- Преподавателю
- История
- Урок Нашествие Батыя на Русь ( 7 класс коррекционной школы)
Урок Нашествие Батыя на Русь ( 7 класс коррекционной школы)
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Китаева (.Н. |
Дата | 19.04.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: «Нашествие монголо-татар на Русь».
Цель: 1.ознакомление с монголо-татарским нашествием, выяснение причины поражения Рязани;
подчеркнуть необходимость и важность объединения русских земель для борьбы с завоевателями.
2.На примере обороны Рязани воспитывать у учащихся чувство гордости за героический народ.
3.Коррекция работы с картой, развитие логического мышления, устойчивого внимания, памяти с помощью коррекционно-развивающих упражнений.
Ход урока.
-
Оргмомент: (cлайд)
- Орешек знаний крепок!
Но мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
Урок истории и желание
«Хочу все знать»!(щелчок на слайде)
- Сегодня на уроке мы проверим домашнее задание, изучим и попытаемся ответить на главные вопросы новой темы, поработаем с листами активности, которые лежат у каждого из вас на столе.
2. Проверка д/з:
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
- Кто такие монголо-татары?
- Такой же вопрос задавали себе и жители земли Русской в 13 веке. Послушайте, как писал об этом летописец: (cлайд) «Явились народы, о которых как следует никто не знает - кто они, откуда пришли, каков язык их, какого племени, какой веры». Теперь мы знаем, что это были монголо-татары.
- Выполните задание № 1 в листах активности. (cлайд) Прочитайте задание: «Заполните карточки с программированным заданием», вместо пропусков вставьте нужные слова.
« Монголо-татары вели _______________(кочевую, оседлую, праздную) жизнь, разводили скот _____________( свиней, лошадей, верблюдов, овец). Чем больше скота, тем знатнее и богаче хозяин. Жили монголы в ___________(избах, землянках, юртах) - легких домах, построенных из _____________(хвороста, бревен, глины) и покрытых _________( верблюжьей шкурой, шифером, соломой).
Во главе монгольского войска стоял _______( царь, хан, император). В начале 13 века все монгольские орды объединились под властью________( Батыя, Угэдея, Чингисхана). В войске царила жестокая _____________( дисциплина, атмосфера). Кочевая жизнь из каждого монгола делала умелого воина. Детей в 3-4 года сажали на __________( вола, осла, лошадь) и учили стрелять из ____________(лука, ружья, пистолета). Вот такой грозный враг пришел на Русь в ___(12, 13, 14) веке».
(проверка; щелчки по слайду)
- Выполните задание 2 в листах активности. (cлайд)Прочитайте задание: «Стрелками соотнесите слова и их обозначения»
Пастбище лошадиное молоко
Орды место для выпаса скота
Караул монголо-татарские племена
Кумыс сторожевой отряд монголо-татар
(проверка; щелчки по слайду )
- Мы повторили все, что знаем о монголо-татарах, а сейчас перейдем к изучению новой темы. Послушайте меня внимательно и подумайте, какую тему мы сегодня будем изучать?
3. Изучение новой темы:
1). Вступительное слово учителя: ( 7 слайдов)
«О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля русская! Многими красотами представлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, чистыми полями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными и вельможами многими. Всем ты преисполнена, Земля Русская, о, прославленная вера христианская!» - так описывает летописец Русь накануне монголо-татарского нашествия и горестно заключает: «И в те дни обрушилась беда на христиан. Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."
- Так о чем же, по-вашему мнению, мы будем говорить сегодня на уроке? (ответы детей)
- О тяжелейшем в истории нашей Родины времени мы будем сегодня говорить. Тема нашего урока - нашествие монголо-татар на Русь. Откройте учебники на странице 230 и запишите тему урока в тетрадь. (слайд)
- Итак, мы познакомимся с нашествием монголо-татар на Русь и попробуем ответить на вопрос: почему монголо-татары победили Русь?
2) Работа с учебником ( стр.230-231 первый абзац)
- Когда и где состоялось первое сражение русских войск с монголо-татарами? (слайд)
-Запишите эту дату в тетрадь.
(работа в тетради по ходу чтения)
- После этой победы монголо-татары стали готовиться к новому нашествию на Русь. Но лишь через 13 лет, в 1237 году она снова пришли на русские земли. Теперь их походом руководил внук Чингисхана. Как звали его мы узнаем, если прочитаем шифрограмму. (слайд)
Задание 3 в листах активности:
- Читая каждую вторую букву, прочитайте имя хана, который возглавил войско монголо-татар.
