Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)

Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира 5 класс. Настоящая рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса  разработана на основании:  - Федерального компонента государственного стандарта общего образования по   предмету «всеобщая история» (утвержден приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089);  - Авторской программы для общеобразовательных учреждений А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И. С. Свенцицкой «История древнего мира» 5 кл. М.,«Просвещение», 2008 ...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ягубовская средняя общеобразовательная школа

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________Н.И. Анфилова

« 26» августа 2014 г.


Утверждаю

Директор МБОУ Ягубовской СОШ

________________Н.В. Коршунова

приказ №124 от «28» августа2014 г.



Рабочая программа

по всеобщей истории

5 класс

на 2014 - 2015 учебный год


Составил: Шеронова Ольга Борисовна,

учитель истории и обществознания,

I квалификационной категории.

Педагогический стаж 27 лет


с. Ягубовка

2014 г.


Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса разработана на основании:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по

предмету «всеобщая история» (утвержден приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089);

- Авторской программы для общеобразовательных учреждений А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И. С. Свенцицкой «История древнего мира» 5 кл. М.,«Просвещение», 2008 год

Программа реализуется с помощью учебника А.А.Вигасин, Г.И.Годер, С.С.Свенцицкая, История Древного мира,5 класс, учебник для ОУ,17изд М.,Просвещение,2010

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Цель:

Современное понимание истории в системе гуманитарного знания и формирования личности. Формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового процесса. Освещение взаимодействия человека с окружающей природной средой, экономического развития древних обществ, различных форм социального и политического строя.

Задачи:

  • Ознакомление учащихся с новыми взглядами о происхождении человека.

  • Объяснение ключевых исторических понятий;

  • Целостное и яркое описание цивилизаций Древнего мира.

  • Показ социальной жизни и структуры древнего общества;

  • Раскрытие специфики власти в древних цивилизациях.

  • Освещение демократических форм общественного устройства в Древнем мире.

  • Характеристика выдающихся деятелей Древнего мира.

  • Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства);

  • Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.

  • Формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса - формировать историческое мышление - дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Основное содержание программы.

Введение (1 час).

Что изучает история Древнего мира. Исторические источники.

Жизнь первобытных людей (6 часов).

Первобытные люди, предки человека, занятия, орудия труда первобытных людей, родовая община, первобытные верования, происхождение искусства. Зарождение неравенства.

Древний Восток. (18 часов).

Древний Египет. Местоположение и природные условия, население и его занятия, управление государством, культура египтян, научные познания, письменность. Древние государства Передней Азии. Древнее Двуречье. Местоположение, природа, климат. Население и его занятия, Древний Вавилон, Хаммурапи и его законы, Ассирийская держава. Восточное Средиземноморье. Палестина и Финикия, Персидская держава. Культура народов Передней Азии. Библия. Древняя Индия и Китай. Природные условия, занятия населения, религиозные верования, Конфуций, Будда, письменность, научные знания и изобретения.

Древняя Греция. (20 часов).

Ранняя Греция, природные условия, население и его занятия. Крит, Микены. Троянская война, «Илиада», «Одиссея». Религия древних греков. Развитие земледелия и ремесла. Греческая керамика. Афины, демос и знать, реформы Солона, свободные и рабы. Спарта, спартанский образ жизни. Греческие колонии. Расселение греков в Средиземноморье. Олимпийские игры в древности. Македония и её возвышение. Походы Александра Македонского. Культура Древней Греции.

Древний Рим. (17 часов).

Основание Рима. Природа и население древней Италии. Занятия и положение жителей. Римская республика. Войны с Карфагеном. Ганнибал. Рабство в древнем Риме. Восстание Спартака. От республики к империи. Цезарь. Императоры. Распространение христианства. Разделение римской империи. Культура и быт древнего Рима. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

В результате изучения курса истории в 5 классе ученик научится:

  • Называть даты, периоды, соотносить год с веком, указывать последовательность и длительность события,

  • Находить причины события, описывать его, называть результаты события, сравнивать явления и события истории.

  • Читать карту с опорой на легенду.

  • Составлять простой план,

  • Анализировать фрагменты исторических источников.

Ученик получит возможность научиться:

Работать с учебными текстами исторического характера, отвечать на вопросы, решать проблемные задания. Обучающиеся должны понять исторический вклад различных древних народов в мировую историю.

Ученик должен уметь объяснять значение терминов «до нашей эры» и «наша эра», знать наиболее известных правителей, основателей мировых религий. Представителей и памятники культуры Древнего мира.

Ученик должен уметь показывать на карте расположение древних государств, рассказывать о значительных событиях истории древнего мира, описывать занятия и образ жизни людей древних цивилизаций, называть наиболее характерные черты политического устройства древних государств, описывать положение основных групп населения.

Вводится умение составлять простой план, поиск причин, определений исторических понятий и терминов.

Ученик должен уметь объяснять следующие понятия:

полис, республика, империя, метрополия, колония, рабство, закон, миф религия.

Контроль знаний

Виды контроля

1

2

3

4

год

Плановых:

Контрольных работ

22.09


15.12

16.03

27.05


Тестирование

22.10



9.02



Календарно-тематический план по истории древнего мира (5 класс)

№ урока

Дата

Название раздела программы, тема урока

Количество часов

Примечание

1


Введение.

