Открытый урок по истории России 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Схема конспекта урока истории России

Учитель истории: Самотес Людмила Васильевна.

Класс: 7.

Учащихся в классе: 7

Тема урока: «Русская культура второй половины XVIII века. Наука и образование».

Цель: дать представление о прогрессе точных и естественных наук и становлении, и развитии светских жанров русской литературы, развитии просвещения и системы образования, черт культуры борокко и классицизма в русской живописи, архитектуре, скульптуре в России в данный период.

Задачи:

  • Организовать деятельность учащихся по применению новых знаний.

  • Обеспечить усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала, работы с текстом, дополнительной информацией и логического мышления.

  • Дать Расширять кругозор учащихся.

  • Создать условия сравнительную характеристику культур разных веков в России.

  • Формировать художественный вкус учащихся, эстетическое воспитание, осуществление творческого сотрудничества педагогов и учащихся.

  • для развития коммуникационной, культуроведческой компетенции через расширение, углубление знаний.

Здоровьесберегающие элементы:

  1. Санитарно - гигиенические требования к кабинету соответствуют СанПину.

  2. Комплекс физических упражнений соответствует оздоровлению детей и смене деятельности.

  3. Работа в группах позволяет быть в движении.

Использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  1. Проблемное.

  2. Здоровьесберегающее

  3. Игровая технология.

  4. ИКТ.

  5. Решение творческих задач.

Используемые учебники и учебные пособия:

Учебно-методическое обеспечение: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России.7 класс. - М.: Просвещение, 2008 Моряков В.И. Русское просветительство второй половины VIII века. - М., мультимедийная презентация «Культура России 18 века».

Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база: кабинет истории.

  2. Дидактическое оснащение: учебник, кроссворд.

  3. Мультимедийное обеспечение: компьютер, проектор, презентация.

Тип урока: усвоение нового материала, комбинированный.

Краткое описание:

План урока: Просвещение - это... Академия наук России. Естественные и гуманитарные науки. Система образования. Структура урока: Организационный момент. Вступительное слово учителя. Работа по парам. Работа по группам. Выступления учащихся. Работа с документами и портретами (галерея и видеоряд). Обобщение. Контроль знаний. Тестовые задания.


Культура России середины - второй половины XVIII века. Образование и наука.

Основные понятия:

воспитательный дом, солдатская школа, институт, университет, паровая машина, мортира, обсерватория, регион, ритор, суппорт, барокко, классицизм, сентиментализм.

Основные даты:

1786г. - устав, предусматривавший открытие главных и малых народных училищ в городах

8 января 1755г.- открытие Московского университета

1756 г. - начало издания первой общественной газеты

1765 г. - открытие Вольного экономического общества

Персоналии:

Иван Иванович Шувалов

Михаил Васильевич Ломоносов

Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова

Иван Иванович Бецкой

Василий Никитич Татищев

Иван Иванович Ползунов

Иван Петрович Кулибин

Михаил Михайлович Щербатов

Леонард Эйлер

Витус Беринг

Структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Цели учителя: способствовать настрою учащихся на плодотворную работу.

Цели учащихся: настроиться на продуктивную работу.

Методы: словесная, рефлексия, гимнастика.

Время выполнения: 3 мин.

Здравствуйте, ребята, я предлагаю принять соглашение, которое будет помогать нам всем на этом уроке.

Итак, если вы со мной согласны прошу сделать три хлопка. Мы работать будем:

  • Дружно; (три хлопка)

  • Активно; (три хлопка)

  • Творчески; (три хлопка)

  • Интересно (три хлопка)

Приветствие, проверка подготовленности учащихся к работе, фиксация отсутствующих.

Гимнастика на дыхание, концентрация энергии.

Рефлексия. Как бы вы оценили свое настроение, если бы вам пришлось выбирать между веками?

Настроится на деловой ритм.

На столах у каждого ученика карточки с изображением звезды, которую они должны разместить в различных веках:

21 век - отличное настроение.

16 век - хорошее настроение.

Первобытный строй - плохое настроение.

Гимнастика на дыхание и концентрацию энергии.

2. Этапы проверки домашнего задания.

Цели учителя: дифференцировать проверку д/з, выяснить причины невыполнения д/з, исправление ошибок.

Цели учащихся: должны воспроизводить материал прошлого урока, находить ошибки, делать выводы.

Методы: словесная, работа в группах по карточкам, решение творческую задачу, взаимопроверка.

Время выполнения: 7 мин.

