- Преподавателю
- История
- 8 класс. Разработка урока на тему «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности. »
8 класс. Разработка урока на тему «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности. »
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Круглова А.В. |
Дата | 24.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
8 класс
Разработка урока на тему
«Индустриальное общество.
Новые проблемы и новые ценности.»
Цели урока:
Образовательная: Рассмотреть, как индустриальная ре¬волюция изменяет социальную структуру общества; усвоить причины миграционных процессов и эми¬грации европейского населения; проследить изме¬нения в положении всех социальных слоев, рассмотреть как изобретения индустриальной эпохи, врываясь в повседневную жизнь, делали более интересной и комфортной, расширяли сферы деятельности человека, создавали новые профессии
Развивающая: развивать навыки работы с лекционным материалом, умение видеть причинно-следственные связи
Воспитательная: возможность эмиграции для решения экономических проблем существовала прежде и существует теперь, но следует понимать, что этот шаг необязательно влечет за собой успех, а также ведет к разлуке с родиной и своими близкими
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
Здравствуйте ребята!
На прошлом уроке вы говорили об индустриальных революциях их достижениях и проблемах. Давайте вспомним, что такое
индустриальное общество? (черты: разделение труда, массовое ппроизводство товаров, машинизация и автоматизация производства, высокий уровень миграции населения, бурный рост городов, возрастание государственного регулирования).
Монополия? (исключительное, монопольное право в какой-либо сфере деятельности государства или организации (свое господство в определенной отрасли хозяйства)).
Синдикат? (объединения, занимавшиеся совместным сбытом продукции)
Концерн? (объединения трестов или предприятий, зависящих от определенной монополистической группы)
Трест? (полное объединение собственности для совместного производства и сбыта продукции)
Картель? (форма слияния предприятий, определявшая цену и делившая рынки сбыта)
(Если забыли, можете подсмотреть в учебнике)
Ну и чтобы завершить повторения, мы проведем небольшой письменный опрос.
(Раздаточный материал №1)
Согласны ли Вы с утверждением:
-
Технический прогресс и новые средства связи связаны с Семюэлом Морзе и Александром Беллом? (Да)
-
Развитию автомобилестроения способствовало создание управляемого аэростата? (Нет, потому что был изобретен двигатель внутреннего возгорания)
-
В 1903 году американский инженер Оливер Эванс пустил по улицам Филадельфии 1-й автомобиль с паровым двигателем? (Нет, он его пустил 100 лет назад, в 1803)
-
Первым современным станком из металла считается токарный станок Генри Модсли изобретенный в 1800 году? (Да).
-
Успехи технического прогресса ускорили промышленный рост развитых европейских стран и США? (Да, новые изобрения, выросли города)
-
На смену капитализму свободной конкуренции пришел монополистически капитализм? (Да)
Меняемся вариантами и проверяем. Кто на все 6 ответил? Поставьте себе 5! Кто сделал одну или две ошибки? Поставьте себе 4! У кого 3 неверных варианта? Не надо ставить себе оценку, надо будет еще подучить этот материал!
Итак, проверили, оценки себе поставили! Молодцы! Продолжаем наш разговор!
И сегодня я предлагаю рассмотреть более подробно вопрос как менялась структура общества.
Западная Европа - первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел переход от традиционного общества к индустриальному. На протяжении всего 19 века индустриальная революция меняла социальную структуру западноевропейского общества. В ряде стран сословия уничтожались юридически, а там, где они сохранялись, сословные перегородки разрушались в процессе модернизации.
А вы понимаете, что такое структура общества? Другими словами, какие социальные слои населения составляют основу общества? Посмотрите на доску.
До 18 века 19 век
ТРАДИЦИОННОЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ
-
Дворяне-землевладельцы
-
Крестьяне ?
-
Духовенство
-
купечество
ДО 18 ВЕКА - ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО. (дворяне землевладельцы, крестьяне, духовенство, купечество)
МЫ ПЕРЕШЛИ В 19 ВЕК - ИНДУСТРИАЛЬНОЕ. (???)
Давайте назовем, основные слои этих обществ.
Что же мы должны сегодня узнать? (они должны сформулировать глядя на схему) = Какие слои составляют основу индустриального общества? (Это и будет наша задача урока)
Таким образом, мы сформулировали тему урока:
Социальная структура индустриального общества. Запишем её в тетрадь. (это было целеполагание).
Вот мы тему поставили, а каким образом мы решим эту проблемы? Что нам поможет? Нам поможет учебник, остаточные знания по истории и коллективная работа.
Давайте разделимся на 4 группы. (изучаем понятия новых терминов)
Задание А.
Работая с тексом учебника, сопоставьте и определите значение слов, которые позволили осуществить переход от традиционного общества к индустриальному.