1

Вс. ист 5 кл

Раздел 1. Жизнь первобытных людей.

6


Тема 1. Первобытные собиратели и охотники.

3


2


Древнейшие люди.

1


3


Родовые общины охотников и собирателей.

1


4


Возникновение искусства и религиозных верований.

1


Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.

3


5


Возникновение земледелия и скотоводства.

1


6


Появление неравенства и знати.

1


7


Обобщение по теме «Жизнь первобытных людей». Контрольная работа.

1


Тема 3.Счет лет в истории

1


8


Измерение времени по годам.

1


Раздел 2. Древний Восток.

18


Тема 3. Древний Египет.

7


9


Государство на берегах Нила

1


10


Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1


11


Жизнь египетского вельможи.

1


12


Военные походы фараонов.

1


13


Религия древних египтян.

1


14


Искусство Древнего Египта.

1


15

Письменность и знания древних египтян.

1


16

Повторение по теме «Древний Египет». Контрольный тест..

1


Тема 4. Западная Азия в древности.

7


17


Древнее Двуречье.

1


18


Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1


19


Финикийские мореплаватели.

1


20


Библейские сказания.

1


21


Древнееврейское царство.

1


22


Ассирийская держава.

1


23


Персидская держава «царя царей».

1


Тема 5. Индия и Китай в древности.

4


24


Природа и люди Древней Индии.

1


25


Индийские касты.

1


26


Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1


27


Первый властелин единого Китая.

1


28


Повторение по теме «Индия и Китай в древности». Контрольная работа.

1


Раздел 3. Древняя Греция.

20


Тема 6. Древнейшая Греция.

5


29


Греки и критяне.

1


30


Микены и Троя.

1


31


Поэма Гомера «Илиада».

1


32


Поэма Гомера «Одиссея».

1


33


Религия древних греков.

1


Тема 7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

7


34


Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1


35


Зарождение демократии в Афинах.

1


36


Древняя Спарта.

1


37


Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1


38


Олимпийские игры в древности.

1


39


Победа греков над персами в Марафонской битве.

1


40


Нашествие персидских войск на Элладу. Тест.

1


Тема 8. Возвышение Афин в 5 в. до н. э. расцвет демократии.

5


41


В гаванях афинского порта Пирей.

1


42


В городе богине Афины.

1


43


В афинских школах и гимнасиях.

1


44


В театре Диониса.

1


45


Афинская демократия при Перикле.

1


Тема 9. Македонское завоевание в 4 в. до н. э.

4


46


Города Эллады подчиняются Македонии.

1


47


Поход Александра Македонского на Восток.

1


48


В Александрии Египетской.

1


49


Обобщение по теме «Древняя Греция». Контрольная работа.

1


Раздел 4. Древний Рим.

17


Тема 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.

3


50


Древнейший Рим.

1


51


Завоевание Римом Италии.

1


52


Устройство Римской республики.

1


Тема 11. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья.

3


53


Вторая война Рима с Карфагеном.

1


54


Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

1


55


Рабство в Древнем Риме. Тест.

1


Тема 12. Гражданские войны в Риме.

4


56


Земельный закон братьев Гракхов.

1


57


Восстание Спартака.

1


58

Единовластие Цезаря.

1


59


Установление империи.

1


Тема 13. Римская империя в первые века нашей эры.

5


60

Соседи Римской империи.

1


61


В Риме при императоре Нероне.

1


62


Первые христиане и их учения.

1


63


Расцвет империи во 2-м веке.

1


64


«Вечный город» и его жители.

1


Тема 5. Падение Западной Римской империи.

2


65


Римская империя при Константине.

1


66

Взятие Рима варварами.

1


67-68


Итоговое повторение. Контрольная работа.

2









Учебно -методическое обеспечение

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира: Учеб. для 5 класса общеобразовательных заведений / - М.: Просвещение, 2012

  2. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.

  1. Вып. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток;

  2. Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим.

3) Поурочные разработки по истории Древнего мира. О.В. Арасланова. «Вако» 2005.

Основные Интернет-ресурсы

  1. Яndex-энциклопедии.- encycl.yandex.ru

  2. Рубрикон. - rubricon.ru/

  3. Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU.- megabook.ru/

  4. lib.ru - Библиотека Максима Мошкова

  5. Каталог археологических ресурсов -archaeology.ru/

  6. Википедия - ru.wikipedia.org/wiki

  7. Мифологическая энциклопедия - myfhology.narod.ru/

  8. Всемирная история - historic.ru/

  9. Древний мир - err.h18.ru/error500.shtml

  10. rusedu.ru - презентации по истории Древнего мира

  11. school-cjllection.edu.ru/ - презентации и материалы по истории Древнего мира

  12. maat.org.ru/ , kemet.ru - история Древнего Египта

  13. earth-history.com/ - электронная библиотека исторических источников «Древняя история мира»

  14. mhk.spb.ru/ - МХК: Древний мир от первобытности до Рима

  15. myfhology.sgu.ru/ - античная мифология

  16. verigi.ru/ - античное христианство


© 2010-2022