Тематическое планирование по истории Древнего мира (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ф.И.О.

Рахматуллина Тансылу Анисовна

Предмет

История древнего мира

Класс

5

Учебник

Учебник Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2007.

Дата

Коли-чество часов

Тема урока



Тип

Основные понятия и термины, формируемые на уроке

Характеристика видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Обору-

дование

Домашнее задание

1.

2.09

1

Введение. Письменные и вещественные исторические источники по истории Древнего мира

Вводный урок; изучение нового материала

История; век; исторические источники; вещественные источники; письменные источники; устные источники; историческая карта

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.



Слайды, карта, учебник

Прочесть введение в учебнике, придумать 5 примеров вещественных , письменных и устных источников ; приобрести атлас истории древнего мира; прочитать§ 1

2.

4.09

1

Древнейшие люди

Изучение нового материла

первобытные люди; орудия труда; собирательство


Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособления к природе.


Слайды; учебник

Прочитать §1,

изобразить в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни;

3.

9.09

1

Родовые общины охотников и собирателей.

Комбини-рованный урок

Охота; копье;

рубила;

гарпун;

лук; родовая община

Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты.


Слайды; карта с парагра-фа;

учебник

§ 2, вопросы и задания 1-3 (устно), 4 (письменно)


4.

11.09

1

Возникновение искусства и религии

Изучение нового материала; закрепле-ние

Раскопки; сверхъестественная связь; обряд; оборотни; душа; верование

Рассказать о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Объяснить, как ученые разгадывают загадки древних художников.

Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Охарактеризовать первобытные верования людей.

Слайды, учебник

§ 3 прочитать, ответить на вопросы;

5.

16.09

1

Возникнове-ние земледелия и скотоводства

Изучение нового материала

Земледелие; мотыга; серп; скотоводство; циновка; ткачество; прядение; старейшины; духи; молитва; идолы;

Исследовать географию районов первобытного земледелия на исторической карте учебника. Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремесла. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общины. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.

Слайд, учебник;

§4 прочитать, ответить на вопросы;

Изобразить в рисунке собственное представления мотыги

6.

18.09

1

Появление неравенства и знати

Комбини-рованный

Ремесленник; гончарный круг; плуг; вождь; знать; раб; реконструкция; курган

Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государство. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.

Слайд, учебник, карта §5

§5 прочитать, ответить на вопросы;

Письменно в тетради описать представление одного дня в жизни первобытной семьи

7.

23.09

1

Повторение. Переход от первобытнос-ти к цивилизации

Закрепле-ние, повтори-тельно-обобщаю-щий

Копье; гарпун; мотыга; плуг; серп; родовая община; старейшина; племя; вождь; знатный раб; обряд; жертва; идол; оборотень; душа; страна мертвых

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.

Слайды; учебник; тесты; кроссворды


8.

25.09

1

Счет лет в истории

Изучение новой темы

Столетие; век; тысячелетие; Иисус Христос; эра; эпоха; исторический период

Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени.

Слайды; учебник; лента времени

§6 готовить к пересказу; Сделать в тетради ленту времени;

9.

30.09

1

Государство на берегах Нила

Комбини-рованный

Папирус; пороги; дельта; оазис; Египет; рельеф; фараон

Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

Слайды; карта §6; учебник

§6 прочитать, ответить на вопросы;

Отметить на контурной карте Египта дельту Нила, пороги, оазисы и столицу Египта

10.

2.10

1

Как жили земледельцы и ремесленники

Закрепле-ние; Изучение новой темы

Вельможа; писцы; налоги; шадуфы; амулеты; ювелиры; горшечники; кожевники; кораблестроители; плотники;

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры.

Слайд; учебник;

§7 прочитать, ответить на вопросы ( 2 и 3 вопрос письменно)

11.

7.10

1

Жизнь египетского вельможи.

Изучение новой темы

Гробница; статуя; благовоние; трон; жезл; плеть;

Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

Слайды; учебник; карта §8;

§8 прочитать; ответить на 3 вопрос письменно

12.

