Конспект по историй на тему Ханство Абылая

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата:

Урок №

Тема: Ханство Абылая.

Цель урока: знать биографию хана Абылая и его политическую деятельность.

Задачи:

  1. познакомиться с жизнью известной исторической личности казахского народа - хана Абылая,

  2. узнать о периоде правления хана Абылая, изменениях в политической жизни Казахстана в период его правления,

  3. Продолжать развивать умения работать самостоятельно с учебником, выделять главное в тексте, умения обрабатывать информацию, составлять таблицу, ОК, кластер, переносить знания в новую ситуацию,

  4. формировать уважение к своей родине, развивать интерес к истории Казахстана.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

Структура урока: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, самостоятельная работа, групповая работа, Кубик Блума, использование метод «Карусель» .
Оборудование: слайдовые презентации, таблицы , материал о юрте.

План урока

1. (5 минут) Вводно-мотивационный этап

2. Этап актуализации прежних знаний Опрос домашнего заданияКубик Блума.

3. На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т.д. Ученик бросает кубик и отвечает.

4.Информационно-операционный этап Путешествие по станциям

5. Индивидуальные задания. Разноуровневые задания

6.6 Рефлексивно-оценочный этап

Структурные элементы урока по изучению нового материала

  1. 5 минут Вводно-мотивационный этап

Здравствуй, ребята!

Решите ребус и вы узнаете кому будет посвящен наш сегодняшний урок

Конспект по историй на тему Ханство Абылая

Сегодня мы с вами будем знакомиться с одной из выдающихся личностей казахского народа - ханом, которому удалось объединить обособленные жузы в 18 веке - Абылаем.

Как писал Н.А.Назарбаев в своей книге «В потоке истории»: Единство народной воли было воплощено в Абылай - хане. Подвиги Абылай - хана объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа.

Вот и мы с вами сегодня узнаем о жизни, деятельности, подвигах хана Абылая, о его вкладе в объединение Казахского ханства. Но для начала немного вспомним события, происходившие в Казахском ханстве в начале XVIII века после смерти хана Тауке.

Учитель: Тему урока вы определили , итеперь я вас хочу спросить что бы вы хотели узнать о хане Абылае?

Ответы учащихся: Детство и участие Абылая в борьбе против джунгар. Взаимоотношения с Россией, Цинской империей и Средней Азией при Абылае

Казахское ханство в период правления Абылая

  1. Этап актуализации прежних знаний

Учитель: А теперь я хотела бы узнать какая была политическая ситуация в Казахстане в это время? Прои этом я использую кубик Блума.

Опрос домашнего задания

Кубик Блума. На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т.д. Ученик бросает кубик и отвечает.

  1. Почему в начале XVIII века усилились набеги джунгар на территорию Казахстана? (Смерть хана Тауке привела к ослаблению Казахского ханства, так как его сын Каип не смог удержать власть в своих руках, начинаются междоусобицы и борьба за власть)

  2. Назови место, где проходил курултай 1710 г., на котором было создано народное ополчение против джунгар. (Каракумы)

  3. Объясни, что означает слово курултай. (Собрание кочевников)

  4. Почему хан Абулхаир обращается к Российской империи с просьбой о принятии Младшего жуза в подданство? (Нападения со стороны джунгар, сибирских казаков, башкир)

  5. Объясни причину, по которой казахи не могли дать отпор джунгарам во второй половине XVIII века. (Несогласованность действий, междоусобицы, борьба за власть, отсутствие единства)

  6. Когда Младший жуз вошел в подданство Российской империи? (В 1731 г.)

3 Информационно-операционный этап

Учитель: Сейчас мы с вами по путешествуем по станциям на которых мы будем останавливаться и знакомиться с той информацией которая там предоставлена.Запомните нужно с ней познакомиться и кратко законспектировать то что считаете нужным. Встаем и начинаем работать.

1этап: путешествие по станциям

1станция

Детство и участие Абылая в борьбе против джунгар

Сын султана Среднего жуза Уали Абылай (настоящее имя Абилмансур) родился в 1711 г. В 13-летнем возрасте Абылай лишился отца, убитого во время межфеодальных распрей. Он рано поступил на службу к богатому казаху из рода жаксылык. С пятнадцатилетнего возраста Абылай, которого именовали «Сабалак», активно участвовал в борьбе казахского народа против иноземных захватчиков.

