Урок Нашествие Батыя на Русь ( 7 класс коррекционной школы)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Нашествие монголо-татар на Русь».

Цель: 1.ознакомление с монголо-татарским нашествием, выяснение причины поражения Рязани;

подчеркнуть необходимость и важность объединения русских земель для борьбы с завоевателями.

2.На примере обороны Рязани воспитывать у учащихся чувство гордости за героический народ.

3.Коррекция работы с картой, развитие логического мышления, устойчивого внимания, памяти с помощью коррекционно-развивающих упражнений.

Ход урока.


  1. Оргмомент: (cлайд)

- Орешек знаний крепок!

Но мы не привыкли отступать!

Нам расколоть его поможет

Урок истории и желание

«Хочу все знать»!(щелчок на слайде)

- Сегодня на уроке мы проверим домашнее задание, изучим и попытаемся ответить на главные вопросы новой темы, поработаем с листами активности, которые лежат у каждого из вас на столе.

2. Проверка д/з:

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Кто такие монголо-татары?

- Такой же вопрос задавали себе и жители земли Русской в 13 веке. Послушайте, как писал об этом летописец: (cлайд) «Явились народы, о которых как следует никто не знает - кто они, откуда пришли, каков язык их, какого племени, какой веры». Теперь мы знаем, что это были монголо-татары.

- Выполните задание № 1 в листах активности. (cлайд) Прочитайте задание: «Заполните карточки с программированным заданием», вместо пропусков вставьте нужные слова.

« Монголо-татары вели _______________(кочевую, оседлую, праздную) жизнь, разводили скот _____________( свиней, лошадей, верблюдов, овец). Чем больше скота, тем знатнее и богаче хозяин. Жили монголы в ___________(избах, землянках, юртах) - легких домах, построенных из _____________(хвороста, бревен, глины) и покрытых _________( верблюжьей шкурой, шифером, соломой).

Во главе монгольского войска стоял _______( царь, хан, император). В начале 13 века все монгольские орды объединились под властью________( Батыя, Угэдея, Чингисхана). В войске царила жестокая _____________( дисциплина, атмосфера). Кочевая жизнь из каждого монгола делала умелого воина. Детей в 3-4 года сажали на __________( вола, осла, лошадь) и учили стрелять из ____________(лука, ружья, пистолета). Вот такой грозный враг пришел на Русь в ___(12, 13, 14) веке».

(проверка; щелчки по слайду)

- Выполните задание 2 в листах активности. (cлайд)Прочитайте задание: «Стрелками соотнесите слова и их обозначения»

ПУрок Нашествие Батыя на Русь ( 7 класс коррекционной школы)Урок Нашествие Батыя на Русь ( 7 класс коррекционной школы)астбище лошадиное молоко

ОУрок Нашествие Батыя на Русь ( 7 класс коррекционной школы)рды место для выпаса скота

КУрок Нашествие Батыя на Русь ( 7 класс коррекционной школы)араул монголо-татарские племена

Кумыс сторожевой отряд монголо-татар

(проверка; щелчки по слайду )

- Мы повторили все, что знаем о монголо-татарах, а сейчас перейдем к изучению новой темы. Послушайте меня внимательно и подумайте, какую тему мы сегодня будем изучать?

3. Изучение новой темы:

1). Вступительное слово учителя: ( 7 слайдов)

«О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля русская! Многими красотами представлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, чистыми полями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными и вельможами многими. Всем ты преисполнена, Земля Русская, о, прославленная вера христианская!» - так описывает летописец Русь накануне монголо-татарского нашествия и горестно заключает: «И в те дни обрушилась беда на христиан. Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."

- Так о чем же, по-вашему мнению, мы будем говорить сегодня на уроке? (ответы детей)

- О тяжелейшем в истории нашей Родины времени мы будем сегодня говорить. Тема нашего урока - нашествие монголо-татар на Русь. Откройте учебники на странице 230 и запишите тему урока в тетрадь. (слайд)

- Итак, мы познакомимся с нашествием монголо-татар на Русь и попробуем ответить на вопрос: почему монголо-татары победили Русь?

2) Работа с учебником ( стр.230-231 первый абзац)

- Когда и где состоялось первое сражение русских войск с монголо-татарами? (слайд)

-Запишите эту дату в тетрадь.

(работа в тетради по ходу чтения)

- После этой победы монголо-татары стали готовиться к новому нашествию на Русь. Но лишь через 13 лет, в 1237 году она снова пришли на русские земли. Теперь их походом руководил внук Чингисхана. Как звали его мы узнаем, если прочитаем шифрограмму. (слайд)

Задание 3 в листах активности:

Урок Нашествие Батыя на Русь ( 7 класс коррекционной школы)- Читая каждую вторую букву, прочитайте имя хана, который возглавил войско монголо-татар.

