать изящные сосуды. Что в сундучке? (Бокал, стекло

  4. Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис).

  5. То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)

  6. Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)

  7. Также знатные и богатые люди в нашем государстве носят одежду из пурпура. Что в сундучке? (Красная ткань)

  8. Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. "Ложку" клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы "Волшебство!". О каком изобретении идет речь? (компас)

  9. Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (шелк)

Физминутка.

А теперь ребята отдохнем. Включается запись физ минутки.

4 . Конкурс "Загадочный".

Каждой команде предлагается отгадать загадку.

Загадка № 1.

Он самый мудрый и почтенный,
Бог Брахма изо рта его создал,
И цвет его одежды белый.
К концу же жизни
Вдруг отшельником он стал. (Брахман)

Загадка № 2.

Этих слуг повсюду гнали,
Жить в деревне запрещали.
Те в лачугах жалких спали,
На судьбу свою роптали. ("Неприкасаемые")

Загадка № 3.

Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать,
Правители решили стену возвести,
Покой чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили ее строить,
Чтоб не было войны. (Великая китайская стена)

Загадка № 4.

Узнал Китай чрез много лет,
Как много может человек,
Из книг, на наши не похожих.
На связку дров скорее схожих.
Чтоб книгой стать,
Прошел чрез много мук
В Китае - расщепленный то... (Бамбук)

5 конкурс « Легенды, легенды»

Необходимо вспомнить легенду о происхождении каст в древней Индии. Поработать с рисунком. ( Приложение слайд № 9) и отметить на изображении части тела, из которых произошли основные касты).

А наши ученики уже готовы рассказать нам легенду о происхождении каст в древней Индии. ( Приложение слайд № 10)

А сейчас мы вновь с надеждой смотрим на Мудрецов.

Получилось ли у них разобраться в документе? Проверяем . ( Приложение слайд № 11, 12 , проверяем выполнение задания)

6. Конкурс "Отгадай" (Знание исторических личностей)

Задание: Назовите имя.

  1. Древнеперсидский царь, при котором Персия достигла своего могущества? (Дарий I)

  2. Правитель Китая, 221 год до нашей эры (Цинь Ши-Хуанди).

  3. Древнеперсидский царь из династии Ахаменидов, один из величайших полководцев древности, который объявил себя царём, 538 год до нашей эры овладел Вавилоном? (Кир)

  4. Вавилонский царь 1792 - 1750 гг. до нашей эры? (Хаммурапи)

  5. Под властью какого царя в III веке до нашей эры была объединена Индия? (Ашока)

  6. Самый могущественный правитель Персидской державы, содержащий огромное количество тайных осведомителей, которых называли «глаза и уши царя». (Дарий Первый).

Исторические лица:Учитель: Ну предоставим слово творцам. ( Защита логотипа)

Внимание, ребята!

Задание 7.

Представьте, что вы земледельцы в древнем Египте. Вспомните, какую работу предстояло им выполнять. Составьте план своих действий на период сельскохозяйственных работ.


Этап работы

Ваши действия

1.Ожидание разлива

Чистить и укреплять каналы

2.

3.

Пока знатоки находятся в образе земледельцев

для следующее задание : определить, что изображено на рисунке и постараться грамотно написать это слово. (Приложение слайд № 13)

Учитель: Пока ученики работают на доске проверяем выполнение задания Знатоков( таблица), оценивается работа.

8. Конкурс «знатоки дат»

Задание: соотнеси дату и событие. Каждая команда получает задание на карточках.

События: разрушение Ниневии, образование единого государства в Китае, взятие Вавилона персами, образование единого государства в Индии, правление царя Хаммурапи.

612 г. до н.э., 300 г. до н.э., 538 г. до н.э., 221 г. до н.э., 1792 - 1750 г.г. до н.э..

Учитель: Проверяем выполнение задания учеников

А сейчас слово предоставляется нашим Мудрецам.

Итак, конкурс для команд « Вопрос для мудрецов». (Приложение слайд № 14)

Задание для мудрецов

В Вавилонии в глубокой древности и даже позже во времена царя Хаммурапи, богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную кровать, табуретку и дверь.
-Подумайте, почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой странный, на наш взгляд, предмет, как дверь.

Высказывания учеников

Следующее задание для .

9. Конкурс называется «Найди ошибку!»

(Приложение № 15,16)

10. Конкурс переводчиков.

А сейчас, мы проверим, как наши путешественники разбираются в древневосточных письменностях, и проверим это в следующем конкурсе.

Командам даются листы с заданием.

Н КРСТ____________________ (не красть)

Н ЛГТ_____________________ (не лгать)

Н БВТ ЧЛВК_______________ (не убивать человека)

ПЧТ Т ТЦ МТ____________________ (почитать отца и мать)

Какие заповеди здесь написаны?



11. Разгадай кроссворд:

Урок по истории на тему Повторение - обобщение Древний Восток

По горизонтали:

1.Правитель Израильского царства в X веке;

2.Древнеегипетский злой бог - суховей;

3.Краска для тканей, добываемая финикийцами из морских раковин;

4.Знатные люди, царские советники, военачальники;

5.Самые высокие горы в мире;

6.Еврейский бог;

7.Подневольный человек.

По вертикали: 1.Большое и могущественное государство.

Ответы на кроссворд:

По горизонтали: 1.Давид;2. Сет; 3.пурпур; 4.вельможа; 5. Гималаи; 6 Яхве; 7 раб.

По вертикали: 1. Держава

Рефлексия. Подведение итогов урока

Оценивайте.

Учитель: Итак, наше путешествие по странам Древнего Востока закончилось. Мы с вами узнали очень много о жителях Древнего востока: о занятиях, местах проживания, культуре, об открытиях и изобретениях, которые оказали влияние на дальнейшее развитие человечества. Но мы продолжим изучать с вами историю Древнего мира. Нас ждёт ещё немало интересных стран.А теперь подведем итоги проделанной работе. Вашему вниманию представлена оценочная таблица, первую часть которой вы начали заполнять дома. А теперь заполните ее с точки зрения проведенного урока. Поднимите руку те кто...

-Кто сегодня доволен собой на уроке?

-Кто считает, что мог бы работать лучше?

-Кто больше узнал, чем знал в начале урока?

-Кто устал?

-Кто расстроен?

-Кому было тяжело?

-Кому было не трудно?

-Понравился ли урок?

Домашнее задание. Нарисовать рисунок по стране Востока, составить кроссворд по Западной Азии, написать сочинение путешественника по Древнему Востоку на выбор.

© 2010-2022