Абилмансур стал известен в народе в двадцать лет, когда войдя в ополчение, организованное Абулмамбетом, объединившим все три жуза на борьбу с джунгарами, под воинственный клич "Абылай" он в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша. После победоносного сражения Абулмамбет, узнав о благородном происхождении Абылая, делает его своим приближенным и всячески поддерживает его.

При очередном вторжении джунгар 1741 году пытавшийся организовать им сопротивление на реке Ишим Абылай был захвачен в плен. Весной 1743 года его обменяли на другого аманата - «сына хана средней киргиз-кайсацкой орды». Предполагается, что немалую роль в этом сыграло российское посольство Карла Миллера, прибывшее в Джунгарию 6 ноября 1742 года.

2станция

Взаимоотношения с Россией, Цинской империей и Средней Азией при Абылае

В конце 1740 г. султан Абылай вместе с ханом Среднего жуза Абулмамбетом присягал на верность России в г.Орске.

Весной 1756 года и в июне 1757 года в Семиречье вторглись китайские войска, организатором успешного отпора китайцам стал Абылай, в результате китайцы отступили.

В 1760 г. китайские власти потребовали от казахов покинуть район Тарбагатайских гор, ранее захваченный Джунгарией. Абылай стремился разрешить спорные моменты мирным путем. В 1757-1760 гг. в целях сохранения территориальной целостности Казахстана Абылай принимает в Пекине подданство Китая. Абылай хан вступает в подданство Китайской империи, находясь в подданстве России, проводя, таким образом, многовекторную политику, лавируя между двумя крупными государствами.

В 1759 г. царская администрация предложила Абылаю сместить Абулмамбета и занять его место, обещая свою поддержку, однако влиятельный султан отказался.

В 70-х годах XVIII века казахские воины под предводительством Абылая нанесли ряд поражений правителям г.Ходжента и Ташкента, которые вынуждены были платить налоги. Туркестан, Шымкент, Созак перешли во власть Абылая. В результате международные позиции Казахского ханства значительно укрепились.

3 станция

Казахское ханство в период правления Абылая

После смерти хана Абулмамбета, в Туркестане, в мечети Кожа Ахмеда Яссави Абылай был поднят на белой кошме и провозглашен новым ханом всех трех жузов.

Хан Абылай (1771 - 1781) - последний казахский хан, авторитет которого был непререкаем во всех казахских землях. Успешной была деятельность Абылая внутри государства. Он осуществил ряд нововведений, касающихся усиления ханской власти. Чокан Валиханов писал, что "Абылай усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов, которые ограничивали советом власть хана». Во главе улусов он поставил наиболее близких, преданных себе султанов, ограничил власть биев-казы в решении судебных дел. Опираясь на батыров, Абылай создал боеспособную армию, вел борьбу с узбеками, кыргызами, жестоко расправляясь со своими противниками в самом ханстве.

Успешно решал экономические проблемы, поощрял развитие земледелия, содействовал переходу населения на берегах Иртыша, Есиля, в районе Кокшетау и Тарбагатайских гор к земледелию.

Абылай еще в молодости был прозван мудрым, и получил прозвание «Арруах» (дух предка), за поразительную способность выпутываться из самых затруднительных положений.

Умер Абылай хан в 1781 году в Туркестане и был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестане.

4 станция

А.Левшин об Абылае

Вот что пишет про него русский государственный деятель и историк Алексей Левшин: " Превосходя всех современных владельцев киргизских летами, хитростию и опытностию, известный умом, сильный числом подвластного ему народа и славный в ордах сношениями своими с императрицею российскою и китайским (Некоторые киргизы, приезжавшие на границу нашу, уверяли, что говорил по-китайски) богдоханом, Аблай соединял в себе все права на сан повелителя Средней орды.

