«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания»

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Работа на тему:


«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории

и обществознания»










Выполнила:

Сотникова Елена Евгеньевна,

Учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 62»




Аннотация: Проблема здоровьесбережения учащихся является очень актуальной, она отражена в стандартах второго поколения, в инициативе Президента Российской Федерации « Наша новая школа». В данной работе я затрагиваю проблему сохранения здоровья у обучающихся путем использования здоровьесберегающих технологий, как на уроках истории и обществознания. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли вырасти здоровыми и счастливыми. Данная работа может быть полезна педагогам, методистам в их практической деятельности.


Содержание

  1. Введение 3-5


  1. Теоретические основы здоровьесберегающих образовательных технологий 5-7

  2. Применение здроровьесберегающих технологий на уроках истории

и обществознания 7-9


  1. Уроки по истории Древнего мира «Образование в Древней Греции»,

«Олимпийские игры» 9 - 18


  1. . Заключение 19


  1. Литература 20


  1. Приложение 21-24

Введение

Тема «Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания» не нова, об этом свидетельствуют многочисленные разработки в СМИ, Интернете. Но эти же статьи свидетельствуют и об актуальности данной темы. «Укрепление здоровья детей и подростков - будущих матерей и отцов- является общей государственной задачей, имеющей межведомственный характер» - эти слова прозвучали ещё в далёком 2002 году, но не потеряли значимость и сегодня. Демографическая ситуация в стране по- прежнему оставляет желать лучшего: в школу приходит малое количество здоровых детей, а из неё выходит ещё меньшее число. Конечно, совместными усилиями общество и государство делает немало для улучшения здоровья детей: игровые и спортивные площадки, множество кружков и секций по интересам, пропаганда здорового образа жизни по TV и многое другое. Но все вышеназванные меры подразумевают времяпровождение досуга детей и подростков. А ведь значительную часть своего времени ребята проводят в школе, сидя за партами. Конечно, сейчас, не стоит проблемы с устаревшими партами и стульями, но замена мебели не решает вопроса оздоровления школьников.

Каждый современный учитель на каждом уроке пытается не только дать детям знания, он старается применять здоровьесберегающие технологии, тем более, что материалы практических действий ориентированы на каждого учащегося.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. По результатам исследовании НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:

- падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России;

-стрессы;

-дефицит двигательной активности;

- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- частичное разрушение служб врачебного контроля;

- неполноценное питание;

- факторы риска, имеющие место в общеобразовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.

- нарастающая интенсификация учебного процесса.

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому ведется поиск методов оздоровления детей в условиях школы. По мнению исследователей (Н. К. Смирнов, В. Д. Сонькин, Ю. В. Науменко и другие), для сохранения и укрепления здоровья учащихся должны использоваться эффективные и несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват, и в то же время не нарушающие воспитательно-образовательный процесс в школе.

Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение здоровья подрастающего поколения является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества, поэтому забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка.

В современных условиях модернизации российского образования учитель должен усилить внимание к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений, но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, не должна остаться в стороне проблема формирования у них ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.

Теоретические основы здоровьесберегающих технологий

Целью использования новых технологий является проблема преодоления «больного детства» Задачи, которые стоят перед современным учителем для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

  1. выполняя образовательную функцию, содействовать оздоровлению учащихся;

  2. вовлекать родителей в оздоровление детей;

  3. передавать знания по предотвращению отдельных болезней;

  4. пропагандировать здоровый образ жизни;

  5. совместными усилиями воспитывать с детства бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих и потребность к здоровому образу жизни.

Анализ литературных источников показал, что в настоящее время существует несколько определений, связанных с понятиями "технология", "образовательные технологии", "здоровьесберегающие технологии", "здровьесберегающие образовательные технологии", "здоровьеформирующие технологии", "здоровьесберегающая педагогика", "здоровьесберегающие мероприятия". Понятие определения "здоровьесберегающие технологии" появилось относительно недавно, в связи с этим отсутствует единый подход к трактовке данного термина.

По определению В. В. Серикова, технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому определению здоровьесберегающую технологию можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.

Термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" можно рассматривать как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

По словам профессора Н. К. Смирнова, здоровьеформирующие образовательные технологии следует понимать как психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья у учащихся, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, а также формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни.