9.10

1

Военные походы фараонов

Комбини-рованный

Бронза; пехотинец; колесницы; дротики; колесничий; ливийцы; нубийцы;

Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.

Слайд; карта §9; учебник

§9 прочитать; нарисовать на выбор убийца, ливийца или жителя Азии

13.

14.10

1

Религия древних египтян

Изучение новой темы

Храм; статуя; жрецы; обряды; Ра; Боги; миф; мумия; саркофаг; гробница;

Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

Слайды; учебник

§10 прочитать;

Ответить на вопросы; изобразить в тетради одного из Богов древних египтян

14.

16.10

1

Искусство древних египтян

Комбини-рованный

Пирамида; Чудеса света; сфинкс; обелиск;

Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Подготовить презентации в PowerPoint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказать о внутреннем устройстве пирамиды.

Слайды; учебник

§11 прочитать; Ответить на вопросы

15.

21.10

1

Письменность и знания древних египтян

Изучение новой темы

Иероглиф; папирус; свиток; астрономия; писцы; жрецы; водяные часы

Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

Слайды; учебник;

§12 читать; написать несколько предложений, используя египетские иероглифы;

Готовиться к повторению

16.

23.10

1

Повторение. Достижения древних египтян. Неограничен-ная власть фараонов. Представле-ние о загробном воздаянии

Закрепле-ние, повтори-тельно-обобщаю-щий

Фараон; вельможа; земледелец; походы; храм; пирамиды; колесница

Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

Слайды; учебник; карта ; кроссворды


17.

28.10

1

Древнее Двуречье

Изучение новой темы

Двуречье; храм-башня; клинопись;

Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особые признаки.

Слайды; учебник

§13 читать;

Отметить на контурной карте Двуречье

18.

30.10

1

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Изучение новой темы

Вавилон; законы; ростовщики; судьи

Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

Слайды; учебник

§14 прочитать, ответить на вопросы

19.

6.11

1

Финикийские мореплава-тели

Комбини-рованный

Финикия; судно; разбойники; колонии; Карфаген;

Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях ее жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

Слайды; учебник; карта §15;

§15 прочитать;

Написать пару предложений в тетради, используя финикийский алфавит;

Заполнить контурную карту

20.

11.11

1

Библейские сказания

Изучение новой темы

Еврейский племена; кочевники; Ветхий Завет; Библия; единобожие; заповеди; скрижали;

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия - наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.

Слайды; учебник; карта

§16 прочитать, ответить на вопросы

21.

13.11

1

Древнеев-рейское царство

Закрепле-ние; Изучение новой темы

Иордан; саркофаг; филистиляне; Иерусалим; праща;

Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео-, и аудиоресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.

Слайды; учебник; карта §17

§17 прочитать; письменный ответ на вопрос 3

22.

18.11

1

Ассирийская держава

Изучение новой темы

Ассирийцы; таран; держава; мидийцы;

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы.

Слайды; учебник; карта §18

§18 прочитать, заполнить контурную карту

23.

20.11

1

Персидская держава «царя царей»

Изучение новой темы

Царство; Персидский залив; монета; рельеф; Персеполь;

Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях.

Слайды; учебник; карта §19

§19 прочитать, ответить на вопросы; заполнить контурную карту

24.

25.11

1

Природа и люди в Древней Индии

Вводный урок; Комбини-рованный

Гималаи; джунгли; сахарный тростник; рис; хлопчатник; Бог; Ганеша;

Рассказывать о местоположении Индии, особенностях ее ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру.

Слайды; учебник; карта §20

§20 прочитать, ответить на вопросы;

Нарисовать Бога Ганешу

25.

27.11

1

Индийские касты

Изучение новой темы; закрепле-ние

Брахма; слуги; земледельцы; учения; брахман; Будда; отшельники; неприкасаемые; буддизм

Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы - хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев.

Слайды; учебник

§21 прочитать; ответить на вопросы

26.

02.12.

1

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Изучение новой темы

Китайская равнина; Конфуций; бамбук; иероглиф;

Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости.

Слайды; учебник; карта

§22 прочитать; ответить на вопросы; заполнить контурную карту

27.

