Открытый урок в 7 кл. Развитие средневековых городов

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок в 7 кл. Развитие средневековых городовОткрытый урок в 7 кл. Развитие средневековых городовОткрытый урок в 7 кл. Развитие средневековых городовУрок №: 21


Тема: Развитие средневековых городов

Гимназия:

КГУ «Гимназия № 130» г. Алматы

Имя учителя:

А.Е.Райжанова

Дата:


Класс:

7 «Б»

Количество присутствующих:


Отсутствующие:

Цели обучения, которые помогает достичь данный урок:


Закрепить и развить понимание роли городов в эпоху раннего средневековья на территории Казахстана

Задачи урока:


Образовательные: Показать причины, которые способствовали территориальному росту городов и росту их населения.

Воспитательные: Воспитывать у учащихся любовь и уважение к историческому прошлому своего народа и государства, воспитание исторического сознания.

Развивающие: На основе анализа фактов подвести учащихся к пониманию того, что международная торговля по ВШП в 9-нач. 13 в.в. достигла высокого уровня. Развить навыки системного мышления и анализа, уметь находить связи и аналогии. Развивать речь, память, воображение, используя игровые формы деятельности.

Языковые цели:


Делать записи своих выводов. Умение говорить и выражать своё собственное мнение.

Ожидаемые результаты:


Ученик должен: понимать значение новых слов, уметь находить аналогии. Иметь представления о жизни людей эпохи средневековья и их взглядах на окружающее. Понять качественную и культурную новизну городов эпохи средневековья.

Предыдущее обучение:(название параграфа)


Тема:Социально-экономическое значение ВШП для Казахстана.

План

Запланированные

сроки:

45 минут


Запланированные мероприятия

Орг. Момент

Деление на группы

Выполнение задания в группах (Опрос Д.З.) - приём «Проснись мозг!»

Объяснение новой темы:

  1. Вступительное слово учителя;

  2. Приём «Воображаемая экскурсия» в средневековье;

  3. Работа учащихся с диаграммой «Численность населения в городах»

(Выводы учащихся с работой по диаграмме)

  1. Работа с диаграммой «Территориальное расширение города». ---Одновременно учитель знакомит с новой терминологией -цитадель, шахристан, рабат

(Выводы учащихся с работой по диаграмме)

  1. Работа с картосхемой «Появление новых городов»

  2. Рефлексия на основе анализов об изменениях в городской жизни.

  3. Опережающее задание. ( 3 ученика рассказывают краткий материал о городах-Отрар, Испиджаб, Тараз)

  4. Работа с учебником- стр. 105 последний абзац «Торговля» (читают самостоятельно-2-3 минуты).

(Вывешиваются записи с новыми терминами)

Вопросы учителя---Идёт осуждение прочитанного и знакомство с новой терминологией.

  1. Саморефлексия учащихся по завершённому уроку.

  2. Самооценивание, взаимооценивание.

  3. Д.З. параграф 16, написать эссе


Источники







Учебник 7 класса по истории Казахстана, методическое руководство для учителя, ресурсы интернета.

Начало урока

Приветствие учителя

Орг. момент

Середина урока

1. Вступительное слово учителя;

2. Приём «Воображаемая экскурсия» в средневековье;

3. Работа учащихся с диаграммой «Численность населения в городах»

(Выводы учащихся с работой по диаграмме)

4. Работа с диаграммой «Территориальное расширение города». ---Одновременно учитель знакомит с новой терминологией -цитадель, шахристан, рабат

(Выводы учащихся с работой по диаграмме)

5. Работа с картосхемой «Появление новых городов»

6. Рефлексия на основе анализов об изменениях в городской жизни.

7. Опережающее задание. ( 3 ученика рассказывают краткий материал о городах-Отрар, Испиджаб, Тараз)

8. Работа с учебником- стр. 105 последний абзац «Торговля» (читают самостоятельно-2-3 минуты).

