• Преподавателю
  • История
  • Статья на тему: Опыт организации учебной деятельности студента в личностно-ориентированной образовательной системе

Статья на тему: Опыт организации учебной деятельности студента в личностно-ориентированной образовательной системе

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт организации учебной деятельности студента

в личностно-ориентированной образовательной системе


Преподаватнль общественных дисциплин государственного бюджетного профессиональго Образовательного учреждения «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления»


Среднее профессиональное образование выделяется своей спецификой - оно направлено на человека, находящегося на этапе перехода от детства к взрослости, что требует создания особой образовательной среды, обеспечивающей такой переход на социально-значимой основе.

Сам учебный процесс в наших учреждениях предполагает более ускоренную и сжатую подачу материала по отдельным предметам, которые относятся к общеобразовательным. Кроме этого студенты сталкиваются с новой для них организацией обучения, новым коллективом и измененным статусом. Для большинства студентов возникает проблема быта, социального и психологического взросления.

В данной ситуации личностно-ориентированный подход является одной из наиболее значимым при обучении. Прежде всего, ставится и решается основная задача образования - создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной личнсти, через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. «Личностный» компонент этого подхода означает, что все обучение строится с учетом прошлого опыта студента, его личностных особенностей в субъектно-субъектном взаимодействии. Обучение «преломляется» через личность , через ее мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т.д. так как принимает их и соразмеряется с ними.

Личностно-деятельностный подход к научению с позиций студента, прежде всего, предполагает свободу выбора им пути и методов учения. Такой подход психологически предполагает:

Во-первых, обеспечение безопасности личностного проявления обучающегося во всех учебных ситуациях, создание условий его личностной самоактуализации и личностного роста.

Во-вторых, этот подход формирует активность самого студента, его готовность к учебной деятельности, к решению проблемных задач за счет равно-партнерских, доверительных субъектно-субъектных отношений с педагогом.

В-третьих, личностно-деятельный подход к научению с позиции студента предполагает единство внешних и внутренних мотивов: внешним является мотив достижения, а внутренним - познавательный мотив.

В-четвертых, этот подход означает принятие учебной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими студентами. Это является основой развития не только чувства компетентности и аффилиации (принадлежности к группе, семье, общности) как компонентов собственного достоинства, но в значительной мере и чувства уверенности в себе как предпосылки само актуализации.

С моей точки зрения этим условиям в полной мере удовлетворяет построение учебного процесса, осуществленное на крупноблочной подаче материала. Объединение нескольких исторических положений, правил в одно увеличивает его информационную емкость. Структура урока двухлинейная. Повторение по связи идет по всей длительности процесса и является фоном, на который накладывается новый материал.

Метод модульности в обучении предполагает, что в начале преподаватель создает представление о деятельности (историческом событии), переходит к анализу представления вместе со студентами и в конце создаёт условия для самостоятельного выполнения студентами заданий по теме.

Алгоритм преподавания может быть представлен по следующей схеме:

I. Лекция

1. план лекции охватывает главные моменты содержания блока.

2. Лекция содержит:

а) проблемные внеурочные задания по узловым моментам лекции, чтобы студенты лучше осознали содержание, а преподаватель понял, доступно ли было изложение;

б) аргументацию, альтернативные точки зрения, увязку истории и жизни;

в) указание на сложные моменты в изложении проблемы блоков в учебнике;

г) все проблемные задания обсуждаются по ходу или в итоге лекции.

3. Лекция заканчивается 5-7-минутной беседой по ключевым вопросам или написанием рецензии студентами.

II. Занятие

Преподаватель проводит вместе с консультантами, наполняя блок конкретными материалами (работа с источниками, картами, слайдами, видеорядом, электронными учебниками). В конце занятия - 5-7-минутный опрос по терминам.

Ш. Занятие

Занятие-семинар, занятие доучивания, доконсультирования с 15-20-минутной репродуктивной контрольной работой.

IY. Деловая игра

Студенты по группам выполняют следующие задания:

1. Освещение теоретического вопроса.

2. Формулировка вопросов для других групп и анализ полученных ответов.

3. Работа с исторической картой или документом.

4. Творческое задание.

Алгоритм по теме Великая Отечественная война он может быть реализован следующим образом.

Преподаватель проводит лекционное занятие с привлечением всех имеющихся у него аудиовизуальных средств с опорой на основные понятия, факты и первоначальные знания студентов по данной теме. Лекция охватывает основные вопросы и положения всей темы и заканчивается диагностикой в виде беседы или резюме по ключевым понятиям.

Второе занятие - рассказ преподавателя и студентов -консультантов об исторических фактах в более суженом варианте (отдельные этапы войны, сражения, причины, результаты и т.п.). Используются опорные схемы, повторение материала. В конце занятия производится тестовая диагностика по понятиям.

На третьем занятии взаимного контроля и обучения проводится выполнение сквозных проблемных заданий в созданных учебных группах (7-9 человек).

Примерное содержание заданий:

- теоретический вопрос: в чем сущность плана «Барбаросса»? Подготовка вопросов другим группам;

- анализ карты: определение расположения фронтов в конкретном сражении или операции;

- работа с документами: мемуары, приказы, оценки участников событий и др.;

- творческая работа по воссозданию эпохи: написать листовку, письмо с фронта, историю получения награды и т.п.

Следующее занятие - обобщающий контроль и получения задания на предварительное прочтение новой темы по учебнику.

Такой подход в преподавании решает множество задач. Он развивает познавательный интерес к предмету. Активизирует учебную деятельность студентов на занятиях, способствует становлению творческой личности т. к. большинство занятий имеет проблемный характер, дает возможность для взаимоообучения, предполагает групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые студенты занимают лидирующее положение, обучая отстающих в группе. Возможность совместного обсуждения проблемы позволяет также удовлетворять потребность студентов в общении. Включение в структуру занятий самой возможности выбора формы участия в них, выполнения творческих заданий способствует снятию усталости, развитию личностной свободы и раскованности студентов, особенно невротизированных, слабых и не совсем уверенных в себе.

Наблюдения за студентами на занятиях позволяют выявить неформальную структуру группы, тип взаимоотношений в ней, лидеров и аутсайдеров. Взаимный контроль и обучение оказывают сильное эмоциональное воздействие на студентов, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, работы в группе, принятия решения, умения брать ответственность на себя, развивают организаторские способности, воспитывают чувства соперничества и сопереживания, стимулируют взаимовыручку и взаимоуважение.

Личность находится в центре обучения, образования. Соответственно все образование, центрируясь на студенте, на его личности, становится антропоцентрическим по цели, по содержанию и формам организации.

© 2010-2022