04.12

1

Первый властелин единого Китая

Комбини-рованный

Китай; шелк; гунны; Великая китайская стена;

Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в ее достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока.

Слайды; карта §23; учебник

§23 прочитать; ответить на вопросы; отметить на контурной карте великую Китайскую стену; готовиться к повторению

28.

09.12

1

Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру

Закрепле-ние, повтори-тельно-обобщаю-щий

Китай; Друречье; Палестина; гробницы; оружия; Сооружения; мумия; храм; пирамида;

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов. Показывать по карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае и Индии.

Слайды, учебник, карта, ребусы, кроссворды


29.

11.12

1

Греки и критяне

Вводный урок; Изучение новой темы

Микены; Афины; Тесей; Балканский полуостров; Греция; Крит; Критская культура; Эгейское море; световые колодцы;

Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки Критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст.

Слайды; карта §24; учебник

§24 прочитать; ответить на вопросы ( 2 вопрос- письменно)

30.

16.12.

1

Микены и Троя

Изучение новой темы; закрепле-ние

Греция; Львиные ворота; Троянская война; Троянское царство; Гера; Афина; Афродита; кинжал; Зевс; Парис; Елена; Агамемнон

Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение ЦиньШихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и на сколько по сравнению с другими.

Слайды; учебник; карта §25;

§25 прочитать, ответить на вопросы;

Отметить на контурной карте Микен, Трою.

Ответить письменно на 5 вопрос

31.

18.12.

1

Поэма Гомера «Илиада»

Изучение новой темы

Гомер; поэмы; «Илиада»; Илион; «Одиссея»; Ахиллес; доспехи; Гектор; Патрокл; Гефест; Андромаха;

Рассказывать легенду о жизни Гомера, раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока.

Слайды; учебник;

§26 прочитать, ответить на вопросы

32.

23.12.

1

Поэма Гомера «Одиссея»

Изучение новой темы

Гомер; Алкиной; Навсикая; Демодок; циклоп; Полифем; Посейдон; панцирь; шлем; людоед; лучник; остров сирен; Сцилла; Харибда;

В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно.

Слайды; учебник

§27 прочитать, ответить на вопросы( 3 вопрос- обязательно)

33.

25.12.

1

Религия древних греков

Изучение новой темы; закрепле-ние

Храм; Олимп; Зевс; Посейдон; Аид; знать; Деметра; Дионис; сатира; нимфа; Персефона; Цербер; Гермес; Прометей;

Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивать пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка».

Слайды; учебник

§28, прочитать

34.

15.01

1

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Изучение новой темы

Аттика; полис; мастерские; оливки; сапожники; кузнецы; демос; ареопаг; архонты; долговой камень; Кекроп;

Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятие ее населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.

Слайды; учебник; карта §29

§29 прочитать, ответить на вопросы;

Заполнить контурную карта (отметить местоположение Афинского полиса)

35.

20.01

1

Зарождение демократии в Афинах

Комбини-рованный

Демократия; государство; Солон; законы; рабство; Драхма; чужеземцы; Народное собрание; судьи; заседание; обвиняемый;

Показать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы народа. Сравнивать законы Драконта и Солона. Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам.

Слайды; учебник;

§31 прочитать, ответить письменно на все вопросы

36.

22.01

1

Древняя Спарта

Изучение новой темы

Илоты; Спарта; Еврот; Лакония; спартанцы; Мессения;

Военный лагерь; Совет старейшин; Чеки; Народное собрание; царь; лаконичность

Показать на карте и рассказать о местоположении Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение. Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев.

Слайды; учебник; карта §31

§31 прочитать;

Напишите рассказ от имени ученика об одном дне из жизни спартанцев

37.

27.01

1

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Изучение новой темы; закрепле-ние

Черное море; Колония; Пираты; военные и торговые корабли; мрамор; скифы; хитон; гиматий;

Объяснять причины греческой колонизации, ее географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд греков.

Слайды; учебник; карта §32

§32 прочитать;

Отметить на карте образование греческих колоний в 8-6 веках до н.э.

38.

