Урок по теме Восстание Спартака

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока

учителя истории МБОУ «СОШ №3» Золотухиной А.С.

5 класс

Восстание Спартака.





Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели:

Деятельностная:

  • Продолжить формирование умений анализа текста, работы с картой, выявления причинно-следственных связей;

  • Закрепить умение работать в группах и парах;

  • Отработать умение построения аргументированного устного ответа, формулировки личной точки зрения на основе усвоенных знаний.

Образовательная: Продолжить изучение событий истории Древнего Рима начала Iв до н.э. Рассмотреть причины, ход и итоги восстания Спартака.

Дидактические материалы: контурная карта формата А1, карточки 6-ти разных цветов, презентация к уроку с цитатами историков.



Время

(мин)

Деятельность учителя

Методы и приемы работы

Деятельность учащихся

Примечания

Этап мотивации

5 мин.

Учитель предлагает учащимся ознакомиться с мнениями ученых-историков о конкретном историческом событии и деятеле:

«Несмотря на своё поражение, она так подорвала рабовладельческий режим, что вызвала глубокие изменения в политическом строе республики, предопределив тем самым её близкое и окончательное падение». А. В. Мишулин

«…окруженный врагами, он пал под их ударами, не отступая ни на шаг и сражаясь до конца»

«… сражаясь храбрейшим образом в первом ряду, он был убит и погиб, как подобало бы великому полководцу», - Флор

«…великий - разбойничий атаман», заставивший пережить Рим «все ужасы, которые только могут причинить победоносные варвары беззащитным цивилизованным людям, разнузданные рабы - своим прежним господам». Т.Моммзен

Какое событие вызвало у историков такие противоречивые суждения?

О чем и о ком идет речь?

Знакомятся с цитатами из работ историков о восстании Спартака и личности Спартака. Сопоставляют факты и суждения, обнаруживают противоречие.

5 мин

Давайте вспомним, что мы уже знаем о том, какое положение сложилось в Риме к началу Iв до н.э.?

У всех ли земледельцев Рима была земля?

А кому она в основном принадлежала?

Кто такие рабы, плебеи и патриции?

А кого было больше среди населения Рима?

Что предприняли плебеи, чтобы изменить ситуацию? Помогло ли это?

Могло ли такое положение устраивать народ?

Как бесправный и обездоленный народ вынужден решать главную для себя проблему?

Какой будет тема урока?

Мозговой штурм. Индивидуальные ответы учащихся.

Актуализируют знания по пройденным темам. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

Делают вывод о том, что в Риме большая часть населения государства являлась рабами, была бесправна и не имела в собственности земли. Было много рабов-военнопленных. Сложной была жизнь гладиаторов.

Вспоминают содержание и итоги деятельности братьев Гракхов.

Делают вывод о том, что в Риме назревали недовольства среди рабов и плебеев.

Формулируют и объявляют тему урока.

Этап выявления затруднения

1 мин

О каком же событии так противоречиво высказались историки? Какую историческую личность они так по-разному оценили в своих работах?

ПОЧЕМУ?

Обнаруживают затруднение

Этап построения проекта выхода из затруднения

4 мин

1)Что за человек был Спартак? Кто же он был: герой или великий разбойник?

2) Что особенного было в ходе восстания, что так поразили современников и потомков?

3)Какое влияние оказало восстание на дальнейший ход истории Древнего Рима? Учитель организует поиск:

Чтобы узнать ответы на все эти вопросы, сделать самостоятельные выводы и оценить мнение историков, отправимся в поиск:

Перед каждым из вас на столе лежит карточка определенного цвета: синие и зеленые - причины и итоги восстания объединены в одну группу; желтые и красные - этапы восстания - объединены во вторую группу; черные и белые - суждение о личностях и источники, из которых эти суждения взяты. Найдите каждый свою пару в группе.


Этап реализации проекта

5мин

Наблюдает за работой учащихся.

Прием «Жокей и лошадь».

Учащиеся передвигаются внутри группы, знакомятся с информацией на карточках, сопоставляют их логически. Они не знают, но могут догадаться о том, что карточки совмещаются в виде паззла.

Перед каждым учащимся лежит карточка одного из предложенных цветов:

Синий - причины восстания, зеленый - итоги и последствия, желтый и красный - ход восстания поэтапно,

белый - личности и высказывания о них, черный - источники, из которых они взяты.

Для удобства карточки могут быть сделаны в виде паззла, таким образом, каждая совпадает только с одной из карточек цветовой пары.

Этап закрепления

5 мин

Учитель предлагает одной из пар в каждой группе озвучить свой результат и задает вопрос паре 1 гр: а это причина или итог?; паре 2 гр: а это какой этап восстания по хронологии?; паре 3гр.: а вы согласны с мнением автора? Почему?


Оглашают результат своей работы в паре, отвечают на вопрос учителя, обнаруживают затруднение.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

12мин

Учитель организует работу групп у доски. Наблюдает за работой.

Когда работа окончена учитель предлагает 1 или 2-м учащимся подвести итог работы и огласить результат.

Группа должна помочь разобраться с этим вопросом и у доски: 1 группа составить две колонки, записав в одну причины, в другую - итоги; 2 группа по контурной карте на доске восстановить ход восстания; 3 группа, используя документальные источники, обсуждают и дают оценку личности и деятельности Спартака, знакомят с ней класс по итогам работы.

Этап рефлексии

5 мин

Учитель предлагает учащимся высказаться, продолжив фразы: Сегодня на уроке я узнал…

На этом уроке самым интересным для меня было…

Наиболее трудным для меня стало…

В своей группе с ребятами мне работалось…

Я внес свой вклад в работу группы тем, что…

Оценивают результативность урока в целом и для себя лично, свой вклад в общую работу группы.

3 мин.

Домашнее задание: прочитать параграф 51 учебника, выполнить задание № 69 в рабочей тетради.

Более подготовленные учащиеся могут найти дополнительную информацию о личности Спартака и его восстании.



© 2010-2022