(Раздаточный материал №2)
1 минута вам на сопоставление. Составили? Молодцы? Какие слова получились? Отлично!
Теперь каждая группа даст определение одному термину!
Модернизация - исторический процесс от традиционного аграрного общества к современному индустриальному.
Индустриализация - процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях.
Революция - радикальное коренное изменение, скачок в развитие общества.
Капитализм - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности и эксплуатации наемного труда капиталом. (такое общество, которое было основано на частной собственности и эксплуатации)
(вывешиваю термины на доску)
Вторая группа согласна с этим определением? А третья? Четвертая? Хорошо, четвертая группа повторить это определение.
Таким образом, модернизация, индустриализация, революция, капитализм - эти процессы позволили осуществить переход к индустриальному обществу.
Переходим к решению нашей главной задачи.
Задание Б. Заполните эту схему на основе учебника (стр.28 - 30)
(Раздаточный материал №3)
На это задание Вам (3-4 мин).
Хожу подсказываю.
Работа закончена, обсуждение закончено. На доске ответ. Оцениваем себя.
Итак, назовите, какие же слои общества составляли основу индустриального общества? ……
Аристократия, Буржуазия, Средний класс, Рабочий класс, Крестьянство = Вот основа индустриального общества! (на доске повесить)
Оцените свою работу? 1 группа есть у вас ошибки? (нету - поставьте себе 5, 1 ошибка - поставьте себе 5 с минусом).
Задание В.
Давайте дадим краткую характеристику каждого класса. (можно и нужно пользоваться учебником)
1.Кто такие аристократы? Это крупные землевладельцы! (наследственный привилегированный слой общества, из представителей самых благородных земель)
Аристократия - что значит старая аристократия? (стр.28. )
А что значит новая аристократия? (стр.28)
Они отличаются? (новая - они теряют часть земель, они занимаются политикой, занимают руководящие посты в банках и компаниях).
2. Буржуазия (стр.29) Основной критерий разделения на среднюю, крупную и мелкую - уровень дохода.
Т.е. самый большой доход - крупная, мелкая - маленький доход.
3. Средний класс. (стр.29) (объединил мелкую буржуазию - те, кто возглавлял частные компании, и лиц свободных профессий - инженеры, врачи, преподаватели). Главный признак - устойчивое материальное положение.
4.Рабочий класс (стр.29). он был однородным? (нет) - высоквалифицированне и неквалифицированные. В чем разница? (Одни получали в два раза меньше, а другие имели техническое образование и становились служащими).
5.Крестьянство. Ребят, а как вы думаете какая большая социальная группа сохранилась от традиционного общества?
(Это общественный класс, занятый в сельском хозяйстве и имеющий в своем владении или пользовании землю и другие средства производства).
Итак, мы дали с вами характеристику каждой социальной группы.
И завершая сегодняшний разговор, давайте подумаем, как индустриальная революция, о которой вы говорили на прошлом уроке, повлияла на социальную структуру индустриального общества?
(Раздаточный материал №4)
ДОСТИЖЕНИЯ.
Происходит ли рост городов и городского населения? (Да)
В социальной структуре появляется новый класс? (Да, средний)
Вместе с достижениями появляются и ПРОБЛЕМЫ?
Расслоение общества, условия работы были тяжелыми, с появлением техники появилась безработица, на фабриках использовался детский и женский труд.
Подтвердите мои слова, что это было действительно так? (стр.30-31) Рассмотрите картинки в учебнике.
Эти проблемы привели к женскому движению за уравнение в правах.
Приведите пример, найдя информацию на стр.32. (эмансипация (за уравнение прав с мужчинами) во Франции, в Англии (добились приема в университеты, сохранение детей при разводах).
Таким образом, давайте сделаем вывод. Решили ли мы сегодня задачу урока? (Да, мы узнали о социальных слоях индустриального общества)
Назовем эти слои? (Аристократия, буржуазия, средний класс, рабочий класс и крестьянство) Итак мы видим, что в 19 веке происходило окончательно крушение сословной структуры традиционного общества, и теперь, общество приобрело более сложную структуру!
Если есть время. Синквейн.
Я предлагаю вам завершить урок на хорошей эмоциональной ноте. Давайте напишем стихотворение по нашей теме. Каждая группа сочинит своё.
Правила: существительное. 2 прилагательных. 3 глагола. Фраза. Слово-резюме.
Общество.
Индустриальное, промышленное.
Развивается, изменяется, модернизируется.
Общество приобрело более сложную структуру.
Проблемы. (с развитием нового общества).
А теперь давайте сами себя оценим, как мы поработали на уроке? Сложите 2 оценки, которые вы себе ставили, работая с раздаточным материалом и разделите на 2. Если у кого получилось от 4,6 до 5.0? Молодцы, сегодня вы получаете пятерку. А у кого от 4 до 4,5? У вас четверка. Все молодцы!