Вопросы для проверки д\з

  • Дайте краткую характеристику личных качеств Павла 1.

  • В интересах каких категорий населения проводилась внутренняя политика Павла 1?

  • Чем можно объяснить непоследовательность внешнеполитического курса Павла 1?

Решите творческую задачу. Прочитайте оценки царствования Павла современным историком Р. Мак - Грю и Александром 1. В чем вы видите причины столь разных подходов к этому вопросу? Какова ваша позиция в нем?

Учебник стр. 213 - 214.

Работа с картой атласа.

Готовятся по карточкам и отвечают

на вопросы учителя.

Решают творческую задачу.

3. Работа с новым материалом.

Цели учителя: сообщение темы урока и форм деятельности учащихся, формулировка цели урока совместно с учащимися, вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, обеспечить восприятие, осмысление изучаемого материала, создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися темы урока, максимальное использование самостоятельности, взаимоподдержки в изучении материала.

Цели учащихся: формулировка цели урока вместе с учителем, работа с учебной книгой, картами атласа и учебника, дополнительным материалом, соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи изучаемого материала, делать сравнительную характеристику.

Методы: игра, ИКТ, физические упражнения.

Время выполнения: 15 мин















Учитель под музыку 18 века: «Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый! Его дело показать людям прямое их благо. Достойный престола государь стремиться возвысить души своих подданных.» Стародум («Недоросль» Фонвизин).

  • Как вы думаете, что имеет ввиду герой произведения «Недоросль»?

Образы новых людей представлены в комедии Стародумом, Правдиным, Милоном, Софьей. Из их уст мы слышим кодекс чести «нового человека», и идею о выдающейся роли просвещенного монарха, способного не только построить новое общество, но и усовершенствовать человеческие натуры.

Сегодня мы поговорим о том, что делает человека прекраснее - культура.

Слайд презентации 1,2

На доске план урока .

Учитель знакомит с новыми словами и датами.

Слайд презентации 3

2. Организация работы в парах по документам (найти основную проблему):

  1. Из сочинений немецкого философа XVIII в. Иммануила Канта.

Просвещение - выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие - это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого.

  1. Из сочинений князя Михаила Михайловича Щербатова (XVIII в.).

«В истину могу я сказать, что если, вступя позже других народов в путь просвещения, нам ничего не оставалось более, как благоразумно последовать стезям прежде просвещенных народов. Но тогда де достигли того, что...... несть любви к отечеству, ибо почти все служат более для пользы своей, нежели для пользы отечества....» .

  1. А.А.Герман, Т.С. Иларионова, И.Р.Плеве. История немцев России. Хрестоматия.- М.,2005.
    …..Сеть церковных немецких школ создавала систему начального образования для низших слоев общества. По характеру школа была конфессиональной (церковной), такой же, как в германских княжествах.
    С 7-14 лет мальчики и девочки должны были посещать школу для освоения основ религиозного учения. В школе учили чтению печатного текста по Библии, отчасти письму, счёту, библейской истории. Главное внимание уделялось заучиванию наизусть катехизиса, молитв, церковных гимнов, текста Библии. Несомненно, важное качество немецкой школы - всеобщая обязательность, все дети, достигшие семилетнего возраста были обязаны посещать школу. Какой либо нормативный акт, регламентирующий создание школ, отсутствовал, так как к 1764 году в России не существовало никакого образования для крестьян. Поэтому колонисты заботились о школах сами. Учителя были на содержании общины.

Слайд презентации 4.

Слайд презентации 5,6,7.

3. Организация обсуждения через галерею портретов и видеоряд. В тетради обучающиеся записывают новые сведения ( рекомендуемый вид - таблица).

У учащихся на парте листы бумаги и маркеры.

1. Слушают, предполагают тему и цели урока.

2. Знакомятся с планом урока.

3. Знакомятся с новыми словами, датами, персоналиями на доске, работают с учебником (найти слова которые им непонятны и незнакомы).

4. Работают в группах и формулируют цели урока.

5. Работают с учебником стр. 75, 137, 214 - 217 заполняют таблицу.

6. Сравнивают таблицу с таблицей на слайде.

7. Слушают рассказ учителя, работают с учебником и тетрадями. Стр. 219, параграф 30-32.



4. Физическая гимнастика

Цели учителя: закрепить полученные знания через комплекс упражнений, обеспечивать осмысление учащимися ЗОЖ.

Цели учащихся: активно принимать участие в выполнение комплекса упражнений, осмысление ЗОЖ.

Методы :словесный, комплекс физических упражнений, танец.

