- Преподавателю
- История
- Урок по теме Восстание Спартака
Урок по теме Восстание Спартака
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Золотухина А.С. |
Дата | 24.06.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока
учителя истории МБОУ «СОШ №3» Золотухиной А.С.
5 класс
Восстание Спартака.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели:
Деятельностная:
-
Продолжить формирование умений анализа текста, работы с картой, выявления причинно-следственных связей;
-
Закрепить умение работать в группах и парах;
-
Отработать умение построения аргументированного устного ответа, формулировки личной точки зрения на основе усвоенных знаний.
Образовательная: Продолжить изучение событий истории Древнего Рима начала Iв до н.э. Рассмотреть причины, ход и итоги восстания Спартака.
Дидактические материалы: контурная карта формата А1, карточки 6-ти разных цветов, презентация к уроку с цитатами историков.
Время
(мин)
Деятельность учителя
Методы и приемы работы
Деятельность учащихся
Примечания
Этап мотивации
5 мин.
Учитель предлагает учащимся ознакомиться с мнениями ученых-историков о конкретном историческом событии и деятеле:
«Несмотря на своё поражение, она так подорвала рабовладельческий режим, что вызвала глубокие изменения в политическом строе республики, предопределив тем самым её близкое и окончательное падение». А. В. Мишулин
«…окруженный врагами, он пал под их ударами, не отступая ни на шаг и сражаясь до конца»
«… сражаясь храбрейшим образом в первом ряду, он был убит и погиб, как подобало бы великому полководцу», - Флор
«…великий - разбойничий атаман», заставивший пережить Рим «все ужасы, которые только могут причинить победоносные варвары беззащитным цивилизованным людям, разнузданные рабы - своим прежним господам». Т.Моммзен
Какое событие вызвало у историков такие противоречивые суждения?
О чем и о ком идет речь?
Знакомятся с цитатами из работ историков о восстании Спартака и личности Спартака. Сопоставляют факты и суждения, обнаруживают противоречие.
5 мин
Давайте вспомним, что мы уже знаем о том, какое положение сложилось в Риме к началу Iв до н.э.?
У всех ли земледельцев Рима была земля?
А кому она в основном принадлежала?
Кто такие рабы, плебеи и патриции?
А кого было больше среди населения Рима?
Что предприняли плебеи, чтобы изменить ситуацию? Помогло ли это?
Могло ли такое положение устраивать народ?
Как бесправный и обездоленный народ вынужден решать главную для себя проблему?
Какой будет тема урока?
Мозговой штурм. Индивидуальные ответы учащихся.
Актуализируют знания по пройденным темам. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.
Делают вывод о том, что в Риме большая часть населения государства являлась рабами, была бесправна и не имела в собственности земли. Было много рабов-военнопленных. Сложной была жизнь гладиаторов.
Вспоминают содержание и итоги деятельности братьев Гракхов.
Делают вывод о том, что в Риме назревали недовольства среди рабов и плебеев.
Формулируют и объявляют тему урока.
Этап выявления затруднения
1 мин
О каком же событии так противоречиво высказались историки? Какую историческую личность они так по-разному оценили в своих работах?
ПОЧЕМУ?
Обнаруживают затруднение
Этап построения проекта выхода из затруднения
4 мин
1)Что за человек был Спартак? Кто же он был: герой или великий разбойник?
2) Что особенного было в ходе восстания, что так поразили современников и потомков?
3)Какое влияние оказало восстание на дальнейший ход истории Древнего Рима? Учитель организует поиск:
Чтобы узнать ответы на все эти вопросы, сделать самостоятельные выводы и оценить мнение историков, отправимся в поиск:
Перед каждым из вас на столе лежит карточка определенного цвета: синие и зеленые - причины и итоги восстания объединены в одну группу; желтые и красные - этапы восстания - объединены во вторую группу; черные и белые - суждение о личностях и источники, из которых эти суждения взяты. Найдите каждый свою пару в группе.
Этап реализации проекта
5мин
Наблюдает за работой учащихся.
Прием «Жокей и лошадь».
Учащиеся передвигаются внутри группы, знакомятся с информацией на карточках, сопоставляют их логически. Они не знают, но могут догадаться о том, что карточки совмещаются в виде паззла.
Перед каждым учащимся лежит карточка одного из предложенных цветов:
Синий - причины восстания, зеленый - итоги и последствия, желтый и красный - ход восстания поэтапно,
белый - личности и высказывания о них, черный - источники, из которых они взяты.
Для удобства карточки могут быть сделаны в виде паззла, таким образом, каждая совпадает только с одной из карточек цветовой пары.
Этап закрепления
5 мин
Учитель предлагает одной из пар в каждой группе озвучить свой результат и задает вопрос паре 1 гр: а это причина или итог?; паре 2 гр: а это какой этап восстания по хронологии?; паре 3гр.: а вы согласны с мнением автора? Почему?
Оглашают результат своей работы в паре, отвечают на вопрос учителя, обнаруживают затруднение.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
12мин
Учитель организует работу групп у доски. Наблюдает за работой.
Когда работа окончена учитель предлагает 1 или 2-м учащимся подвести итог работы и огласить результат.
Группа должна помочь разобраться с этим вопросом и у доски: 1 группа составить две колонки, записав в одну причины, в другую - итоги; 2 группа по контурной карте на доске восстановить ход восстания; 3 группа, используя документальные источники, обсуждают и дают оценку личности и деятельности Спартака, знакомят с ней класс по итогам работы.
Этап рефлексии
5 мин
Учитель предлагает учащимся высказаться, продолжив фразы: Сегодня на уроке я узнал…
На этом уроке самым интересным для меня было…
Наиболее трудным для меня стало…
В своей группе с ребятами мне работалось…
Я внес свой вклад в работу группы тем, что…
Оценивают результативность урока в целом и для себя лично, свой вклад в общую работу группы.
3 мин.
Домашнее задание: прочитать параграф 51 учебника, выполнить задание № 69 в рабочей тетради.
Более подготовленные учащиеся могут найти дополнительную информацию о личности Спартака и его восстании.