ЯБОАЩТЭЫНЙ (Батый).
- Хан Батый хотел завоевать не только Русь, но и все земли в Европе.
- Какая опасность подстерегала русских князей, вы догадаетесь сами, когда послушаете сказку Л.Н.Толстого «Отец и сыновья».
«Отец приказал сыновьям жить в мире и согласии; они не слушалась. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»
Сколько ни бились сыновья, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться, да все врозь - вас всякий погубит».
- Итак, какая же опасность подстерегала русских князей, которые враждовали между собой и надеялись, что сумеют каждый по отдельности отразить нападение монголов?
- Сравним государство монголо-татар и Русь. Посмотрите на карту Руси 12 века.
1. Мне она напомнила лоскутное одеяло, сшитое из разноцветных кусочков. Как вы думаете, почему?
2.Что происходит на территории княжеств?
(слайд)
А в это время в Золотой Орде все подчинялись одному хану, беспрекословно выполняя его приказания. Люди были связаны общими для всех законами и соблюдали железную дисциплину.
(слайд)
- Какое из этих государств заведомо имело преимущество в войне и почему?
3.Рассказ учителя о взятии Рязани. (слайд)
(по ходу рассказа - показ на карте)
Монголо-татары окружили город. Долго и упорно сопротивлялись горожане. Но силы были неравными. (слайд) (Продолжаю рассказ)
Страшное зрелище представляла собою Русь. (слайд) Груды обгорелых развалин вместо городов и сел, поля заросшие сорняком, кости не погребенных людей. Пустая, голая земля.
4. Закрепление.
- О каком событии говорится в этом тексте? (слайд)
. "... Был страшный век, когда монголы на Русь лавиною пошли.
В осенний день по степи голой, топча сухие ковыли...
Так шла чудовищным потоком, на Русь монгольская орда.
В одном стремление жестоком - сжигать и грабить города..." ( после ответа - щелчок на слайде)
- В каком веке произошло монголо-татарское нашествие на Русь?
- Задание 4 в листах активности: (слайд) подчеркните слова, которые показывают, какие качества проявили русские воины, сражались с монголо-татарами.
Мужество, трусость, отвага, предательство, храбрость, героизм.
(Проверка: щелчки на слайде)
- Задание 5.
После походов Батыя на Руси установилось иго монголо-татар. Завершая урок, я предлагаю вам выполнить несколько тестовых заданий. Если вы все сделаете правильно, то узнаете, какое качество было необходимо русским, чтобы от него избавиться. (слайд)
- На слайде вы видите тестовые задания. Запишите в клеточки на рабочем листе ту букву, которая, по вашему мнению, соответствует верному ответу.
-
Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами?
а)Половцы Е
б)Печенеги Л
в)Византийцы М (после ответа - щелчок по слайду)
2. Где произошла первая встреча русских и монголо-татар?
а) на реке Днепр А
б) на реке Воже В
в) на реке Калке Д (после ответа - щелчок по слайду)
3/Битва на реке Калке произошла:
а) 31 мая 1322 года С
б) 8 сентября 1237 года В
в) 31 мая 1223 года И
4/Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году?
а)Мамай Е
б)Батый Н
в)Чингисхан Ш
5/Нашествие монголо-татар на Русь началось?
а ) в 1231 году П
б) в 1236 году Р
в)в 1237 году С
6/Первый удар в 1237 году был нанесен по:
а) Новгородской земле Л
б)Владимирскому княжеству А
в)Рязанскому Княжеству Т
7/Какое орудие использовали монголо-татары для пробивания крепостных стен?
а) катапульту Е
б) камнемет Ж
в) таран В
8/Что явилось основной причиной поражения Руси монголо-татарами
а) Феодальная раздробленность, О
б)Техническая отсталость русских дружин И
в)Христианское вероисповедание E
Проверка теста. Назовите ключевое слово.
(Слово появляется на презентации- щелчок по слайду)
В единстве - сила. История доказала, что после объединения русских земель никакой враг не мог больше одолеть Русь.
-А теперь я хочу, чтобы вы поделились впечатлениями от урока. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы: (слайд)
Я узнал…..
Мне было интересно…..
Я восхищался…..
Мне тоже было интересно работать с вами. Я восхищалась ответами……. ……Я узнала, что …..
5. Домашнее задание: прочитать стр.230-233, ответить на вопросы на стр. 233, заполнить таблицу:
Численное превосходство | Феодальная раздробленность |
Железная дисциплина | Отсутствие единой армии
|
Военно-тактическое превосходство | Техническая отсталость русских дружин
|