(Вывешиваются записи с новыми терминами)

Вопросы учителя---Идёт осуждение прочитанного и знакомство с новой терминологией.

Конец урока


  1. Саморефлексия учащихся по завершённому уроку.

  2. Самооценивание, взаимооценивание.

  3. Д.З. параграф 16, написать эссе


Изучение новой темы:

Сведения для информационного стенда (листы развешиваются на доске по ходу урока)

Здравствуйте многоуважаемые гости нашего урока и многоуважаемые гимназисты!

Сегодня наш урок пройдёт немного в необычной форме. А для начала я хочу рассадить по группам. (Раздаются зелёные, желтые и розовые карточки небольших размеров, а на обратной стороне написаны пожелания. Ребята должны будут выбрать себе любую понравившуюся по цвету карточку).

Учитель: ребята, я хочу попросить вас разделиться на 3 группы по выбранному вами цвету. (Дети рассаживаются по группам).

1 группа - «Испиджаб»,

2 группа - «Тараз»,

3 группа - «Отрар».

Ребята, давайте вспомним, что мы с вами проходили на предыдущем уроке. (Проверка Д.З. - Тема: ВШП). Вам нужно будет каждой группе выполнить задание. Я «включаю лампочку» (картинка с лампочкой). А что это за лампа? Ответ ученика- Это означает, что сейчас мы должны «включить свой мозг»!

Раздаётся задание каждой группе:

  • 1 группа-Назовите отрицательные стороны функционирования ВШП.

  • 2 группа-Назовите положительные стороны функционирования ВШП.

  • Расскажите о историческом значении ВШП.

Ответы учащихся. (один ученик с каждой группы зачитывает свою групповую работу).

Учитель: Молодцы, ребята!

Сейчас я хочу перейти к следующему этапу нашего урока-новая тема

Посмотрите на карточки на ваших столах, как вы думаете о чём бы они могли нам говорить?

Ответы учащихся: это города средневекового Казахстана.

Учитель: Правильно! Молодцы! А кто из вас догадался как звучит тема сегодняшнего нового урока?

Ответ учащихся: Возможно-средневековые города Казахстана?

Учитель: Правильно! (На доске вывешивается название новой темы)

Сегодня мы совершим путешествие в средневековье. Познакомимся с историей развитие городов, поговорим о застройках городов, о жизни городов в средних веках. О жизни давно минувших дней мы узнаём из материалов археологических раскопок. Археологи, ликуя,

Открывают этот слой,

Храм, дворец и мастерскую

Между пеплом и золой

В.Берестов

(На доске развешиваются картинки с изображением средневекового города, раздать по 1 экземпляру на группу).

Учитель: Представьте, что вы участники археологической экспедиции, занимающиеся раскопками древнего Талхиза, города в Семиречье. Сегодня мы - археологи, убирающие огромную толщу земли, чтобы докопаться до ранних слоёв. Мы знакомимся со слоём, представляющим собой неоценимый материал для изучения времени расцвета городской культуры в 6-8 вв. Раскопки показывают, что город был застроен поквартально.

И если бы мы решили восстановить картину прошлого, мы бы увидели вдоль магистральной улицы несколько кварталов, в которых располагаются по 12-14 жилых домов. В каждом доме - по 5-6 помещений для жилья и хозяйственных надобностей. Дворы обносились глухими стенами и, что самое любопытное, в них мы замечаем загоны для скота и конюшни, а в некоторых домах находим детали юрт.

Учитель: Сделайте выводы из увиденного вами.

Учащиеся: Скорее всего, эти находки говорят, что горожане занимались скотоводством, и летом скот выпасали на жайляу, живя в юртах.

Учитель: Также мы видим новое явление для застройки города - мечеть. С чем связано появление мечетей в городах?