Уверенный в своих достоинствах, он искусно привлекал к себе приверженцев важностию своею и осторожным поведением, грозил врагам (Известнейший из них был сын Барака султан Дайр, который жаловался оренбургскому губернатору, что Аблай несправедливо присваивает себе ханское достоинство) своею силою и признавал себя, смотря по нужде, то подданным русским, то китайским, а на самом деле был властитель совершенно независимый. Это сделалось особенно приметным после 1771 года, когда он стал менее заботиться о сохранении наружной покорности своей России, менее лицемерить и начал явно называться ханом."

Имя Абылая осталась в памяти казахского народа, и не раз становилось символом в борьбе за национальную независимость, за возрождение казахского государства.

4.Подэтап концептуализации

2.Садимся на свои места и обсуждаем все вместе в группе.

3.В группе составляем вопросы по теме к доске выходит ученик и отвечает на вопросы учащихся. Обмен вопросами.

5. Подэтап конструирования:

Учащимся раздаются задания (приложение 4) с тремя уровнями (1- на 3, 2 - на 4, 3 - на 5). Выполняются по очередности. Время на выполнение - 12 минут

Во время контроля и закрепления ведется «Прозрачный журнал» (приложение 5)

На задания дается фиксированное время. По истечении времени звучит сигнал.

Взаимопроверка.

Учитель предлагает учащимся обменяться листами ответов друг с другом и проверить их. Ответы отображаются на экране. Учащиеся выставляют оценки. Задания сдаются учителю, который перепроверяет выполненные задания и выставляет оценки за урок.

Индивидуальные задания. Разноуровневые задания

1 уровень (на «3»)

Задание: Соотнесите правильно:

1

Начало правления Абылай хана

А

1757 - 1760 гг.

2

Год рождения Абылая

Б

1771 г.

3

Абылай попадает в плен к джунгарам

В

1711 г.

4

Вторжение китайских войск

Г

1741 г.

5

Принятие подданства России

Д

1756 г.

6

Принятие подданства Китая

Е

1740 г.

2 уровень (на «4»)

Задание «Лови ошибку»: Найти в тексте ошибку и исправить ее.

Настоящее имя Абилмансура Абылай. В 17 лет он лишился отца. С 18 лет активно участвует в борьбе казахского народа против монгол. В 1741-1745 годы Абылай находился в плену у китайцев. В 1771 году был провозглашен ханом Среднего жуза. Находился в подданстве Российской империи и Джунгарии, сохраняя независимость Монгольского ханства.

2 уровень (для слабоуспевающих детей)

Задание: Вставить пропуски в текст (пропущенные слова даны ниже)

Настоящее имя Абылая ______________. В ___ лет лишился отца. С ___лет активно участвовал в борьбе казахского народа против джунгар. В 1741-1743 годах находился в плену у ________. В _____ году был провозглашен ханом __________ ханства. Находился в подданстве _________ и ___________, сохраняя __________________Казахского ханства.

(джунгар, Россия, Абильмансур, 1771, независимость, 13, Казахское, 15, Китайская империя)

3 уровень (на «5»)

Задание: Выделите новшества, которые ввел Абылай хан в период своего правления - параграф 4, пункт «Казахское ханство в период правления Абылая», стр. 39-40 (работа с учебником)

6 Рефлексивно-оценочный этап

Конспект по историй на тему Ханство Абылая

Учитель: Подведем итог нашего урока .Вспомним что мы с вами сегодня ставили целью урока?

Учащиеся: знать биографию хана Абылая и его политическую деятельность.

Ни один казахский хан ни до, ни после Абылая не имел такой неограниченной власти. Дальновидный политик и тонкий дипломат, прекрасный полководец, Абылай сумел заслужить любовь своих приверженцев и уважение противников.

Мне хочется, чтобы итог урока подвел один из вас.

Роль «Психолог»: учащийся подводит итог урока, говорит об эмоциональном состоянии учащихся, может сделать в тактичной форме замечание учителю.

7. Домашнее задание

  1. Инструктаж домашнего задания

  2. Параграф 7, читать пересказывать, составить характеристику хана Абылая по памятке (памятка дается каждому учащемуся, (приложение 6).

Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля:

1. Когда жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

  1. 2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

  2. 3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

  3. 4. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.


© 2010-2022