Исследователь В. Д. Сонькин под здоровьесберегающими технологиями подразумевает благоприятные условия обучения ребенка в школе, достаточный и рационально организованный двигательный режим, оптимальную организацию учебного процесса в соответствии с половыми, возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.

Таким образом, понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников и объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

  1. Главный принцип здоровьесберегающих технологий "Не навреди!" - ориентирует на

создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса.

  1. Принцип сознательности - нацеливает на формирование глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

  2. Принцип систематичности и последовательности - проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков.

  3. Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативности и творчества.

  4. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей в школе:

  1. Технология обучения, содействующая здоровью.

  2. Рациональный режим обучения.

  3. Сбалансированное питание.

  4. Психологическая и социальная поддержка.

  5. Рациональный двигательный режим.

  6. Оптимальная учебная нагрузка.

  7. Условия соответствующие СанПиНам.

  8. Охрана психического здоровья.

  9. Современные медицинские услуги.

Отсюда возникают основные задачи здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, которые ставлю в своей работе на первое место:

  • поддержание в школьном коллективе благоприятного психологического микроклимата;

  • создание рационального режима организации образовательного процесса в школе, соблюдение гигиенических требований к нему;

  • организация оптимального двигательного режима, сбалансированного питания;

  • формирование здорового образа жизни как стиля поведения, стиля жизни, развитие навыков гигиенической культуры, иммунитета к вредным привычкам.

Применение здроровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

Как же решаются поставленные учителем задачи на уроках истории и обществознания? Одним из направлений работы стало использование работы в режиме двигательной активности. Начиная с первых уроков в 5 классах, на каждом уроке педагог следит за осанкой детей, проводит физическую паузу с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядку для глаз по методике офтальмотренинга. Иногда физические паузы приходится проводить не в середине, а в начале урока, т.к. это помогает сосредоточить внимание детей, нацелить их на работу, снять напряжение, оставшееся в них с предыдущего урока (особенно во время контрольной работы). На каждой перемене обязательно проветривается кабинет, впрочем, открываются окна в помещении и во время физминуток. Ведь школьникам необходим свежий воздух для улучшения самочувствия детей и повышения их работоспособности.

Другими формами двигательной активности являются ролевые игры на уроках, «инсценирование» исторических сюжетов и поиска решений исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда учащиеся двигаются, пересаживаются во время урока. При этом значительную роль играет эмоциональный фактор, ведь, как правило, школьники садятся с тем, кто им симпатичен и привлекателен. Заряд положительными эмоциями сказывается как на ход урока, так и на самочувствие учащихся.

Необходимо создать такую обстановку на уроке, чтобы учащимся было интересно и увлекательно, чтобы работали много, но плодотворно, так, чтобы работы на дом оставалось мало, и выполнять её было бы интересно. Каким образом педагог достигает этого? Через создание спокойной и заинтересованной атмосферы, педагог пытается решить первую задачу, выделенную в данной работе. Если ребёнок спокоен и уверен в себе, если он уходит с урока довольным, то можно с уверенностью сказать, что и здоровье его тоже в порядке, т.к. положительные эмоции снижают утомление школьника, вызванное учебными занятиями. Выстроенные в тетради логические цепи, позволяют детям не сидеть долго над домашней работой, а вспомнить, закрепить изученный на уроке материал и отдыхать.

Со слабыми и больными детьми организована индивидуальная работа, которая предусматривает меньшую нагрузку, дополнительное разъяснение во время и после уроков, работу по карточкам, заполнение кроссвордов, выполненных другими учащимися.

Современное общество волнует как физическое, так и моральное здоровье наших детей, в частности такие негативные тенденции как потери нравственных идеалов, потребительское настроение, нежелание трудиться, распространение наркомании, курения, употребления спиртных напитков, преступности.[2, c. 3]. Необходимо организовать передачу знаний по предотвращению отдельных болезней как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Например:

  1. при изучении темы «Древний Египет» (5, 10 классы) обязательно рассматривается вопрос «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?»;

  2. при изучении темы «Образование в Древней Греции» обращается внимание на физическое и нравственное здоровье человека (5, 10 класс);