29.01

1

Олимпийские игры в древности

Изучение новой темы

Олимпийский игры; борцы; атлеты; пятиборье; бег; прыжки в длину; метание копья и диска; борьба; ипподром; возничий; Полидам; Феаген;

Составлять развернутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени.

Слайды; учебник

§33 прочитать;

Письменно ответить на 4 вопрос;

Доделать «паспорт понятий»

39.

03.02

1

Победа греков над персами в марафонской битве

Изучение новой темы

Марафонская битва;

Эллада; стратег; Мильтиад; греко-персидские войны; фаланга;

Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве.

Слайды; учебник; карта §34

§34 прочитать; отметить на контурной карте греко-персидские войны в 5-м веке до н.э. и марафонское сражение

40.

05.02.

1

Нашествие персидских войск на Элладу

Комбини-рованный

Фемистокл; нашествие; триер; Ксеркс; Фермопильский поход; подвиг; Саламинское сражение; Коринфская перешейка; Эсхил;

Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу, инсценировать события одного из сражений. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа:

-о создании военного флота;

-о Фермопильском сражении;

-о Саламинской битве.

Слайды; учебник; карта §35

§35 прочитать;

Отметить на контурной карте Фермопильский проход и Саламинское сражение;

Ответить на вопросы

41.

10.02

1

В гаванях афинского порта Пирей

Изучение новой темы; закрепле-ние

Амфора; Афинский морской союз; Пирей; Длинные стены; граждане; верфь; Совет Пятисот; налог; переселенцы; Пифос;

Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях.

Слайды; учебник; карта §36

§36 прочитать;

Ответить на вопросы

42.

12.02

1

В городе богини Афины

Изучение новой темы

Керамик; чернофигурный; краснофигурный; Агора; Парфенон; смотрители рынка; рыночная стража; портики; Акрополь; Фидий; Фронтоны;

Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях. Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создавать короткую презентацию в PowerPoint об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока).


Слайды; учебник

§37 прочитать, ответить на вопросы;

Написать в тетради значение слов керамика, Агора, Парфенон, портик

43.

17.02

1

В афинских школах и гимнасиях

Комбини-рованный

Педагог; школа; Эрехтейон; стиль; палестра; дискобол; Мирон; Поликлетом; Гимнасия; красноречие; Арстофан

Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.

Слайды; учебник;

§38 прочитать; ответить на вопросы;

В тетради написать различия межу современными школами и школами Древнего мира

44.

19.02.

1

В театре Диониса

Изучение новой темы

Театр; сатира; зрители; орхестра; маски; скене; трагедия; комедия; актер; «Антигона»; Фива; комедия-сказка «Птицы»;

Объяснять причины особой любви греков к представлениям. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивать роль современного театра для общества.

Слайды; учебник

§39 прочитать, ответить на вопросы; Изобразить в тетради трагическую или комическую маску

45.

24.02

1

Афинская демократия при Перикле

Комбини-рованный

Демократия; Перикл; Народное собрание; Геродот; оратор; Анаксагор; Аспасия; Италия;

Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Поиск информации в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла. Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла.

Слайды; учебник

§40 прочитать, ответить на вопросы

46.

26.02

1

Города Эллады подчиняются Македонии

Изучение новой темы

Македония; македоняне; Арисотель; осадные башни; Исократ; фаланга; Демосфен; Херонея; монета; Александр Македонский;

Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Греции. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции.

Слайды; учебник; карта §41;

§41 прочитать; сделать таблицу-сравнение курса Филиппа и Александра Македонских

47.

02.03

1

Поход А.Македон-ского на Восток

Изучение новой темы; закрепле-ние

Александр Македонский; Парменион; Клит; Поход; Дарий Третий; Тир; Фарос; Александрия; Колесница; Гавгамела; река Граник; «царь Азии»; Инд; Персеполь

Используя карту и ее легенду, рассказывать о военных событиях, походах А.Македонского на Восток. Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А.Македонского. Оценивать поступки А.Македонского, его противников.

Слайды; карта §42; учебник

§42 прочитать;

Отметить на контурной карте завоевательные походы войск Александра Македонского на Восток

48.