Учащиеся вспоминают, что в 960 году ислам был объявлен государственной религией в государстве Караханидов. Юг Казахстана и Семиречье испытали сильное воздействие мусульманской культуры. И мечети становятся обязательным элементом культовой архитектуры любого города.

Учитель: А теперь мы отложим в сторону наш археологический инструментарий и возьмём в руки схемы и диаграммы, постараемся на основе их изучения сделать выводы о росте и расширении городов.

Работа учащихся с диаграммой «Численность населения в городах»

(Выводы учащихся с работой по диаграмме) (Раздать на группу по 1 экземпляру диаграмму. (Выводы учащихся с работой по диаграмме)

Перед вами количественный состав населения городов. Какие выводы можно сделать на основе этой диаграммы?

Учащиеся: Увеличивается численность населения городов. На графике видно, что самыми крупными и многолюдными городами были Испиджаб(40 тыс. чел.), Отрар (16 тыс. чел.), Тараз (10 тыс. чел.)

Учитель: А теперь рассмотрим эту диаграмму. (раздать по 1 экземпляру на группу) ---на доске развешать новые термины.

Работа с диаграммой «Территориальное расширение города». ---Одновременно учитель знакомит с новой терминологией -цитадель, шахристан, рабат)

(Выводы учащихся с работой по диаграмме) Что вы можете сказать о территориальном расширении города? Какая часть города расширяется?

Учащиеся: Увеличивается площадь рабада по сравнению с другими частями города.

Учитель: Обратим внимание на картосхему . Проанализируйте, в каких частях Казахстана появляются новые города.

Работа с картосхемой «Появление новых городов» (Выводы учащихся)

Рефлексия учащихся на основе анализов об изменениях в городской жизни.

Учитель: На основе анализа данных попробуем сделать выводы об изменениях в городской жизни .

Варианты ответов учащихся:

-появляются новые города;

-увеличивается численность населения городов;

-расширяется рабад;

-новым элементом в застройке городов стали мечети и т.д.

Учитель: Города были не только центром культуры и ремесла, но и важными центрами международной торговли на Великом Шелковом пути.

Опережающее задание. ( 3 ученика рассказывают краткий материал о городах-Отрар, Испиджаб, Тараз).

  1. Назым (Испиджаб)

  2. Маша (Тараз)

  3. Азиза (Отрар)

Работа с учебником- стр. 105 последний абзац «Торговля» (читают самостоятельно-2-3 минуты).

(Вывешиваются записи с новыми терминами)

Вопросы учителя---Идёт осуждение прочитанного и знакомство с новой терминологией

Учитель: Прочитайте в учебнике пункт ''Торговля". Стр. 105 последний абзац. Обратите внимание на доску, вашему вниманию я развешала нов термины, которые вы должны будете запомнить.

Беседа по прочитанному:

Учитель: Как вы думаете, какие из этих монет использовались во внутриобластной торговле, а какие в международной торговле?

- Как вы думаете, какими товарами обменивался город с кочевой степью, землевладельческой округой и торговыми караванами по Великому Шелковому пути?

  • Саморефлексия учащихся по завершённому уроку.

  • Самооценивание, взаимооценивание.

  • Домашнее задание: параграф 16, написать эссе.









КГУ «Гимназия № 130 им. И. Жансугурова»

Учитель истории Райжанова Алма Есиловна

Тема открытого урока

Развитие

средневековых городов

Цитадель - центральное место в структуре средневекового города.

Хисар - центральная чассредневекового города, обнесенная стенами.

Шахристан-место проживания знати.


Рабат-часть средневекового города, где проживали бедняки

Динары - золотые монеты

Дирхемы - высокопробные серебряные монеты

Фельсы - медные монеты

Пул - медные монеты












Территориальное расширение города





- Рабад

- Шахристан

- Цитадель


Что вы можете сказать о территориальном расширении горда? Какая часть города расширяется ?



Перед вами количественный состав населения городов. Какие выводы можно сделать на основе этой диаграммы?



© 2010-2022