ЯБОАЩТЭЫНЙ (Батый).

- Хан Батый хотел завоевать не только Русь, но и все земли в Европе.

- Какая опасность подстерегала русских князей, вы догадаетесь сами, когда послушаете сказку Л.Н.Толстого «Отец и сыновья».

«Отец приказал сыновьям жить в мире и согласии; они не слушалась. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»

Сколько ни бились сыновья, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться, да все врозь - вас всякий погубит».

- Итак, какая же опасность подстерегала русских князей, которые враждовали между собой и надеялись, что сумеют каждый по отдельности отразить нападение монголов?

- Сравним государство монголо-татар и Русь. Посмотрите на карту Руси 12 века.

1. Мне она напомнила лоскутное одеяло, сшитое из разноцветных кусочков. Как вы думаете, почему?

2.Что происходит на территории княжеств?

(слайд)

А в это время в Золотой Орде все подчинялись одному хану, беспрекословно выполняя его приказания. Люди были связаны общими для всех законами и соблюдали железную дисциплину.

(слайд)

- Какое из этих государств заведомо имело преимущество в войне и почему?

3.Рассказ учителя о взятии Рязани. (слайд)

(по ходу рассказа - показ на карте)

Монголо-татары окружили город. Долго и упорно сопротивлялись горожане. Но силы были неравными. (слайд) (Продолжаю рассказ)

Страшное зрелище представляла собою Русь. (слайд) Груды обгорелых развалин вместо городов и сел, поля заросшие сорняком, кости не погребенных людей. Пустая, голая земля.

4. Закрепление.

- О каком событии говорится в этом тексте? (слайд)

. "... Был страшный век, когда монголы на Русь лавиною пошли.

В осенний день по степи голой, топча сухие ковыли...

Так шла чудовищным потоком, на Русь монгольская орда.

В одном стремление жестоком - сжигать и грабить города..." ( после ответа - щелчок на слайде)

- В каком веке произошло монголо-татарское нашествие на Русь?

- Задание 4 в листах активности: (слайд) подчеркните слова, которые показывают, какие качества проявили русские воины, сражались с монголо-татарами.

Мужество, трусость, отвага, предательство, храбрость, героизм.

(Проверка: щелчки на слайде)

- Задание 5.

После походов Батыя на Руси установилось иго монголо-татар. Завершая урок, я предлагаю вам выполнить несколько тестовых заданий. Если вы все сделаете правильно, то узнаете, какое качество было необходимо русским, чтобы от него избавиться. (слайд)

- На слайде вы видите тестовые задания. Запишите в клеточки на рабочем листе ту букву, которая, по вашему мнению, соответствует верному ответу.


  1. Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами?

а)Половцы Е

б)Печенеги Л

в)Византийцы М (после ответа - щелчок по слайду)

2. Где произошла первая встреча русских и монголо-татар?

а) на реке Днепр А

б) на реке Воже В

в) на реке Калке Д (после ответа - щелчок по слайду)

3/Битва на реке Калке произошла:

а) 31 мая 1322 года С

б) 8 сентября 1237 года В

в) 31 мая 1223 года И

4/Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году?

а)Мамай Е

б)Батый Н

в)Чингисхан Ш

5/Нашествие монголо-татар на Русь началось?

а ) в 1231 году П

б) в 1236 году Р

в)в 1237 году С

6/Первый удар в 1237 году был нанесен по:

а) Новгородской земле Л

б)Владимирскому княжеству А

в)Рязанскому Княжеству Т

7/Какое орудие использовали монголо-татары для пробивания крепостных стен?

а) катапульту Е

б) камнемет Ж

в) таран В

8/Что явилось основной причиной поражения Руси монголо-татарами

а) Феодальная раздробленность, О

б)Техническая отсталость русских дружин И

в)Христианское вероисповедание E

Проверка теста. Назовите ключевое слово.

(Слово появляется на презентации- щелчок по слайду)

В единстве - сила. История доказала, что после объединения русских земель никакой враг не мог больше одолеть Русь.

-А теперь я хочу, чтобы вы поделились впечатлениями от урока. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы: (слайд)

Я узнал…..

Мне было интересно…..

Я восхищался…..

Мне тоже было интересно работать с вами. Я восхищалась ответами……. ……Я узнала, что …..

5. Домашнее задание: прочитать стр.230-233, ответить на вопросы на стр. 233, заполнить таблицу:


Численное превосходство

Феодальная раздробленность

Железная дисциплина

Отсутствие единой армии


Военно-тактическое превосходство

Техническая отсталость русских дружин



© 2010-2022