04.03

1

В Александрии Египетской

Изучение новой темы

Александрия; Средиземноморье; Фаросский маяк; Фарос; Ника; Музей; муза; Аристарх Самосский; Эратосфен; обсерватория; Александрийская библиотека; Евклид; геометрия;

Называть причины распада державы А.Македонского. Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывать об Александрии - центре эллинистического мира. Сравнивать Александрию и Афины.

Слайды; карта; учебник

§43 прочитать;

Готовиться к повторению

49.

09.03

1

Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру

Закрепле-ние, повтори-тельно-обобщаю-щий

Древняя Греция; Гомер; культура; стиль; демократия; спартанцы; ипподром; Древний Рим; религия; боги; сатиры

Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.

Слайды; карты; учебник;

Нарисовать иллюстрации к древнегреческим мифам

50.

11.03

1

Древнейший Рим

Вводный урок;

Изучение новой темы

Рим; древние латины; Нумитор; Амулий; Рея Сильвия; Марс; храм Весты; Ромул; Рем; ликтор; пастбища; пашни; патриции; род; плебеи; Народное собрание; царь; Тарквиний; Тит Ливий; урна;

Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме.

Слайды; учебник; карта;

§44 прочитать; ответить на вопросы; на 2 вопрос ответить письменно

51.

16.03

1

Завоевание Римом Италии

Изучение новой темы

Республика; консулы; народные трибуны; право вето; галльские племена; нашествие; Юноны; вождь; Бренн; Тарент; Пирр; Киней; Сенатор; господсто;

Исследовать по карте, мультимедиаресурсам территории, завоеванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины ее возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивать территориальные приобретения Рима во II-III вв. до н.э.

Слайды; ученик; карта §45;

§45 прочитать,

В тетради описать Древнейший Рим от имени путешественника

52.

18.03

1

Устройство Римской республики

Изучение новой темы

Республика; плебеи; Марсовое поле; консул; Форум; Сенат; войско; легионы; метательная машина;

Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Выделять и называть преимущества легиона в отношении фаланги. Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента.

Слайды; учебник;

§46 прочитать, ответить на вопросы;

53.


23.03

1

Карфаген - преграда на пути к Сицилии

Изучение новой темы; закрепле- ние

Карфаген; Сицилия; Испания; Средиземноморье; война; Ганнибал

Называть причины карфагенских войн.

Слайды; карта ; учебник

Заполнить контурную карту

54.

06.04

1

Вторая война Рима с Карфагеном

Изучение новой темы

Война; Ганнибал; река По; Альпы; наступление; Канна; Сципион; Африка; мирный договор;

Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.

Слайды; учебник; карта §47

§47 прочитать, ответить на вопросы;

55.

08.04

1

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье

Комбини-рованный

Господство; Средиземноморье; Антиох; Македония; Сирийское царство; триумф; Коринф; Карфаген; осада; Катон;

Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивающих господство Рима в Средиземноморье. Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима. Составлять простой план параграфа.

Слайды; учебник; карта §48;

§48 прочитать; ответить на вопросы( на 3 вопрос- письменно)

56.

13.04

1

Рабство в Древнем Риме

Изучение новой темы

Рабство; завоевания; имение; мельница; раб- библиотекарь; раб-врач; раб-секретарь; гладиаторы; амфитеатр;

Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное положение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.

Слайды; учебник;

§49 прочитать; ответить на вопросы

57.

15.04

1

Земельный закон братьев Гракхов

Изучение новой темы; закрепле-ние

Разорение; оратор; Тиберий Гракх; заступник; закон; югер; Гай Гракх; заседание;

Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые заставили Т.Гракха выступить в защиту бедняков. Работать в малых группах, систематизируя информацию. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян.

Слайды; учебник

§50 прочитать, ответить на вопросы

58.

20.04

1

Восстание Спартака

Изучение новой темы

Капуи; Спартак; Фракия; Везувий; раб; восстание; Альпы; Помпей; Лукулл; битва

Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывать краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красс против Спартака».