  3. при выяснении причин вымирания американских индейцев (6, 7, 8, 10 классы) заостряется внимание на отравляющее влияние алкоголя на организм человека и отсутствие иммунитета у аборигенов на такие инфекционные заболевания как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих коренных жителей Америки, отмечается, что африканцам удалось избежать эпидемий этих болезней благодаря употреблению бананов;

  4. при изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина моров и эпидемий - отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья;

Значительная часть современных болезней вызвана экологическими проблемами, поэтому в школе так много аллергиков и просто ослабленных детей. На уроках обществознания говорится об экологических проблемах и их последствиях, изыскиваются пути их решения. Интересно проходят «Круглые столы» на эту тему в 9-11 классах. Учащиеся спорят, аргументируют, иногда так и не приходят к единому мнению, хотя всегда соглашаются в том, что для здорового человечества нужны чистые воздух, вода и земля, что решение экологических проблем зависит от каждого, в том числе и от них. Часто ругают молодёжь за её инфантильность, за неумение думать и рассуждать, но вот такие уроки доказывают, что молодые люди также как и весь мир озабочены здоровьем человечества и заинтересованы в изучении, разработке и применении здоровьесберегающих технологий не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

Практическая работа с учащимися

5 «Б» класса в рамках конкурса «Самый здоровый класс»

Я являюсь классным руководителем 6 «Б» класса. В прошлом учебном году класс участвовал в районном конкурсе «Самый здоровый класс». Данная презентация была создана вместе с учащимися в рамках данного конкурса как визитка класса. Понятие «здоровье» имеет множество определений.

Мы самый здоровый класс, потому, что у нас из 23 человек 20 занимаются спортом.

Слайд № 2 МЫ- самые активные МЫ- самые умные Мы- самые веселые МЫ- самые спортивные

Здоровый ученик - это тот , кто ведет здоровый образ жизни, это значит

  • Правильное питание

  • Режим дня

  • Полезные эмоции

  • Физкультура и спорт:

в физическом плане - здоровье позволяет нам справляться с учебной нагрузкой

в социальном плане - мы коммуникабельны, общительны;

в эмоциональном плане -мы способны удивляться и восхищаться;

в интеллектуальном плане - мы показываем хорошие результаты:

у нас 4 отличника, 13 ударников, мы наблюдательны, и любознательны;

(Слайд № 3). Мы активно занимаемся спортом (слайды 4 - 13)


2. Урок по истории Древнего мира «Образование в Древней Греции» для 5 класса


Цель урока: Найти общие черты и черты отличия в образовании Афинского полиса и Спарты

Задачи:

Дидактическая: приобрести знания по системе обучения в полисах Греции

Развивающая (метапредметная): сравнивать, анализировать, делать выводы

Воспитательная: воспитывать у учащихся толерантность, коммуникативную культуру, ценностное отношение к своему здоровью, формирование здорового образа жизни,

Тип урока: формирования новых знаний

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая

Используемые технологии: критического мышления, текстологии

Оборудование: иллюстрации учебника, мультимедиа

Структура урока:

Мотивация

беседа, постановка проблемы

3 мин.

Учащиеся вместе с учителем определяют тему, цели и задачи урока.

2 этап

Формирование новых знаний

Эвристическая беседа

(используется мультимедиа)

5 мин.

Актуализация знаний по обучению в Спарте

Сценка учащихся «Разговор учителя с мамой ученика»

5мин

Учащиеся должны догадаться, кто перед ними, каковы особенности обучения в Афинах

Работа в малых группах с текстом учебника ( частично-поисковый метод), обсуждение, составление таблицы общие черты и различия обучения в полисах Греции

15мин

Составление сравнительной таблицы

Рефлексия

12 мин.

Защита работы группы

4 этап. Дача д/з

П.34, подготовить сообщения

5 мин.

Запись в дневник, определение участников подготовки сообщений. Выставление отметок за урок.

Ход урока:

Мотивация. Определение темы и целей урока (слайд № 1)

Учитель: Мы с Вами знаем, как проходило обучение в греческом полисе Спарта. Давайте вспомним об этом.

В Греции есть еще полисы и самым развитым из них является Афины.

Так вот сегодня мы сравним как учили в Спарте и в Афинах (слайд № 2)

Если бы мы с Вами оказались бы сейчас на улицах Афинского полиса, то могли наблюдать такую картину (сценка учащихся « Учитель и мама ученика».