Время выполнения: 5 мин.

Учитель:

Постоянный положительный настрой - неоценимая привычка в жизни!

В любых случаях нужно завершать работу. После работы целесообразно отдыхать, но лучший отдых - это смена занятий; после сосредоточенности и тишины - музыка, общение с друзьями, после умственных - физические нагрузки.

В здоровом теле - здоровый дух,

Об этом сказал хороший друг.

Танец под музыку 18 века.

Комплекс упражнений:

  • Бег на месте;

  • Приседания;

  • Прыжки на месте;

  • Гимнастика на зрение;

  • Крик.

Выполняют физические упражнения.

5. Закрепление изученного материала.

Цели учителя: обеспечить закрепление новых понятий, осмысление материала.

Цели учащихся: уметь делать выводы, воспроизводить их в стандартных и измененных условиях.

Методы: беседа, работа с источниками информации.


  • С какими новыми словами и понятиями вы познакомились на уроке?

  • Какие жанры в русской литературе сложились к концу века?


Составляют целое из изученных частей, делают выводы.

6. Этап контроля и самоконтроля знаний.

Цели учителя: проверить объем и правильность знаний, их глубину, корректировка выявленных проблем в знаниях и способах действий.

Цели учащихся: закрепление и контроль знаний полученных на уроке.

Метод:

Время выполнения: решение задач, беседа.

Внимание на экран, ответьте на вопросы.

Слайды презентации 21-26.

7. Задание на дом.

Цели учителя: мотивирование домашнего задания, подробный, но сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания.

Цели учащихся: закрепление знаний полученных на уроке.

Озвучивание д/з.

Прочитать параграф 30 - 32

8. Подведение итогов.

Цели учителя: оценить работу учащихся.

Цели учащихся: рефлексия.

Комментарий работы учащихся, рефлексии.

Расположить свои звезды в зависимости от настроения в конце урока.

Приложение №1

  • Дайте краткую характеристику личных качеств Павла 1

  • В интересах каких категорий населения проводилась внутренняя политика Павла 1?

  • Чем можно объяснить непоследовательность внешнеполитического курса Павла 1?








Приложение №2

Решите творческую задачу. Прочитайте оценки царствования Павла современным историком Р. Мак - Грю и Александром 1. В чем вы видите причины столь разных подходов к этому вопросу? Какова ваша позиция в нем?

Учебник стр. 213 - 214.









Приложение №3

  1. Из сочинений немецкого философа XVIII в. Иммануила Канта.

Просвещение - выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие - это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого.

  1. Из сочинений князя Михаила Михайловича Щербатова (XVIII в.).

«В истину могу я сказать, что если, вступя позже других народов в путь просвещения, нам ничего не оставалось более, как благоразумно последовать стезям прежде просвещенных народов. Но тогда де достигли того, что...... несть любви к отечеству, ибо почти все служат более для пользы своей, нежели для пользы отечества....» .

  1. А.А.Герман, Т.С. Иларионова, И.Р.Плеве. История немцев России. Хрестоматия.- М.,2005.
    …..Сеть церковных немецких школ создавала систему начального образования для низших слоев общества. По характеру школа была конфессиональной (церковной), такой же, как в германских княжествах.
    С 7-14 лет мальчики и девочки должны были посещать школу для освоения основ религиозного учения. В школе учили чтению печатного текста по Библии, отчасти письму, счёту, библейской истории. Главное внимание уделялось заучиванию наизусть катехизиса, молитв, церковных гимнов, текста Библии. Несомненно, важное качество немецкой школы - всеобщая обязательность, все дети, достигшие семилетнего возраста были обязаны посещать школу. Какой либо нормативный акт, регламентирующий создание школ, отсутствовал, так как к 1764 году в России не существовало никакого образования для крестьян. Поэтому колонисты заботились о школах сами. Учителя были на содержании общины.

Найдите основную проблему и сформулируйте тему урока.

1. Задание: выделите из перечисленных проблем наиболее значимые, запишите в любой форме на листе (формат А3), выберите выступающего.

2. Докажите свою точку зрения, применяя в качестве аргументов документ и изученные исторические факты.


Приложение №4

Вопросы для сравнения

XVII

Первая половина XVIII

Вторая половина XVIII

Грамотность, образование


















Наука

















Приложение № 5

Организация обсуждения через галерею портретов и видеоряд. В тетради обучающиеся записывают новые сведения ( рекомендуемый вид - таблица):

Ф.И.О.

Достижения

Новые понятия



© 2010-2022