Слайды; карта §51; учебник

§51 прочитать, ответить на вопросы; отметить на контурной карте восстание рабов под предводительством Спартака

59.

22.04

1

Единовластие Цезаря

Закрепле-ние; Изучение новой темы

Казнь; Красс; Помпей; Цезарь; Галлия; Парфянское царство; Рубикон; ветераны; диктатор; единовластие; Брут; заговорщики;

Составлять рассказ, используя понятия: наемная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю.Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Ю.Цезаря.

Слайды; карта §52; учебник;

§52 прочитать; ответить на вопросы;

60.

27.04

1

Установление империи

Изучение новой темы

Империя; убийство; Атоний; преторианцы; Октавиан Август; завещание; вергилий; Клеопатра; акции; провинция; мавзолей

Определять причины поражения сторонников республики. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых греков.

Слайды; учебник;

§53 прочитать;

Ответить на вопросы ( на 4 вопрос- письменно)

61.

29.04

1

Соседи римской империи

Комбини-рованный

Мир; Парфия; река Рейн; германцы; Арминий; Вар; мильный камень; славянские народы;

Показывать на карте территорию расселения народов, попавших под власть империи. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племенах - соседях Римской империи и их взаимоотношениях.

Слайды; карта §54; учебник

§54 прочитать; придумать вопросы по параграфу

62.

04.05

1

Рим при императоре Нероне

Изучение новой темы

Нерон; травля; Тацит; историк; казнь; Сенека; христианин; Иисус Христос;

Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н.э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версии о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.

Слайды; учебник; карта §55

§55 прочитать; ответить на вопросы

63.

06.05

1

Первые христиане и их учения

Изучение новой темы; закрепление

Христиане; Иисус; Палестина; Назарет; Вифлеем; Кумран; страшный Суд; Царство Божие на земле; Иуда; апостолы; Евангеоия; карикатура

Рассказывать об условиях появления христианского учения. Объяснять причины распространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.

Слайды; учебник

§56 прочитать;

Отметить на контурной карте Палестину во времена Иисуса Христа

64.

11.05

1

Расцвет римской империи во II веке

Изучение новой темы

Форум; земледельцы; жатка; сборы; Траян; казни; река Дунай; водопроводы; бетон; амфитеатры; Триумфальная арка

Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижениях империи во втором веке. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывать, что римляне строили на века. Сравнивать новизну в строительном деле Рима и современность.

Слайды; учебник;

§57 прочитать;

Изобразить в тетради римскую жатку

65.

13.05

1

«Вечный город» и его жители

Изучение новой темы

Триумфальная арка; Колизей; особняк; Пантеон; многоэтажные дома; термы; Аврелий; Большой цирк; город; Помпеи; Цецилий Юкунд; амфитеатр;

Инсценировать виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, Интернет-ресурсов, электронных изданий). Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора, об одном дне в Риме.

Слайды; учебник;

§58 прочитать;

Написать рассказ «Мои впечатления от экскурсии по Риму»

66.

18.05

1

Римская империя при Константине

Комбини-рованный

Варвары; Константин; неограниченный правитель; налог; императорская казна; храм; христианин; церкви; Новый Завет; Британия; Византий; Босфор

Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах империи в первом веке и при императоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи . Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу.

Слайды; карта; учебник

§ 59 прочитать;

Отметить на контурной карте города Рим, Византий и пролив Босфор

67.

20.05

1

Взятие Рима варварами

Изучение новой темы

Готы; Альпы; Алариха; Стилихон; вандал; Гонорий; Серена; переговоры; крепостные стены; светоч; разгром

Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиций общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю.

Слайды; учебник; карта

§60 прочитать; ответить на вопросы ( 4 вопрос- письменно)

68-70.

25.05

3

Итоговое повторение. Вклад народов древности в мировую культуру

Закрепле-ние, повтори-тельно-обобщаю-щий

Рим; легенды; граждане; личности; захват; культура

Показывать на карте этапы расширении границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты.

Слайды; карты; учебник; кроссворды;

Подготовить классом инсценировку одной дрвнеримской легенды



© 2010-2022