Учитель : кто был пред Вами?

Учащиеся: учитель и мама не очень хорошего ученика.

Учитель: Что вы поняли из беседы эти людей?

Ученики:

- обучение платное

- к учителю не очень хорошее отношение

- учеников наказывали за плохую учебу

Учитель: вы абсолютно правы

Школы в Афинах были разные (слайд № 3): школа, палестра, гимнасий

Слайд № 4-5 Школы были частными, родители платили учителю за обучение детей. Афиняне, как и все рабовладельцы, презирали тех, кто работал за плату, и потому учителя не пользовались большим уважением в обществе.

Слайд(6) В школе грамматиста мальчики получали общие основы грамоты

Греческий алфавит состоит из 24 букв. Впервые на письме стали обозначать и гласные, и согласные буквы. Греки заимствовали свой алфавит у финикийцев, имевших только согласные буквы. Многие народы используют греческий алфавит для своего письма (например, русский, французский, английский). Впервые на письме стали обозначать и гласные, и согласные буквы. Греки заимствовали свой алфавит у финикийцев, имевших только согласные буквы. Многие народы используют греческий алфавит для своего письма (например, русский, французский, английский).

Овладеть грамотой стало значительно проще, и поэтому в Греции грамотный человек не был редкостью.

(слайд № 7) В школе мальчиков учили игре на кифаре, на лире и на флейте, а также пению. Всякий афинянин должен был уметь играть и петь. В школе кифариста изучали музыку, пение, декламацию.

(Слайд № 9-11) С 12-13 лет мальчики начинали посещать также и гимнастические школы, а с 14 лет гимнастика почти совершенно вытесняла из их жизни обычную школу.

Давайте и мы немножко разомнемся (физкультминутка)

Учитель гимнастики, вооруженный тростью, которой он действовал не менее усердно, чем учитель обычной школы, уже поджидал своих учеников. Упражнения: бег, борьба, прыгание, метание диска и копья.

Готовясь к состязаниям на играх и к войне, юноши стремились стать сильными, ловкими и быстрыми.

Гимнасии (слайд № 12)

(слайд № 13 -14) В гимнасии поступали после палестры знатные, богатые афинские юноши в возрасте 16-18 лет.

Продолжая заниматься гимнастикой, они под руководством философов изучали также политику, философию, литературу.

Более высокий уровень образования давала - эфебия. юноши изучали здесь законы афинского государства и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки.

Окончание эфебии означало, что ее выпускники становились полноправными гражданами Афин.

(слайд № 15)Девочки по традиции получали домашнее воспитание и образование на женской половине дома. Уделом женщины являлось домашнее хозяйство

Переходим к работе в группах: используя полученные знания и учебник составьте сравнительную таблицу:

3 этап. Рефлексия. Учитель: какой вывод вы бы сделали?

Учащиеся:

Образование в Афинском полисе направлено на физическое и умственное развитие, в Спарте только на физическое. Отношение к учителям и оплата были разные.

4 этап. Домашнее задание: п. 38, сравните систему образования современных школьников с образованием в Афинах






Урок по истории Древнего мира в 5 классе

Тема «Олимпийские игры в древности»

Цели урока: Сравнение современных Олимпийских игр с играми в Древней Греции

Дидактическая (предметная): Знать историю возникновения Олимпийских игр, значение

Развития (метапредметная): сравнивать, анализировать, делать выводы

Воспитательная: воспитывать у учащихся толерантность, коммуникативную культуру, патриотизм, ценностное отношение к своему здоровью.

Тип урока: формирования новых знаний

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная

Используемые технологии: критического мышления, текстологии

В ходе урока продолжается формирование учебно-познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой компетенций.

Оборудование: иллюстрации учебника, интерактивная доска

Структура урока:

Мотивация

Фронтальная беседа, постановка проблемы

3 мин.

Учащиеся вместе с учителем определяют тему, цели и задачи урока. Начало составления кластера

2 этап

Формирование новых знаний

Фронтальная беседа

(используется интерактивная доска)

5 мин.

Осмысление обучающимися с помощью учителя новых понятий «Олимпия», «олимпионик», «Священный мир»

Работа в малых группах с текстом учебника ( частично-поисковый метод), обсуждение

20 мин.

Учащиеся находят новые факты о проведении Олимпийских игр в Древней Греции, продолжают составлять кластер, исправляют ошибки, сравнивают, делают вывод.

Рефлексия

Индивидуальная работа

13 мин.

Ребята индивидуально заполняют таблицу, анализируют свою деятельность на уроке.

4 этап. Дача д/з

П.33, подготовить сообщения

4 мин.

Запись в дневник, определение участников подготовки сообщений. Выставление отметок за урок.

Ход урока:

Мотивация. Определение темы и целей урока

Учитель: В 2014году в нашей стране, в г. Сочи пройдут зимние Олимпийские игры. Свою историю Олимпийские игры ведут с древности.

В какой стране впервые стали проводиться Олимпийские игры?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока (тема записывается на доске).

2 этап. Формирование новых знаний

Эвристическая беседа с целью определения значения новых понятий.( используется интерактивная доска)

Учитель: Ребята, посмотрите на доску, попробуйте с помощью представленных иллюстраций определить значение понятий, которыми мы будем пользоваться сегодня на уроке: « Олимпия», «Олимпионик», «Священный мир»

-.Как вы думаете, какие вопросы мы должны с вами рассмотреть сегодня на уроке? (по ответам ребят начинается составление кластера на доске мелом, определяются цели и задачи урока).

Греция

Гора Олимп

Бег

Метание диска

Борьба

Эстафета

Прекращение войн

Лавровый венок

Прославление победителя

Виды спорта

Правила проведения

Награды

Олимпийские игры

Ребята, а что вам уже известно об Олимпийских играх?

Какая информация для вас будет новой? (коррекция целей урока)

По ответам учащихся наращиваются веточки кластера, пример приведён выше

Учитель: Ну а теперь, давайте посмотрим, насколько наши предположения верны, а что является ошибочным утверждением?

Организуется самостоятельная работа с текстом параграфа 33 по группам:

Прочитать 1-й , 2-й, 3-й и 5-ый пункты параграфа и ответить на вопросы, дополнить кластер (каждая группа в соответствие с заданием)

Задание 1 группе:

1. Почему спортивные состязания в Греции получили название «Олимпийские»?

2. Когда состоялись 1-ые Олимпийские игры?

3. Какому богу были посвящены Олимпийские игры?

Задание 2 группе:

1. Почему Олимпийские игры получили название «Праздник объединения эллинов?»

2. Кто мог участвовать в состязаниях?

3. Сколько дней продолжались Олимпийские игры

Задание 3 группе:

7. Основные виды состязаний?

8. Какие ещё виды состязаний входили в программу Олимпийских игр помимо пятиборья?

9. Как чествовали победителей по возвращении в свой родной город?

На выполнение задания отводится 20 мин.

Проверка выполнения задания

По ходу ответов, кластер дополняется новыми данными, разрастается. После обсуждения всех вопросов и завершением работы по составлению кластера, ребятам предлагается проверить правильность своего заполнения по представленному итоговому кластеру на интерактивной доске.

Учитель: И так, мы выяснили с вами где, когда, как проходили в Древней Греции Олимпийские игры, а теперь давайте ответим на такой вопрос: Какое значение для эллинов имели Олимпийские игры?

После обсуждения и ответов ребят формулируется вывод, который записывается в тетрадь:

На время игр прекращались войны между греческими полисами, в Олимпии греки ощущали себя одним народом, обладающим общей культурой, языком и религией.

Физкультминутка Учитель: В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)

Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)

Беседа с учащимися с целью развития познавательного интереса, формирования учебно-познавательной компетентности и ценностного отношения к своему здоровью (используется интерактивная доска, на которой расположены иллюстрации по Олимпийским играм)

  1. Чем современные Олимпийские игры отличаются от игр в древности, а что общего?

  2. Кто из вас занимается олимпийскими видами спорта?

  3. Какое значение играет спорт в вашей жизни ?

3 этап. Рефлексия. Назовите каждая группа по 5 прилагательных, 5 существительных и 5 глаголов по теме урока

2. Какие новые виды состязаний вошли в программу зимних и летних Олимпийских игр за последние 50 лет.

(Сообщения даются с целью расширения кругозора обучающихся, воспитания патриотизма и ценностного отношения к своему здоровью).








3. Заключение


Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:

  • Созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического

комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;

  • Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;

  • Сохранению и укреплению физического здоровья детей;

Конечно, школа не должна подменять собой поликлинику, а, прежде всего, содействовать сохранению здоровья своими методами, применять образовательные технологии с учетом возрастно-физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий. Школа должна сформировать потребность у учащихся в сохранении, укреплении и развитии своего здоровья. Без сомнения, здоровьесберегающий компонент на уроках истории необходим в современной школе с компетентностным подходом в обучении и гуманизацией образовательного процесса в условиях модернизации. А от фантазии самого учителя зависит, как сделать этот процесс на уроке не только полезным, но и занимательным






Список использованной литературы

  1. Менчинская Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе [текст]: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А.Менчинская. - М.: Вентана-Граф, 2008.-112с.- (Педагогическая мастерская).

  2. Мухаметжанова А. К. Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания [Текст] / А. К. Мухаметжанова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 29-32.

  3. Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы [Текст] / Ю. В. Науменко // Педагогика. - 2006. - № 8. - С. 72.

  4. Симкина П. Л. Азбука здоровья [текст]: Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский. - М.: Амрита-Русь, 2006.-240с.- (Серия «Образование и творчество!»).

  5. Синягина Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 150 с.

  6. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М • ТЦ Сфера, 2001. - 80с.

6.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: 1. Ф.Ф. Харисов, министр образования РТ. «Анализ и оценка первых шагов становления «Школ, содействующих здоровью, бронзового уровня»/ Форум школ, содействующих здоровью./ Школа, Казань, 2002 г.

7.. Ш.Г. Насыбуллин, глава администрации Пестречинского района «Сохранение и укрепление здоровья учащихся - одна из ведущих задач образовательных учреждений» »/ Форум школ, содействующих здоровью./ Школа, Казань, 2002 г. АРТИ, 2003. -272 с.


Интернет-ресурсы

  1. ru.wikipedia.org/wiki/

  2. psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / Науменко Ю. В. Психологические основания здоровьеформирующего образования.

  3. openclass.ru/node/47746 Костенко Л. В. Здоровьесберегающие технологии в школе.

  4. shkolnymir.info/content/view/258/57 О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Приложение I


КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ


Комплекс № 1

1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. «Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем - левой, затем - двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

3. «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

4. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

5. «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью да наоборот».

6. «Змейка». Соедините ладони, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте указанным пальцем. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.


Комплекс № 2

1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раска­чивайте головой из стороны в сторону.

4. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в гори­зонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной ру­кой, потом другой, затем обеими руками вместе.

5. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

6. Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторо­ну, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.

7. Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вмес­те, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой - за левую. Мед­ленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставай­тесь в этом положении 5-10 с. Выполните то же самое в другую сторону.

8. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыха­ние: вдох в два раза короче выдоха.

КОМПЛЕКС № 3

1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.

Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

2. «Звонок». Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

3. «Домик». Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с уси­лием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары паль­цев отдельно.

4. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «один, один-два, один-два-три и т.д.».

5. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указа­тельным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой ру­кой.

6. Раскатывайте на доске небольшой комочек пластили­на по очереди пальцами правой руки, затем левой.

7. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указа­тельным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

8. Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.













Приложение №III

Физкультминутка на уроке по истории Древнего мира «Древнее Двуречье»

Учитель: Ребята, давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке - гонишь мрак, то вся земля торжествует

(Встали, руки вверх, потянулись)

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях

(Кистями рук делаем «фонарики»)

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу

(Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев)

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы

(Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб)

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу

(Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место)

3 Физкультминутка на уроке по истории России «Возвышение Москвы»

Учитель: Да, много земля русская бедствий испытывала в это время. И просили помощи люди русские и у Бога и у земли-матушки. Давайте попробуем повторить это так, как это делали наши предки.

И раздрася, земля русская, (разводим руки в стороны)

На погибель свою и на слезушки, (качаем головой, обхватив ее руками)

И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки)

Да у Бога прося помощи (…и тянемся)

Люди русские так трудилися, (сгибаем и разгибаем локти)

Что порою суставы кручила (крутим кистями рук)

Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе)

И избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки).

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 62». Ижевск

© 2010-2022